Соотношение административного права с другими отраслями права
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ 1. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 2. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 3. ЗАДАЧА № 1.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
|
3
|
2. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
|
7
|
3. ЗАДАЧА № 1.
|
11 |
4. ЗАДАЧА № 2. |
12 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
13 |
1. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
Административное право Республики Беларусь является одной из отраслей права. Оно может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения, в сфере государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти. Будучи неотъемлемой частью структуры белорусского права, административное право соотносится с ней как часть и целое.
По своей сущности административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства [5, с.6].
Однако административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:
— определяют правовое положение граждан в сфере управления;
— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;
— регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;
— устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
— определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
— регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
— регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.
Являясь неотъемлемой частью структуры белорусского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права:
1) Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного. Конституционное право, основным источником которого является Конституция, непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом регулирования конституционного права. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Нормативные понятия и термины играют роль «общего знаменателя» [15, с. 114].
Система конституционного права и объекты правового регулирования весьма близки к системе административного права. По нашему мнению, отрасль конституционного права можно разделить на следующие подотрасли: а) конституционный статус Республики Беларусь (природа, цели, элементы - территории и границы, гражданство и др., атрибуты - герб, флаг и т.д.); б) статус личности и гражданина; в) организация государственной власти; г) административно-территориальное устройство государства; д) прямая демократия, избирательное право; е) парламентское право; ж) местное самоуправление.
Наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», так и в тематических и иных законах.
Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.
2) Связано административное право и с финансовым правом. Последнее регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Административное право определяет компетенцию.
Связь между отраслями права определяется связью функций государства и регулируемых им общественных отношений финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов [3, с. 16].
3) С земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
4) С гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений. Однако методы регулирования этих отношений неодинаковы. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правового регулирования.
5) С трудовым правом. Многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административным и трудовым правом. Например, отношения, возникающие в процессе труда служащих государственных органов, социальное обеспечение служащих в старости, в случае болезни, инвалидности, а также вопросы, связанные с охраной труда служащих, регулируются трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
6) С уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.
Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм. Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 33 Уголовного кодекса Республики Беларусь посвящена преступлениям против порядка управления, Глава 35 - преступлениям против интересов службы [16].
7) С уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Здесь следует также отметить административно-правовую организацию управления в системе исправительно-трудовых учреждений, регуляцию вопросов государственной службы в органах дознания и следствия, во внутренних войсках МВД.
2. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Освобождение от административной ответственности является одним из важных институтов административно-деликтного права. Наличие его свидетельствует о демократизме административно-деликтного права, о реальном воплощении принципов гуманизма, справедливости, индивидуализации и неотвратимости ответственности.
Несмотря на это, основным в административном праве является положение о том, что виновное лицо должно претерпеть государственное административное принудительное воздействие в виде административного взыскания. Наложение административного взыскания за совершенное правонарушение является наиболее эффективным средством в борьбе с административными противоправными деяниями, и главное здесь - неизбежность его применения, то есть неотвратимость ответственности. Между тем, закон не исключает освобождение от административной ответственности, от наложения наказания, если цели наказания могут быть достигнуты без его наложения.
Освобождение от административной ответственности целесообразно тогда, когда оно не затрагивает интересы других и способствует охране правопорядка, воспитанию виновного лица и предупреждению совершения новых административных правонарушений как им, так и окружающими.
В законе отсутствует определение освобождения от административной ответственности. В научной литературе также нет единого подхода. Большинство ученых-административистов предпочитают вообще не давать определения освобождения от ответственности, а ведут разговор лишь об основаниях освобождения от административной ответственности [7, с. 270].
Освободить от административной ответственности - означает не наложить на виновное лицо административное взыскание, несмотря на наличие основания для этого, отменить наложенное взыскание или заменить его более мягким.
К основаниям освобождения от административной ответственности (в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г. (далее - КоАП)) можно отнести [6]:
1) малозначительность правонарушения (ст. 21);
2) передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива (ст. 20);
3) передача дела об административном правонарушении, совершенном лицами в возрасте от 16 до 18 лет, за которое они могли нести административную ответственность на общих основаниях, на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (ст.13);
4) передача материалов об административных правонарушениях, совершенных военнообязанными, а также лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, за которые они несли административную ответственность на общих основаниях, соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности (ст. 15).
Освобождение от административной ответственности следует отличать от непривлечения к административной ответственности при наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск).
Общее между названными обстоятельствами состоит в том, что во всех трех случаях имеет место противоправность деяния, но не всегда наличествует административное правонарушение, и привлечение к ответственности не осуществляется. Оно отсутствует при необходимой обороне, крайней необходимости и т.п. В то же время для освобождения от административной ответственности обязательно требуется наличие правонарушения.
Рассмотрим вышеуказанные основания освобождения от административной ответственности более подробно.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным признается деяние физического лица, содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного КоАП, которое причинило или по своему содержанию и направленности могло причинить незначительный вред охраняемым КоАП правам и законным интересам. Размер незначительности вреда определяется субъективной оценкой органа (должностного лица), который вправе назначить административное взыскание [7, с. 273].
Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения обязательно сопровождается объявлением виновному лицу устного замечания. Такая мера является моральным воздействием и не влечет за собой никаких юридических последствий.
Малозначительным может быть любое административное правонарушение, предусмотренное статьями КоАП. Закон не содержит перечня правонарушений, которые не могут быть малозначительными, как не содержит признаков, позволяющих судить о малозначительности деяния. Признать ли то или иное правонарушение малозначительным, решает орган (должностное лицо), рассматривающий конкретное дело, исходя из причиненного вреда правам и интересам гражданину, обществу или организации.
Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
В отношении лиц, освобожденных по данному основанию от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 115, 122, 145, 149, 158 - 161 КоАП, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях.
О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 51, 115, 122, 145, 149, 151, 156, 158 - 161КоАП, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 51, 112 - 120, 146, 156, 157, 166, 173 - 176, 190-1, 191, 192, 193-6 - 193-12 КоАП, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 166 КоАП) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 51 КоАП, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы - и штраф.
Другие, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.
Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Работники железнодорожного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей некоторых административных правонарушений.
В заключение данного вопроса необходимо отметить, что не вступивший в законную силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. расширил перечень оснований освобождения от административной ответственности, включив в него наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, примирение с потерпевшим, болезнь виновного лица.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000. - 251 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.Л. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996. –680с.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. –М.: Издательство НОРМА, 2000. –640с.
4. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1985. – 263с.
5. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. Д.А. Гавриленко. –Мн.: Амалфея, 2002. –416с.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 06.12.1984г. №4048 (ред. 04.01.2003) // Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. –1984. –№ 35. -Ст.505.
7. Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студ. вузов. - Мн.: Тесей, 2004. - 287 с.
8. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. - Мн.: Тесей, 2002. - 607 с.
9. Круглов В.А. Производство по делам об административных правонарушениях. - Мн.: Амалфея, 2002. - 271 с.
10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багикаев З.А. Российское административное право: учебник. –М.: Юрист, 1996. –472с.
11. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 447 с.
12. Россинский Б.В. Административное право: вопросы и ответы: Учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. - 416 с.