Рыночная цена и ее точка на общем графике спроса и предложения

СОДЕРЖАНИЕ: 6. Рыночная цена и ее точка на общем графике спроса и предложения; механизм рыночного саморегулирования равновесной цены. Вмешательство государства в процесс ценообразования.

6. Рыночная цена и ее точка на общем графике спроса и предложения; механизм рыночного саморегулирования равновесной цены. Вмешательство государства в процесс ценообразования.

В самом общем виде рынок – это совокупность сделок купли – продажи. С точки зрения экономических отношений рынок – это такая форма общественной организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители, взаимодействуя друг с другом, решают вопросы: что, как и для кого производить, руководствуясь ценами, спросом, предложением и конкуренцией.

Цены, спрос, предложение и конкуренция – элементы рыночного механизма.

Первый элемент рыночного механизма – цена. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Под воздействием спроса и предложения, с учетом полезности товара каждый раз устанавливается новое соотношение цен на рынке. По изменению соотношения цены на рынке производители судят, производство каких товаров надо наращивать, и производство каких товаров надо сокращать. Если рыночная цена на данный товар равна издержкам фирмы, то эта фирма прибыли не получает, она возмещает только издержки производства. От колебания цен вокруг стоимости (под воздействием конкуренции) будет зависеть - получит фирма прибыль и в каком размере, или не получит.

Следовательно, рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается на рынке в соответствии с законом стоимости, спроса и предложения. С точки зрения продавца цена - сумма денег, которую он хотел бы получить за товар. В этом смысле цены тяготеют в объективной основе к издержкам производства; с точки зрения покупателя цена – сумма денег, которую он вынужден отдать за товар, представляющий для него ценность. В этом смысле цены тяготеют к полезности .

При свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным. Соответственно на рынке устанавливается один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей (продавцов), так и для самих потребителей. Эта компромиссная цена называется равновесной рыночной ценой , так как при ней суммы спроса и предложения уравновешиваются.

На общем графике спроса и предложения точка пересечения кривых спроса и предложения, обозначенная буквами ТР , называется точкой равновесия . Именно в ней спрос на наш условный товар (45 т.е.) и предложение (45 т.е.) совпадают, а рыночная цена равна (2,5 д.е.).

Ц – цена за товарную единицу (д.е)


Кривая

5 Избыток предложения

4

3 Рыночная ТР

2 цена Кривая

1 Дефицит спроса

С,П

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Спрос и предложение

(число товарных единиц (т.е.) в неделю)

1. Общий график спроса и предложения на условный товар

Равновесная цена устанавливается не сразу и не навсегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, неуравновешенным ценам. Однако в этих случаях неизбежны либо избыток , либо нехватка товара и саморегулирующиеся изменения текущих цен в сторону равновесного уровня.

Допустим, цена равна 4 д.е. Тогда соответствующее ей предложение (П=68т.е.) окажется больше спроса (С=21т.е.) на 47 т.е. Трудности сбыта товара подтолкнут конкурирующих производителей к снижению цены, и она постепенно опустится до равновесного уровня.

Теперь пусть цена равна 1,5д.е. Здесь уже, напротив, спрос на товар (С=68т.е.) превысит предложение (П=31т.е.) на 37т.е. это усилит конкуренцию между покупателями и качнет цену в сторону повышения. Производители получат стимул к увеличению производства. Предложение начнет расти, а спрос снижаться, так как число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Эти процессы продолжатся, пока дефицит не исчезнет и предложение, спрос и цена не придут к равновесному уровню.

Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной рыночной цены.


предложение спроса (избыток товаров

нарастающие трудности сбыта

Цена усиление конкуренции продавцов

в ы ш е цена снижается

равновесной предложение сокращается

спрос растет

Уровень р а в н о в е с н о й рыночной ц е н ы (спрос = предложению)

предложение спроса (избыток товаров

Цена нарастающие трудности сбыта

н и ж е усиление конкуренции продавцов

равновесной цена снижается

предложение сокращается

спрос растет


2. Рыночное саморегулирование равновесной цены

Надо, однако, не забывать, что и сама рыночная цена не остается неизменной. Спрос и предложение товаров постоянно меняются, их кривые на графике «гуляют», смещаясь то влево, то вправо. Следовательно, точка равновесия тоже «блуждает» по полю графика. И рынку приходится вновь и вновь оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом нормируя потребление.

