Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

СОДЕРЖАНИЕ: Характерные черты второго этапа итальянского гуманизма, который охватывает первые четыре десятилетия ХV в.–начало 50-х гг. ХVI в. Воплощение гуманистических идей во времена итальянского Кватроченто. Художественные и педагогические школы в искусстве.

Реферат: Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто


Второй этап итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХV в. – начало 50-х гг. ХVI в.

Именно в это время гуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлением периода было возникновение многочисленных центров культуры. Такими центрами становятся Флоренция (она была безусловным лидером до конца ХУ в.- начала ХУ1 в.), Милан, Венеция, Неаполь, Рим, затем Феррара, Мантуя, Болонья, Урбино, Римини. Иными словами гуманистические идеи и в целом культура Ренессанса начали распространяться вширь. В этот период (о чем мы еще подробнее скажем ниже) стали возникать и формироваться различные художественных школы (в искусстве) и основные направления гуманизма.

Кроме того, первая половина ХУ в. была отмечена созданием гуманистических школ; отдельные дисциплины гуманитарного комплекса studia humanitatis (помимо риторики, грамматики, диалектики, которые и в эпоху средних веков преподавались на артистическом факультете) получили право преподавания в университетах.

В начале ХV в. сделали первые успешные шаги новая система образования и гуманистическая педагогика. Одним из первых обстоятельных теоретических трудов по вопросам воспитания и образования стал трактат “О благородных нравах и свободных науках” (1402) ученика Салютати гуманиста Пьетро Паоло Верджерио. Немалое распространение в начале ХУ в. получил и трактат доминиканского монаха (позже епископа и кардинала) Джованни Доминичи “Наставление в семейных делах”. В этих сочинениях были выдвинуты (имевшие общие точки соприкосновения) программы обучения и принципы воспитания, видевшие конечную цель образования в утверждении нравственно совершенного человека. Вместе с тем эти программы существенно различались и стали символами двух подходов к культуре – гуманистического и церковного. Верджерио настаивал на обучении детей благородным искусствам и свободным наукам, к которым он относил как традиционные artes liberales (семь свободных искусств), так и гражданские науки – историю и моральную философию. Цель образоваия по Верджерио – приобретение разносторонних знаний, помогающих в жизненных делах, его идеалом был гармонически развитый человек. В методах воспитания, как считал Верджерио, важны не принуждение и наказание, а авторитет родителей и учителя и интерес самого ученика к знаниям.

Доминичи в своем трактате поставил иную педагогическую задачу. Будучи обеспокоенным слишком, на его взгляд, светской и даже «безнравственной» обстановкой в школах Флоренции, Доминичи призвал сделать упор на домашнее воспитание и образование, придав им религиозный характер. В целом, концепция Доминичи представляла собой наиболее консервативную линию в средневековой педагогике. Он осуждал чтение языческих авторов, особенно поэтов, как безнравственное занятие. Гуманисты же, напротив, отводили главное место в своей программе образования изучению античного наследия.

Педагогическая тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины ХУ в. Ей посвятили свои трактаты Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях», Маффео Веджо «О воспитании юношей»; специальные разделы о воспитании и образовании находились в сочинениях Леона Баттиста Альберти «О семье» и Маттео Пальмиери «Гражданская жизнь». Имея некоторые оттенки, все эти авторы были солидарны в основном, а именно в светской ориентации всей системы воспитания и образования, направленной на формирование всесторонне развитого, нравственного, эрудированного и граждански активного человека. Не призывая к отказу от земных удовольствий, все они говорили об уважении к религии.

Новые педагогические идеи нашли своих последователей в лице неординарных учителей, которые старались на практике воплотить принципы гуманизма. Именно такими были Гаспарино Барцицца, Витторино да Фельтре, Гварино да Верона и др. Они создали гуманистические школы в ряде итальянских городов: Мантуе, Вероне, Ферраре и т.д., которые были известны всей Италии и привлекали учащихся из других стран. Самым знаменитым учебным заведением стал «Дом радости» блестящего педагога Витторино да Фельтре (Кстати, в частной школе Витторино обучались дети разных сословий – как из семей скромного достатка, так и дети маркиза Гонзага (правителя Мантуи), который вместе с Гварино да Верона осуществил настоящий переворот в системе школьного образования. Он положил в основу своей программы образования дисциплины studia humanitatis. Уровень знаний его учащихся-школяров был настолько высок, что они могли сразу поступать на старшие факультеты университетов (факультеты права, медицинский, теологии).

