Сравнительный анализ антиинфляционных политик разных стран

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Содержание 2 Введение 3 1 Инфляция и антиинфляционная политика 4 1.1 Сущность и причины инфляции 4 1.2 Виды инфляции 5 1.3 Последствия инфляции 6

Содержание

Введение. 3

1 Инфляция и антиинфляционная политика. 4

1.1 Сущность и причины инфляции. 4

1.2 Виды инфляции. 5

1.3 Последствия инфляции. 7

1.4 Методы антиинфляционной политики. 8

2 Антиинфляционная политика. 12

2.1 Антиинфляционная политика в Польше. 12

2.2 Антиинфляционная политика в России. 18

Заключение. 24

Список использованных источников. 26


Введение

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ антиинфляционной политики в разрезе экономических реформ, проводимых в ходе перехода от плановой экономике к рыночной.

В условиях перехода бывших стран СССР на рыночные отношения и их социально-экономических последствий проблемы инфляции и антиинфляционной политики приобрели особую актуальность и значимость. Возникли ситуации и явления, которые раньше были не свойственны нашей экономике или имели второстепенное значение. Инфляция из подавленной и скрытой перешла в открытую форму. А это означает, что бороться с ней становится намного труднее. К антиинфляционной политике предъявляются качественно новые требования. Она должна обладать гибкостью, избирательностью, реагировать не только на проявления инфляции, но и по возможности устранять причины, ее порождающие.

В будущем, несомненно, предстоят новые реформы и что бы избежать грубых ошибок в антиинфляционной политике необходимо анализировать мировой опыт прошлых реформ и закономерностей. Проблема инфляции особо актуальна для России, где сохраняются глубокие структурные диспропорции, высокая зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей и межрегиональное неравенство условий экономической деятельности. Опыт Польши для России важен с точки зрения выработки нестандартных подходов к противодействию нарушениям в денежно-кредитной и финансовой сферах. Модель «шоковой терапии» в Польше оказалась одной из самых успешных антиинфляционных политик в странах бывшего социалистического лагеря, проводилась взвешенно и последовательно, задействованы практически все методы регулирования инфляции и достигнуты наиболее благоприятные экономические результаты.

1 Инфляция и антиинфляционная политика

1.1 Сущность и причины инфляции

Инфляция - социально-экономическое явление, которое порождается повышением общего уровня цен на товары и услуги, сопровождающееся обесцениванием денежной единицы [7, с.511].

В буквальном переводе термин «инфляция» означает «вздутие», то есть переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы [4, с. 325].

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Сказанное, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать – это одно из больных мест инфляции то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

К важнейшим причинам инфляции можно отнести:

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.

2. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров, создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.

3. Импортируемая инфляция, т.е. инфляция, провоцируемая внешними факторами, например, значительным притоком в страну иностранной валюты, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

1.2 Виды инфляции

С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год.

Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются.

Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой [7, с.513].

Также различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен, превышающий текущие производственные возможности.

Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

Инфляция издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличение зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен.

1.3 Последствия инфляции

К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести [4, с. 335]:

1. Перераспределение доходов и богатства. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии.

2. Отставание государственных цен от рыночных. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

3. Дезорганизация хозяйства. Наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса.

4. Обострение товарного голода, подрыв стимула к денежному накоплению, нарушение функционирования денежно-кредитной системы, возрождение бартера.

5. Обесценивание сбережений населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

1.4 Методы антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» ме­роприятия монетарной и фискальной политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на от­крытом рынке.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство уменьшает совокупный спрос фискальными методами: ограничением государ­ственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.

К прямым методам относятся:

- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

- государственное регулирование цен;

- государственное регулирование заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы прове­дения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период (градуализм), или проводить резко (шоковая терапия).

Сторонники концепции градуализма (кейнсианцы) считают, что всеобъемлющая политика по преодолению инфляции должна содержать в себе комплекс мер, включающих и денежно-кредитную политику, и частичное индексирование, и управление совокупным спросом. Управление спросом должно вести к постепенному понижению темпа инфляции, с тем чтобы снижающийся постепенный спрос не привел к существенному росту безработицы. Поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Таким образом спад сокращается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом растет, что приводит в конечном счете к падению цен и сокращению инфляции.

Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, так же становились дополнительными расходами.

Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, а финансироваться за счет государственных займов, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Ярким образцом градуализма являются реформы в Китае.

Экономическая концепция, предлагающая радикальный способ борьбы с инфляцией, получила название «шоковая терапия», она основана на идеях «монетаризма». Его родоначальник – Милтон Фридман, считал, что инфляция есть чисто денежный феномен. В концепции монетаристов задействовано два блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

Стимулирование совокупного предложения не должно требовать дополнительных инвестиций, для этой цели рекомендуют продавать все, что можно – ресурсы, информацию и т.д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

Самое мощное наступление на инфляцию, связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства. Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель – уменьшить количество денег у населения. Сокращения совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

Также монетаристы предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он станет недоступным и оно разорится. На рынок выходят самые сильные производители, которых производство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

«Шоковая терапия» применялась во многих странах, таких как Боливия, Израиль, Аргентина. Удачным образцом применения является Польша.

В экономичес­кой теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от раз­меров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организа­циями, социально-политической обстановки в стране и т. п.


2 Антиинфляционная политика

2.1 Антиинфляционная политика в Польше

В 1980-е годы перед социалистической Польшей встала задача реформирования экономики. В 1989 году правительство, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией.

Был опубликован меморандум с программой экономических реформ, который в основном был адресован МВФ. Программа была названа по имени Л. Бальцеровича, польского экономиста и политика, представителя монетаризма. Его план представлял собой радикальный подход к преобразованию плановой экономики в рыночную. Фактически он представлял собой стабилизационную программу, в которой основной упор делался на жесткую фискальную политику. Ее ключевыми элементами являлись фиксированный обменный курс и прогрессивное налогообложение доходов, необходимое для сдерживания роста заработной платы. Фиксация курса злотого по отношению к доллару наряду с ограничением роста номинальной заработной платы смягчали инфляционные ожидания и рассматривались в качестве двух ключевых пунктов программы.

Программа включала в себя три элемента. Все цели следовало достигнуть одновременно и быстро.

1. Денежная и ценовая стабилизация

Меры, направленные на достижение денежной и ценовой стабилизации, включали в себя:

- значительное сокращение существующих источников роста денежного предложения, включая сокращение бюджетного дефицита, «дорогие кредиты» Центрального банка, изменение формул индексации и усиление контроля над заработной платой;

- унификацию обменного курса и конвертируемость валюты;

- ликвидацию субсидирования;

- ликвидацию и/или ослабление ценового контроля.

Меры правительства, в 1989 г. перед началом реализации стабилизационной программы включали сокращение субсидий угледобывающим предприятиям, ряда продовольственных субсидий и инвестиции в сельскохозяйственное производство.

Минимальные гарантированные цены, которые выплачивались государственными снабженческими организациями производителям сельскохозяйственной продукции, были отменены.

Либерализация также охватывала и экономическую деятельность. Новый закон «О предпринимательской деятельности» предполагал недискриминационное развитие государственного и частного секторов, устранял барьеры для частных предприятий и разрешал частную предпринимательскую деятельность во всех сферах экономики страны. В банковской системе также происходили изменения. Одной из первых мер стало превращение государственных банков в коммерческие, что было необходимо с точки зрения предоставления им права вести собственную независимую политику и возможности готовиться к приватизации.

Либерализация коснулась также отношений реального сектора с бюджетом. С одной стороны, большая часть субсидий государственным предприятиям была отменена, с другой - предприятия подверглись более жесткому налогообложению. Однако большие государственные предприятия по-прежнему имели возможность использовать преференции со стороны государства, в частности, прощение части налогов.

Процесс либерализации не обошел стороной и сферу экспорта. В 1994 г. правительство начало рассматривать меры по его расширению. Они включали в себя налоговые льготы, преференциальные кредиты, преференциальные инвестиционные скидки, привлекательные кредиты рефинансирования институтам, которые финансируют экспорт.

