Основные понятия ассортиментной работы
СОДЕРЖАНИЕ: Проблематика ассортиментной работы в книжной торговле постоянно привлекала и привлекает внимание как ученых, занимающихся книжной торговлей, так и книготорговых практиков. В последнее время можно отметить появление научных и инструктивно-методических публикаций, посвященных данной теме.Основные понятия ассортиментной работы
Кожевников Г.В.
Проблематика ассортиментной работы в книжной торговле постоянно привлекала и привлекает внимание как ученых, занимающихся книжной торговлей, так и книготорговых практиков. В последнее время можно отметить появление научных и инструктивно-методических публикаций, посвященных данной теме. В этих публикациях с различных позиций - организационно-экономических, социологических, книговедческих рассматриваются ассортиментная работа в целом, формирование книготоргового ассортимента, товарных запасов, вопросы изучения спроса, культурно-экономического профиля обслуживаемого района, работа с наличным ассортиментом и т. д.
Вместе с тем пока не определено с необходимой степенью полноты само понятие «ассортиментная работа», нет четкого представления о месте ассортиментной работы в книготорговой деятельности и в более общей системе «Книжное дело». Кроме того, существуют противоречивые точки зрения в определении необходимых элементов системы «Ассортиментная работа», а также процессов книготорговой работы, относящихся к интересующему нас явлению.
В определении книготорговой деятельности, книжной торговли, а соответственно и ассортиментной работы можно выделить три основных подхода.
Первый из них - организационно-экономический с элементами социологического. Наиболее полно он представлен в работах А.П. Кузнецова, Н.В. Черновой, А.А. Чернышовой, нашел он отражение и в инструкциях ВГО «Союзкнига» (например, «Инструкция по изучению спроса на литературу», «Рекомендации по проведению дня учета неудовлетворенного спроса» и др.). Суть этого подхода сводится к тому, что основными в книжной торговле, в книготорговой деятельности являются организационно-экономические процессы, которые и определяют суть ассортиментной работы. При изучении спроса в этом случае предполагается, наряду с организационно-экономическими средствами, использовать и социологические методы. В наиболее крайнем варианте предлагается вообще отказаться от понятия «ассортиментная работа», заменив его понятиями «работа с товарными запасами», «формирование товарных запасов».
Второй подход - книговедческий. Он изложен в работах А.А. Беловицкой, Ф.А. Кузина, И.А. Саяпиной, которые считают основными для ассортиментной работы в книжной торговле книговедческие, пропагандистско-рекламные, информационно-библиографические процессы.
Третий подход, который можно назвать «библиополистическим», базируется на представлении о книготорговой деятельности и ассортиментной работе как синтезе, системе организационно-экономической, социологической и книговедческой деятельности. Эта позиция отстаивается в работах А.А. Говорова, близок к ней и В.К. Солоненко.
Для того, чтобы определить правильный подход к данной проблеме, необходимо более подробно рассмотреть родовое для ассортиментной работы понятие «книготорговая деятельность». Поскольку какие-либо специальные исследования по книготорговой деятельности отсутствуют, мы ограничимся самым общим уровнем изучения состава и структуры этой профессиональной деятельности, не претендуя на исчерпывающую и законченную систему. Можно ввести еще одно ограничение. Так как сущность ассортиментной работы связана с профессиональными знаниями, навыками, практическим опытом, можно исключить из анализа область книготорговой деятельности, общую для многих других видов профессиональной человеческой деятельности.
Книготорговую деятельность можно определить как профессиональную деятельность по обеспечению движения книги (точнее книготоргового ассортимента - способа существования, движения книги в книжной торговле) от сферы книгопроизводства до сферы книгопотребления. Исходя из этого, можно выделить три вида книготорговой деятельности, которые в своей совокупности создают необходимые и достаточные основания для обеспечения описываемого процесса. Это книговедческая, социолого-психологическая и организационно-экономическая книготорговая деятельность. То, что в книжной торговле тесно переплетаются книговедческие, социологические, психологические, экономические, торгово-технологические знания, а, следовательно, и направления профессиональной деятельности, подмечено еще отечественными книговедами в 20-е годы (см., например, работы М.И. Щелкунова, Н.В. Здобнова и т.п.). Начиная с 60-х годов, эти идеи развивает А.А. Говоров, считающий, что книготорговое знание находится на стыке книговедения, экономики и социологии.
