Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы и Китая. Место России в мир
СОДЕРЖАНИЕ: Тема «овом хозяйстве» Введение Рассматриваемые, в настоящей контрольной работе страны (страны Восточной Европы), относятся к странам с переходной экономикой.Тема «Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы и Китая. Место России в мировом хозяйстве»
Введение
Рассматриваемые, в настоящей контрольной работе страны (страны Восточной Европы), относятся к странам с переходной экономикой.
Группа страны с переходной экономикой производит около 23% мирового ВВП. Все это страны догоняющего развития, осуществляющие переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике.
Часть из них (Страны Центральной и Восточной Европы) сравнительно близка к превращению в развитые страны, по крайней мере, большинство из них. Другая часть еще далека до этого (например, Китай), хотя их шансы на это неплохи.
В станах с переходной экономикой системные реформы, то есть реформы в ходе осуществления перехода от одной социально-экономической системы к другой, осуществляются по-разному.
Цель настоящей работы: Охарактеризовать системные реформы, происходящие в Странах Центральной и Восточной Европы, т.е. их совместное рассмотрение будет более плодотворным, Китае. Определить место России в мировом хозяйстве.
Для достижения указанной цели будут выполнены рад задач:
1. Рассмотреть экономическое положение стран Центральной и Восточной Европы;
2. Определить основные тенденции и проблемы экономики Китая.
3. Рассмотреть положение Российской Федерации в мировом хозяйстве.
1. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦЕВ)
К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно относят 10 присоединившихся к ЕС стран Центральной (Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию) и Юго-Восточной Европы (Словению, Болгарию, Румынию), включая Балтию (Латвию, Литву, Эстонию), а также не вошедшие в состав ЕС 6 стран Юго-Восточной Европы (Албанию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию и Черногорию). В них проживает около 124 млн. чел. (2% населения мира) и производится примерно 2,6% мирового ВВП.
Страны ЦВЕ разнородны по уровням экономического развития. Разнородны страны ЦВЕ и по своему подходу к системным реформам: здесь можно выделить радикальные и быстрые преобразования, осуществляемые методами «шоковой терапии» (Польша), менее радикальные и постепенные реформы вначале и резкий рывок в последующем к радикализму (Болгария, Румыния).
Проблемы участия в Европейском союзе (ЕС)
Присоединение к ЕС в 2004 г. восьми, а в 2007 г. еще двух стран ЦВЕ (Болгарии и Румынии) способствовало решению целого ряда их проблем.
Во-первых, открытие западноевропейских рынков способствовало высоким темпам роста их ВВП. За время подготовки к вступлению и после него темпы экономического роста стран ЦВЕ примерно в 1,7 раза превышали соответствующие показатели ЕС-15.
Во-вторых, вхождение в ЕС смягчило проблему безработицы в ЦВЕ, уровень которой снизился с 11,3% в 2003 г. до 7,8% в начале 2007 г. Этому во многом способствовала миграция рабочей силы из этих стран в Западную Европу. Для многих беднейших стран региона денежные поступления от мигрантов стали вторым по значимости источником внешнего финансирования после прямых иностранных инвестиций (свыше 20% ВВП Боснии и Герцеговины, более 10% Албании, Сербии и Черногории).
В-третьих, это стимулировало приток западноевропейского капитала в регион, что повлекло за собой значительное превышение инвестиций над сбережениями в странах ЦВЕ.
В-четвертых, следствием объединения с более развитыми экономиками с их большим запасом знаний стал сравнительно быстрый рост производительности труда (примерно 2—3% в год по сравнению с 0,75% у старых членов).
Оказались в выигрыше и старые члены Евросоюза: ведь к ним присоединились быстро развивающиеся, динамичные страны, экономика которых носит преимущественно дополняющий, а не конкурирующий характер. Это позволяет Западной Европе использовать их рынки для сбыта продукции, услуг и наукоемких товаров и их недорогую рабочую силу.
В то же время из-за значительных различий в структуре экономик, уровне и качестве жизни населения и макроэкономических показателях восточно- и западноевропейских стран в ближайшие годы сохранятся ограничения на полноправное членство «новых» стран в ЕС в валютном союзе, в свободе трудоустройства, поддержке сельского хозяйства и прочее.
