Торговля в Липецкой области
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 Заключение 9 Общественное питание в Липецкой области 9 Оптовая торговля в Липецкой области 3 Розничная торговля в Липецкой области 5Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1. Оптовая торговля в Липецкой области.................................................... 4
2. Розничная торговля в Липецкой области................................................. 6
3. Общественное питание в Липецкой области.......................................... 10
Заключение................................................................................................... 11
Список использованной литературы.......................................................... 12
Введение
Торговля - процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами, в широком смысле - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю. Торговля - это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона.
Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт.
Невидимая торговля - услуги, оказываемые в основном транспортными компаниями при перевозках грузов и пассажиров третьих стран, осуществление страховых и кредитных операций, организация иностранного туризма, сдача в аренду оборудования и недвижимости за рубежом .
Цель реферата – анализ данных по группе показателей «Торговля». Анализ проводится по Липецкой области, по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации с 1990 года по 2004 год. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ изменений показателей по показателю «Оборот оптовой торговли, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли»;
2) рассмотреть показатели: «Оборот розничной торговли», «Оборот розничной торговли на душу населения», «Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами» и «Оборот розничной торговли торгующих организаций»;
3) провести анализ изменений по обороту общественного питания.
1. Оптовая торговля в Липецкой области
Оптовая торговля – это посредническая торговля между промышленными и торговыми предпринимателями, а также между самими торговцами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров. Окончательно в оптовой торговле реализуются только товар производительного потребления. Главные формы оптовой торговли: биржи, ярмарки, аукционы.
Оборот оптовой торговли в Липецкой области в 2004 году составил 68119,5 миллиардов рублей, или 118,8% к 2003 году. Показатели по Центральному Федеральному округу намного выше, и в 2004 году составляют 108,7% по отношению к 2003 году, а по Российской Федерации меньше и составляют 114,4% (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Оборот оптовой торговли (миллионов рублей)
2003 | 2004 | |
Российская Федерация, миллиардов рублей | 8890,7 | 11433,9 |
Центральный Федеральный округ | 4378799,7 | 5421500,7 |
Липецкая область | 41893,8 | 68119,5 |
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли с 2003 года по 2004 год повысился как в самой Липецкой области, где повышение составляет 86,6%, так и в целом по Центральному округу и Российской Федерации. По Центральному Федеральному округу показатели выше и повышение составляет 24,6%, а по Российской Федерации показатели немного ниже, чем в области, но достаточно высоки и повышение составляет 30,5% (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли (миллионов рублей)
2003 | 2004 | |
Российская Федерация, миллиардов рублей | 7250,9 | 9459,6 |
Центральный Федеральный округ | 3706384,2 | 4619571,1 |
Липецкая область | 26447,0 | 49339,1 |
2. Розничная торговля в Липецкой области
Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). В отличие от оптовой торговлитовар, купленный в системе розничной торговли не подлежит дальнейшей перепродаже, а предназначен для непосредственного использования. Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом. В Российской Федерации это «Закон о защите прав потребителей». Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. Непременным атрибутом розничной торговли является кассовый аппарат и кассовый чек. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.
