Основные этапы конституционного развития России
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение …..3 Развитие конституционализма до 1917 года …..4 Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенностиСодержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие конституционализма до 1917 года……………………………..4
2. Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности
и характерные черты……………………………………………………….6
3. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и
причины ее изменения……………………………………………………12
4. Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………….....21
Введение
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Актуальность темы обусловлена тем, что роль конституции на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.
Объектом исследования данной работы является Конституции Российского государства. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
-изучить развитие конституционализма до 1917 года;
-выявить особенности Российских конституций 1918,1925,1937 гг.;
-определить основные положения Конституция РСФСР 1978;
-проанализировать Конституцию 1993 года.
В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы:
группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза.
1. Развитие конституционализма до 1917 года
В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка.
Это началось с 17 октября 1905 года, когда был объявлен переход страны к новому конституционному строю. Этот переход по мнению исследователя В.В. Лентовича был значительно облегчен принятием Закона от 06 августа, который решил две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и представление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу.
Реакцией на эти действия стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. Манифестом 20 февраля 1906 года Государственный совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента.
Политико- правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стаи проявляться задолго до революционных событий 1905 г. Среди них можно отметить:
- нарастание в 1898 году студенческого движения из-за принятия Нового университетского устава 1884 года, который значительно ограничил автономию вузов;
- увеличение числа забастовок на фабриках и заводах в 1896 году. В 1903 году прошла всеобщая забастовка;
- увеличение крестьянских бунтов в 1902 году и др.
Последнее событие повлекло за собой создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью.
В апреле 1879 года в Москве состоялся первый съезд земцев-конституцоналистов, выдвинувший требование о создании в стране представительного органа парламентарного типа. Эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис- Меликовым плане «конституции».
В ноябре 1904 года состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью».
Участие общественности в обсуждении государственных дел предлагалось оформить в виде особой группы выборных от земств и городских дум, входящей в состав Государственного Совета. Об этом говорилось в записке министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского на имя императора. В этой же записке предлагалось также восстановить роль Сената, пересмотреть земское и городовое положения, установить режим законности и веротерпимости и т.п. При обсуждении в декабре 1904 года на совещании высших государственных сановников и князей большинство предложений этой программы были отвергнуты.
Итогом всех этих действий стал декабрьский Манифест (Указ 1904 г.), провозгласивший, что крестьянство уравнивается в правах с другими сословиями, вводится государственное страхование рабочих, расширяется компетенция земских и городских учреждений и прочее. Документ готовился при активном участии С.Ю. Витте.
С осени1904 г. началась «эпоха доверия». Печать начала обсуждать коренные политические реформы. Летом 1905 г. образовалось большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в Союз Союзов, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образовался Всероссийский крестьянский союз, по стране прокатилась волна аграрных беспорядков.
На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами стали:
· Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивавшего монархическую власть;
· Основные законы от 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы императорской власти. В Основных законах отмечалось, что император осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Государственным советом, но без императорского утверждения ни один закон не приобретал силы.
Государственный совет преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.
2. Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности и характерные черты
30 марта 1918 года Центральный комитет РКП (б) поставил вопрос о подготовке Основного закона, который должен был решить общие проблемы управления государством. Первым основным законом стала конституция РСФСР от 10 июля 1918 года. 19 июля 1918 года первая советская конституция вступила в силу. Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства. Это обусловливало специфику ее основных институтов.
Конституция состояла из 6 разделов:
1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2) Общие положения Конституции РСФСР;
3) Конструкция Советской власти;
4) Активное и пассивное избирательное право;
5) Бюджетное право;
6) О гербе и флаге РСФСР.
В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Статья 7 ее провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю- Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах российской социалистической федеративной советской республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».[1]
В конституции прямо не говориться об интеллигенции. Однако смысл статей 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении советской власти к ней. Статья 7 четко делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых.
Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том, кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а именно против эксплуататорского меньшинства общества. В наиболее общей форме этот принцип закреплен в статье 23. Ограничивалась и свобода печати для буржуазии.
Характерной чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22 основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод: свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких ст. 13), свободу выражения своих мнений, свободу собраний (ст. 15), свободу союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений».
Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. Конституция фиксировала лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо прежде всего отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 гласила: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!».[2]
Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского съезда Советов как верховного органа власти.
Принятие новой Конституции обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В свою очередь, Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР, которая состояла из шести разделов:
- общие положения;
- о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
- об устройстве Советской власти;
- об Автономных советских Социалистических Республиках и областях;
- о местной власти;
- о выборах в советы;
- о бюджетном праве;
- о гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.
Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР[3] , избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках были народные комиссариаты. Конституция предусматривала три категории наркоматов. Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались только в Союзе. Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства.[4]
Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила “осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”.
За период с 1934 по 1936 годы в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения:
-были ликвидированы остатки эксплуататорских классов;
- изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни);
- сильные трансформации произошли в среде крестьянства;
-сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов;
- перемены в структуре и системе органов государственного управления.
05 декабря 1936 года съезд утвердил проект новой Конституции СССР. Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Число союзных республик, входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех до одиннадцати.
21 января 1937 года из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году, принята новая Конституция Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».
Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет РСФСР, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет Народных Комиссаров РСФСР.[5]
В статье 129 Конституции гражданам гарантировалось законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Конституция гарантировала неприкосновенность личности, жилища граждан и тайну переписки. Женщине предоставлялись равные права с мужчинами во всех областях жизни. охраняются законом.
Глава XII Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 138 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
То есть, было ликвидировано активное и пассивное право выбора, и так называемые «эксплуататоры» тоже имели право голоса. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Депутатом мог стать гражданин достигший возраста 23 лет.
Также стоит отметить появление главы о суде и прокуратуре. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, народными судами.
Таким образом, Конституция РСФСР 1937 года закрепила административно-территориальное деление республики. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР – это положение стало основой не только для Конституции 1977 года, но и современной Конституции Российской Федерации.
3. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения
и причины ее изменения
За 40 лет после принятия предыдущей конституции во всем обществе произошли глубокие перемены, что их стало необходимо обобщить в новом Основном законе страны. Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.
Отличительной чертой конституции 1977 года является наличие преамбулы, то есть вводной части закона, в которой дается характеристика основных этапов истории Советского государства. Конституция состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству др.
Конституция состояла из девяти разделов:
I. Основы общественного строя и политики;
II. Государство и личность;
III. Национально-государственное устройство;
IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания;
V. Высшие органы власти и управления;
VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
VIII. Герб, флаг, гимн и столица;
IX. Действие Конституции и порядок ее применения.
Первая глава конституции открывается характеристикой Советского государства. Статья 1 гласит, что СССР есть социалистическое общенародное государство. Прежние конституции характеризовали советское государство как государство рабочих и крестьян.
Советским представительным органам посвящены почти целиком три раздела конституции. (4-6). Особую роль в государственной жизни играет Коммунистическая партия советского союза- руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. [6]
Во втором разделе конституции «Государство и личность» провозглашаются права и свободы граждан. Основой всех прав граждан является право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.
В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы.
Новая конституция не только закрепляет права и свободы, известные по прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Право на образование обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного среднего образования, в то время как прежняя Конституция гарантировала лишь всеобщее начальное образование.
Конституция вводит новый принцип, допуская возможность обжалования в суде незаконных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан. Она устанавливает право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных органов. Еще шире рассматривается вопрос о суде. В статье 163 устанавливается, что правосудие осуществляется только судом.
Можно сделать вывод, что конституция 1978 года провозглашала начало превращения государства «диктатуры пролетариата» в «общенародное социалистическое государство», но реальную власть оставляла в руках партийно-советской номенклатуры. Конституция формально расширила демократические права и свободы, укрепила суверенитет союзных республик за счет перераспределения части полномочий из союзного центра. Но четкого механизма гарантий прав и свобод конституционные статьи не содержали. На практике они являлись лишь декларациями. Конституция РСФСР 1978 обновилась согласно требованиям Конституции СССР.
