Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы и Китая. Место России в мир

СОДЕРЖАНИЕ: Тема «овом хозяйстве» Введение Рассматриваемые, в настоящей контрольной работе страны (страны Восточной Европы), относятся к странам с переходной экономикой.

Тема «Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы и Китая. Место России в мировом хозяйстве»

Введение

Рассматриваемые, в настоящей контрольной работе страны (страны Восточной Европы), относятся к странам с переходной экономикой.

Группа страны с переходной экономикой производит около 23% мирового ВВП. Все это страны догоняющего развития, осуществляющие переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике.

Часть из них (Страны Центральной и Восточной Европы) сравнительно близка к превращению в развитые страны, по крайней мере, большинство из них. Другая часть еще далека до этого (например, Китай), хотя их шансы на это неплохи.

В станах с переходной экономикой системные реформы, то есть реформы в ходе осуществления перехода от одной социально-экономической системы к другой, осуществляются по-разному.

Цель настоящей работы: Охарактеризовать системные реформы, происходящие в Странах Центральной и Восточной Европы, т.е. их совместное рассмотрение будет более плодотворным, Китае. Определить место России в мировом хозяйстве.

Для достижения указанной цели будут выполнены рад задач:

1. Рассмотреть экономическое положение стран Центральной и Восточной Европы;

2. Определить основные тенденции и проблемы экономики Китая.

3. Рассмотреть положение Российской Федерации в мировом хозяйстве.

1. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦЕВ)

К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно отно­сят 10 присоединившихся к ЕС стран Центральной (Венгрию, По­льшу, Словакию, Чехию) и Юго-Восточной Европы (Словению, Болгарию, Румынию), включая Балтию (Латвию, Литву, Эстонию), а также не вошедшие в состав ЕС 6 стран Юго-Восточной Европы (Албанию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сер­бию и Черногорию). В них проживает около 124 млн. чел. (2% насе­ления мира) и производится примерно 2,6% мирового ВВП.

Страны ЦВЕ разнородны по уровням экономического развития. Разнородны страны ЦВЕ и по своему подходу к системным ре­формам: здесь можно выделить радикальные и быстрые преобразо­вания, осуществляемые методами «шоковой терапии» (Польша), менее радикальные и постепенные реформы вначале и резкий ры­вок в последующем к радикализму (Болгария, Румыния).

Проблемы участия в Европейском союзе (ЕС)

Присоединение к ЕС в 2004 г. восьми, а в 2007 г. еще двух стран ЦВЕ (Болгарии и Румынии) способствовало решению целого ряда их проблем.

Во-первых, открытие западноевропейских рынков способство­вало высоким темпам роста их ВВП. За время подготовки к вступ­лению и после него темпы экономического роста стран ЦВЕ при­мерно в 1,7 раза превышали соответствующие показатели ЕС-15.

Во-вторых, вхождение в ЕС смягчило проблему безработицы в ЦВЕ, уровень которой снизился с 11,3% в 2003 г. до 7,8% в начале 2007 г. Этому во многом способствовала миграция рабочей силы из этих стран в Западную Европу. Для многих беднейших стран региона де­нежные поступления от мигрантов стали вторым по значимости источником внешнего финансирования после прямых иностран­ных инвестиций (свыше 20% ВВП Боснии и Герцеговины, более 10% Албании, Сербии и Черногории).

В-третьих, это стимулировало приток западноевропейского капитала в регион, что повлекло за собой значительное превышение инвестиций над сбережениями в странах ЦВЕ.

В-четвертых, следствием объединения с более развитыми экономиками с их большим запасом знаний стал сравнительно быстрый рост производительности труда (примерно 2—3% в год по сравнению с 0,75% у старых членов).

Оказались в выигрыше и старые члены Евросоюза: ведь к ним присоединились быстро развивающиеся, динамичные страны, экономика которых носит преимущественно дополняющий, а не конкурирующий характер. Это позволяет Западной Европе ис­пользовать их рынки для сбыта продукции, услуг и наукоемких то­варов и их недорогую рабочую силу.

В то же время из-за значительных различий в структуре эконо­мик, уровне и качестве жизни населения и макроэкономических показателях восточно- и западноевропейских стран в ближайшие годы сохранятся ограничения на полноправное членство «новых» стран в ЕС в валютном союзе, в свободе трудоустройства, поддерж­ке сельского хозяйства и прочее.

