Англо-американская политологическая школа С.Липсет, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и

СОДЕРЖАНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ Кафедра: Реферат на тему: “Англо-американская политологическая школа (С.Липсет, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и др.)”

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ

Кафедра:

Реферат на тему:

“Англо-американская политологическая школа (С.Липсет, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и др.)”

Студент группы.

Москва, 2009

Содержание

[1]

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны.

В целом в развитии политологии с самого начала обозначались две главные тенденции. В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и теоретического начал.

Вместе с тем как в континентальной Европе, так и особенно в англосаксонских странах, политическая наука во все растущей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам.[2]

Однако уже в первые десятилетия XX в. известные политические ученые Запада Дж.Уоллес, Г.Ласки, Г.Ласуэлл поставили вопрос о значимости исследования социокультурных, религиозных, психологических факторов, неосознанных и подсознательных мотивов в политическом поведении людей. С этой целью были предприняты попытки применить в политологических исследованиях методы, заимствованные из экспериментальной психологии и психоанализа, а также эмпирической социологии. В тот же период многими политологами была осознана необходимость использования в исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии. Политологи стали широко привлекать также математические, статистические и количественные методы.

В итоге позитивизм, особенно в англосаксонских странах и прежде всего в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Так, в 1923 г. президент Американской ассоциации политической науки Ч.Мерриам, обосновывая необходимость отказа от старых «априорных спекуляций», юридических и сравнительно-исторических методов, утверждал, что техника поиска фактов создает «адекватный базис для надежного обобщения» и переводит «политическое исследование на объективную научную основу».[3] В этом русле политическая наука США вплоть до конца второй мировой войны концентрировала внимание на американской публичной администрации, публичном праве, политических партиях и группах давления, конгрессе и исполнительной власти, штатной и местной властях. При этом политические феномены и процессы все в большей степени становились объектом математизации и квантификации. Это в свою очередь вело к изгнанию из политологических исследований теоретического мировоззренческого и ценностного начал.

Касаясь вопроса о восхождении сциентистской и позитивистской политологии в США, нельзя представлять дело так, будто перестали существовать противостоящие ей течения совершенно. В тот период вышло немало работ, в которых подвергался аргументированной критике позитивистский подход, отстаиваемый Ч.Мерриамом, Дж.Кэтлином и др. Достаточно упомянуть, например, работы У.Эллиота «Прагматический мятеж в политике» (1928) и «Возможности науки о политике» (1931), в которых обосновывалась несостоятельность устремлений тех позитивистов, которые пытались превратить политологию в точную науку. У.Эллиот, в частности, подчеркивал, что сциентизм не способствует развитию творческого духа и ориентирует политологов на однобокое накопление фактов «по частным проблемам со ссылкой на специфические практические цели».

Но тем не менее фактом является то, что в американской политической науке верх одержала позитивистская методология, этот момент приобретает особенно важное значение, если учесть, что в 30-е - 40-е годы американское влияние в западной политологии стало преобладающим.[4] Дело в том, что в тот период в США переместился центр развития социальных и гуманитарных наук. В тоталитарных странах Европы исследования в этой области были либо свернуты, либо полностью поставлены на обеспечение идеологических и политико-пропагандистских запросов правящих режимов. Имели место небывалые в истории утечка мозгов и переселение цвета интеллектуальной и творческой элиты континентальной Европы в Америку.

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали традиционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Американская полито логическая школа представлена следующими направлениями:[5]

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам политической стабильности и модернизации, функционирования политических систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследований является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3. Бжезинский, С. Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, причины политических конфликтов, проблема посттоталитарного развития основной круг тем, интересующих ученых этого направления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определению предпочтений избирателей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических институтов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно остаются проблемы политической власти. При этом исследуются:[6] 1) конституционные основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно-управленческого аппарата и т.п.); 2) политическая власть и политическое поведение (механизм функционирования общественного мнения, по ведения избирателей, деятельность политических партий).

В последнее время в американской политологии бурно развиваются такие новые направления, как теории политического управления, международной политики, политической модернизации, сравнительной политологии.

2. Общая характеристика англо-американской политологической школы

2.1. Американская школа

Одной из самых первых и одной из самых представительных в современном мире является политологическая наука США.

Парадоксально, но именно не в Европе, а на американском континенте в Колумбийском университете в 1880 году организуется первая школа политической науки, а в 1903 году создается американская ассоциация политических наук, насчитывающая ныне свыше 16 тысяч членов. В настоящее время в США имеется около 5 тысяч колледжей политических наук, более 200 тысяч специалистов в этой сфере науки.

Среди многих американских политологов, оставивших глубокий след в развитии политологии, особо выделяются А.Бентли (1870-1957), Ч.Мерриам (1874-1953), П.Лассуэлл (1902-1979) и Г.Моргентау (1904-1980).

Поддержанные Чикагским университетом, они создали и утвердили школу прагматизма и политического реализма, связали с политологией такие методы исследования как бихевиоризм и психоанализ.

В послевоенный период американская политическая наука не только распространяется на европейский континент, но и в латиноамериканские, азиатские, африканские страны.