Экономическая динамика
Вследствие трансформационного спада, вызванного «шоковой терапией», динамика ВВП почти во всех странах ЦВЕ в конце 80-х - начале 90-х гг. была отрицательной. В результате спад ВВП составил от 13% в Чехии до 36% в Болгарии и был еще большим (порядка 50%) в некоторых республиках бывшей Югославии, пострадавших от военных действий.
Однако экономический рост начался с 1992 г. в Польше, с 1993 г. - в Чехии и Венгрии, с 1994 г. - в Словакии, и уже к концу десятилетия был восстановлен дореформенный уровень ВВП, а затем рост начался в странах Балтии и Юго-Восточной Европе и предреформенный объем ВВП был достигнут в текущем десятилетии.
Сейчас Центральная и Восточная Европа является одним из быстро развивающихся регионов мира. Наиболее высокие темпы экономического роста зафиксированы в странах Балтии (6—11% в год в первой половине нашего десятилетия), а также в Болгарии и Румынии (более 10%). Среди факторов экономического роста выделяется, прежде всего, расширяющийся внутренний спрос (особенно инвестиционный в промышленности). На базе роста промышленности динамично увеличивается объем экспорта, подкрепленный благоприятным низким обменным курсом национальных валют по отношению к евро.
Реальный сектор
Структура экономики ЦВЕ постепенно приобретает черты постиндустриальной с характерным преобладанием сферы услуг: на нее уже приходится от 52—58% ВВП (Албания, Румыния, Македония) до 75% (Латвия), что, однако, ниже чем в «старой» Европе, где средний для 15 стран показатель давно превысил 70%.
Еще сильнее страны ЦВЕ отстают от ЕС-15 по доле сельского и лесного хозяйства в ВВП, которая составляет от 3—5% в странах Центральной Европы, 9—13% в Румынии, Болгарии и Македонии, Сербии и около 25% в Албании. В наименее развитых странах региона ситуация осложняется очень низкой производительностью труда, вследствие чего в этой отрасли занята намного большая часть экономически активного населения (1/3 в Румынии, 1/5 в Польше).
Доля промышленности и строительства в ВВП в настоящее время или низка (20—30% в Юго-Восточной Европе), что говорит о незавершенной индустриализации, или все еще чрезмерно велика (30—40% в Центральной Европе), что свидетельствует о преобладании индустриальной стадии над постиндустриальной. В самой промышленности сокращается доля традиционных отраслей (легкой, пищевой, топливной) при росте доли электротехнической, автомобильной, а также высокотехнологичных отраслей во многом вследствие переноса в этот регион производства данной продукции из Западной Европы.
2. Китай (КНР)
Китайская Народная Республика — первая по численности населения, вторая по размерам экономики и третья по территории страна мира. Системные реформы в Китае, длящиеся почти три десятилетия (с конца 1978г.), привели к радикальному увеличению удельного веса этой страны в мировой экономике.
Основные тенденции и проблемы экономики Китая
Послевоенное социально-экономическое развитие Китая можно разбить на три этапа, определивших эволюцию экономической стратегии страны как стратегии догоняющего развития.
Первый этап (1950—70-е гг.) с характерной для него стратегией развития административно-командной экономики китайского типа, так называемой стратегией Мао Цзэдуна. Определяющими чертами этого этапа были:
- стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку» и связанное с этим форсирование экономического роста вплоть до авантюры «большого скачка» (попытки резко повысить темпы роста промышленности в 1958—1960 гг. на основе массового использования примитивных технологий и ручного труда);
- заимствованная у СССР ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК и выкачивание финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механизма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
- политика «высокого накопления и низкого потребления»; запрет частного предпринимательства; построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобществлением;
- «опора на собственные силы», ставка на тотальное импортозамещение.
Попытка реализации этой стратегии, несмотря на ряд достижений в 1950е гг., в итоге привела к острому социально-экономическому кризису, особенно в годы «культурной революции (1966-1976 гг.).