Оборот розничной торговли в Липецкой области в 2004 году составил 34,2 миллиарда рублей, или 117,9% в сопоставимых ценах к 2003 году. Показатели по области значительно меньше, чем показатели по Центральному Федеральному округу, где оборот розничной торговли в 2004 году составил 112,7%, и больше, чем по Российской Федерации, где этот показатель составил 112,5% (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; до 1998 года – миллиардах рублей)
1990 | 1995 | 1998 | 2000 | 2001 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация | 0,3 | 512,0 | 1042,8 | 2353,3 | 3070 | 4529,3 | 5597,7 |
Центральный Федеральный округ | 72,5 | 194845 | 433155 | 995587 | 1282054 | 1774813 | 2162416 |
Липецкая область | 1,9 | 3061 | 6849 | 16404 | 19384 | 26315 | 34181 |
По уровню оборота розничной торговли на душу населения Липецкая область в 2004 году заняла 43 место в Российской Федерации, а в 2003 году – 47 место. В 2004 году данные по этому показателю существенно отличаются от данных 1990 года в пользу увеличения, в целых 18 раз. Показатели по Центральному Федеральному округу и Российской Федерации еще выше и также резко возрастают с 1990 года по 2004 год. Центральный Федеральный округ занимает 1 место по Российской Федерации по уровню оборота розничной торговли на душу населения в 2004 году (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Оборот розничной торговли на душу населения (рублей; до 1998 года - тысяч рублей)
1990 | 1995 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация | 1,7 | 3451 | 7062 | 16162 | 21181 | 26109 | 31573 | 39230 |
Центральный Федеральный округ | 1,9 | 5107 | 11310 | 26062 | 33630 | 40010 | 46903 | 57450 |
Липецкая область | 1,6 | 2456 | 5520 | 13327 | 15833 | 18577 | 21820 | 28593 |
В структуре оборота розничной торговли в 2004 году удельный вес продовольственных товаров составил 40,5%, непродовольственных товаров – 59,5%, в 2003 году – соответственно 41,9% и 58,1% (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; 1995 год – миллиардов рублей)
Продовольственные товары | Непродовольственные товары | |||||
1995 | 2003 | 2004 | 1995 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация, миллиардов рублей (1995 год – триллионов рублей) | 238,8 | 2091,7 | 2556,4 | 273,2 | 2437,6 | 3041,3 |
Центральный Федеральный округ | 84407 | 763342 | 924498 | 110438 | 1011471 | 1237919 |
Липецкая область | 1335 | 11030 | 13850 | 1726 | 15285 | 20331 |
Оборот розничной торговли торгующих организаций в Липецкой области в 2004 году составил 126,9% к 2003 году, что на 12% больше оборота розничной торговли торгующих организаций в Российской Федерации и Центральном Федеральном округе (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4
Оборот розничной торговли торгующих организаций (миллионов рублей; 1995 года – миллиардов рублей)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация | 376,0 | 1735,2 | 2294,2 | 2842,9 | 3454,3 | 4361,6 |
Центральный Федеральный округ | 150878 | 722420 | 949996 | 1124458 | 1321593 | 1636422 |
Липецкая область | 2428 | 10179 | 12018 | 14022 | 16686 | 23321 |
3. Общественное питание в Липецкой области
Общественное питание - в общем смысле, отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Оборот общественного питания в Липецкой области с 1990 года по 2004 год увеличился в 7 раз. Но это увеличение происходит скачкообразно, сначала с 1990 года по 1998 год увеличивается в 1285 раз, потом в 1999 году – уменьшается в 576 раз, а после 1999 года возрастает и к 2004 году составляет 302% от данных 1999 года. Показатели по области существенно отличаются от показателей по Центральному Федеральному округу, где оборот общественного питания с 1990 года по 2004 год увеличивается также скачкообразно в целых 16 раз, и от показателей по Российской Федерации, где увеличение происходит в 12 раз (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; до 1998 года – миллиардов рублей)
1990 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация, миллиардов рублей (до 1998 года – триллионов рублей) | 0,02 | 35,9 | 59,8 | 81,3 | 113,7 | 148,4 | 187,3 | 236,9 |
Центральный Федеральный округ | 5,2 | 11190 | 19646 | 26336 | 36590 | 49970 | 63454 | 81294 |
Липецкая область | 0,2 | 257 | 445 | 614 | 809 | 1056 | 1238 | 1344 |
Заключение
Анализ данных по группе показателей «Торговля» показал, что по показателю «Оборот оптовой торговли, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли» прослеживается устойчивая тенденция к росту и по Липецкой области, и по Центральному Федеральному округу, и по Российской Федерации.
И по Липецкой области, и по Центральному Федеральному округу, и по России в целом по показателям: «Оборот розничной торговли», «Оборот розничной торговли на душу населения» и «Оборот общественного питания», переломным является 1998 год. До этого года показатели увеличиваются, а после значительно сокращаются.
По показателям: «Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами» и «Оборот розничной торговли торгующих организаций», по всем трем наблюдаемым группам, прослеживается устойчивая тенденция к убыли. С 1995 года по 2004 год по Липецкой области, по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации эти 2 показателя убывают примерно одинаково, в 92 раза.
Список использованной литературы
1) Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005. – 306 с.
2) Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. – 693 с.