Вмешательство государства в процесс ценообразования .

1. Одним из систематически применяемых методов экономической политики многих стран в области ценообразования является воздействие государства на уровень цен.

Обычно оно имеет место:

- в мирное время — в целях:

- защиты интересов потребителей — в отношении продуктов (товаров) первой необходимости (хлеба, топлива и др.);

- поддержки отдельных отраслей экономики;

- в условиях войны, кризиса — в отношении более широкого ассортимента продукции, необходимой для выживания.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последнее время резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая , денежно-кредитная политика.

Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы:

- не допустить:

- инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита;

- резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо;

- монополизма производителей;

- способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса.

Важной задачей при этом является достижение определенны х социальных результатов, таких как :

- поддержание прожиточного минимума;

- обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Чаше, всего государственное регулирование цеп имеет общую направленность:

- антикризисную;

- антиинфляционную.

Система цен — один из важнейших элементов рыночной экономики, который находится в тесной взаимосвязи с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

2. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть:

- прямыми;

- косвенными.

Методы прямого регулирования цен:

- административное установление цен;

- замораживание цен;

- установление предельного уровня цен;

- регламентация уровня рентабельности;

- установление нормативов для определения цен.

Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены:

- на энергоносители;

- на профуслуги:

- транспорта;

- связи;

- жилищно-коммунальные;

- другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.

Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен. Прямое государственное регулирование предполагает необходимость дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

Методы косвенного регулирования цен:

- налогообложение;

- регулирование денежного обращения;

- оплата труда;

- кредитная политика;

- регулирование государственных расходов;

- установление норм амортизации и т. д.

Косвенные меры, как правило, направлены.

- на изменение конъюнктуры;

- создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций;

- установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

3. При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может адекватно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае часто возникают:

- дефицит;

- затоваривание.

Особенно эти явления были распространены в советскую эпоху, когда государство контролировало практически все цены. В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования:

- государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом;

- рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий теряют достаточную устойчивость.

Таким образом, в рыночной экономике недопустимы:

- чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства;

- полный отказ от такого регулирования (прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий).

Государственное регулирование цен осуществляется также путем:

- гарантирования производителям уровня продажных пен;

- субсидирования издержек производства.

В России государственное регулирование цен осуществляется, в основном, такими методами, как:

- выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем диктует рынок;

- установление:

- предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям;

- твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя;

- твердых фиксированных цен;

- предельных цен для предприятий-монополистов;

- льгот по налогам и другим платежам в бюджет сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен;

- предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли;

- коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста;

- рекомендации по применению:

- единой номенклатуры издержек производства и обращения;

- единого порядка формирования финансовых результатов;

- декларирование повышения свободных цен.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности относятся:

- завышение:

- государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в. т. ч. фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

- установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;

- цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские

свойства, принятые при согласовании их уровня и т. д.;

- применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с интересами и возможностями потребителей.

26. Уравнение обмена Ирвинга Фишера и современное понятие денежной массы; понятие ликвидности, денежных агрегатов М1, М2, М3.

Во избежание обесценения денег, повышения цен и других нарушений экономической стабильности важно соблюдать примерное равенство между товарной и денежной массами (закон денежного обращения). Требование данного закона математически наглядно выражает уравнение обмена (англ.Fisher equation of exchange) американского экономиста Ирвинга Фишера (1867-1947). Формула уравнения и вывод из нее представлены на рисунке.

MV = PQ откуда M = PQ Буквенное обозначение

V от английского слова

M – денежная масса в обращении money -

(предложение денег) деньги

V – скорость обращения денег velocity -

(среднее число оборотов в год) скорость

где

P – средняя цена единицы продукции price -

(товаров и услуг) цена

Q – общий объем произведенной quantity -

за год продукции (число ее единиц) количество

Отсюда следует, что обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), причем с учетом того, что одни и те же денежные знаки обслуживают товарообмен несколько раз (V) в году (то есть, значит, и денег требуется во столько же раз меньше).