Сравнительный анализ Конституций 1925, 1937 и 1978 годов представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Сравнительная характеристика Конституций 1925, 1937 и 1978 годов
Признаки | Конституция | ||
1925года | 1937 года | 1978 года | |
Верховный орган государственной власти | Всероссийский съезд советов | Верховный Совет РСФСР | Верховный Совет РСФСР |
Исполнительный орган государственной власти | Исполнительные комитеты | Совет народных комиссариатов РСФСР | Совет Министров РСФСР |
Составляющие политической основы | - | Советы депутатов трудящихся | Советы народных депутатов |
Составляющие экономической основы | - | Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства | Социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-коооперативной собственности |
Принадлежность власти | Власть принадлежит Советам рабочих, крестьян, казачьих и красноармейских депутатов | Власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся | Власть принадлежит народу |
Собственник земли, воды, недр и др. | Признается собственностью рабочего крестьянского государства | Государственная собственность, то есть народное достояние | Собственность государства (ст.11) |
Местные органы власти | Съезды Советов | Советы депутатов трудящихся | Местные советы народных депутатов |
Избирательное право | Всеобщее, независимо от пола, расы, национальности, за исключением граждан, указанных в ст. 68,69 | Всеобщее, равное и прямое, при тайном голосовании | Всеобщее, равное и прямое, при тайном голосовании |
Высший судебный орган | Верховный суд РСФСР | Верховный суд РСФСР |
|
Бюджет | Общегосударственный | - | Бюджет РСФСР это составная часть единого бюджета СССР |
Права граждан | Свобода участия в собраниях, митингах, право свободного пользования родным языком | На труд, отдых, материальное обеспечение в старости, на образование | На труд, отдых, материальное обеспечение в старости, на образование, охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры |
Обязанности граждан | Трудиться, всеобщая воинская повинность, защита социалистического отечества | Соблюдение Конституции, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, всеобщая воинская повинность |
Соблюдение Конституции, трудиться, беречь и укреплять социалистическую собственность, воинская служба, беречь природу |
Существенное отличие по структуре от предыдущей конституции | Исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа | Появление раздела о суде и прокуратуре | Появление преамбулы, раздела о внешней политике государства |
Таким образом, из таблицы можно вынести основные черты Конституций разного времени и наглядно увидеть отличия по основным характеристикам.
4. Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма
После распада СССР и превращения России в независимое государство во главе со всенародно избранным президентом в Конституцию России вносились изменения, повышавшие роль как главы исполнительной власти (президента), так и Съезда народных депутатов – к которому переходила высшая государственная власть. В результате текст Конституции России содержал противоречивые положения о системе высшей государственной власти, что привело к конституционному кризису в сентябре-октябре 1993. Кризис разрешился в пользу президента РСФСР. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР были распущены.
12 декабря 1993 в ходе референдума была принята разработанная конституционным совещанием под председательством президента Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.
Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития .Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная
система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.
Новая конституция наделила президента РФ широкими полномочиями, подчинила ему главу исполнительной власти – председателя правительства. Президент получал право роспуска законодательных палат Федерального собрания (Государственной думы и Совета Федерации), назначения высших судей верховных судебных коллегий.
Согласно Конституции 1993, Россия – демократические федеративное правовое государство с республиканской формой правления. [7] Российская Федерация имеет президентскую форму правления. Президент – гарант конституции, декларируемых гражданских, политических, экономических и социальных прав и свобод россиян. Конституция закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Согласно Конституции, высшим представительным, законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция устанавливает порядок осуществления правосудия в России, независимость суда, несменяемость и независимость судей, открытость разбирательства дел в судах.
Конституция закрепляет демократические основы управления на местном уровне путем предоставления населению права самостоятельно решать вопросы местного значения.
Таким образом, можно сделать вывод что на изменение конституции влияют многие факторы:
- интересы различных социальных групп;
-преобразование формы правления или государственного устройства;
- господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство и др.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Заключение
Таким образом, можно проследить преемственность и особенности конституций, поступательное развитие конституционного законодательства, изменяющегося вместе с развитием общества
Среди отличий Конституции от других законов можно выделить:
- закрепление государственного строя, основных прав и свобод, определение формы государства и системы высших органов государственной власти;
- обладание высшей юридической силой;
- отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
- является базой для текущего законодательства.
Поставленная цель и задачи в курсовой работе выполнены. Проведенные исследования позволили обобщить и систематизировать понятия, изучить развитие конституционализма в Российском государстве, выявить особенности Российских конституций на разных промежутках времени, познакомиться с их структурой.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. -М.: Айрис-Пресс, 2003.-63 с.
2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ.-2007.- 797 с.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — С. 608
4. Коституционное право России: курс лекций / с.и. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. Ред. Ю.Л. Шульженко.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.- 480 с.
5. Кукшкин Ю.С., Чистякеов О.И. Очерк по истории Советских Конституций.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат. 1987.- 367 с.
6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг.- М.: Зерцало, 1997-592 с.
[1] Конституция РСФСР от 10.07.1918 года, ст.7,10
[2] Конституция РСФСР от 10.07.1918 года, ст.18
[3] Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 3
[4] Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 15
[5] Конституция РСФСР от 21 января 1937года, ст. 22,41.
[6] Коснтитуция РСФСР от 12.04.1978 года, ст. 6
[7] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, ст.1