«Толкового словаря русского языка»
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)Защита реферата как форма итоговой аттестации по литературе
в 9 классе в 2009-2010 уч.г.
Реферат (лат. reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова).
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Проблема развития исследовательских способностей относится к числу приоритетных задач современного образования.
На наш взгляд, правомерно рассматривать работу над ученическим рефератом как познавательную деятельность, а сам реферат как результат длительного, серьезного интеллектуального, исследовательского и творческого труда школьника. По своему содержанию и оформлению он приближается к научной исследовательской работе, т.е. включает в себя следующие разделы:
Введение
Основная часть (основной текст реферата может быть разделен на главы)
Выводы
Заключение
К реферату прилагается:
· титульный лист
· оглавление с указанием страниц
· список использованной литературы
Работа над рефератом, как и любая деятельность, подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов.
Мы выделяем следующие этапы работы над рефератом :
- подготовка
(определение темы, формулировка проблемы, цели и задач предстоящей работы);
- планирование
(определение источников информации, составление плана работы, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, временных сроков выполнения работы);
- исследование
(сбор и анализ информации, формулирование выводов);
- представление на рецензию
(рецензирование работы учителем);
- подготовка к защите
(знакомство с рецензией на работу, устранение недочетов, составление плана выступления);
- защита
(устное выступление по теме, ответы на вопросы).
Объём экзаменационного реферата для учащихся -
9-х классов – 12 - 18 страниц,
машинописного текста или рукописи на листах формата А4 .
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:
МОУ Кузнецовская основная общеобразовательная школа Реферат по литературе Жанр малой прозы в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина Автор: ученик 9 класса Петров Сергей Иванович Научный руководитель:учитель русского языка и литературы Адаменко О. К. Кузнецово – 2010 г. |
Требования к экзаменационным рефератам
Реферат как одна из форм аттестации в 9 классе должен отвечать следующим критериям:
- Содержание и план работы полностью соответствуют заявленной теме.
- Автор реферата самостоятелен в подходе и раскрытии темы.
- Автор глубоко и полно раскрывает заявленную тему.
- Учащийся владеет системой аргументации, умеет делать выводы.
- Учащийся владеет литературоведческой терминологией и использует её в работе.
- Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
- Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, богатством словаря и разнообразием грамматических форм.
Примерные темы рефератов по русской литературе
в 2009-2010 уч.г.
1. Художественный мир «Слова о полку Игореве».
2. Жанровая система классической литературы.
3. Оды М. В. Ломоносова. Темы, герои, образы.
4. Утверждение ценности частной жизни человека в литературе русского
сентиментализма.
5. Проблема ума в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
6. Речевые характеристики героев в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
7. Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
8. София Фамусова в пьесе и в оценке литературных критиков.
9. Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
10. Герой романтических поэм А.С.Пушкина.
11. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина.
12. Народ и власть в творчестве А.С.Пушкина.
13. Нравственные уроки «маленьких трагедий» А.С.Пушкина.
14. Тема бунта в творчестве А.С.Пушкина.
15. Образ рассказчика в «Повестях Белкина».
16. Лирические отступления о Родине в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина»: общее и особенное.
17. Образ малой родины в творчестве А.С.Пушкина («Деревня» и «…Вновь я посетил…»).
18. Три стихотворения «Пророк» в русской литературе (А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов).
19. Три «Памятника» в русской литературе (перевод М.В.Ломоносова «К
Мельпомене», «Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг ...»
А.С.Пушкина).
20. А.С.Пушкин и античность.
21.Отношение М.Ю. Лермонтова к войне.
22.Самодурство в изображении Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского.
23.Жанр малой прозы (по творчеству А.П. Чехова).
24.Тема революции и Гражданской войны в творчестве М.А. Булгакова.
25.Эксперимент и его назначение в творчестве М.А. Булгакова.
26.Художественные открытия поэтов Серебряного века.
27.Россия в изображении русских писателей и поэтов.
28.Тема города в русской литературе.
29. Образ Петербурга в русской литературе.
30.Изображение особенностей русского национального характера.
31.Испытание любовью в русской литературе.
32. Русская литература и театр.
33.Реминисценции в русской литературе.
34.Приём антитезы в русской литературе.
35.Роль детали в раскрытии характеров персонажей, авторского замысла.
36.Роль пейзажа в русской литературе.
37.Портрет и его роль в русской литературе.
38. Н. А. Некрасов – певец труда и страданий народных.
39. Любовь ко всему живому в лирике С. Есенина.