2. Структурная перестройка

Структурная перестройка должна была поддержать развитие частных компаний, приватизацию значительной части государственных предприятий (на тот момент государственные предприятия составляли 90 % общего числа несельскохозяйственных предприятий) и способствовать ликвидации неэффективного производства. Эти цели были достигнуты путем проведения следующих мероприятий:

- упрощения системы налогообложения и снижения предельных ставок налогообложения;

- унификации обменного курса и свободной конвертируемости;

- ликвидации импортного и экспортного лицензирования;

- создания фондовых бирж;

- быстрого прохождения законов, касающихся приватизации, которые позволяли осуществлять продажу активов в различной форме.

Польская программа приватизации базировалась на концепции индивидуальных продаж предприятий. Преимущества такого подхода выражались в транспарентности структуры собственности, поскольку только отраслевые инвесторы имели желание инвестировать в приватизируемые предприятия; получении бюджетом значительных финансовых ресурсов в результате проведенных тендеров; сокращении прямых и косвенных субсидий приватизированным предприятиям. В числе недостатков следует отметить достаточно продолжительную процедуру приватизации, которая длилась, как минимум, девять месяцев, и издержки ее проведения. Кроме того, продажа государственных активов за наличные предполагала, что сначала будут приватизированы наиболее перспективные предприятия. Несмотря на это, приватизация продолжалась и далее, хотя масштабы ее уже были незначительны.

3. Уменьшение внешнего долга и расчет на экономическую помощь из-за рубежа

Техническая и финансовая помощь требовалась для проведения реформ и ослабления долговой нагрузки в течение следующего года, а также для общего снижения будущих долговых обязательств. Финансовая и техническая помощь были оговорены в соглашении о резервировании с МВФ. Помощь также включала в себя стабилизационный заем от стран «большой семерки» и поддержку международных резервов Польши.

Польша получила два займа от Европейского банка реконструкции и развития в размере 360 млн. долл. Всемирный банк в начале 1990 г. предоставил Польше два кредита на сумму 260 млн. долл., которые должны были быть инвестированы в развитие промышленного и агропромышленного комплексов. Международная финансовая корпорация (IFC) также выделила из своих средств более 60 млн. долл.

Ниже представлены итоги проведения реформ, основные макроэкономические показатели сведены в Таблицу 1.

Таблица 1- Основные макроэкономические показатели [15]

Показатели 1989 1990 1991 1993 1995 1997 2000
Инфляция, % 244,5 555,4 76,7 36,8 28 15,08 10
ВВП на душу населения - 100 92 97 108 122 144

Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах 555,4 %.Основным источником инфляции было кредитование госбанком дефицита бюджета. Мерой, которая помогла ликвидировать этот источник, было то, что в 1990 г. сеймом было принято решение о прекращении автоматического кредитования бюджета. Раньше делать это должен был Народный банк Польши, поскольку он и правительство подчинялись одному и тому же руководству. Теперь Народный банк Польши становился самостоятельным институтом. Государство должно было само искать источники финансирования дефицита госбюджета вплоть до распродажи имущества государственных предприятий и своих долей в приватизированных предприятиях частным лицам и фирмам. С 1989 г. практически была прекращена выдача льготных кредитов. По итогам 1-го квартала 1990 г. на заседании правительства отмечалось, что основные цели были достигнуты. Если в январе 1990 г. инфляция составляла 79 %, то в феврале — 24 %, марте — 6 % и апреле — 4 %.

Ещё одной мерой ликвидации дефицита бюджета было сокращение средств на оборону, здравоохранение и образование. Доля субсидии в государственных расходах уменьшилась с 42 % в 1988 до 5,6 % в 1995 г.

Таким образом, после проведения реформ в течение месяца удалось ликвидировать гиперинфляцию и в последующие два месяца выйти на показатель роста цен менее 10 %.

