Роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ Error: Reference source not found Глава 1. Общая характеристика налогового контроля в Российской Федерации 5Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, содержание налогового контроля…………………….……….…5
1.2. Цель и задачи налогового контроля в РФ…………………………………..7
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение налогового контроля………………………………………………………………………………..11
Глава 2. Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права…………………………………………………………………….13
2.1. Формы, методы и виды налогового контроля ……………………….13
2.2. Проблемы налогового контроля в России.………………………...….21
2.3. Пути реформирования налогового контроля в Российской Федерации………………………….…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………31
Введение
Регулярное финансирование деятельности государства и его муниципальных образований требует постоянного пополнения финансовых ресурсов в государственную казну. Происходит это в основном за счет уплаты организациями и физическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами плательщики обязаны уплачивать указанные денежные средства в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, в практике, организации и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов, сборов и других платежей, а также уклонение от их уплаты в связи с рядом причин. Причем сегодня стало естественным уклонение от уплаты налогов, как законными - когда удается полностью или частично избежать налогообложение, не нарушая при этом действующего законодательства, так и незаконными способами. Это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недоимки в бюджет налогов и сборов. Но с другой стороны, ошибки в исчислении, а затем их отражение в налоговых декларациях могут оказаться результатом частых изменений в законодательстве.
Таким образом, в настоящее время, перед налоговыми органами стоит серьезные задачи - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. В связи с этим, я считаю, что тема курсовой работы весьма актуальна .
Практическая значимость исследования заключается в обосновании особой значимости налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Отсутствие внимания к механизмам контроля в налоговой системе РФ может привести к негативным последствиям для государства: уменьшение налоговых платежей, потеря финансовой устойчивости страны, сокращение возможностей для дальнейшего развития и процветания. Таким образом, налоговый контроль является важнейшей частью государственного финансового контроля.
Целью данной курсовой работы является определение роли налогового контроля в системе государственного финансового контроля. На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
· раскрытие базовых понятий налогового контроля;
· рассмотрение цели и задач налогового контроля;
· определение роли налогового контроля, как основного инструмента государственного финансового контроля;
· изучение действующих форм и методов налогового контроля.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Объектом курсовой работы является налоговый контроль.
Предметом курсовой работы выступает система государственного финансового контроля.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют
труды отечественных ученых по проблемам налогового контроля.
Правовой основой работы выступает, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральные Законы, а также информационной основой – работы таких авторов, как:
Грачева Е.Ю., Качур О.В., Крохина Ю.А., Лермонтов Ю.М., Майбуров И.А., Тимошенко В.А и другие источники, а также средства массовой информации, статьи, сайты в сети Интернет, в частности сайт Министерства финансов РФ, сайт Федерального Казначейства, сайт Федеральной налоговой службы РФ.
Глава 1. Общая характеристика налогового контроля в Российской Федерации
1.1 Понятие, содержание налогового контроля
Налоговый контроль – это установленная законом совокупность приемов и способов государства, посредством налоговых органов, по обеспечению соблюдения налогового законодательства, проверки правильности исчисления, полноту и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном налоговым кодексом РФ.[1]
Налоговый контроль является элементом финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные мероприятия охватывают всю систему налогообложения и осуществляются в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, тем самым обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учетов и отчетностей.
Налоги должны обеспечить поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.[2]
Одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Только административные налоговые меры воздействия на экономику, по опыту, дают лишь кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. На самом деле эти меры обычно провоцируют уход от уплаты налогов и сборов, переток капиталов за границу в ущерб российской экономике.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). [3] Также могут проводиться и в других формах, предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением объектов налогообложения через границу РФ), а также другим законодательными актами РФ.
1.2 Цель и задачи налогового контроля в РФ
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет.
Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности.
Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.[4]
Итак, налоговый контрольдолжен стремиться к созданию совершенной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.
Вхождение России в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становится доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контроллеров разных стран. [5]
Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры.
