Таблица Развитие психологии в рамках философии
СОДЕРЖАНИЕ: Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).Таблица 1.
Развитие психологии в рамках философии |
|||
ХРОНОЛОГИЯ |
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ |
|
6 век до нашей эры – 5 век нашей эры |
Душа |
Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: “душа и тело”. “врожденное – приобретенное”. Указание на внутреннее чувство как способ познания души. |
|
5 –13 века |
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. |
Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. |
|
17 век – середина 19 века |
Внутренний опыт как результат самонаблюдения явлений сознания. |
Формирование интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике. |
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ |
|||
Начало 19 века – 60-е годы 19 века |
Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. |
Формирование естественно-научных предпосылок формирования психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Эмпирический материал исследования ощущений и всприятия, теории ощущений и восприятия. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе. |
|
ХРОНОЛОГИЯ |
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ |
|
60-е годы 19 века – конец 19 века |
Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении. |
Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии. |
|
Конец 30-х – 50-е годы 20 века 60 |
Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода. |
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки. Развитие теории деятельности в советской психологии. |
|
60-е годы 20 века |
Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность. |
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в отечественной психологии. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и т.д. |