Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов, обучающихся по всем специальностям ( заочная форма обучения)
СОДЕРЖАНИЕ: Цель курса – совершенствование речевой и коммуникативной компетенции студентов нефилологических специальностей применительно к условиям работы современных высокообразованных специалистов для повышения эффективности их профессионального общенияКафедра русского языка и культуры речи
РУССКИЙ ЯЗЫК
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
Методические указания
по выполнению контрольных работ
для студентов, обучающихся по всем специальностям
( заочная форма обучения)
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – совершенствование речевой и коммуникативной компетенции студентов нефилологических специальностей применительно к условиям работы современных высокообразованных специалистов для повышения эффективности их профессионального общения.
Задачи курса –
- вооружить студентов знаниями по рациональному и эффективному квалифицированному общению в различных условиях и ситуациях производственной и другой трудовой деятельности;
- обучить умениям квалифицированно вести деловые переговоры и беседы;
- обучить профессионально-квалифицированному восприятию чужой речи;
- обучить правилам составления публичного монологического выступления на профессиональном уровне;
- обучить правилам составления текстов научного характера, требуемых в ходе профессиональной деятельности;
- обучить правилам этики и этикета в профессиональном общении.
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык в профессиональном общении», согласно учебному плану, выполняется во втором семестре и состоит из 2-х блоков. На оценку «отлично» студент должен представить качественно выполненную контрольную работу, включающую все задания первого и второго блоков. На оценку «хорошо» студент должен представить качественно выполненную контрольную работу, включающую все задания первого и одно из заданий (на выбор) второго блоков. На оценку «удовлетворительно» студент должен представить качественно выполненную контрольную работу, включающую все задания первого блока. Контрольная работа выполняется в школьной тетради. Титульный лист оформляется согласно требованиям, предъявляемым к оформлению студенческих контрольных работ (см. приложение). Кроме контрольной работы, необходимо выполнить тест, целью которого является проверка знаний студентов основных правил русской орфографии, пунктуации, орфоэпии и стилистики.
Рекомендации по подбору материала
Выбранный для анализа текстовый материал необходимо согласовать с преподавателем.
Ответ по каждому из пяти заданий не должен быть намного меньше или больше 3 печатных страниц.
Анализируемые тексты должны быть приложены к тексту контрольной работы.
Список использованной литературы должен быть оформлен согласно действующему ГОСТ (Например: Стернин И.А. Общая риторика – Воронеж, 2004.)
ОСНОВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Речевая деятельность, виды речевой деятельности.
Определение понятия речевой деятельности, ее психофизиологических механизмов. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование (слушание), чтение, письмо. Различное взаимодействие видов речевой деятельности. Развитие видов РД.
Устная и письменная речь. Речевая коммуникация
Тема 2. Монологическая и диалогическая речь.
Профессиональная речь. Устная речь подготовленная и неподготовленная. Свободная речь. Динамичность речи.
Тема 3. Деловая речь в системе функциональных стилей.
Стилистические средства деловой речи, ее особенности. Устранение влияния разговорного стиля в деловом общении. Роды и виды документов. Общие и частные правила технического оформления различных документов. Реквизиты.
Тема 4. Деловая переписка и деловые письма.
Их разновидности. Общие правила деловой переписки и составления деловых писем. Разновидности (виды) официального делового письма.
Тема 5. Устная деловая речь.
Деловые переговоры, деловая беседа. Речевые тактики. Устная деловая речь. Речевые тактики в устном диалогическом общении формального и неформального делового общения.
Тема 6. Место публицистического стиля в профессиональном общении.
Культура публичного выступления. Понятие об ораторской (риторической) компетенции. Владение речевой и языковой компетенцией, предметом речи.
Тема 7. Виды ораторской речи.
Выступления на совещании, на презентации. Произнесение речей эпидейктического характера и др. Предвыборные и другие агитационные выступления. Выступление с научно-популярной лекцией.
Тема 8.
Научный стиль и его средства в современном деловом общении. Составление письменного текста научно-делового характера. Особенности научного текста и профессионального научного изъяснения мыслей. Предварительная подготовка текста научного характера и правила непосредственного его написания. Аспектуализация материала, разработка концепции, составление классификаций. Структурно-содержательные компоненты текста.