Содержание налогового контроля включает следующие задачи :
-проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
-проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;
-проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
-проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;
-проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
-проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
-проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
-проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
-предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
-выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
-выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности;
-возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение налогового контроля
При проведении проверки государственные налоговые органы
руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень систематически изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.
На первом месте в перечне стоит основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в нем, регулируют налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
С 1 января 1999 г. На втором месте Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г., а именно часть первая. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
В настоящее время НК РФ является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.
До 1 января 1999 г. перечисленные выше положения регулировались несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О
Государственной налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
Необходимо отметить, что некоторые положения, статьи или пункты этих законов (они определены в части первой Налогового Кодекса) будут действовать вплоть до введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ
Одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.
Другим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ. Так 23.12.98г. был издан Указ Президента №1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам», которым Государственная Налоговая Служба РФ была преобразована в Министерство РФ по Налогам и Сборам.
Следующими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.
Глава 2. Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права
2.1. Налоговый контроль, как основная форма государственного финансового контроля
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого контроля в РФ. Необходимость наличия финансового контроля определено тем, что финансам как экономической категории характерны не только распределительная, но и контрольная функции.[6] Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за выполнением этих задач. Финансовый контроль проводится в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах, основными из которых являются:
- обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
- выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
- соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
- повышение эффективности финансовой политики государства.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств, целевое финансирование и других средств);
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
выявлении внутренних резервов производства;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Финансовый контроль состоит:
1. налоговый контроль;
2. бюджетно-финансовый контроль;
3. таможенный и валютный контроль;
4. ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
В Российской Федерации функционирует довольно разветвленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, разработки предложений о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы РФ, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов. К таким финансовым органам относятся Счетная Палата, Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Правовой департамент и др.[7]
Налоговый контроль следует рассматривать как функциональный элемент и основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, свойственные финансовому контролю, но также обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию.
Субъектами налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства.[8] Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.
Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.).
Налоговые отношения возникают у государства в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести к субъектам налогового контроля.
В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.[9]
Следует отметить, что в процессе налогового контроля оценивается не только количественные результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.[10]
С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Эффективность налогового контроля характеризуется:
-уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
-полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
-качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля;
-сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
2.2. Формы, методы и виды налогового контроля
Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля – это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.
Каждая из форм налогового контроля имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.
Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН, ЮГРЮЛ, ЕГРИП).
Налоговые проверки занимают в этой системе налогового контроля центральное место и являются его ключевым элементом. Они обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.[11] По сути, данный контроль представляет собой не что иное, как камеральную проверку деклараций о доходах физических лиц, но в силу ряда специфических особенностей можно выделить его в самостоятельную форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и организационного обеспечения. Вместе с этим эффективность данной формы налогового контроля может быть обеспечена только во взаимодействии с другими его формами.
Налоговый кодекс РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов проверок: камеральных и выездных, которые различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка - это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.[12]
Камеральные налоговые проверки важнейшая форма регулярного массового налогового контроля, в результате которых производится отбор плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.[13]
К основным особенностям камеральной проверки, требующим, с одной стороны, ее компьютеризации, основанные на системе специальных контрольных соотношений с целью выявления некорректных показателей, а с другой – осложняющим и этот процесс, относятся:
1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) – 1 раз в месяц.
2. Большое количество ошибок в декларациях, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
3. В весьма короткий срок налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза – первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности и второй – для собственно камеральной проверки ( которая ограничена сроком в 3 месяца со дня представления декларации налогоплательщиком).
4. Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и обработка непригодными для машинной.
5. Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, что делает практически бессмысленной трату ресурсов инспекции на получение последней и ее обработку.
6. Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».
7. Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков, счета-фактуры и т. д.).[14]
Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком декларации (расчета или иных документов).[15]
Если проверкой выявлены ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися представленных документов или сведениями, имеющимся у налогового органа, или полученными им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления.
Плательщик, предоставляющий в налоговый орган пояснения вправе дополнительно предоставить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, или иные документы, подтверждающие достоверность данных.