Именно такая быстрота достижения результатов и создала благоприятные предпосылки для дальнейшего проведения реформ. Совокупный бюджетныйдефицит был снижен на 30 %, что соотносилась с величиной, предусмотренной в плане. Зарубежная помощь в форме продуктов питания также помогла ликвидировать дефицит, возникший вследствие падения производства. С 1992 года наблюдается ежегодный рост ВВП. Рост заработной платы был существенно ограничен. В реальном выражении она выросла на 10 %. Процентные ставки по кредитам с 1 января 1990 года в период реформ в Польше были положительными, т. е. превышали уровень инфляции. Несомненно, ценовой шок одномоментно (конец 1989—начало 1990 года) сблизил народнохозяйственный спрос и объем предложения.

В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 миллиона человек или 6,3 % экономически активного населения страны.

К 1993 году безработица составляла уже 18 %, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12 %.

Факторы обеспечившие стабилизацию экономического положения и роста:

1. Капиталовложения. Уже в 1993 году наметился определенный прогресс в сфере капиталовложений: затраты на закупки машин и оборудования возросли примерно на 10 % при одновременном сокращении затрат на строительно-монтажные работы. Свыше 60 % всех капиталовложений частного сектора пришлось на промышленность. В целом за годы реформы доля капиталовложений колебалась вокруг 21 % ВНП.

2. Экспорт. Вторым фактором экономического роста в 1994 году стали внешнеэкономические связи, точнее, возросший внешний спрос на польскую продукцию, обусловленный оживлением в мировой экономике, что через рост экспорта (120,5 %) стимулировало рост производства и инвестиций, причем в первую очередь в государственном секторе.

3. Наличие политической воли к осуществлению глубоких социально-экономических реформ, проявляющейся в первую очередь в преемственности экономической политики практически ежегодно сменяющихся кабинетов министров.

В итоге можно сказать, что антиинфляционная политика Польши проводилась грамотно, после проведения реформ удалось в течение месяца ликвидировать гиперинфляцию, наблюдается ежегодный экономический рост, которому способствовали такие факторы как капиталовложения и экспорт.


2.2 Антиинфляционная политика в России

Предпосылки для проведения реформ в России стал экономический кризис после августовского путча 1991 г. К началу 1992 г. сложилась острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко взметнулись вверх, рынок распался и полки магазинов оказались пустыми в буквальном смысле. Производство сокращалось, бюджетный дефицит составлял 27 % от ВВП, скрытая безработица достигла 35 % от численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовался огромный «денежный навес», достигавший сотен миллиардов рублей. Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. - 20 млрд. долл., в 1991 г. - 80 млрд.) и снижался золотой запас страны (1500 т в 1985 г. и лишь 80 т в 1991 г.). В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40-1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями.

Прежде всего инфляцию провоцировали:

- спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;

- проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды.

Был избран твердый и жесткий курс, предложенный представителем премьер-министра Е.Т. Гайдаром.

Гайдаровская программа экономических реформ заключалась в следующем:
- дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями, развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;
- стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;
- приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;

- активная социальная политика в целях приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;

- структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;

- создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен.

Практика проведения реформ тогда имела 3 этапа:

1. В январе-марте после резкого взлета цен правительство проводило жесткую антиинфляционную политику, держало под строгим контролем денежную массу, сокращало госрасходы и контролировало кредитную эмиссию. В результате к концу первого квартала бюджетный дефицит достиг 3,5 % ВВП. Продавая продукцию по высоким рыночным ценам, директора предприятий стали наращивать неплатежи, требовать, как и в прошлом, государственных субсидий и льготных кредитов. Их реакция была типично монополистической, коммунистической, отнюдь не рыночной.

2. В июне-сентябре под давлением нарастающей оппозиции правительство отступило от радикальных экономических реформ, ослабило макроэкономическую политику, пошло на выдачу крупных субсидий и кредитов государственным предприятиям, АПК за счет увеличения денежной эмиссии. Только в июне эмиссия увеличилась на 30 %, бюджетный дефицит достиг 7,5 % ВВП, но уже в третьем квартале он возрос до 13,2 %.

3. В сентябре-декабре правительство вновь попыталось вернуться к жесткой антиинфляционной политике, но практически уже ничего не могло сделать. Макроэкономический контроль был утрачен.

Ниже приведены результаты проведения реформ, основные макроэкономические показатели сведены в Таблицу 2.