Тема 9. Этика и этикет деловой речи и профессионального общения в целом.
Стили речевого общения. Нейтральный стиль. Речевая агрессия, недопустимость ее видов в профессиональном общении. Речевой этикет в различных сферах общения. Традиционные формулы речевого этикета. Тактичность в общении. Правила эристики.
Тема 10. Паралингвистический аспект профессионального общения .
Понятие о паралингвистике. Единство вербальной и невербальной стороны речевой коммуникации. Правила «вычитывания» полезной информации посредством внимательного и квалифицированного наблюдения за жестами, позами, выражениями лица собеседника и по различным фонационным проявлениям.
Тема 11. Лингвопрагматическая сторона профессионального общения.
Строгий учет ситуации общения: официальности-неофициальности обстановки, различных сторон, времени, места общения. Всесторонний учет личности собеседника: возраста, пола, уровня образования, социального положения, обстоятельств его жизни в прошлом и настоящем, мировоззрения; учет значимости для него вашей собственной личности. Использование знаний из сферы психологии в процессе профессионального общения.
Контрольная работа для студентов-заочников по курсу «Русский язык в профессиональном общении»
I -й блок заданий
Задание 1 . Проанализируйте с точки зрения использования речевых тактик и стратегий диалог Чичикова с одним из помещиков (Н.В.Гоголь «Мертвые души»), диалог Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (И.С.Тургенев «Отцы и дети»), диалоги героев в романах Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», Л.Н.Толстого «Война и мир». (Один диалог по выбору).
Задание 2 . Проанализируйте одну из публичных речей какого-либо известного оратора прошлого или нашего современника. Определите все композиционные части этой речи, использованные аргументы (назвав их тип), приведенные факты, использованные фигуры речи, риторические слова и выражения.
Задание 3 . Составьте свою собственную публичную речь эпидейктического характера, употребив в ней 10 фигур речи и 15 слов риторического характера.
Задание 4 . Объясните, что такое жесты-симптомы и кинетические манеризмы, какое значение они имеют во время деловой беседы и в других случаях общения. Ваш ответ проиллюстрируйте рядом примеров.
Задание 5 . Объясните, какие существуют правила работы с различными письменными и устными источниками материала для написания работы научно-делового характера; как необходимо обрабатывать собранный материал (что такое концепция исследования, аспектуализация, классификация). Проиллюстрируйте это собственными примерами.
Задание 6. Представьте анализ телеинтервью. (Предлагаем взять для анализа интервью в рамках передач Вл. Соловьева «К барьеру», «Воскресный вечер с Вл.Соловьевым»)
II -й блок заданий
Задание 7. Исходным компонентом этого блока заданий является краткий анализ характеристики организации (организация выбирается студентом самостоятельно; в идеале должна быть реально существующей). Все задания этого блока будут связаны с исследуемой организацией (фирмой, компанией, учреждением). См. рекомендации по выполнению задания.
Задание 8. Представьте речь руководителя организации на презентации выпускаемой продукции компании (услуги, проекта, технологии и т д.).
Задание 9. Смоделируйте коммуникативную ситуацию в рамках исследуемой организации и представьте докладную и объяснительную записки. Проанализируйте языковые средства официально-делового стиля.
Задание 10. Представьте обзор деловой прессы («Коммерсантъ», «Экономика и жизнь», «Человек и его карьера» и т.д.), ориентируясь в основном на основные направления деятельности исследуемой фирмы.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
I -й блок заданий
Задание 1. Для выполнения задания необходимо изучить темы «Речевые тактики и стратегии».
Студент-исполнитель анализирует текстовый материал одной из глав произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» (главы 2, 3, 4, 5, 6 - на выбор).
В ходе анализа
1) выявляется и указывается:
· Тема и цель переговоров.
· Подготовка сторон к переговорам.
· Степень учета участниками обстановки переговоров.
· Степень учета ими личности партнера;
2) определяются речевая стратегия и каждая применяемая речевая тактика с обеих сторон, дается оценка эффективности тактик;
3) дается общая оценка результатов переговоров и коммуникативного поведения партнеров.
