Определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т пРеферат как форма устного экзамена по литературе
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т. п.
В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.
Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает библиографический список.
Учитель. По сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: дает советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения…
Вопрос об оформлении работы решается в школе. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и набранные на компьютере.
1. Реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников.
Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. дается обзор литературы. Рассказывается, как будет освещаться тема.
Определяется основная мысль доклада, т.е. формулируется поставленная проблема. Ее решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения.
Ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Все это определяет содержательность и глубину работы. Причем ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.
Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Содержание должно быть изложено связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяют абзацы.
Важным требованием является стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи.
Объем работы строго не регламентируется – ученическая тетрадь.
2. Реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями.
Данный вид реферата включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии). Это информация, полученная путем аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта.
Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется.
В начале реферата - библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др.)
Целесообразно описать художественные приемы, которые использует автор. Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.
Допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, но не стоит забывать, что точность и краткость – важные достоинства реферата. Различные исторические справки, если они не составляют основное содержание первичного материала. В реферат не включаются.
Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или в тексте. В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста. Иллюстрации, схемы, таблицы и др. лучше размещать в приложении. Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.
Объем работы определяется содержанием книги или статьи.
Школьный экзаменационный реферат как жанр
- Жанровая сущность. Школьный экзаменационный реферат должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом научном смысле этого слова: «вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».
- Отличия реферата от конспекта
· Реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет содой новый вторичный текст, созданный в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.
· Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:
а) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая)
б) связность (логическая и формально-языковая)
в) структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения; их оптимальное соотнесение)
г) завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)
Для реферата отбирается информация, ценная для всех читающих, а не только для одного автора.
· Автор реферата не может пользоваться только ему понятными знаками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.
- Отличия реферата от исследования
· Исходя из требований жанра и научного определения, реферат не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый источник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного учеными, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Требование ОБЯЗАТЕЛЬНО включать в реферат самостоятельное мини-исследование является избыточным. Требование это факультативно, и оценивать такую работу следует более высоко. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.
- Виды рефератов.
· Монографические (реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии).
· Обзорные (реферат-доклад).
- Семантические свойства реферата.
Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:
- семантическая адекватность первоисточнику;
- максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;
- объективность в передаче содержания первоисточника;
- выражение собственных взглядов референта, а также его оценки освещаемой им информации должны быть четко отделены от изложения первоисточников;
- авторизованность в передаче информации
- Структура реферата.
· Введение. Называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), обосновывается ее выбор, дается краткая характеристика жанра первоисточников (исследование, монография, критический обзор и др.). Актуальность поднятой проблемы. Цель и задачи.
· Основная часть. Кратко, но полно передается содержание реферируемых текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты. Отмечается наличие разных точек зрения на проблему. Материал структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен. Все термины, употребленные, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте. Если работа представляет собой монографический реферат, то построение основной части зависит от строения исходного текста и подчиняется законам внутренней организации последнего.
· Заключение. Референт делает собственные выводы на основе прочитанных книг, о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора реферируемой работы. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.
- Оформление реферата.
Четкое выделение трех основных частей; наличие титульного листа, плана работы (оглавления) и списка реферируемой литературы.
- Объем реферата.
Объем реферата жестко не регламентируется, так как зависит и от содержания реферируемых книг, и от их количества, но не должен превышать 20 машинописных листов. Министерство образования РФ рекомендует ещё меньший объем: «не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов».
- Языковое оформление реферата.
Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, логичность и доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также использование особых клише – лексико-синтаксических конструкций, регулярно встречающихся в текстах научного стиля.
- Критерии оценки реферата.
· Общие критерии
- Глубина и полнота раскрытия темы
- Адекватность передачи содержания первоисточников
- Логичность, связность реферата
- Структурная упорядоченность
- Оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культуры цитирования, сноски и т.д.)
- Языковое оформление.
· Частные критерии (применяются к одной из конкретных структурных частей реферата: введению, основной части, заключению)
1) Введение:
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
- наличие формулировок целей и задач реферируемой работы;
- наличие краткой характеристики первоисточников.
2) Основная часть:
- логичное структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовка к частям текста и их соответствие содержанию;
- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
3) Заключение:
- наличие выводов по результатам анализа;
- выражение своего мнения по проблеме.
Оценка выставляется только после защиты реферата.
Литература
- Реферат как форма устного экзамена по литературе в выпускном классе./Литература. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений по литературе. - М.: Дрофа, 2001. (Допущено МО РФ).