Гуманисты выступали и в роли преподавателей университетов, их приглашают для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Одним из первых в свои стены стал приглашать гуманистов для чтения лекций по риторике, моральной философии, поэзии Флорентийский университет – Студио (Studio fiorentino).Еще в 1351 г. такое приглашение получил Петрарка (правда, отказавшийся от него). В 1373 г. лектором университета стал Боккаччо, читавший курс о «Божественной комедии» Данте. В дальнейшем произведение великого Данте комментировали гуманисты Джованни Мальпагини, Франческо Филельфо, Кристофоро Ландино и др. Открывшуюся в Студио еще в конце Х1У в. кафедру греческого языка и литературы возглавил славившийся своими знаниями византийский ученый Мануил Хрисолор. Среди его учеников были видные гуманисты Леонардо Бруни, Франческо Барбаро, Пьетро Паоло Верджерио и др. Как правило, в ХУ в. греческий язык и литературу преподавали византийцы. Новым явлением для итальянских университетов (Студио Флоренции, университетов Павии, Милана, Падуи, Болоньи, Феррары) стало преподавание латинской и греческой поэзии, а также по-новому трактовавшейся, на основе обнаруженных в первые десятилетия ХУ в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана «Наставление оратору», риторики. Исключительной прерогативой гуманистов было преподавание дисциплин комплекса studio humanitatis.Например, Франческо Филельфо читал курсы риторики и вел занятия по философии и греческому языку в Милане. Лоренцо Валла – курс риторики в Риме и Павии. Почти 40 лет курсы риторики и поэтики во флорентийской Студио читал Кристофоро Ландино. Лекции-комментарии по ораторскому и поэтическому искусству вел и Анджело Полициано.

В первой половине ХУ в., т.е. во 2 период развития гуманизма, происходит его идейная дифференциация и в нем намечаются разные направления.

Складывается несколько направлений в гуманистической этике эпохи Кватроченто, которые отличались своей философской основой и разной трактовкой основных этико-гуманистических проблем (т.е. что есть ”нравственный идеал”, “высшее благо”, как должны складываться отношения личности и общества).

Рубеж Х1У—ХУ вв. был отмечен зарождением во Флоренции “гражданского гуманизма” (термин американского исследователя Г.Барона, США), в котором проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Гражданский гуманизм сложился на флорентийской почве, во Флоренции и стал одним из ведущих направлений в гуманизме. Это направление наметилось еще в трудах Салютати, но обрело четкие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и Аламанно Ринуччини.

Представители этого направления утверждали идеал активной гражданской жизни и республиканские принципы (принципы равенства, свободы и справедливости). Именно этому направлению были присущи интерес к социально-политической проблематике, которую рассматривали в тесной связи с этикой, историей и педагогикой.

Основоположником, основателем гражданского гуманизма в Италии был ученик Салютати и Хрисолора, канцлер Флорентийской республики (в течение последних 17 лет жизни), великолепный знаток языков древности Леонардо БРУНИ (1374—1444). Флоренции он посвятил свои основные труды (прежде всего политического характера) “Восхваление города Флоренции” (нач. ХУ в.), “О флорентийском государстве” (сер. 30-х гг.) и свою самую известную работу “Историю флорентийского народа” (1439 г.; написанную по заказу коммуны и заложившую, в сущности, основы ренессансной историографии). Он хорошо известен как переводчик с греческого на латинский сочинений Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена. Его волновали проблемы этики (он является автором ряда работ на моральные темы - “Введение в науку о морали”, “Диалоги к Петру Павлу Гистрию” (гуманисту Пьетро Паоло Верджерио) - и в некоторой степени педагогики, филологии и истории.

В основу этико-политической концепции Бруни лег тезис античной философии о человеке как существе общественном, раскрывающемся в полную силу во взаимодействии с другими людьми. Бруни утверждал, что социальная гармония диктует подчинение личности (и личного блага) интересам общества.