Задание 2 . Для выполнения задания необходимо изучить темы «Риторика: инвенция, расположение, украшение речи, роды и виды публичных речей».
Самостоятельно подбирается опубликованная речь (или речь, записанная на пленку) какого-либо известного общественного деятеля (политика, писателя и др.) прошлого или настоящего времени, в которой выявляются и характеризуются в виде отдельных рубрик:
· цель речи;
· ее композиционные части;
· наличие, количество и разнообразие аргументов;
· наличие, количество приводимых фактов;
· наличие и разнообразие украшений речи;
· степень соблюдения риторической этики.
Определяется вид (жанр речи).
Задание 3. Переписав подготовленную самостоятельную речь, подчеркните все слова риторического характера, использованные в ней, и укажите отдельным списком после приведенного текста все использованные фигуры речи.
Задание 4 . При выполнении этого задания изучите теоретический материал по теме «Невербальная часть общения, кинесика, произвольные и непроизвольные жесты». Приведите определения непроизвольных жестов и кинетических манеризмов и дайте их перечень (10 -12 наиболее характерных и коммуникативно важных явлений), проиллюстрировав их примерами из художественной литературы (как описания действий персонажей) или из реальной жизни (случаи, наблюдавшиеся вами).
Задание 5. Для выполнения этого задания необходимо изучить темы «Сбор материала для работы научно-делового характера, источники материала, обработка материала». Изложив данные сведения в виде краткого конспекта, необходимо проиллюстрировать методы обработки материала конкретными речевыми иллюстрациями.
Задание 6. Для выполнения этого задания необходимо изучить темы «Монологическая и диалогическая речь», «Речевые тактики и стратегии», «Паралингвистический аспект профессионального общения». Представьте анализ телеинтервью по плану:
1. Краткая характеристика передачи, в рамках которой проходит телеинтервью.
2. Краткая характеристика интервьюера (кто берет телеинтервью).
3. Краткая характеристика интервьюируемого (кто дает телеинтервью – отвечает на вопросы).
4. Тип телеинтервью (интервью-расспрос, интервью-портрет, интервью-обмен мнениями).
5. Цель телеинтервью.
6. Основные фазы телеинтервью (характеристика): контактноустанавливающая, основная, заключительная.
7. Характеристика основной фазы телеинтервью (классификация вопросов, анализ речевого поведения интервьюируемого, вербальных и невербальных средств общения).
II -й блок заданий
Задание 7. Представьте характеристику организации (фирмы, компании, учреждения) по следующему плану:
1. Название.
2. Организационно-правовая форма.
3. Основное направление деятельности.
4. Проанализируйте категорию «внутренняя общественность» (структура организации, персонал, руководители структурных подразделений, акционеры, если ОАО, ЗАО; возрастной состав, образование, статус; стиль руководства).
5. Представьте рынок услуг; выделить лидеров на этом рынке и определить, какое место занимает на этом рынке исследуемая компания (по объему выпускаемой продукции, оказания услуг и т.д.)
Задание 8. При выполнении этого задания см. рекомендации к заданию 1 (блок 1)
Задание 9. Смоделируйте коммуникативную ситуацию и представьте докладную и объяснительную записки. Проанализируйте языковые средства официально-делового стиля.
Задание 10. Обзор деловой прессы подготовьте по плану:
1. название издания
2. периодичность издания
3. регион распространения
4. краткий анализ событий в стране и их влияние на деловую жизнь
5. анализ вопросов (проблем) по основным направлениям деятельности исследуемой фирмы.
Приложение 1
Директору
ОАО «Истра Холидей»
И.Н. Мокину
23.02.08
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Довожу до Вашего сведения, что ранее запланированное участие нашей фирмы в работе II-й Международной туристической выставки «Интурмаркет-2008» с 23.03.08 по 25.03.08. (заявка на участие в выставке № 15 от 12.02.08) с целью представления новых проектов и идей в области развития туристских услуг и установления новых деловых контактов с представителями туристских администраций и предприятий подтверждено администрацией Московского выставочного центра «Крокус Экспо» (Договор на аренду выставочной площади № 5694 от 21.02.08).