Второй этап (конец 70-х — середина 90-х гг.) с соответствующей ему стратегией перехода к рыночной экономике, так называемой стратегией Дэн Сяопина. Ее отличительные черты:
- допущение частной собственности во многих отраслях экономики (как «дополнения экономики, основанной на общественной собственности»), поощрение «достижения частью людей и регионов зажиточности раньше других» (концепция «очередности в обогащении»), активное формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование конкуренции;
- политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики, прежде всего через создание специальных экономических зон (СЭЗ), ставка на эффективное использование Китаем своего основного международного конкурентного преимущества - обильных и дисциплинированных трудовых ресурсов.
В отличие от первой, эта стратегия, напротив, вызвала ускорение и способствовала относительно устойчивому и быстрому экономическому росту Китая, хотя издержки этого роста оказались весьма значительными - нехватка природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, углубление социальных и межрегиональных проблем.
Третий этап (с середины 90-х гг. по настоящее время), отличающийся стратегией более сбалансированного развития рыночной экономики, так называемой стратегией Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао. Основные черты этого этапа:
- стремление уменьшить разрыв в уровнях развития между городом и деревней, между регионами страны, между экономикой и социальной сферой, большее внимание к окружающей среде, более гармоничное сочетание внутреннего развития и внешней открытости;
- национальная задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, максимально сократив при этом отставание КНР по основным среднедушевым показателям от экономически развитых стран мира.
Третий этап экономической стратегии Китая - это естественная трансформация ее предшествующего, второго этапа, диктуемая повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и прежде всего потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, а также от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности).
Среди нынешних основных проблем и противоречий социально-экономического развития Китая выделяются:
- демографическая проблема, проявляющаяся в значительно ежегодном приросте населения - более 9 млн.чел. в 2000е гг.; в перенаселенности, особенно в сельской местности, в избыточности трудовых ресурсов и неспособности экономики к полной абсорбции рабочей силы в условиях перехода от трудоемкой к капитале емкой модели развития, в угрозе обострения безработицы в случае снижения темпов экономического роста;
- проблема продовольственной безопасности, сохраняющаяся для бедных слоев населения, обусловленная незавершенностью социально-экономических реформ в аграрном секторе, слабостью производственной базы сельского хозяйства, небольшим и постоянно сокращающимся в расчете на душу населения земельным фондом, преобладанием ручного труда в растениеводстве, убыточностью земледелия и низким подушевым производством продовольствия;
- ресурсно-сырьевая проблема, выражающаяся в остром противоречии между быстрым экономическим ростом и его ограниченной природно-ресурсной базой, нарастающем дефиците энергоносителей и некоторых других видов минерального сырья, возрастанием соответствующей импортной зависимости экономик (например, по нефти и газу — до 50—70%);
- углубление территориальной неравномерности экономического и социального развития, во-первых, между городом и деревней и во-вторых, между отдельными регионами страны (все более развитыми и богатыми Востоком и Югом и отсталым, бедным Западом);
- проблема перевода экономики на интенсивный путь развития;
- проблема качества производимой и, в частности, экспортируемой продукции, неполного соответствия ее мировым стандартам;
- проблема повышения технологического уровня;
- институциональные проблемы, связанные, во-первых, с незавершенностью рыночного реформирования банковской системы и предприятий госсектора (их акционирования и частичной приватизации) и с сохранением убыточности значительной части госпредприятий, а во-вторых, обусловленные все еще недостаточной легитимностью частной собственности;
- противоречие между экономическим ростом и социальным развитием, проявляющееся в отставании социальной сферы, в том числе по причине относительно низкого уровня затрат государства на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в усилении социального расслоения и поляризации населения в годы реформ;
- экологические проблемы, обусловленные прежде всего ресурсозатратной моделью экономического развития и ускоренной индустриализацией деревни - серьезная водная эрозия и засоление почв, сокращение лесных угодий, опустынивание.
Экономическая динамика
Экономика Китая в первой половине XX в. развивалась крайне низкими темпами (среднегодовые темпы прироста ВВП составляли лишь 0,6%, что было в 3,7 раза ниже соответствующего общемирового уровня — 2,2%). В 1950е гг., с началом в КНР форсированной индустриализации при поддержке и по образцу СССР, темпы роста ВВП страны заметно возросли (в годы 1-й пятилетки 1953-1957гг. составили 7,8% в год). Однако последовавшие затем политические авантюры «большого скачка» и народных коммун, «культурной революции» вновь существенно замедлили экономическую динамику Китая: в 1960-е гг. - до 0,6 и в 1970-е — до 3,1 % в среднем за год.