Основной мотив этического учения Бруни – нравственное поведение личности и отдельных групп общества должно исходить из интересов всего общества – позже стал лейтмотивом всего направления гражданского гуманизма.

Лучшей формой государства Бруни считал Флорентийскую республику, основанную на принципах равенства, свободы и справедливости. В своих сочинениях - “Истории флорентийского народа”, “Восхвалении города Флоренции” (нач. ХУ в.), “О флорентийском государстве” Бруни представляет флорентийскую республику как образец пополанской демократии.

Как ему казалось, законы Флоренции обеспечивали ее гражданам свободу от тирании и внешнего порабощения, равенство в политических правах (равенство Бруни трактовал в стиле идей Аристотеля, т.е. как равную ответственность всех граждан перед законом и равенство прав их участия в государственном управлении. Хотя, будучи трезвым политиком, он с сожалением отмечал в своем трактате “О флорентийском государстве”, что реальная власть во Флоренции находится в руках “знатных и богатых”), и справедливость как норму распределения общественных благ. Но все это касалось лишь полноправных граждан Флоренции, под которыми он понимал тех, кто принадлежал к 21 цеху Флоренции и, конечно, составлял небольшую часть населения города. Как гражданин и канцлер Флорентийской республики, Бруни достаточно высоко оценивал конституцию Флоренции “Установления справедливости” и другие ее законы, закреплявшие ее политико-правовой строй.

Безусловно, отстаивая идеалы республиканизма и гражданской свободы, Бруни выражал настроения пополанства.

В дальнейшем, идейные принципы гражданского гуманизма нашли развернутое изложение в трудах (особенно в его диалоге “Гражданская жизнь”, ок. 1439) младшего современника Бруни, видного флорентийского гуманиста и политического деятеля Маттео Пальмиери (1406—1475). Он родился в семье аптекаря и получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке. Долгие годы Маттео (как и другие гуманисты) занимался политической деятельностью: с 1432 по 1475 гг. занимал во Флоренции более 50 различных должностей, два раза избирался на пост гонфалоньера (1452, 1468 гг.). Известен, прежде всего, своим сочинением “О гражданской жизни” (ок.1439), в котором изложил свою этико-социальную доктрину. Основа этой доктрины – служение общему благу и пользе государства. Именно принцип общего блага и был положен Пальмиери в основу его этики.

Моральная философия этого гуманиста строилась на понятии “естественной социальности” человека, откуда проистекала этическая максима Пальмиери: подчинение личных интересов служению общему благу.

Так, лейтмотивом диалога “Гражданская жизнь” является идея отказа от личных интересов во имя отечества (патриотическая по своей сущности) и служение общему долгу. Полезной для общества деятельностью должны заниматься все, способные к труду. Долг каждого человека-гражданина - активная созидательная деятельность, труд (во имя личного и особенно общего благополучия), забота о благе всех.

Пальмиери не осуждал накопительство (хотя признавал лишь честный способ обогащения, говорил, что оно должно совершаться “чистыми руками”), поскольку, как он считал, богатый человек способен проявлять свои лучшие гражданские качества (как то щедрость, великодушие и т.д.).

Богатство и благополучие отдельно взятого человека (как считал Пальмиери) – это залог благополучия общества в целом, поэтому налоги государства не должны быть чересчур высокими и потому разорительными.

Лучшей формой государства, идеалом государства, по мнению Пальмиери (как и у Бруни), была пополанская республика флорентийского типа (Флорентийская республика).

Позднее в своей поэме “Град жизни” (1464) гуманист пришел к выводу о несовместимости господства частной собственности с “естественным законом” справедливости. И его идеалом постепенно становится принцип Цицерона – принцип сочетания частной и общественной собственности.