Экономическая динамика

Вследствие трансформационного спада, вызванного «шоковой тера­пией», динамика ВВП почти во всех странах ЦВЕ в конце 80-х - на­чале 90-х гг. была отрицательной. В результате спад ВВП составил от 13% в Чехии до 36% в Болгарии и был еще большим (порядка 50%) в некоторых республиках бывшей Югославии, пострадавших от военных действий.

Однако экономический рост начался с 1992 г. в Польше, с 1993 г. - в Чехии и Венгрии, с 1994 г. - в Словакии, и уже к концу десятилетия был восстановлен дореформенный уровень ВВП, а за­тем рост начался в странах Балтии и Юго-Восточной Европе и предреформенный объем ВВП был достигнут в текущем десяти­летии.

Сейчас Центральная и Восточная Европа является одним из быстро развивающихся регионов мира. Наиболее высо­кие темпы экономического роста зафиксированы в странах Балтии (6—11% в год в первой половине нашего десятилетия), а также в Болгарии и Румынии (более 10%). Среди факторов экономическо­го роста выделяется, прежде всего, расширяющийся внутренний спрос (особенно инвестиционный в промышленности). На базе роста промышленности динамично увеличивается объем экспорта, подкрепленный благоприятным низким обменным курсом нацио­нальных валют по отношению к евро.

Реальный сектор

Структура экономики ЦВЕ постепенно приобретает черты постин­дустриальной с характерным преобладанием сферы услуг: на нее уже приходится от 52—58% ВВП (Албания, Румыния, Македония) до 75% (Латвия), что, однако, ниже чем в «старой» Ев­ропе, где средний для 15 стран показатель давно превысил 70%.

Еще сильнее страны ЦВЕ отстают от ЕС-15 по доле сельского и лесного хозяйства в ВВП, которая составляет от 3—5% в странах Центральной Европы, 9—13% в Румынии, Болгарии и Македонии, Сербии и около 25% в Албании. В наименее развитых странах ре­гиона ситуация осложняется очень низкой производительностью труда, вследствие чего в этой отрасли занята намного большая часть экономически активного населения (1/3 в Румынии, 1/5 в Польше).

Доля промышленности и строительства в ВВП в настоящее время или низка (20—30% в Юго-Восточной Европе), что говорит о незавершенной индустриализации, или все еще чрезмерно велика (30—40% в Центральной Европе), что свидетельствует о преоблада­нии индустриальной стадии над постиндустриальной. В самой промышленности сокращается доля традиционных отраслей (лег­кой, пищевой, топливной) при росте доли электротехнической, ав­томобильной, а также высокотехнологичных отраслей во многом вследствие переноса в этот регион производства данной продукции из Западной Европы.

2. Китай (КНР)

Китайская Народная Республика — первая по численности населе­ния, вторая по размерам экономики и третья по территории страна мира. Системные реформы в Китае, длящиеся почти три десятиле­тия (с конца 1978г.), привели к радикальному увеличению удельно­го веса этой страны в мировой экономике.

Основные тенденции и проблемы экономики Китая

Послевоенное социально-экономическое развитие Китая можно разбить на три этапа, определивших эволюцию экономической стратегии страны как стратегии догоняющего развития.

Первый этап (1950—70-е гг.) с характерной для него страте­гией развития административно-командной экономики китайско­го типа, так называемой стратегией Мао Цзэдуна. Определяющими чертами этого этапа были:

- стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку» и связанное с этим форсирование экономического роста вплоть до авантюры «большого скачка» (попытки резко повысить темпы рос­та промышленности в 1958—1960 гг. на основе массового исполь­зования примитивных технологий и ручного труда);

- заимствованная у СССР ориентация на приоритетное разви­тие тяжелой промышленности и ВПК и выкачивание финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механиз­ма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную про­дукцию;

- политика «высокого накопления и низкого потребления»; за­прет частного предпринимательства; построение «чистого социа­лизма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобще­ствлением;

- «опора на собственные силы», ставка на тотальное импортозамещение.

Попытка реализации этой стратегии, несмотря на ряд достижений в 1950е гг., в итоге привела к острому социально-экономиче­скому кризису, особенно в годы «культурной революции (1966-1976 гг.).