В конце 1970-х гг. в Китае начался продолжающийся и поныне этап быстрого экономического подъема. В целом в 1979-2006 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,4%, в том числе в 2001-2006 гг. - 9,7% (последний показатель, в частности, выше общемирового в 3,5 раза).
На период очередной, 11-й пятилетки (2006—2010 гг.) и последующее десятилетие до 2020г. запланированы более умеренные для Китая темпы прироста ВВП - соответственно 7,5 и 6,5%. Это, во-первых, позволит снизить инвестиционный «перегрев» китайской экономики и вполне соответствует рассмотренным выше положениям сбалансированной экономической стратегии КНР, во-вторых, позволит Китаю по абсолютным размерам ВВП стать мировым лидером, обойдя США.
В числе источников и факторов быстрого экономического роста современного Китая следует, прежде всего назвать его главное ресурсное преимущество – это огромные трудовые ресурсы, почти удвоившиеся в последние четверть века и составляющие ныне около 760млн. чел., или 1/4 общемирового уровня.
Второй фактор - высокая норма валового накопления (более 40% в 2000е гг.). Один из ее источников - рост нормы валового сбережения (около 50%). Другой источник - специфика финансовой политики государства, связанная с так называемой эмиссионной «накачкой» банков.
Еще один фактор быстрого экономического роста Китая - постепенное повышение технологического уровня производства как за счет импорта современной техники и технологий, так и - особенно в последние годы - за счет увеличивающихся собственных расходов на технологические инновации.
К другим источникам и стимуляторам догоняющего экономического роста КНР можно отнести национальную идею «возрождения былого величия Китая», сильную экономическую роль государства, системный институциональный эффект рыночных преобразований экономики, возрастающие вложения в человеческий капитал, экспортную ориентацию реального сектора экономики.
Факторный анализ экономического роста Китая, осуществленный с использованием многофакторных моделей расширенного воспроизводства, показывает, что интенсивные факторы роста, такие как производительность труда и капитала, совокупная эффективность производства, стали играть заметную роль в экономике КНР уже в 1980—1900-е гг., что проявлялось особенно в частном секторе. Однако с началом перехода экономики от преимущественно трудоемкого на преимущественно капиталоемкий путь развития в 1990—2000 гг. роль экстенсивных факторов, прежде всего фактора объема капиталовложений, вновь возросла, стимулируя очередной инвестиционный «перегрев» экономики. Таким образом, вплоть до настоящего времени быстрые темпы развития экономики Китая обеспечиваются за счет опоры на экстенсивную модель экономического роста (хотя и наблюдаются отдельные признаки начальных шагов по переходу к интенсивной модели).
3. Показатели участия России в мировом хозяйстве
Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей.
Прежде всего, это показатели участия страны в мировой торговле, особенно экспортная квота. Обычно ее рассчитывают как отношение экспорта товаров и услуг в долларах к ВВП страны в долларах по обменному курсу. У России в 2006 г. этот показатель составлял:
(Экспорт товаров + Экспорт услуг) / (ВВП : Среднегодовой обменный курс) х 100 = (304 млрд. долл. экспорт товаров + 30 млрд. долл. экспорт услуг): (26 781 млрд. руб. ВВП : 27,2 руб./долл. в среднем за год) 100 = 34%.
Для сравнения экспортная квота в 2005 г. у других крупных стран — 10% у США, 19% у Индии, 16% у Японии, 17% у Бразилии, 37,5% у Китая.
Однако экспортную квоту целесообразнее рассчитывать по-другому -сопоставляя экспорт в долларах с объемом ВВП страны тоже в долларах, но по ППС, так как в этом случае ВВП будет рассчитываться на базе тех же цен, по которым экспортируются национальные товары и услуги, и поэтому точнее отражает соотношение между экспортом продукции и ее производством. В этом случае экспортная квота у России составит:
334 млрд.долл. : (26 781 : 5 руб./долл.) = 19%.