В целом, концепция гражданского гуманизма в первой половине ХУ в. успешно разрабатывалась во Флоренции. Свой вклад в ее разработку внесли Джанноццо Манетти, Поджо Браччолини, Донато Аччайуоли и др. Но в 70-80-хх гг. ХУ в. (в условиях тирании Медичи) она пережила определенные изменения. Одним из последовательных сторонников гражданского гуманизма этого периода был государственый служащий Флоренции Аламанно Ринуччини (1426—1499), который в своих сочинениях “Диалог о свободе” (1479), “Речь на похоронах Маттео Пальмиери”, в “Исторических записках” отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи. Выходец из знатной купеческой флорентийской семьи, Аламанно Ринуччини осудил в своем произведении “Диалог о свободе” тиранию Медичи и с горечью отметил отход от республиканской формы правления. Находясь на позициях пополанского демократизма, Ринуччини сочувствовал заговору Пацци (правда, неудавшемуся) против Медичи (в 1478 г.), убийство тирана казалось ему правомерным.

Ринуччини сделал новый шаг в осмыслении светской этики, поставил ее в более тесную связь с политической системой. В своем “Диалоге о свободе” он сделал одним из основополагающих понятий свободу гражданина и рассматривал ее как основное условие нравственного совершенствования и личности, и общества. Политическая свобода, в представлении Ринуччини, есть высшая моральная категория, без нее невозможно счастье и нравственное совершенство человека. В понимании же таких понятий как равенство и справедливость Ринуччини был близок к своим предшественникам Бруни и Пальмиери.

Совершенный образ жизни он связывал как с активной гражданской деятельностью, так и с «созерцанием», с научной и литературной деятельностью. Причем считал, что созерцательный образ жизни предпочтителен, когда в условиях тирании невозможна политическая активность.

Наряду с этико-политической концепцией гражданского гуманизма в итальянском гуманизме первых десятилетий ХУ в. возникло и другое направление – эпикурейское, нашедшее яркое воплощение в учении Лоренцо ВАЛЛЫ (1407—1457).

Лоренцо Валла был выдающимся гуманистом ХУ в., деятельность его протекала в Милане, Неаполе (где он служил с 1435 г. секретарем у короля Альфонса Арагонского), Павии (здесь он преподавал риторику), Риме (где провел последний период жизни в качестве секретаря папской курии). Наследие Лоренцо обширно и весьма многообразно. Это труды по истории, филологии, философии, этике и т.д.

Лоренцо был автором этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (или «О наслаждении», 30-е гг.). В диалоге «Об истинном и ложном благе» он развивал этическую концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. Валла считал, что основная особенность человеческой натуры – это способность испытывать наслаждение (voluptas). Стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям – закон природы. Человек, считал Лоренцо, пришел в этот мир не ради печального приготовления к смерти, а для наслаждения (например, красотой мира). Он отдавал должное чувственному наслаждению и наслаждению разума.

Валла не любил и осуждал аскетическую мораль, особенно ее крайние проявления – уход от радостей земного мира в мир монашества, умерщвление плоти и т.д. Он всячески оправдывал телесное наслаждение, запретное для христианской морали. Лоренцо находил, что стремление человека к чувственным наслаждениям вполне оправданно, поскольку оно вызвано инстинктом самосохранения, свойственным каждому человеку. Отсюда проистекает и важный этический принцип Валлы – избегай страданий и ищи радостей.

В этике Валлы наслаждение отождествляется с благом, счастьем, а также пользой. Категория «полезности», наряду с понятием «наслаждение», было основополагающей в этике гуманиста. Полезность наслаждения естественна. Но в стремлении к пользе и наслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей. Принцип взаимной полезности, по мнению Валлы, лежит в основе общественного и государственного устройства.

В сущности, Лоренцо Валла выдвинул свое понимание нравственности с учетом личного интереса человека. В целом, этическое учение Валлы вело к утверждению светской и антиаскетической морали, оправдывало мирские радости бытия и, безусловно, не могло не оказаться в противоречии с принципами официальной (церковной) морали. В своем произведении «О монашеском обете» (1442) он, фактически, бросил ей вызов, а также подверг сомнению правомерность существования института монашества, поскольку настоящее благочестие, как он считал, заключалось не в обете, насилующем плоть, а в радостях мирской жизни.

Еще более смелым был его антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть) (1440), в котором Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики, и др. наук, доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, выступив против права пап на светскую власть. Валла стремился ограничить прерогативы церкви только верой, считая светскую культуру и христианскую религию сферами независимыми.

