Таблица Развитие психологии в рамках философии

СОДЕРЖАНИЕ: Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Таблица 1.

Развитие психологии в рамках философии

ХРОНОЛОГИЯ

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ

6 век до нашей эры – 5 век нашей эры

Душа

Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Выделение проблем: “душа и тело”. “врожденное – приобретенное”.

Указание на внутреннее чувство как способ познания души.

5 –13 века

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.

Формирование томистской психологии.

Начало опытной методологии исследования.

17 век – середина 19 века

Внутренний опыт как результат самонаблюдения явлений сознания.

Формирование интроспективной и ассоцианистической психологии.

Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Начало 19 века – 60-е годы 19 века

Деятельность нервной системы и органов чувств.

Соотношение между физическим и психическим.

Измерение скорости протекания психических процессов.

Формирование естественно-научных предпосылок формирования психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод.

Эмпирический материал исследования ощущений и всприятия, теории ощущений и восприятия.

Формирование психофизики.

Формирование психометрии.

Учение о рефлексе.

ХРОНОЛОГИЯ

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ

60-е годы 19 века – конец 19 века

Непосредственное содержание опыта.

Психические акты и психические функции.

Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.

Проникновение экспериментальных методов в психологию.

Формирование теоретических программ психологии.

Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

Возникновение прикладных исследований в психологии.

Возникновение новых областей психологии.

Конец 30-х – 50-е годы 20 века

60

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода.

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.

Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психологии о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки.

Развитие теории деятельности в советской психологии.

60-е годы 20 века

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.

Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении.

Личность.

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология,

Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в отечественной психологии. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и т.д.

Скачать архив с текстом документа