Таблица 2 - Основные макроэкономические показатели [16]

Показатели 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Инфляция, % 15,9 128 1490 887,8 307,3 144 45,8 15
Индекс ВВП на душу населения (1990=100) 100 95 80 73 64 60 58 57
Дефицит бюджета, % к ВВП - 27 40 19,8 11,8 4,9 7,4 6,0

По расчетам нового правительства Е.Т. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. - в 11 раз. Общество ощутило сильный шоковый удар. Но без него нельзя было и говорить о рынке. Достигнув пика в 1992 г., когда по разным оценкам (четкой статистики в стране ещё не было), она составила от 1500 % до 2500 % годовых, инфляция неуклонно 5 последующих лет снижалась. В 1993 г. она упала до 887,8 %, а в 1994 – составила 307,3 % и только в 1996 стала двухзначной, но как в Польше резкого снижения не произошло.

В отличие от Польши в России были отпущены не только цены, но и заработная плата, более решительно начата приватизация. Либерализация коснулась 90 % розничных и 80 % оптовых цен. Старые цены сохранялись, в частности, по 15 наименованиям потребительских благ, начиная с хлеба и кончая платой за жилье и коммунальные услуги.

Однако после резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22 %, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке, прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее, предложение товарной массы было слабым, спад производства усилился. По существу, директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы.

Из таблицы 2 видно, что индекс ВВП на душу населения с 1991 по 1997 сократился на 60 %, дефицит бюджета в 1992 достиг своего пика в 40 % от ВВП, в последующие годы реформ сокращался, но дефицит превышал критическую отметку в 10 %.

После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему высокой.

Таблица 3 - Политика занятости, социальная политика

Показатели Год
1991 1997
Удельный вес в численности занятых, %:
-занятых в государственном секторе 75,4 32,9
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, % 22,9 26,5
Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП 6,3 12,6
Уровень безработицы, % 2,6 9,0

Доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, за последние 6 лет увеличилась еще на 16 %. Социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6 % ВВП.

Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6 % в 1991 г. до 9 % в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4 %. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200 %, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП – 255 %. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435 %, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Причины неудачно проведенной «шоковой терапии» :

- провалено одно из главных условий шоковой терапии — резкое снижение инфляции, по итогам 1991 года среднегодовая инфляция в России составила 301,5 % в год, а двухзначных цифр (21,8 %) достигла лишь в 1996 году.1992-й год правительство РФ свело бюджет с дефицитом в 40 % ВВП, что так же противоречит требованиям проведения «шоковой терапии»;

- произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, резко возросла инфляция (1992-1993 гг.), активно разрушался научно-технический потенциал страны, ухудшалась структура производства, падала его эффективность и т. д. В результате всего этого зрело и укреплялось сопротивление радикальным экономическим реформам, возникла почва для объединения и консолидации сил оппозиции;

- жесткая налоговая политика серьезно ослабила стимулы к развитию предпринимательства;

- не была обеспечена политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти;

-приватизация произошла в сжатые сроки. Слабое законодательство и его неудовлетворительная защита привели к возникновению крупных монополий, с одной стороны, и к разбазариванию и «проеданию» гражданами имущества.

Применяемая антиинфляционная политика в России была проведена неудачно, инфляция только к 1996 г. стала двухзначной, причиной тому было прежде всего противостояние исполнительной и законодательной власти. Произошло снижение жизненного уровня населения, спад производства.


Заключение

В данной курсовой работе рассмотрена российская инфляция, начиная с причин ее скачка в 1992 г. и вплоть до 1996 г. Для сравнения представлен опыт преодоления инфляции в Польше, где этот процесс прошел довольно успешно. Важно понять развитие реформ в Польше и выявить причины того, почему проведение политики «шоковой терапии» в России не дало столь успешных результатов.

Политика экономических реформ в Польше и России была направлена на преобразование плановой экономики в рыночную. Реформы решали три основные задачи, одна из которых борьба с гиперинфляцией.

Причины инфляции этих стран во многом схожи. Это прежде всего спад производства, дефицит государственного бюджета, товарный дефицит.