Можно выделить следующие этапы камеральных налоговых проверок:
1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законом;
2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения реквизитов);
3. Арифметический контроль;
4. Проверка своевременности предоставления отчетности;
5. Проверка обоснованности применение налоговых ставок и льгот;
6. Проверка правильности исчисления налогоплательщиками налоговой базы.[16]
Согласно статье 88 НК РФ запрещает истребование у налогоплательщика документов и сведений, не предусмотренных кодексом. Из этого правила сделано 3 исключения:
1. Налоговый орган может потребовать документы, подтверждающие применение налоговых льгот;
2. Налоговый орган имеет право истребовать документ, подтверждающий правомерность налоговых вычетов в случае, если по декларации заявлено возмещение НДС;
3. Если проверяемое лицо является плательщиком налогов, связанных с природными ресурсами.
Если проверкой не выявлено нарушений, инспектор подписывает декларацию с указанием даты на титульном листе. В случае выявления ошибок или несоответствий после рассмотрения пояснений и документов, представленных налогоплательщиком составляется акт камеральной налоговой проверки.[17]
Акт проверки составляется проверяющим инспектором в течение 10 рабочих дней после окончания проверки и подписывается им же.
Основным нормативно-правовым актом, которым руководствуются налоговые органы при планировании выездной налоговой проверки является регламент планирования и подготовки выездной налоговой проверки, утвержденный приказом МНС РФ от 18 августа 2003 года № БГ-4-06/23дсп. В нем перечислены приоритетные категории налогоплательщиков, которые делятся на тех, кто подлежит обязательному включению в план проверок, и на тех, кого проверят в первую очередь.
Для включения налогоплательщиков в план проведения выездных налоговых проверок должны быть соблюдены одно или несколько нижеприведенных условий:
· налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных;
· имеется поручение правоохранительных органов;
· имеется поручение вышестоящего налогового органа;
· организация представляет нулевые балансы;
· организация не представляет налоговую отчетность в налоговый орган;
· необходимость проверки налогоплательщика следует из мотивированного запроса другого налогового органа;
· налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности деклараций (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
· налогоплательщик отобран исходя из анализа основных финансовых показателей его деятельности по отраслевому принципу;
· налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений;
· организация ликвидируется.[18]
Анализ этих показателей становится возможным в связи с использованием налоговыми органами внутренней и внешней информации. Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов – досье налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя ( его зама) налогового органа. Форма решения утверждена приказом ФНС лот 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@.
Выездная проверка может проводиться в отношении:
- Всей организации, включая ее обособленные подразделения.
- Только главного подразделения.
- Только в отношении обособленных подразделений.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующие году, в котором вынесено решение о выездной налоговой проверке. Проверка может проводиться как на территории налогоплательщика, так и по месту нахождению налогового органа при отсутствии возможности налогоплательщика предоставить помещение.[19]
В последний день проверки, проверяющий должен обязательно составить справку о проведенной выездной налоговой проверки, в которой фиксируется предмет налоговой проверки и сроки ее проведения. Эта справка вручается налогоплательщику в день ее составления.
2.3. Пути реформирования налогового контроля в Российской Федерации
Реальная налоговая реформа налогового контроля должна удовлетворять следующим требованиям:
1) предельное упрощение системы налогового контроля путем совершенствования отечественной законодательной базы;
2) существенное увеличение доходов государства за счет устранения теневой экономики государства;
3) рационализация использования экономических ресурсов, которые необходимы для осуществления налогового контроля.
4) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет.[20]
Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
- форм и методов налоговых проверок.
Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
- увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
- проведение перекрестных проверок;
- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Данный перечень путей совершенствования, разумеется, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.
Государство обязано создать прочную основу для организации и проведения налогового контроля, сделать его независимым. Независимость от местных властных органов в условиях изменения экономических отношений, затрагивающих интересы всех хозяйствующих субъектов, предполагает реализацию на практике проводимой в стране налоговой политики с использованием норм налогового права, а не субъективных решений и мнений.
Заключение
В результате проведенной мной работы можно сделать следующие выводы.