Второй этап (конец 70-х — середина 90-х гг.) с соответст­вующей ему стратегией перехода к рыночной экономике, так назы­ваемой стратегией Дэн Сяопина. Ее отличительные черты:

- допущение частной собственности во многих отраслях эко­номики (как «дополнения экономики, основанной на обществен­ной собственности»), поощрение «достижения частью людей и ре­гионов зажиточности раньше других» (концепция «очередности в обогащении»), активное формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование конкуренции;

- политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики, прежде всего через создание специальных экономических зон (СЭЗ), ставка на эффективное использование Китаем своего основного международного конкурентного преиму­щества - обильных и дисциплинированных трудовых ресурсов.

В отличие от первой, эта стратегия, напротив, вызвала ускоре­ние и способствовала относительно устойчивому и быстрому эко­номическому росту Китая, хотя издержки этого роста оказались весьма значительными - нехватка природных ресурсов, загрязне­ние окружающей среды, углубление социальных и межрегиональ­ных проблем.

Третий этап (с середины 90-х гг. по настоящее время), отличающийся стратегией более сбалансированного развития ры­ночной экономики, так называемой стратегией Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао. Основные черты этого этапа:

- стремление уменьшить разрыв в уровнях развития между го­родом и деревней, между регионами страны, между экономикой и социальной сферой, большее внимание к окружающей среде, бо­лее гармоничное сочетание внутреннего развития и внешней открытости;

- национальная задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, мак­симально сократив при этом отставание КНР по основным средне­душевым показателям от экономически развитых стран мира.

Третий этап экономической стратегии Китая - это естествен­ная трансформация ее предшествующего, второго этапа, диктуе­мая повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и прежде всего потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, а также от социальной поля­ризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности).

Среди нынешних основных проблем и противоречий социально-экономического развития Китая выделяются:

- демографическая проблема, проявляющаяся в значительно ежегодном приросте населения - более 9 млн.чел. в 2000е гг.; в перенаселенности, особенно в сельской местности, в избыточности трудовых ресурсов и неспособности экономики к полной абсорбции рабочей силы в условиях перехода от трудоемкой к капитале емкой модели развития, в угрозе обострения безработицы в случае снижения темпов экономического роста;

- проблема продовольственной безопасности, сохраняющаяся для бедных слоев населения, обусловленная незавершенностью социально-экономических реформ в аграрном секторе, слабостью производственной базы сельского хозяйства, небольшим и постоянно сокращающимся в расчете на душу населения земельным фондом, преобладанием ручного труда в растениеводстве, убыточностью земледелия и низким подушевым производством продовольствия;

- ресурсно-сырьевая проблема, выражающаяся в остром противоречии между быстрым экономическим ростом и его ограниченной природно-ресурсной базой, нарастающем дефиците энергоносителей и некоторых других видов минерального сырья, возрастанием соответствующей импортной зависимости экономик (например, по нефти и газу — до 50—70%);

- углубление территориальной неравномерности экономического и социального развития, во-первых, между городом и деревней и во-вторых, между отдельными регионами страны (все более развитыми и богатыми Востоком и Югом и отсталым, бедным Западом);

- проблема перевода экономики на интенсивный путь развития;

- проблема качества производимой и, в частности, экспортируемой продукции, неполного соответствия ее мировым стандартам;

- проблема повышения технологического уровня;

- институциональные проблемы, связанные, во-первых, с неза­вершенностью рыночного реформирования банковской системы и предприятий госсектора (их акционирования и частичной приватиза­ции) и с сохранением убыточности значительной части госпредприя­тий, а во-вторых, обусловленные все еще недостаточной легитимно­стью частной собственности;

- противоречие между экономическим ростом и социальным развитием, проявляющееся в отставании социальной сферы, в том числе по причине относительно низкого уровня затрат государства на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в усилении социального расслоения и поляризации населе­ния в годы реформ;

- экологические проблемы, обусловленные прежде всего ресурсозатратной моделью экономического развития и ускоренной индустриализацией деревни - серьезная водная эрозия и засоле­ние почв, сокращение лесных угодий, опустынивание.

Экономическая динамика

Экономика Китая в первой половине XX в. развивалась крайне низкими темпами (среднегодовые темпы прироста ВВП составляли лишь 0,6%, что было в 3,7 раза ниже соответствующего общемиро­вого уровня — 2,2%). В 1950е гг., с началом в КНР форсированной индустриализации при поддержке и по образцу СССР, темпы роста ВВП страны заметно возросли (в годы 1-й пятилетки 1953-1957гг. составили 7,8% в год). Однако последовавшие затем политические авантюры «большого скачка» и народных коммун, «культурной ре­волюции» вновь существенно замедлили экономическую динамику Китая: в 1960-е гг. - до 0,6 и в 1970-е — до 3,1 % в среднем за год.