Программа реформ по борьбе с инфляцией предполагала проведение денежной и ценовой стабилизации, должна была способствовать созданию эффективных денежных рынков и выравниванию относительных рыночных цен. Жесткие меры, предпринятые в области денежного регулирования, такие, как фиксированный и унифицированный обменный курс национальной валюты по отношению к доллару, ограничение роста номинальной заработной платы и доступа предприятий к кредитам правительства (элементы жесткой фискальной политики), служили в качестве антиинфляционного якоря. Введение положительной реальной ставки процента, устанавливаемой под действием спроса и предложения, должно было быть первым шагом по созданию эффективного денежного рынка.

Антиинфляционные меры в Польше состояли в том, что бы сдерживать доходы населения последовательно опираясь на жесткую кредитную и бюджетную политику с целью уменьшения количества денег в обращении. Ограничение зарплаты при дальнейшей либерализации цен должно было ликвидировать товарного дефицита. В России же в течении 3 лет начала реформ «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения. Борьба с инфляцией в Польше, проходила при единодушии всех ветвей власти по этому вопросу, тогда как в России происходили серьезные конфликты между исполнительной и законодательной ветвями власти, что резко снижало эффективность борьбы с инфляцией.

Также в России по сравнению с Польше провалено одно из главных условий шоковой терапии — резкое снижение инфляции, огромный дефицит бюджета и опущены не только цены, но и заработная плата, что также противоречит требованиям проведения «шоковой терапии».

Единственное, что можно сказать в защиту России, это то что проводить реформы в Польше, когда помогает весь мир было легче, чем сделать это в России.

В результате проведения в Польше реформ удалось ликвидировать гиперинфляцию, совокупный бюджетныйдефицит был снижен, наблюдался ежегодный рост ВВП. Ценовой шок одномоментно сблизил народнохозяйственный спрос и объем предложения.

В отличие от Польши, в России за ценовым «шоком» не последовала «терапия», что свело на нет результаты «шока». Инфляция достигла двухзначного показателя только к 1996 г., показатель ВВП на душу населения уменьшился, уровень безработицы увеличился.


Список использованных источников

1. Блауг, М.Д. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Д. Блауг. - М.: Пресса, 2002. – 676с.

2. Долан, Э, Макроэкономика / Э. Долан, Д.Э. Линдсей. – М.: Дело, 1999. – 523с.

3. Киселева, Е.А. Макроэкономика: курс лекций / Е.А. Киселева. – М.: изд. Эксмо, 2006. – 352с.

4. Экономическая теория: учеб. пособие / под редакцией А.Г. Грязновой. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. – 601с.

5. Красавина, Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России / Л.Н. Красавина. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256с.

6. Фишер, С. Макроэкономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. – М.: Дело, 1993. – 325с.

7. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание / под редакцией М.Н. Чепурин, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2000г. – 752с.

8. Афанасьев, М. Инфляция издержек и финансовая стабилизация / М. Афанасьев // «Вопросы Экономики». - 2001. - №3. – 25-28 с.

9. Беляков, А. Еще раз о природе инфляции / А. Беляков // «Вопросы Экономики».- 2000. - №12. –15-18 с.

10.Оппенгеймер, П. Исследование инфляции: западный опыт / П. Оппенгеймер // «Вопросы Экономики». – 2001. - №3. – 12-18 с.

11.Красавина, Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России / Л.Н. Красавина // «Финансы и кредит». – 2006. - № 20. – 2 с.

12.Малкина, М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики / М.Ю. Малкина // «Финансы и кредит». – 2006. - № 6.- 2 с.

13.Малкина, М.Ю. Инфляция: теория и практика / М.Ю. Малкина // «Финансы и кредит». – 2006. - № 12. – 1 с.

14.Назаров, В.А. Теория инфляции и российская практика / В.А. Назаров // «Финансы и кредит». – 2006. - № 10. – 6 с.

15.Официальный сайт Всемирного банка. - [Электронный ресурс]. URL:http://data.worldbank.org/country/poland (дата обращения: 20.10.2010).

16.Официальный сайт Всемирного банка. - [Электронный ресурс]. URL:http://data.worldbank.org/country/russian-federation(дата обращения: 20.10.2010).

Скачать архив с текстом документа