по Ценообразованию
СОДЕРЖАНИЕ: Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» в г. Смоленске Контрольная работа по дисциплине: «Ценообразование»
Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный
торгово-экономический университет» в г. Смоленске
Контрольная работа
по дисциплине: «Ценообразование»
на тему: Задание 1
Выполнил студент БУ 092зс группы
Аверченкова Елена Вячеславовна
____________________________
(подпись)
Проверил:________________________
(должность, ученая степень)
__________________________
(Ф.И.О.)
__________________________
(Оценка)
__________________________
(подпись)
__________________________
(Дата)
Регистрационный номер__________
_______________________________
Смоленск
2011
1 Регулирование цен в Российской Федерации
1.1 Содержание, цели и формы государственного регулирования цен
Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политики является:
- утилитаризм – подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества;
- эгалитаризм – подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества;
- справедливость по Роулсу – согласно данному подходу, справедливым является распределение благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимально возможная полезность от получаемых ими благ;
- согласно рыночному подходу справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком.
Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен и имеет следующие цели:
1) стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;
2) создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;
3) создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;
4) обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;
5) обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;
6) преодолевать инфляционные процессы;
7) добиваться экономической и социальной защиты населения.
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, т.к. основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.
В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены ( рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены - цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
1) предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;
2) фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
1.2 Методы прямого и косвенного регулирования цен
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:
1) замораживание , т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива1ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;
2) установление фиксированных цен и тарифов . Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.
В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;
3) установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;
4) установление предельного норматива рентабельности . Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов;
5) установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок . Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;
6) декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;
7) установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;
8) установление рекомендательных цен . По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.
Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.
Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.
К методам косвенного государственного регулирования цен относят:
- проведение государственных закупок;
- установление налогов и налоговых ставок;
- регулирование денежного обращения и кредита;
- регулирование государственных расходов;
- политика государственных инвестиций;
- установление норм амортизации;
- регулирование валютного курса.
Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.
Технически государственное регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, государственная закупка).
1.3 Государственное регулирование цен и тарифов в России
Основные направления государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ №221 от 28.02.1995 (с дополнениями от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 (с дополнениями от 07.04.2007) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Можно выделить два направления государственной ценовой политики:
- последовательное проведение либерализации цен и тарифов;
- осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.
Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению.
В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:
1. природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
2. электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией;
3. продукция ядерно-топливного назначения;
4. операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;
5. продукция оборонного значения;
6. драгоценные металлы и драгоценные камни;
7. протезно-ортопедические изделия;
8. перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
9. перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок);
10. обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
11. услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских государственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правительством РФ.
На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги:
1. газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;
2. электроэнергия и тепло-энергия, реализуемая населению;
3. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
4. перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
5. оплата населением жилья и коммунальных услуг;
6. услуги систем водоснабжения и канализации;
7. торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;
8. услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;
9. ритуальные услуги.
2 Задача. Определите свободную отпускную цену на изделие легкой промышленности, предоставленную для согласования с организацией розничной торговли.
Известно:
1. Стоимость сырья и материалов, исчисленная в свободных отпускных ценах (с НДС) – 236 руб.
2. Основная заработная плата производственных рабочих – 80 руб.
3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих.
4. Единый социальный налог – 26% к общей сумме заработной платы производственных рабочих.
5. Накладные расходы (кроме коммерческих) – 180% к основной зарплате производственных рабочих.
6. Коммерческие расходы – 1,5% к производственной себестоимости.
7. Рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, – 25%.
8. НДС – 18%.
9. Изделие облагается НДС.
Решение:
1 Дополнительная заработная плата производственных рабочих:
80/100 * 10 = 8 руб.
2 Единый социальный налог:
((80 + 8)/100 * 26 = 22,8 руб.
3 Производственная себестоимость включает в себя сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия:
236 + 80 + 8 + 22,8 = 346,8 руб.
4 Накладные расходы:
80/100 * 180 = 144 руб.
5 Коммерческие расходы:
346,8/100 * 1,5 = 5,20 руб.
6 Полная себестоимость:
346,8 + 144 + 5,20 = 496 руб.
7 Прибыль предприятия:
496/100 * 25 = 124 руб.
8 Сумма НДС:
(496 + 124)/100 * 18 = 111,6 руб.
9 Отпускная цена предприятия:
496 + 124 + 111,6 = 731,6 руб.
Ответ : 731,6 руб.
3. Тестовые задания:
3.1 Структурные элементы торговой надбавки по подакцизному товару:
а) прибыль
б) НДС
в) издержки обращения
г) акциз
д) транспортный налог
е) расходы на рекламу
Ответ: а) прибыль;
в) издержки обращения
3.2 Стратегия низких цен успешна если:
а) жизненный цикл товара значителен
б) емкость рынка товара большая
в) финансовое положение фирмы неустойчивое
г) жизненный цикл товара незначителен
д) спрос на товар эластичен
Ответ : а) жизненный цикл товара значителен;
б) емкость рынка товара большая;
д) спрос на товар эластичен.
Список использованной литературы
1. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147 – Федеральный закон (с изменениями и дополнениями)
2. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (с изменениями и дополнениями)
3. О государственном регулировании цен на лекарственные средства. Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 (с изменениями и дополнениями)
4. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
5. Магомедов М.Д.и др. Ценообразование, М., 2010
6. Цены и ценообразование. Учебник / под ред. Есипова В.Е. – СПб «Питер Пресс», 2008.
7. Цены и ценообразование. Учебник/ под ред. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2007.
8. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию М., Кнорус, 2006