В конце 1970-х гг. в Китае начался продолжающийся и поныне этап быстрого экономического подъема. В целом в 1979-2006 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,4%, в том числе в 2001-2006 гг. - 9,7% (последний показатель, в частности, выше общемирового в 3,5 раза).

На период очередной, 11-й пятилетки (2006—2010 гг.) и после­дующее десятилетие до 2020г. запланированы более умеренные для Китая темпы прироста ВВП - соответственно 7,5 и 6,5%. Это, во-первых, позволит снизить инвестиционный «перегрев» китайской экономики и вполне соответствует рассмотренным выше положе­ниям сбалансированной экономической стратегии КНР, во-вто­рых, позволит Китаю по абсолютным размерам ВВП стать мировым лидером, обойдя США.

В числе источников и факторов быстрого экономического рос­та современного Китая следует, прежде всего назвать его главное ресурсное преимущество – это огромные трудовые ресурсы, почти уд­воившиеся в последние четверть века и составляющие ныне около 760млн. чел., или 1/4 общемирового уровня.

Второй фактор - высокая норма валового накопления (более 40% в 2000е гг.). Один из ее источников - рост нормы валового сбережения (около 50%). Другой источник - специфика финансо­вой политики государства, связанная с так называемой эмиссион­ной «накачкой» банков.

Еще один фактор быстрого экономического роста Китая - по­степенное повышение технологического уровня производства как за счет импорта современной техники и технологий, так и - особенно в последние годы - за счет увеличивающихся собственных расходов на технологические инновации.

К другим источникам и стимуляторам догоняющего экономи­ческого роста КНР можно отнести национальную идею «возрожде­ния былого величия Китая», сильную экономическую роль госу­дарства, системный институциональный эффект рыночных преоб­разований экономики, возрастающие вложения в человеческий капитал, экспортную ориентацию реального сектора экономики.

Факторный анализ экономического роста Китая, осуществлен­ный с использованием многофакторных моделей расширенного воспроизводства, показывает, что интенсивные факторы роста, та­кие как производительность труда и капитала, совокупная эффек­тивность производства, стали играть заметную роль в экономике КНР уже в 1980—1900-е гг., что проявлялось особенно в частном секторе. Однако с началом перехода экономики от преимущест­венно трудоемкого на преимущественно капиталоемкий путь раз­вития в 1990—2000 гг. роль экстенсивных факторов, прежде всего фактора объема капиталовложений, вновь возросла, стимулируя очередной инвестиционный «перегрев» экономики. Таким обра­зом, вплоть до настоящего времени быстрые темпы развития эко­номики Китая обеспечиваются за счет опоры на экстенсивную мо­дель экономического роста (хотя и наблюдаются отдельные при­знаки начальных шагов по переходу к интенсивной модели).

3. Показатели участия России в мировом хозяйстве

Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется це­лым рядом показателей.

Прежде всего, это показатели участия страны в мировой торговле, особенно экспортная квота. Обычно ее рассчитывают как отношение экспорта товаров и услуг в долларах к ВВП страны в долларах по обменному курсу. У России в 2006 г. этот показатель составлял:

(Экспорт товаров + Экспорт услуг) / (ВВП : Среднегодовой обменный курс) х 100 = (304 млрд. долл. экспорт товаров + 30 млрд. долл. экспорт услуг): (26 781 млрд. руб. ВВП : 27,2 руб./долл. в среднем за год) 100 = 34%.

Для сравнения экспортная квота в 2005 г. у других крупных стран — 10% у США, 19% у Индии, 16% у Японии, 17% у Бразилии, 37,5% у Китая.

Однако экспортную квоту целесообразнее рассчитывать по-другому -сопоставляя экспорт в долларах с объемом ВВП страны тоже в долларах, но по ППС, так как в этом случае ВВП будет рас­считываться на базе тех же цен, по которым экспортируются на­циональные товары и услуги, и поэтому точнее отражает соотношение между экспортом продукции и ее производством. В этом случае экспортная квота у России составит:

334 млрд.долл. : (26 781 : 5 руб./долл.) = 19%.

