Психологическая готовность детей к школьному обучению

СОДЕРЖАНИЕ: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Реферат по дисциплине « Психология развития На тему « Психологическая готовность детей кшкольному обучению

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Реферат по дисциплине « Психология развития »

На тему « Психологическая готовность детей к школьному обучению »

Выполнила: студентка 4 курса 21 потока

___________________________________

Проверила:_________________________

___________________________________

г. Нижний Новгород

2009г.

Содержание Введение ……………………………………………………………………………..2 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4 Компоненты психологической готовности к школе ………………………………..7 Подготовка дошкольника к учебе в семье ………………………………………..…11 Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14 Заключение……………………………………………………………………………..16 Литература ……………………………………………………………………………..17 ВВЕДЕНИЕ Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один изважнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Взарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьнуюзрелость детей. (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасели др.) Под психологической готовностью к школьному обучению понимаетсянеобходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка дляусвоения школьной программы при определенных условиях обучения.Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один изважнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни корганизации воспитания и обучения заставляют искать новые, болееэффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведениеметодов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смыслепроблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особоезначение. С решением этой проблемы связано определение целей и принциповорганизации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же времяот ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаютсяразличные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуальногоподхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым кшколе, чтобы избежать школьной дезадаптации. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая(полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению,помочь подготовиться ребенку к школе.Эта проблема всегда актуальна и поэтому я выбрала тему работы«Психологическая готовность детей к школьному обучению». Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферыжизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектовэтой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе. 2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка. 3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. 4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность кшкольному обучению – многокомпонентное образование, которое требуеткомплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:интеллектуальный, эмоциональный и социальный . Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость),включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическоемышление, выражающееся в способности постижения основных связей междуявлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводитьобразец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость всущественной мере отражает функциональное созревание структур головногомозга.Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшениеимпульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не оченьпривлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении ссверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, атакже способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мывыделяем дополнительно еще одну – развитие речи . Речь тесно связана синтеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень егологического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словахотдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.

Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное.

Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные , связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

Компоненты психологической готовности к школе

Составными компонентами психологической готовности детей к школе являются: интеллектуальная готовность, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая.

· Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитиеммыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей иотношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочныдействий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарныхмыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная формамышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям,основанным на опыте их первой практической предметной деятельности изакрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать всеболее сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использованиясвязей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре,рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он непросто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получаяновые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранеерезультаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищетобъяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментамдля выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает иделает выводы. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать сисследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного смыслительным. Для определения уровня механического запоминания даетсябессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол,весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые онзапомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – последополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение,например, через час после прослушивания Л.А. Вегнер приводит такиепоказатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: спервого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 словвоспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминанияматериала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребеноквспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признакомпереутомления). Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений инекоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметнойклассификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на нихнеодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все больше» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»). Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуетсясозреванием аналитических психологических процессов, овладением навыкамимыслительной деятельности.· Личностная готовность к школьному обучению Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться кновой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, какк важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем иградошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться нановую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении состаршими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет кобразованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризуетвнутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование,характеризующее личность ребенка в целом. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе,когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственнаяпотребность («Хочу в школу»). Такая положительная направленность ребенка на школу, как насобственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучноговхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие имсоответствующих школьных требований и полноценного включения в учебныйпроцесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающегов школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концудошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка совзрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становитсянепререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение вситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты,когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своимипереживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самомузадавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку. Классно-урочная система обучения предполагает не только особоеотношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другимидетьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом началешкольного обучения. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведениюна групповых занятиях и во время беседы с психологом. · Эмоционально – волевая готовность Важная сторона готовности в к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется все самосознание ребенка, в т.ч. самооценка. Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источникразвития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающиммиром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил егоречевому общению со взрослыми. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационнойобусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которыечеловек способен в разные периоды своей жизни. Ставится также вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевойрегуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферыличности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, чтопроявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитиеволи в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения,соподчинения им. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка насложную систему требований. Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленнойдеятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовностьребенка.· Социально – психологическая

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.

В работах Е.Е. Кравцовой были выделены трудности , с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является его отношение к школьному учению. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднения ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание условности вопросов учителя), либо в сфере взаимодействия со сверстниками ( неумение слушать товарища), либо в сфере собственного самосознания

( завышенная оценка своих возможностей).

В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Эти изменения могут быть обнаружены в самых разнообразных ситуациях общения детей со взрослыми – и на уроке, и в повседневном обиходе, и в играх с участием взрослого.

Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы.

Подготовка дошкольника к учёбе в семье

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский

Заключение В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу овыделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудностишкольной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом исоциальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит отего психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению –понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, аопределенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основнымикомпонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная,волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитииребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одногокомпонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детскомсаду. Несформированность одного из компонентов школьной готовности являетсяне благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации кшколе: в учебной и социально-психологической сфере. Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуютразличные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Литература 1. Сапогова Е.Е. - Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. – 460с.2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с. 3. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с. 4. Выготский Л.С. Кризис семи лет/Собр.соч. М., 1984 5. Аверин В.А. Психология детей и подростков, СПб., 1994 6. Выготский Л.С. Проблема возраста /Собр. соч. М., 1984 7. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с. 8. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с. 9. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с. 10. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.

Скачать архив с текстом документа