Налоговый контроль – это установленная законом совокупность приемов и способов государства, посредством налоговых органов, по обеспечению соблюдения налогового законодательства, проверки правильности исчисления, полноту и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение уклоняться от уплаты налогов.
Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты сбора налогов напрямую зависят от ясности изложения механизмов налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогообложения.
Итак, главной целью налогового контроляявляется создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно.
Налоговый контроль осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Налоговый контроль следует рассматривать как функциональный элемент и основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, свойственные финансовому контролю, но также обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия. Контрольные налоговые мероприятия играют значительную роль в финансовой системе государства. Так как отсутствие налогового контроля может привести к финансовому краху страны. Ведь бесперебойное финансирование деятельности государства и его муниципальных образований зависит от регулярности и величины поступлений от плательщиков налогов и сборов денежных средств в казну. А правильный и эффективный налоговый контроль будет способствовать стабилизации и успешному развитию страны.
На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. Улучшить процедуры проверки, как камеральной, так и выездной. При этом можно взять самое лучшее и подходящее для условий в России из зарубежного опыта в этой области.
Таким образом, цель курсовой работы была достигнута.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841) .
2. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая, 2010г.
3. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации...»
5. Регламент планирования и подготовки выездной налоговой проверки, утвержденный приказом МНС РФ от 18 августа 2003 года № БГ-4-06/23дсп.
6. Приказ ФНС лот 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@.
7. Грачева Е.Ю. «Финансовый контроль», - М: Камерон, 2004 – 272с.
8. Качур О.В. «Налоги и налогообложение: Учебное пособие» –М.: Прогресс,2007.- 304с.
9. Крохина Ю.А. «Налоговое право. Учебник», - М: Юрайт, 2010 – 429с.
10. Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки по-новому -М: ИндексМедиа, 2007. - 256с.
11. Майбуров И. А., Ушак Н.В., Косов М.Е. «Теория и история налогообложения» - 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 423с.
12. Тимошенко В.А. «Проверки налоговых органов: практическое пособие / В.А. Тимошенко». - Система ГАРАНТ, 2009.
13. http://www.consultant.ru
14. http://www.klerk.ru
15. Статья «Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности», 2007.
16. Статья «Налоговая проверка: если инспектор ошибся...», 2009.
[1] Налоговый кодекс РФ, часть первая, 2010.
[2] Майбуров И. А., Ушак Н.В., Косов М.Е. «Теория и история налогообложения» - 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 423с.
[3] Налоговый кодекс РФ, первая часть, 2010г.
[4] Майбуров И. А., Ушак Н.В., Косов М.Е. «Теория и история налогообложения» - 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 423с.
[5] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации...»
[6] Грачева Е.Ю. «Финансовый контроль», - М: Камерон, 2004 – 272с.
[7] Грачева Е.Ю. «Финансовый контроль», - М: Камерон, 2004 – 272с.
[8] Крохина Ю.А. «Налоговое право. Учебник», - М: Юрайт, 2010 – 429с.
[9] Налоговый кодекс РФ, часть первая, 2010.
[10] Крохина Ю.А. «Налоговое право. Учебник», - М: Юрайт, 2010 – 429с.
[11] Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки по-новому -М: ИндексМедиа, 2007. - 256с.
[12] Налоговый кодекс, первая часть, 2010.
[13] Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов: практическое пособие / В.А. Тимошенко. - Система ГАРАНТ, 2009.
[14] Статья «Налоговая проверка: если инспектор ошибся...», 2009.
[15] Налоговый кодекс, часть первая, 2010.
[16] Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов: практическое пособие / В.А. Тимошенко. - Система ГАРАНТ, 2009.
[17] Налоговый кодекс, часть первая, 2010.
[18] Регламент планирования и подготовки выездной налоговой проверки, утвержденный приказом МНС РФ от 18 августа 2003 года № БГ-4-06/23дсп.
[19] Налоговый кодекс, часть первая, 2010.
[20] Майбуров И. А., Ушак Н.В., Косов М.Е. «Теория и история налогообложения» - 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 423с.