по Ценообразованию

СОДЕРЖАНИЕ: Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» в г. Смоленске Контрольная работа по дисциплине: «Ценообразование»

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный

торгово-экономический университет» в г. Смоленске

Контрольная работа

по дисциплине: «Ценообразование»

на тему: Задание 1

Выполнил студент БУ 092зс группы

Аверченкова Елена Вячеславовна

____________________________

(подпись)

Проверил:________________________

(должность, ученая степень)

__________________________

(Ф.И.О.)

__________________________

(Оценка)

__________________________

(подпись)

__________________________

(Дата)

Регистрационный номер__________

_______________________________

Смоленск

2011

1 Регулирование цен в Российской Федерации

1.1 Содержание, цели и формы государственного регулирования цен

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политики является:

- утилитаризм – подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества;

- эгалитаризм – подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества;

- справедливость по Роулсу – согласно данному подходу, справедливым является распределение благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимально возможная полезность от получаемых ими благ;

- согласно рыночному подходу справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком.

Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен и имеет следующие цели:

1) стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

2) создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;

3) создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

4) обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;

5) обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

6) преодолевать инфляционные процессы;

7) добиваться экономической и социальной защиты населения.

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, т.к. основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены ( рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены - цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

1) предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;

2) фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

1.2 Методы прямого и косвенного регулирования цен

Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

1) замораживание , т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива1ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;

2) установление фиксированных цен и тарифов . Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.

В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;

3) установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;

4) установление предельного норматива рентабельности . Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов;

5) установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок . Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;

6) декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;

7) установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;

8) установление рекомендательных цен . По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

- проведение государственных закупок;

- установление налогов и налоговых ставок;

- регулирование денежного обращения и кредита;

- регулирование государственных расходов;

- политика государственных инвестиций;

- установление норм амортизации;

- регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически государственное регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, государственная закупка).

1.3 Государственное регулирование цен и тарифов в России

Основные направления государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ №221 от 28.02.1995 (с дополнениями от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 (с дополнениями от 07.04.2007) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Можно выделить два направления государственной ценовой политики:

- последовательное проведение либерализации цен и тарифов;

- осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению.

В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:

1. природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

2. электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией;

3. продукция ядерно-топливного назначения;

4. операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;

5. продукция оборонного значения;

6. драгоценные металлы и драгоценные камни;

7. протезно-ортопедические изделия;

8. перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

9. перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок);

10. обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

11. услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских государственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правительством РФ.

На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги:

1. газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;

2. электроэнергия и тепло-энергия, реализуемая населению;

3. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

4. перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

5. оплата населением жилья и коммунальных услуг;

6. услуги систем водоснабжения и канализации;

7. торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;

8. услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;

9. ритуальные услуги.

2 Задача. Определите свободную отпускную цену на изделие легкой промышленности, предоставленную для согласования с организацией розничной торговли.

Известно:

1. Стоимость сырья и материалов, исчисленная в свободных отпускных ценах (с НДС) – 236 руб.

2. Основная заработная плата производственных рабочих – 80 руб.

3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих.

4. Единый социальный налог – 26% к общей сумме заработной платы производственных рабочих.

5. Накладные расходы (кроме коммерческих) – 180% к основной зарплате производственных рабочих.

6. Коммерческие расходы – 1,5% к производственной себестоимости.

7. Рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, – 25%.

8. НДС – 18%.

9. Изделие облагается НДС.

Решение:

1 Дополнительная заработная плата производственных рабочих:

80/100 * 10 = 8 руб.

2 Единый социальный налог:

((80 + 8)/100 * 26 = 22,8 руб.

3 Производственная себестоимость включает в себя сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия:

236 + 80 + 8 + 22,8 = 346,8 руб.

4 Накладные расходы:

80/100 * 180 = 144 руб.

5 Коммерческие расходы:

346,8/100 * 1,5 = 5,20 руб.

6 Полная себестоимость:

346,8 + 144 + 5,20 = 496 руб.

7 Прибыль предприятия:

496/100 * 25 = 124 руб.

8 Сумма НДС:

(496 + 124)/100 * 18 = 111,6 руб.

9 Отпускная цена предприятия:

496 + 124 + 111,6 = 731,6 руб.

Ответ : 731,6 руб.

3. Тестовые задания:

3.1 Структурные элементы торговой надбавки по подакцизному товару:

а) прибыль

б) НДС

в) издержки обращения

г) акциз

д) транспортный налог

е) расходы на рекламу

Ответ: а) прибыль;

в) издержки обращения

3.2 Стратегия низких цен успешна если:

а) жизненный цикл товара значителен

б) емкость рынка товара большая

в) финансовое положение фирмы неустойчивое

г) жизненный цикл товара незначителен

д) спрос на товар эластичен

Ответ : а) жизненный цикл товара значителен;

б) емкость рынка товара большая;

д) спрос на товар эластичен.


Список использованной литературы

1. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147 – Федеральный закон (с изменениями и дополнениями)

2. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (с изменениями и дополнениями)

3. О государственном регулировании цен на лекарственные средства. Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 (с изменениями и дополнениями)

4. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Магомедов М.Д.и др. Ценообразование, М., 2010

6. Цены и ценообразование. Учебник / под ред. Есипова В.Е. – СПб «Питер Пресс», 2008.

7. Цены и ценообразование. Учебник/ под ред. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2007.

8. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию М., Кнорус, 2006

Скачать архив с текстом документа