Действительно, книговедческая деятельность в книжной торговле необходима, поскольку практически все процессы так или иначе связаны с книгой (с ее историей, типологией, ассортиментом, пропагандой и рекламой, информационно-библиографическим обслуживанием). Без организационно-экономической работы невозможна никакая торговая деятельность, в том числе и книжная. Выделение среди необходимых и достаточных видов книготорговой деятельности социолого-психологической связано с тем, что книга сама по себе есть социальное коммуникационное явление, ориентированное на сложноструктурированную систему читательского восприятия. Не случайно сложилось, хотя и спорное со времен Н.А. Рубакина, такое научное направление, как библиопсихология. Кроме того, сам книготорговый процесс тесно связан с психологическим взаимодействием продавца и покупателя, с социологическим изучением групп покупателей, изучением покупательского спроса, читательских потребностей, типов читательского восприятия.
В практической книготорговой деятельности все перечисленные выше виды тесно переплетаются и протекают обычно одновременно, взаимодействуя и обеспечивая друг друга. Однако в научном анализе мы имеем право расчленить их, чтобы точнее определить сущность каждого вида и механизм их взаимодействия.
Вопрос о том, к какому из этих видов книготорговой деятельности принадлежит ассортиментная работа, можно разрешить, видимо, только в том случае, если мы сумеем вскрыть сущность этого процесса, рассмотрев его не изолированно, в пределах книжной торговли, а более широко, в системе связей более общего процесса «книжное дело».
На схеме 1 представлены в обобщенном и достаточно условном виде: состав, структура и взаимосвязь основных процессов книжного дела (книгопроизводство, книгораспространение, книгопотребление), способов существования, движения книги в этих процессах (книгоиздательский репертуар, книготорговый ассортимент, «библиотечные фонды»). Кроме того, в схему введены «докнижные» и «послекнижные» этапы более широкого процесса «литературное дело» («литературное производство», «литературное потребление»); способы существования, движения литературного произведения в них («репертуар литературных произведений», «репертуар читательских потребностей»).
В предложенной схеме осознанно введено ограничение «до-книжных и послекнижных» процессов только литературным делом, так как разворачивание всех этих процессов, вплоть до социальной информации и общения значительно бы усложнило схему, ничего не добавив принципиально нового к характеристике анализируемых процессов и явлений. Еще одно необходимое пояснение: термин «библиотечные фонды» используется не только в традиционном понимании - как книжные фонды общественных библиотек, но и, в первую очередь, как книжные фонды личных библиотек.
Исходя из предложенного понимания интересующих нас процессов, ключевым для исследования сущности ассортиментной работы как деятельности выступает книготорговый ассортимент во взаимосвязи с аналогичными явлениями других процессов книжного и «внекнижного общения».
На основе современных представлений о книге и книжном деле книготорговый ассортимент можно определить как способ существования, движения книги в книжной торговле (книгораспространении), его предметом является издательский репертуар, целью - обеспечение книговедческими, книготорговыми средствами его распределения и перераспределения, адресом - направленность на формирование библиотечных фондов, удовлетворение репертуара читательских потребностей. Книгоиздательский репертуар в этом случае - способ существования, движения книги в книгоиздательском деле (в книгопроизводстве), его предметом является литературный репертуар, целью - целенаправленная и дифференцированная организация его средствами книгоиздательского дела в книжные издания, адресом - направленность на формирование книготоргового ассортимента, библиотечных фондов, удовлетворение читательских потребностей. Библиотечные фонды - способ существования, движения книги в сфере книгопотребления, предметом является книготорговый ассортимент; целью - целенаправленное и дифференцированное потребление, адресом - направленность на удовлетворение репертуара читательских потребностей.