К примеру, если стоимость выпущенных за год товаров и услуг (PQ) = 200 д.е. (цифры условные), а деньги в среднем совершают 5 оборотов в год (V = 5), то денежная масса (М) должна быть равна 40 д.е. (200:5). Если она окажется больше, то платежеспособный спрос в стране превысит стоимость товарного предложения и цены поползут вверх, чтобы восстановить равновесие. В связи с уравнением обмена возникает вопрос: а что включать в денежную массу?

В самом деле с бурным развитием кредита и расчетов через банки структура денежной массы чрезвычайно усложнилась. Сегодня в таких странах, как США, доля наличных денег составляет менее четверти в общем денежном обороте. Основная же часть сделок совершается в безналичных деньгах, то есть с использованием банковских депозитов, чеков и других финансовых инструментов.

Исходя из этого, экономисты для разных целей выделяют длинный ряд определений денежной массы – так называемых денежных агрегатов , то есть ее суммарных показателей. Такие агрегаты нумеруются по возрастающей (М1 , М2 , М3 , М4 и т.д.) и различаются широтой обхвата тех или иных видов финансовых активов, а также степенью их ликвидности способности быть испорченными без потери или при потере их покупательной силы. Больше всего используют первые три агрегата. Структура основных денежных агрегатов показана на рисунке:

Наиболее ликвидные активы (деньги)

Высоколиквидные активы («почти деньги»)

yаличные деньги

xековые вклады

бесчековые сберегательные счета

мелкие срочные вклады

облигации госзаймов

крупные срочные вклады

М1

М2

М3

Наивысшей ликвидностью обладают элементы агрегата М1 , так как, выложив наличность или выписав чек со своего вклада в банке, лицо может немедленно и практически без потерь оплатить и получить нужные ему товары и услуги.

Следующий показатель – агрегат М2 .Он дополнительно охватывает несколько менее ликвидные средства: сберегательные счета до востребования (по которым не может быть выписан чек), мелкие срочные депозиты (например, в США – это вклады до 100 тыс. долл.) и облигации государственных займов. Чтобы превратить их в «живые» деньги для покупки товаров и услуг, необходимо время. К тому же возможны и некоторые потери их стоимости (скажем, из-за процентов, уплаченных банку при покупке и продаже облигации).

Последний из наиболее ходовых суммарных денежных показателей – агрегат М3 . он, плюс ко всему предыдущему, включает еще и крупные срочные вклады (свыше 100 тыс.долл., если снова брать пример США), которыми обычно владеют предприятия.

Таким образом, современное понятие денежной массы можно «растягивать» весьма далеко (по некоторым данным, вплоть до М7 ). Однако большинство экономистов предпочитает ограничивать это понятие рамками агрегата М1 , то есть наиболее ликвидными финансовыми активами, которые прямо и непосредственно используются в качестве средства обращения, «командующего» движением товаров и услуг. Тем не менее на практике в разных целях применяются и другие денежные агрегаты. Кроме того, все они могут служить важными ориентирами в кредитно-денежной политике государства.

31. При повышении цены товаров с 5 до 6 денежных единиц за единицу товара, количество купленного товара сократилось с 15 до 10 единиц.

Проанализируйте, как изменится общая выручка продавца после повышения цены на этот товар.

Эластичен ли спрос на этот товар?

Имеет ли смысл продавцу повышать цену?

1. Находим коэффициент ценовой эластичности по формуле:

D 2 D 1

D 2 + D 1

Кэ = 2 . х 100% = D 2 D 1 х P 2 + P 1 = 10-15 х 6+5 =

P 2 P 1 D2 + D1 Р2 - Р1 10+15 6-5

P 2 + P 1

2

= -5 х 11 = -0,2х11 =-2,2 (для оценки эластичности часто используется

25 1

абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается)),

итак Кэ = 2,2

2. Эластичность спроса (Еq): Еq 1- эластичный спрос; Еq 1 – неэластичный спрос, Еq = 1 – единичная эластичность.

2,21 , - спрос эластичный

3. Определим торговую выручку продавца по формуле: TR = P x Q,

Первоначальная TR= 5*15=75

Измененная TR= 6*10=60

Из вычислений следует, что измененная выручка продавца меньше первоначальной, а это значит, что при повышении цены на товар уменьшился спрос покупателей, соответственно уменьшилась выручка продавца. Вывод: повышение цены смысла не имеет.

Скачать архив с текстом документа