Аналогичным образом подсчитана экспортная квота у других стран составит у США - 10%, у Индии - 4, у Японии - 17, у Бра­зилии - 9, у Китая - 10%. Причиной сильного отличия первого варианта расчета экспортной квоты от второго является, конечно, сильное отклонение внутренних цен от мировых. Но и в первом, и во втором варианте экспортная квота у России весьма велика для крупной страны (обычно она обратно коррелируется с размерами экономики страны - чем страна больше, тем большее значение для нее имеет внутренний, а не внешний рынок). Это вызвано вы­сокой экспортной квотой ведущих отраслей российской промыш­ленности - сырьевых и первичной переработки (на экспорт идет треть газа и каменного угля, половина нефти и нефтепродуктов, значительная часть металлов и удобрений).

Участие страны в международном движении капитала измеряется сопоставлением ее экспорта и импорта капитала с ее внутренними инвестициями, а также сравнением активов, обяза­тельств и внешнего долга страны с ее ВВП.

В 2006 г. приток прямых инвестиций в Россию (29 млрд. долл.) обеспечил около 17% ее инвестиций в основной капитал (в Ин­дии - до 3,5% в последние годы, Китае - до 9%, Бразилии - до 15%), иностранные портфельные инвестиции и вложения нерези­дентов на счета и депозиты в российских банках (27 млрд. долл.) обеспечили примерно половину всего спроса на российских фон­довых биржах, а ссуды и займы российских компаний и банков за рубежом (18 млрд. долл.) обеспечили заметную часть всей суммы кредитов бизнесу. Но одновременно с большим ввозом происходил большой вывоз капитала из России (64 млрд.долл. всего в 2006г.), преимущественно в виде прямого бегства капитала (с нарушением валютного законодательства) или косвенного (через большие ссу­ды, займы, текущие счета и депозиты за рубежом).

По данным Центробанка, на начало 2007г. объем накопленных Россией зарубежных активов составил 706млрд. долл., в том числе 402 млрд.долл. различных инвестиций (из них 210 млрд. прямых) и 304 млрд.долл. золотовалютных резервов, а накопленные ино­странцами в России активы (т.е. внешние обязательства) достигли 769 млрд.долл. (из них 272 млрд.долл. прямых инвестиций). Это довольно большие величины, если сопоставлять их с объемом ВВП России по обменному курсу - 9 млрд.долл. в 2006г.

Важной частью внешних обязательств страны является ее внешний долг. У России на начало 2007г. он составил 310 млрд.долл. (более 30% ВНД), в том числе прежде большой государствен­ный внешний долг уменьшился до 49 млрд.долл., а ранее неболь­шой внешний долг банков и компаний возрос до 261 млрд.долл. Укажем для сравнения, что в 2005г. у Китая внешний долг составил по отношению к его ВНД 14%, у Индии - 16, Бразилии - 34%.

Важны также показатели участия страны в движении других экономических факторов (ресурсов) - знаний и рабочей силы. В обмене знаниями Россия участвует слабо, намного ак­тивнее ее участие в международной миграции рабочей силы.

Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.

Нельзя не сказать и об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании.

Заключение

Подводя итоги настоящей работы можно сделать следующие выводы:

1. Страны ЦВЕ, Китай и Россия относятся к странам с переходной экономикой.

2. Регион ЦВЕ объединяет страны с различным уровнем экономи­ческого развития, ставящими задачу преодоления разрыва со страна­ми Западной Европы. Регион ЦВЕ является одним из наиболее дина­мично развивающихся в мире. Перед государствами ЦВЕ стоят задачи дальнейшей структур­ной перестройки реального сектора, а также финансовой и налогово-бюджетной сфер. Наиболее острыми являются социальные проблемы региона: подъем уровня жизни населения, сглаживание дифферен­циации доходов и борьба с бедностью.

3. Современный Китай - это, во-первых, страна быстрого дого­няющего развития, во-вторых - государство с переходной экономи­кой. Основная цель догоняющего развития - «возрождение былого величия Китая», главное средство - ускоренная индустриализация, идущая в условиях эволюционного рыночного реформирования эко­номики и постепенной интеграции ее в мировое хозяйство.

4. Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интерна­ционализации национальной экономики) измеряется целым рядом по­казателей, в том числе сопоставляющих объемы внешней торговли, дви­жения капитала и накопленных внешних активов и обязательств (в том числе внешнего долга) с объемами ВВП страны и другими ее показате­лями.

5. Россию и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России.

Список используемой литературы

1.

Скачать архив с текстом документа