Методические указания по выполнению практической работы №1 Тема: «Качества грамотной речи. Богатство и разнообразие речи. Синонимы» для студентов по специальностям: 260903. 51 «Моделирование и констру

СОДЕРЖАНИЕ: Учащиеся должны иметь навыки в подборе нужных слов, овладеть умениями избегать неоправданных повторений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

«ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 1

Тема: «Качества грамотной речи. Богатство и разнообразие речи. Синонимы »

для студентов по специальностям:

260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

260901.51 «Технология швейных изделий»,

080106.51 «Финансы»,

080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет»,

100105.51 «Гостиничный сервис»,

070602.51 «Дизайн одежды»

Составила:

Преподаватель: Л.Н. Ткаченко

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

русского языка, литературы,

иностранных языков

Протокол № __________

«_____»________ 20 ___ г.

Председатель комиссии:

___________ Л.Н. Ткаченко

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая работа №1 по теме «Качества грамотной речи. Богатство и разнообразие речи. Синонимы» проводится после изучения данной темы.

Учащиеся должны иметь навыки в подборе нужных слов, овладеть умениями избегать неоправданных повторений.

Практическая работа № 1

Тема: « Качества грамотной речи. Богатство и разнообразие речи. Синонимы »

Цели работы:

1. Практика в подборе синонимов.

2. Тренировать навыки грамотной речи, умение избегать неоправданных повторений слов.

Приспособления и инструменты:

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, стр. 16, упр. 15

Порядок выполнения работы

1. Чтение теоретической части §5.

2. Списать предложения, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.

Методические указания

Следует обратить внимание на часть речи, к которой относится выделенное слово. Если это прилагательное (под I заданием), синоним должен быть прилагательным, если существительное (II п.) – существительное и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Что такое синонимы?

2. Для чего синонимы употребляются в речи?

3. Как пополнить словарь современного человека?

Рекомендуемая литература:

1. Л.А. Введенская «Культура речи» Изд. «Феникс», стр. 137

2. В.Н. Клюева «Краткий словарь синонимов русского языка».


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

«ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 2

Тема: «Фразеологические ошибки и способы их преодоления »

для студентов по специальностям:

260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

260901.51 «Технология швейных изделий»,

080106.51 «Финансы»,

080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет»,

100105.51 «Гостиничный сервис»,

070602.51 «Дизайн одежды»

Составила:

Преподаватель: Л.Н. Ткаченко

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

русского языка, литературы,

иностранных языков

Протокол № __________

«_____»________ 20 ___ г.

Председатель комиссии:

___________ Л.Н. Ткаченко

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая работа №2 по теме «Фразеологические ошибки и способы их преодоления» проводится после изучения «Лексика. Фразеология».

Учащиеся должны знать, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. В ходе работы учащиеся должны показать знание фразеологизмов, умение находить речевые ошибки при их употреблении.

Практическая работа № 2

Тема: « Фразеологические ошибки и способы их преодоления »

Цели работы:

3. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология».

4. Тренировать умения исправлять речевые ошибки при употреблении фразеологизмов

Учебная литература:

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, стр. 35, упр. 44

Порядок выполнения работы

3. Прочитать предложения.

4. Указать, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов.

5. Переписать исправляя эти ошибки.

Методические указания

7 и 8 предложения – это цитаты из литературных произведений, в которых допущены речевые недочеты. Надо вспомнить эти цитаты и записать так как у авторов.

Контрольные вопросы:

1. Что называется фразеологизмами?

2. Какие вы знаете группы фразеологизмов?

3. Можно ли менять слова в фразеологизмах?

Рекомендуемая литература:

1. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», стр. 31 § 9.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

«ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 3

Тема: «Орфография »

для студентов по специальностям:

260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

260901.51 «Технология швейных изделий»,

080106.51 «Финансы»,

080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет»,

100105.51 «Гостиничный сервис»,

070602.51 «Дизайн одежды»

Составила:

Преподаватель: Л.Н. Ткаченко

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

русского языка, литературы,

иностранных языков

Протокол № __________

«_____»________ 20 ___ г.

Председатель комиссии:

___________ Л.Н. Ткаченко

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая работа №3 по теме «Орфография» проводится после повторения данной темы.