Эта система определений нам нужна для того, чтобы выявить именно книговедческую сущность книготоргового ассортимента и связанных с ним явлений книжного дела. Отсюда можно сделать вывод, что и ассортиментная работа в книжной торговле (книгораспространении) наиболее тесно связана с книговедением, книговедческой деятельностью в книжной торговле. Именно как книговедческая деятельность ассортиментная работа позволяет ответить на вопросы: «что?», «какого качества?» должно содержаться в книготорговом ассортименте, чтобы он мог в оптимальном виде удовлетворять все многообразие читательских потребностей и влиять на процесс их формирования, то есть разработать отвечающий этим требованиям «скелет» книготоргового ассортимента. Эта работа может быть осуществлена с помощью типологических, пропагандистско-рекламных, информационно-библиографических книговедческих средств.
Другие виды книготорговой деятельности этим требованиям не удовлетворяют. Организационно-экономическая деятельность дает нам ответ на вопросы: «сколько?» должно быть товаров и «как?» организовать их движение в торговой системе, но тогда мы уже имеем дело не с книготорговым ассортиментом, а с товарными запасами в книжной торговле. Нечто подобное можно развернуть и в социолого-психологической деятельности. Ограничимся только одним замечанием: и здесь предметом будет выступать не книготорговый ассортимент, а социальная информация, психоэмоциональные, поведенческие процессы.
Вместе с тем следует отметить, что в ассортиментной работе, как книговедческой деятельности, безусловно, должны использоваться и в практике используются в качестве вспомогательных организационно-экономические и социолого-психологические средства или результаты этих видов книготорговой деятельности.
Ассортиментную работу можно определить как вид книготорговой книговедческой деятельности, предметом которой является книготорговый ассортимент, целью - обеспечение книговедческими средствами процесса его существования, движения от книгопроизводства до книгопотребления, адресом - направленность на формирование библиотечных фондов, на удовлетворение репертуара читательских потребностей.
Содержательно ассортиментную работу в книжной торговле можно описать с книговедческих позиций, как непрерывный и постоянно воспроизводящийся процесс:
изучения библиотечных фондов, репертуара читательских потребностей;
формирования на этой основе модели оптимального книготоргового ассортимента;
изучения и формирования на этой основе книгоиздательского репертуара;
отбора из книгоиздательского репертуара и включения в ассортимент изданий, соответствующих модели оптимального ассортимента;
доведения сформированного реального книготоргового ассортимента до потребителя;
формирования средствами книжной торговли библиотечных фондов, удовлетворения читательских потребностей и, таким образом, формирования новых читательских потребностей.
В соответствии с этим можно выделить четыре основных процесса ассортиментной работы в книжной торговле: изучение и формирование книгоиздательского репертуара, репертуара литературных произведений; формирование книготоргового ассортимента; доведение книготоргового ассортимента до потребителя; изучение и формирование библиотечных фондов, репертуара читательских потребностей. На схеме 1 видно, что каждый из этих процессов тесно связан с «внекнижными» этапами движения литературного произведения (социальной информации). Именно поэтому (на схеме эта часть выделена пунктиром) в ассортиментную работу включены процессы, с которыми она связана опосредованно, через области книгопроизводства и книгопотребления: изучение и формирование репертуара читательских потребностей.
Ассортиментная работа в книжной торговле начинается с процесса изучения библиотечных фондов личных книжных собраний и репертуара читательских потребностей. С составляющими этого процесса и его содержанием с организационно-экономических и социологических позиций студент уже познакомился при изучении курсов «Технология книжной торговли», «Организация и экономика книжной торговли», «Методика изучения и прогнозирования спроса на книжную продукцию». В этих учебных дисциплинах раскрываются понятия «товарные запасы в книжной торговле», «спрос на книжную продукцию» и т. п., а также рассматриваются процессы формирования товарных запасов, изучения спроса на книжную продукцию в книжной торговле.
