Психология и педагогика образование как общечеловеческая ценность
СОДЕРЖАНИЕ: Психология и педагогика: образование как общечеловеческая ценность 1.Цели образования Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.Психология и педагогика: образование как общечеловеческая ценность
1.Цели образования
Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины.
Мы рассмотрели несколько работ, затрагивающих цели образования
Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.
Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.
В образовании существует иерархия целей – от общественной цели – идеала до цели отдельного урока.
Б.Т. Лихачев говорит как внешней, так и внутренней направленности целей образования.
Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно – исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально – правовых устоев общества.
Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие истине, реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем.
Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.
Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении – постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.
В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.
Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:
главная цель образования – сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;
вторая цель – развитие личности.
Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, мы можем сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.
2. Содержание понятия «гуманизм»
«Гуманизм – активное человеколюбие, то есть, в первую очередь, исходная вера в положительные возможности человека: его разума, воли, целей и стремлений, в то, что природой ему даны – пусть в большей или меньшей мере – задатки и способности – потенциалы, требующие лишь благоприятных условий, чтобы раскрыться на благо ему самому и окружающим, всему обществу».
Гуманизм выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности как гуманность. Она воплощена в способности, принимать других такими, каковы они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.
Краевский В.В. говорит о том, что смысл всего происходящего на данный момент в России, заключен в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией демократической России: «Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью» (статья 2).
Приоритет человеческого начала отражен в определении образования, содержащимся в Законе РФ об образовании. Первое место среди принципов, провозглашаемых данным законом, занимают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Гуманизация, то есть «очеловечение» образования была нацелена на усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Образование, построенное на такой основе, называют личностно – ориентированным.
Гуманизацию образования в общем, плане можно охарактеризовать, как построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения: от авторитарного к демократическому.
При этом главное – принцип уважения к личности воспитанника и учет в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре взятой в аспекте социального опыта. Главной частью и средством гуманизации образования является его гуманитаризация.
Выделяют два аспекта гуманитаризации: первый можно определить как наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов. Второй аспект – улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода.
В связи с этим возникает задача гаманизации преподавания негуманитарных предметов. Любой предмет должен формировать творческие способности учащихся, их эмоциональной сферы и ценностных, гуманистических ориентаций.
Результат гуманистической направленности образования – это, прежде всего, становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллигентному усилию.
В содержании образования можно выделить несколько концепций, каждая из которых связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе.
1. Содержание образования представляет собой педагогически ориентированные основы наук, изучаемые в школе. Но эта концепция не рассматривает такие качества личности, как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовывать свободу выбора и т.п.
2. Содержание образования включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.
3. Концепция содержания образования, соответствующая установкам гуманистического мышления.
4. Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте.
В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по привычному стандарту, по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностных отношений. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписаться» в социальную систему, но и влиять на нее.
Школьное образование, во – первых, готовит к жизни, как она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во – вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.
Таким образом, концепция ориентированного педагога на специальную работу по формированию в сознании учащихся системы общественных ценностей, гуманного отношения к людям является на данный момент основополагающей в педагогике.
3. Определение человеческих ценностей
Для того, чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом нужно отметить, что в течение всей жизни человека взгляд, отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.
Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуется социально – исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д.
Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.
Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.
А.А.Радугин говорит о том, что ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценностная оценка – это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д., то есть для выявления ценностей необходимо применять определенные критерии, по которым будет проведена оценка объекта или явления.
Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально – исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье и цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д.
Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно – исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения и воспитания.
4. Педагогический идеал и его конкретное историческое воплощение
Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так в XIX веке оно соответствовало буквальному смыслу термина (нем.Bildung) и означало «формирование» образа (духовного или телесного).
В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематических знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры, формируется определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно – волевые качества.
Основная цель образования – воспитать гармонически развитую личность, это своего рода педагогический идеал, то к чему педагогика должна стремиться.
На протяжении всего становления этой науки образование и воспитание служили определенном педагогическим целям, педагогическому идеалу. Остановимся на более существенных периодах развития педагогики от первобытно – общинного строя до нашего времени.
Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. Во все времена в различных странах содержание и характер образования определялись насущными требованиями общественного производства, развитием экономики, состоянием и потребностями прогресса – науки, техники, духовной культуры и уровнем развития педагогической науки.
Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда происходит обособление, до ранее проявлявшей себя стихийно, функций передачи опыта прошлых поколений новым. Данная функция становится содержанием специально – организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни и труду.
Основной целью воспитания при первобытно – общинном строе было развитие трудовых навыков, чувства верности отдельной личности интересам рода и племени, сообщение знаний и навыков, на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями.
Прародиной образования считаются страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия). Здесь получили развитие три основных типа школ: жреческие, дворцовые, школы писцов – чиновников.
Традиции и прогрессивные тенденции стран Древнего Востока были восприняты и углублены в античном мире, где сложились три своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.
В эпоху средних веков в сфере образования господствовали духовные феодалы – князья церкви.
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII-XIV вв. нового типа учебных заведений, призванных удовлетворять потребности в образовании торгово- ремесленных слоев городского населения – цеховых и гильдейских школ. В это же время развивалась и рыцарская система воспитания.
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV-XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов, усилили потребность в новом характере образования. Это находит свое выражение в процессе гуманизации образования, в создании нового типа школ. Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, вооружению их практическими умениями и навыками, стремилась создать такую атмосферу учения, которая бы превращала его в радостный процесс. Здесь можно выделить идеи Я.А.Коменского, М.де Монтеня, Д.Локка и др. К эпохе Возрождения относится и возникновение нового типа общего среднего образования – классического.
Существенные изменения в содержании классического образования произошли в XVIII-XIX вв., когда учебные планы всех типов школ классического направления, продолжая ориентироваться на древнегреческий идеал гармонически развитой личности, стали больше внимания уделять развитию мышления, эстетических вкусов, формированию научного мировоззрения. В XIX в. были приняты законы об обязательном начальном обучении детей обоего пола. В эту эпоху можно выделить выдающихся философов, педагогов мыслителей, идеи которых повлияли на развитие образования и педагогики: Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарт, Р.Оуэн и др.
Современная педагогика вобрала в себя лучшие традиции и опыт предшествующих времен. В настоящее время пристальное внимание уделяется изучению ребенка, стремлению найти такие средства воздействия на душу ребенка, которые бы с наибольшей эффективностью применялись в целях воспитания и образования.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. «Избранные педагогические труды», М., «Педагогика», 1989.
2. Бордовская Н.В. Реан А. «Педагогика», СПб., 2000.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. «Основы педагогики», М., «УРАО», 1997.
4. Ильина Т.А. «Педагогика. Курс лекций», М., «Просвещение, 1984.
5. Коротов В.М. «Введение в педагогику», М., «УРАО», 1999.
6. Краевский В.В. «Общие основы педагогики», М., 2003.
7. Лихачев Б.Г. «Педагогика. Курс лекций», М., «ЮРАЙТ - М», 2001.
8. Пряникова В.Г., Равкин З.И. «История образования и педагогической мысли», М., «Новая школа», 1995.
9. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология», М., «Центр», 2000
10.Рассадина Т.А. Традиционные ценности в жизни общества// «Социально – гуманитарное знание», № 3, 2004.
11.Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека// «Социально – гуманитарное знание», № 6, 2002.
12.Столяренко Л.Д. «Педагогика», Ростов – на – Дону, «Феникс, 2000.