Основными направлениями политологических исследований в настоящее время являются:[7]

– изучение основ американского управления и политики – общенациональных политических институтов, избирательных технологий, политического лидерства, политического поведения на федеральном и региональном уровне и др.;

– сравнительная политика, связанная с исследованием политических проблем во многих странах. Особое значение здесь придавалось советологии (кремленологии);

– международные отношения и мировая политика. Исследуются проблемы войны и мира, международных общественных движений, контроля за вооружением и разоружением, работы международных организаций;

– политическая философия и политическая наука. Разрабатывается широкий круг проблем – от истории политической мысли до ее современных философских интерпретаций;

– разработка содержания и методов прикладной политологии, исследующей практические аспекты функционирования политики в конкретных сферах общественной жизни от уровня личности, социальной группы до производственной, деловой, финансовой, культурной, социально-бытовой и др. сфер жизни.

Ведущими политологами в США в настоящее время являются Р.Даль, Д.Истон, С.Хантингтон, Т.Стронг, З.Бжезинский, С.Коэм, Ф.Гринстайн, Л.Фрчдман, Р.Такер, Ч.Элиот, У.Бинтон, Ф.Хайек.[8]

2.2. Английская школа

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: 1) теория конфликта; 2) теория согласия; 3) теория плюралистической демократии.

Английская политическая наука, истоки которой также уходят в XIX век, и в послевоенное время тяготеет к поведенческим исследованиям, однако в этих исследованиях конкурируют два направления: экономическое, рассматривающее политику как сферу рациональной деятельности людей, стремящихся извлечь максимальную выгоду, и социологическое, которое пытается избежать примитивизма «экономистов» и увидеть в политическом поведении людей результат влияния культурных традиций, систем ценностей которым человек подчиняется в большинстве случаев неосознанно. Преобладание эмпирического подхода и в рамках «социологического», и в рамках «экономического» направлений политологии обусловлено и потребностями политической практики, и влиянием американского опыта. Односторонняя доминация американской политической мысли в английских научных центрах наложила на английскую политологию печать «провинцализма» в том смысле, что импульсы для новых разработок, оригинальные идеи и методы стали в нее поступать извне, почти исключительно из США (необходимо учитывать и один язык). Ведущими политологами являются Г.Ласки, М.Оукшотт, Э.Берч, Р.Роуз, Т.Боттомор, К.Поппер.

Заключение

Говоря о развитии политической науки, следует отметить, что в 30-е и 40-е годы преобладающим в западной политологии было американское влияние. В конце 40-х – начале 50-х годов в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии. Изучая поведение индивида, бихевиоризм широко использовал эмпирические методы анализа. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико-культурного подхода, сравнительной политологии и т.д. Показателем расцвета американской политической науки стали появление огромного потока литературы по политологии, создание новых научных и учебных центров, основание множества новых политологических изданий и т.д. Они оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран.

В качестве исходного основания анализа политики в современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, является определяющей тенденцией развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

В качестве единицы измерения политической реальности были взяты «политический человек» и его воля властвовать. Это позволяло рассматривать политику зримо, конкретно, открывало возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий.

Доминирующими направлениями в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах.

Список используемой литературы

1. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. – М., 1992.

2. Антология мировой политической мысли: В 5 т./Под ред. Г.Ю. Семигина, Л.Н. Алисовой, А.В. Дмитриева и др. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. Т. 2. Зарубежная политическая мысль XX столетия. Т. 3-4. Политическая мысль России. Т. 5. Политические документы. – М., 1997.

3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку//Веб-сайт http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch07_all.html.

4. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2002. – 488 с.

5. Ганс Иоахим Моргентау//Веб-сайт http://www.politnauka.org/person/morgenthau.php.

6. Дарендорф, Ральф//Веб-сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Дарендорф.

7. Дегтярев А.А. Основы политической теории//Веб-сайт http://society.polbu.ru/degtyarev_polittheory/ch30_all.html.

8. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. – 4-е изд., исп. и доп. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 716 с.

9. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511 с.

10. Кривогуз И.М. Политология: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

11. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 460 с.

12. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 624 с.

13. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998. – 480 с.

14. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов/Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

15. Политология. Учебник под редакцией Василика М.А.//Веб-сайт http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Vasilik/Polito/01.html.

16. Политология: Учеб. для вузов/С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. С.В. Решетникова; Белорус. акад. полит. наук. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 447 с.

17. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 238 с.

18. Самюэль Филлипс Хантингтон//Веб-сайт http://www.politnauka.org/person/hant.php.

19. Сартори, Джовани//Веб-сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Сартори.

20. Сеймур Мартин Липсет//Веб-сайт http://www.politnauka.org/person/lipset.php.

21. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 559 с.

22. Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2002. – 368 с.


[1] Политология. Учебник под редакцией Василика М.А.//Веб-сайт http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Vasilik/Polito/01.html.

[2] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку//Веб-сайт http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch07_all.html.

[3] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку//Веб-сайт http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch07_all.html.

[4] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку//Веб-сайт http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch07_all.html.

[5] Политология. Учебник под редакцией Василика М.А.//Веб-сайт http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Vasilik/Polito/01.html.

[6] Политология. Учебник под редакцией Василика М.А.//Веб-сайт http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Vasilik/Polito/01.html.

[7] Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998. – С. 102

[8] Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 17

Скачать архив с текстом документа