С книговедческих позиций содержание этого процесса ассортиментной работы заключается в изучении состояния книжных фондов личных библиотек, выявлении репертуара читательских потребностей обслуживаемого населения (то есть «что» и «какого качества» требуется потенциальному потребителю книги). Частично с этими вопросами студент знакомился в соответствующих разделах курсов цикла «Специальное книговедение». В курсе «Теория и методика ассортиментной работы» предстоит познакомиться с более целостным книговедческим содержанием процесса изучения сферы книгопотребления: выяснить, что такое книгопотребление, каковы его разновидности, что такое читательские потребности, библиотечные фонды личных книжных собраний, получить представление о современном состоянии личных библиотечных фондов страны и методах их изучения, освоить метод типологического моделирования библиотечных фондов, репертуара читательских потребностей.
Формирование книготоргового ассортимента базируется на данных, полученных в ходе изучения библиотечных фондов и репертуара читательских потребностей. Его основными этапами являются:
Разработка типологической модели оптимального книготоргового ассортимента.
Отбор из книгоиздательского репертуара и включение в книготорговый ассортимент изданий, соответствующих этой модели.
Как видим, в отличие от организационно-экономического понимания этого процесса (формирования товарных запасов), с книговедческих позиций данный этап ассортиментной работы связан с последовательным типологическим моделированием на основе модели репертуара читательских потребностей, модели оптимального книготоргового ассортимента, составлением модели издательского репертуара и выявлением в ней изданий, совпадающих по типологическим характеристикам с требованиями модели оптимального ассортимента и т. д., вплоть до получения ответов на те же вопросы: «что», «какого качества» должно быть в книготорговом ассортименте и соответствует этому в книгоиздательском репертуаре.
Процесс моделирования книготоргового ассортимента недостаточно освещен в книговедческой литературе, поэтому значительная часть данного учебного пособия будет посвящена раскрытию этой проблематики.
С изучением и формированием книгоиздательского репертуара в ходе ассортиментной работы студент достаточно подробно познакомился при усвоении репертуарных разделов курсов цикла «Специальное книговедение», поэтому в данном учебном пособии эти вопросы детально рассматриваться не будут.
Необходимо только отметить, что и этот процесс ассортиментной работы, связанный с изучением сферы книгопроизводства, с книговедческих позиций основан на типологическом моделировании издательского репертуара в целом, репертуара отдельного издательства и конкретного издания. Это обусловлено тем, что в ассортиментной работе (особенно на этапе заказа) мы имеем дело не с реальными, готовыми изданиями, а с библиографической и пропагандистско-рекламной информацией о них (то есть с потенциальными «изданиями»). И на основании этой информации мы должны решить вопрос: подходит это «что», это «качество» нашему потенциальному потребителю, соответствует ли оно модели оптимального ассортимента.
Работа по доведению книготоргового ассортимента до потребителя довольно подробно рассматривалась, правда, в русле задач каждой учебной дисциплины, в курсах «Книготорговая библиография», «Пропаганда и реклама книги», в соответствующих разделах курсов цикла «Специальное книговедение» и в данном учебном пособии отдельно рассматриваться не будет. Вместе с тем необходимо отметить, что книговедческое содержание этого процесса также связано с типологическими моделями, с деятельностью по доведению изданий с определенными типологическими характеристиками до потенциальных потребителей - носителей адекватных типологических запросов.
Некоторые специалисты включают в состав ассортиментной работы информационно-библиографическую работу, пропагандистско-рекламную и др., расширяя это понятие до охвата полного объема книговедческой деятельности в книжной торговле. Это не правомерно. Информационно-библиографическая, пропагандистско-рекламная работа, историко-книговедческое, типолого-книговедческое, статистическое изучение ассортимента - это не составляющие, а книговедческие средства (орудия) ассортиментной работы. Ведущим для ассортиментной работы, как вида книговедческой книготорговой деятельности, является системно-типологический метод. В своей совокупности они позволяют изучить и оптимально организовать книговедческими средствами процесс существования книги в книжной торговле, процесс ее движения от сферы книгопроизводства до сферы книгопотребления.