Учащиеся должны уметь использовать основные правила орфографии при написании текста.

Практическая работа № 3

Тема: « Орфография »

Цели работы:

5. Повторить основные правила орфографии: «Правописание гласных в корнях слов», «Правописание согласных в корнях слов», «Ъ, Ь разделительные», «Правописание сложных слов».

6. Тренировать навыки грамотного письма.

Учебная литература:

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, стр. 90, упр. 146.

Порядок выполнения работы

6. Повторение основных правил русской орфографии.

7. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Методические указания

С целью проверки рекомендуется подобрать к словам, где пропущена буква, проверочные.

Контрольные вопросы:

1. На каких правилах основано написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов?

2. Когда пишется приставка пре- , а когда при- ?

Рекомендуемая литература:

1. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», § 19, § 20, § 23, § 26.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

«ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 4

Тема: «Морфологические ошибки и способы их преодоления »

для студентов по специальностям:

260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

260901.51 «Технология швейных изделий»,

080106.51 «Финансы»,

080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет»,

100105.51 «Гостиничный сервис»,

070602.51 «Дизайн одежды»

Составила:

Преподаватель: Л.Н. Ткаченко

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

русского языка, литературы,

иностранных языков

Протокол № __________

«_____»________ 20 ___ г.

Председатель комиссии:

___________ Л.Н. Ткаченко

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая работа №4 по теме «Морфологические ошибки и способы их преодоления» проводится после изучения данной темы.

Учащиеся должны уметь находить и исправлять ошибки в образовании и употреблении форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

Практическая работа № 4

Тема: « Морфологические ошибки и способы их преодоления »

Цели работы:

7. Закрепить знания морфологии.

8. Развивать письменную речь учащихся.

Учебная литература:

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, стр. 126, упр. 222, стр. 121, упр. 210.

Порядок выполнения работы

8. Прочитать предложения.

9. Найдите ошибки, допущенные в употреблении прилагательных и местоимений.

10. Перепишите предложения, исправляя ошибки.

Методические указания

Записать только исправленный вариант.

Контрольные вопросы:

1. Когда склоняются географические названия на о, е , а когда нет?

2. С какими существительными не употребляются собирательные числительные двое, трое, четверо ?

Рекомендуемая литература:

1. Е.В. Жестерева, О.П. Корнышева, Е.И. Стерина «Русский язык». М., 2000

2. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», § 19, § 20, § 23, § 26.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

«ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 5

Тема: «Синтаксические ошибки и способы их преодоления »

для студентов по специальностям:

260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

260901.51 «Технология швейных изделий»,

080106.51 «Финансы»,

080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет»,

100105.51 «Гостиничный сервис»,

070602.51 «Дизайн одежды»

Составила:

Преподаватель: Л.Н. Ткаченко

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

русского языка, литературы,

иностранных языков

Протокол № __________

«_____»________ 20 ___ г.

Председатель комиссии:

___________ Л.Н. Ткаченко

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая работа №5 по теме «Синтаксические ошибки и способы их преодоления» проводится после изучения данной темы.

Учащиеся должны уметь находить и исправлять ошибки в построении простого предложения, при употреблении причастного и деепричастного оборотов, в построении сложного предложения и эти ошибки исправлять.

Практическая работа № 5

Тема: « Синтаксические ошибки и способы их преодоления »

Цели работы:

9. Закрепить знания учащихся по теме «Синтаксические ошибки и способы их преодоления».

10. Развивать письменную речь учащихся.

Учебная литература:

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, стр. 154, упр. 281, стр. 241, упр. 412.

Порядок выполнения работы

11. Прочитать предложения.

12. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Упр. 281.

13. Перепишите предложения, исправляя их.

14. Произведите замену обстоятельственных придаточных предложений деепричастными оборотами. Упр. 412.

15. Перепишите предложения в исправленном виде.

Методические указания

Произведите замену обстоятельственных придаточных предложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, устно объясните почему.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки в построении простого предложения встречаются?

2. Можно ли смешивать прямую и косвенную речь?

Рекомендуемая литература:

1. Е.В. Жестерева, О.П. Корнышева, Е.И. Стерина «Русский язык». М., 2000. стр. 217- 222

2. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», стр. 241, стр. 281

Скачать архив с текстом документа