Прошу Вас дать распоряжение соответствующим службам о проведении организационных мероприятий по своевременной подготовке всех необходимых информационных материалов и выставочных стендов.
Зам директора А.А. Петров
Анализ языковых средств докладной записки
Лексика: общеупотребительная (Вашего, нашей, работе, дать, участие, подготовка, материалы и т д.), официально-деловая (сведения, заявка, администрация, выставочной площади, распоряжение; информационные материалы, выставочные стенды,
Морфология : сущ. на -ние (проведение, распоряжение); краткие страдательные причастия (оплачены, подготовлены)
Синтаксис : Клишированные конструкции (довожу до Вашего сведения, что наша заявка…, прошу Вас дать распоряжение); по структуре предложения простые и сложные с подчинительной связью.
Директору
ОАО «Истра Холидей»
И.Н. Мокину
26.03.08
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 23.03.08 по 25.03.08. наша фирма принимала участие в работе II-й Международной туристической выставки «Интурмаркет-2008», проходившей в Московском выставочном центре «Крокус Экспо». Ответственность за проведение данного мероприятия была возложена на отдел рекламы.
В соответствии с Вашим распоряжением отделом рекламы были подготовлены все необходимые информационные материалы и заключен договор с фирмой «Контрол» на изготовление, доставку и сборку трех выставочных стендов и все счета-фактуры, представленные фирмой «Контрол», были своевременно оплачены нашей фирмой. Однако фирма «Контрол» не выполнила обязательства по договору в полном объеме. Два стенда были вовремя доставлены и установлены на арендуемой площади, а третий стенд не был представлен фирмой «Контрол» в срок из-за невозможности его транспортировки, т.к. сотрудниками фирмы не были учтены нестандартные габариты изготовленного стенда и не были приняты меры по своевременной аренде соответствующего транспорта для его доставки.
По указанному факту мною была направлена претензия руководству фирмы «Контрол» с просьбой о возмещении причиненного нашей фирме ущерба в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в связи с невыполнением условий договора.
Начальник отдела рекламы В.В. Володин
Анализ языковых средств объяснительной записки
Лексика общеупотребительная (принимала, наша, работе, мною, была, выполнила и т.д.) официально-деловая ( заключен договор, принимала участие, информационные материалы, арендуемой площади, нестандартные габариты, счета-фактуры, указанный факт)
Морфология: сущ. на -ние (проведение, изготовление, распоряжение); краткие страдательные причастия (учтены, направлена)
Синтаксис: Клишированные конструкции (по указанному факту мною была направлена претензия…; в связи с невыполнением условий договора…); по структуре предложения простые и сложные с различными видами связей.
Литература
Основная
1. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В. Референт руководителя. – М.: Ось-89, 2006.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: URSS, 2003.
4. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения. - М.: МАКС - Пресс, 2003.
5. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. М., 2008.
6. Теория и практика референтской деятельности/ Под ред. О.Я.Гойхмана. - М., 2004.
Дополнительная
1. Беклешов Д.В.Манеры и поведение делового человека. - М., 1993.
2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – М., 1995.
4. Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: URSS, 2006.
6. Данкел Ж. Деловой этикет. - Ростов-на-Дону, 1997.
7. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.
8. Загорская А.П. и др. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. – М., 1992.
9. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Том I, II. – М.: Дело, 2004.
10. Зарецкая Е.Н. Риторика и теория речевой коммуникации. Изд. 2-е. - М.: Дело, 1999.
11. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Коммуникативные стратегии. Коммуникативные тактики. Успешность речевого взаимодействия. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.
12. Колшанский Г.В. Паралингвистика. – М.: URSS, 2005.
13. Коцарь Э.Б., Марусанова В.Е. Пособие по обучению чтению и развитию навыков профессиональной научной речи для аспирантов. – М.: Русский язык, 1986.
14. Крейдлин Г. Невербальная семиотика.- М.: Новое литературное обозрение, 2002.
15. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – М.: Уникум Пресс. 2002.
16. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
17. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
18. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.
19. Сили Дж. Как написать доклад. – М.: Аст- Астрель, 2004.
20. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: URSS, 2006.
21. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2004.