После своих резких выпадов сторону церкви, папства и монашества Лоренцо (в 1444 г.) был привлечен к суду инквизиции, от которого его спасло лишь заступничество короля Неаполя

Средневековой схоластике Лоренцо Валла противопоставил гуманистическую филологию. Как филолог Валла продолжил традицию изучения античных рукописей, разработал критический метод анализа текстов, применив его и к изучению Библии. Филологические штудии Валлы нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическом комментарии к Новому Завету, которые были блестящим образцом нового, научного подхода к тексту. Главными историческими сочинениями Валлы являются труд «О деяниях короля Фердинанда Арагонского» и уже упоминавшееся «Рассуждение о подложности…».

Однако широкого развития эпикурейская линия Лоренцо Валлы в гуманистической этике не получила, хотя и нашла во второй половине ХУ в. сторонников в лице ряда римских гуманистов – Помпонио Лето, Каллимаха и др.

Иное направление в итальянском гуманизме ХУ в. составило творчество выдающегося мыслителя, писателя, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404—1472). Многогранная деятельность Альберти – один из ярких примеров универсальности человека эпохи Возрождения.

Выходец из знатной (оказавшейся в изгнании в Генуе) флорентийской семьи, Альберти окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в 1432 г. получил место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет.

Разносторонне одаренный и хорошо образованный, Альберти внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу, архитектуру, занимался проблемами педагогики и этики, математикой и картографией.

Проблемам земной жизни человека посвящены сочинения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе».

Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что способствовало распространению его идей в итальянском обществе.

Как практик-архитектор Альберти создал ряд проектов, заложивших в сущности основы ренессансного стиля в архитектуре ХУ в. Как и его предшественники, Альберти занимался проблемами гуманистической этики и создал последовательное, во многом оригинальное (восходящее к Платону, Аристотелю, Цицерону) гуманистическое учение о человеке, основанное на идее гармонии. Свою этическую концепцию Альберти излагает на вольгаре в форме диалогов, она проникнута верой в способность человека к разумному устройству жизни, общества, семьи, государства, верой в способность человека к самосовершенствованию. Высшей ценностью человека по Альберти было не богатство (богатство – это средство обеспечить достойную жизнь), а интеллектуальное совершенство.

По Альберти, идеальный человек гармонично сочетает в себе силы разума и воли, душевный покой и творческую активность. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu ( дословно с итальянского-доблесть, способность). Воля человека, его разум, мудрость, достоинство, чувство меры, способности помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Во власти человека раскрыть свои природные способности и стать творцом самого себя, своей судьбы. Он полагал, что человек изначально наделен способностью к разумному постижению всего сущего, к творчеству (которое он понимал очень широко – от труда ремесленники до уникальной художественной и научной деятельности), созиданию, труду (который для Альберти не наказание за грех, а источник благополучия, славы, душевного комфорта), в чем и состоит его отличие от животного.

В целом, этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью, проблемам семьи (ее устоям, укреплению, гармонии) он посвятил диалоги «О семье» и «Домострой», написанные на вольгаре. Семья рассматривалась гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Богатство и благополучие семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, накопительством (основанном на бережливости, трудолюбии, рачительности). Нечестные методы обогащения он считал недопустимыми. Он ратовал за то, чтобы личный интерес согласовывался с интересами других людей, и полагал, что в определенных ситуациях можно поставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы (Кстати, общество Альберти рассматривал как гармоничное единство всех его слоев, которому способствует деятельность правителей).

Основная посылка гуманистической концепции Альберти – принадлежность человека миру природы (по Альберти человек и природа связаны неразрывно), последнюю он трактовал с позиций пантеизма как носительницу божественного начала. Вообще философские воззрения Альберти были достаточно близки пантеизму.

Следует заметить, что идеал активной жизни роднит этику Альберти с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, которые позволяют говорить об учении Альберти как самостоятельном направлении в гуманизме.

Во второй половине ХУ в. учение о человеке получило новый импульс развития в концепциях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.


Список источников и литературы

1. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985.

2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

3. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987.

4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.

5. Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988.

6. Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989.

7. Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991.

Скачать архив с текстом документа