Аналогичным образом подсчитана экспортная квота у других стран составит у США - 10%, у Индии - 4, у Японии - 17, у Бразилии - 9, у Китая - 10%. Причиной сильного отличия первого варианта расчета экспортной квоты от второго является, конечно, сильное отклонение внутренних цен от мировых. Но и в первом, и во втором варианте экспортная квота у России весьма велика для крупной страны (обычно она обратно коррелируется с размерами экономики страны - чем страна больше, тем большее значение для нее имеет внутренний, а не внешний рынок). Это вызвано высокой экспортной квотой ведущих отраслей российской промышленности - сырьевых и первичной переработки (на экспорт идет треть газа и каменного угля, половина нефти и нефтепродуктов, значительная часть металлов и удобрений).
Участие страны в международном движении капитала измеряется сопоставлением ее экспорта и импорта капитала с ее внутренними инвестициями, а также сравнением активов, обязательств и внешнего долга страны с ее ВВП.
В 2006 г. приток прямых инвестиций в Россию (29 млрд. долл.) обеспечил около 17% ее инвестиций в основной капитал (в Индии - до 3,5% в последние годы, Китае - до 9%, Бразилии - до 15%), иностранные портфельные инвестиции и вложения нерезидентов на счета и депозиты в российских банках (27 млрд. долл.) обеспечили примерно половину всего спроса на российских фондовых биржах, а ссуды и займы российских компаний и банков за рубежом (18 млрд. долл.) обеспечили заметную часть всей суммы кредитов бизнесу. Но одновременно с большим ввозом происходил большой вывоз капитала из России (64 млрд.долл. всего в 2006г.), преимущественно в виде прямого бегства капитала (с нарушением валютного законодательства) или косвенного (через большие ссуды, займы, текущие счета и депозиты за рубежом).
По данным Центробанка, на начало 2007г. объем накопленных Россией зарубежных активов составил 706млрд. долл., в том числе 402 млрд.долл. различных инвестиций (из них 210 млрд. прямых) и 304 млрд.долл. золотовалютных резервов, а накопленные иностранцами в России активы (т.е. внешние обязательства) достигли 769 млрд.долл. (из них 272 млрд.долл. прямых инвестиций). Это довольно большие величины, если сопоставлять их с объемом ВВП России по обменному курсу - 9 млрд.долл. в 2006г.
Важной частью внешних обязательств страны является ее внешний долг. У России на начало 2007г. он составил 310 млрд.долл. (более 30% ВНД), в том числе прежде большой государственный внешний долг уменьшился до 49 млрд.долл., а ранее небольшой внешний долг банков и компаний возрос до 261 млрд.долл. Укажем для сравнения, что в 2005г. у Китая внешний долг составил по отношению к его ВНД 14%, у Индии - 16, Бразилии - 34%.
Важны также показатели участия страны в движении других экономических факторов (ресурсов) - знаний и рабочей силы. В обмене знаниями Россия участвует слабо, намного активнее ее участие в международной миграции рабочей силы.
Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
Нельзя не сказать и об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании.
Заключение
Подводя итоги настоящей работы можно сделать следующие выводы:
1. Страны ЦВЕ, Китай и Россия относятся к странам с переходной экономикой.
2. Регион ЦВЕ объединяет страны с различным уровнем экономического развития, ставящими задачу преодоления разрыва со странами Западной Европы. Регион ЦВЕ является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Перед государствами ЦВЕ стоят задачи дальнейшей структурной перестройки реального сектора, а также финансовой и налогово-бюджетной сфер. Наиболее острыми являются социальные проблемы региона: подъем уровня жизни населения, сглаживание дифференциации доходов и борьба с бедностью.
3. Современный Китай - это, во-первых, страна быстрого догоняющего развития, во-вторых - государство с переходной экономикой. Основная цель догоняющего развития - «возрождение былого величия Китая», главное средство - ускоренная индустриализация, идущая в условиях эволюционного рыночного реформирования экономики и постепенной интеграции ее в мировое хозяйство.
4. Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей, в том числе сопоставляющих объемы внешней торговли, движения капитала и накопленных внешних активов и обязательств (в том числе внешнего долга) с объемами ВВП страны и другими ее показателями.
5. Россию и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России.
Список используемой литературы
1.