Управление экологической безопасностью города

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие экологической безопасности города, критерии оценивания и факторы формирования. Правовые основы управления экологической безопасностью, соответствующие законодательные акты. Правонарушения в области охраны атмосферного воздуха в городской среде.

Управление экологической безопасностью города


Введение

Экологическая безопасность города наряду с эффективным функционированием средств защиты окружающей природной среды, основные элементы которых рассмотрены в предыдущих разделах, обеспечивается правовыми, организационными, экономическими и социальными факторами.

Разновидности управления экологической безопасностью города

Правовые основы управления

Основными законодательными актами, направленными на обеспечение экологической безопасности, являются:

«Закон Украины об охране окружающей природной среды»; принятый

25.06.1991 г., с изменениями и дополнениями от 5.05.1993 г., 6.03 1996 г.,

19.11.1997 г., 5.03.1998 г.

«Закон Украины об охране атмосферного воздуха»; принятый 16.10.1992 г.с изменениями от 28.02.1995 г.;

«Водный кодекс Украины»; принятый 6.06.1995 г.;

«Земельный кодекс Украины»; принятый 18.12.1990 г., с изменениями идополнениями от 13.03. и 26.12.1992 г., 5.05.1993 г.;

«Кодекс Украины о недрах»; принятый 27.07.1994 г.; – :л ; ,; ,

«Лесной кодекс Украины»; принятый 21.01.1994 г. «Закон Украины об охране окружающей природной среды «является основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращение и ликвидации последствий воздействия хозяйственной и другой деятельности на природную среду.

Закон регламентирует приоритетность требований экологической безопасности во всех видах деятельности, гарантируя тем самым экологически благоприятные условия для жизни и здоровья людей. Это обеспечиваете; упреждающим характером мер по охране окружающей природной среды, экологизацией материального производства на основе научно обоснованной компромисса экологических, экономических и социальных интересов общества, широкого внедрения новейших технологий и комплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды. Закон регламентирует наиболее общие правовые вопросы природопользования. Более конкретно вопросы охраны и использования земельных, водных, лесных ресурсов, недр, атмосферного воздуха, включая вопросы, присущие экологическим проблемам города, регламентированы другими, рассматриваемыми далее, законодательными актами. Закон определяет действия (или бездействия), которые относятся к правонарушениям в области природопользования. Квалификация состава экологических правонарушений и преступлений, порядок привлечения виновных к административной и уголовной ответственности за их совершение регламентированы «Кодексом Украины об административных правонарушениях» и «Уголовным кодексом Украины». Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет городская экологическая прокуратура.

«Закон Украины об охране атмосферного воздуха» из всех природоохранных законодательных актов в наибольшей мере затрагивает правовое регулирование сугубо городских проблем, так как источники воздействия на воздушное пространство расположены преимущественно в пределах границ города.

Законом установлены единые для Украины нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, к которым относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и других видов вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух. Предусматривается возможность установления более жестких экологических нормативов для атмосферного воздуха курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других районов, где предъявляются повышенные требования к качеству воздушной среды. В целях ограничения влияния на атмосферный воздух предприятий и других объектов для каждого стационарного источника выбросов или вредного воздействия должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в воздушный бассейн и предельно допустимых вредных физических и биологических воздействий. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов.

Для транспортных средств устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий (шум, вибрация и др.). Установлены также предельные технологические нормативы образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух, при эксплуатации технологического оборудования, отдельных сооружений и объектов в зависимости от времени их ввода в эксплуатацию, наличия новых научно-технических разработок и экономической целесообразности. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов. Предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на атмосферный воздух, могут осуществлять свою деятельность только на основании разрешений, в которых указываются допустимые объемы выбросов загрязняющих веществ (г/с или т/год) для каждого стационарного источника, а также уровни вредных физических воздействий. Соблюдение установленных нормативов обеспечивается наличием и эффективной эксплуатацией воздухоохранного оборудования. На предприятиях должны быть предусмотрены меры по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций при авариях и неблагоприятных метеоусловиях (длительный штиль, туман). Выполнение требований по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почвенного покрова, вод и других природных объекте Предусматриваются меры по снижению токсичности и обезвреживания отработанных газов автомобилей и других транспортных средств, перевод транспорта на менее вредные виды энергии и топлива, ограничению въезда автотранспорта в жилые зоны, места отдыха и туризма. Предусматривается рациональная планировка и застройка жилых кварталов с соблюдением необходимого удаления их от транспортных магистралей, устройство объездных дорог для грузового транзитного транспорта. Запрещено производство и эксплуатация транспортных средств, у которых превышаются установленные нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредного физического воздействия. В целях предотвращения и снижения шума и вибрации предусматриваем улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации содержание в надлежащем состоянии трамвайных и железнодорожных пути автомобильных дорог и дорожных покрытий, организация в пределах городской черты рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта.

В соответствии с законом граждане обязаны соблюдать требования предотвращению шума во дворах, на улицах, в зонах отдыха и других общественных местах. Законом допускается искусственное воздействие на атмосферу с целью изменения атмосферных явлений, например, установление на определенный период ясной безоблачной погоды или намеренное выпадение дождя.Такая деятельность может осуществляться только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины по согласованию с местными органами власти. Размещение и развитие городов и других населенных пунктов должно осуществляться с учетом экологической емкости территорий и соблюдением требований по охране атмосферного воздуха. Первым шагом к реализации этого положения является разработка для всего города сводных нормативов ПДВ. При этом для отдельных предприятий могут быть установлены более жесткие нормативы ПДВ, чем при индивидуальном подходе. Та предприятия должны разработать и внедрить дополнительные меры по ране атмосферного воздуха, чтобы обеспечить соблюдение установленных нормативов. Эти меры могут предусматривать установку новых воздухоочистительных устройств, изменение технологических процессов вплоть до перепрофилирования производства. В противном случае деятельность таких предприятий может быть приостановлена и решен вопрос об их выносе за городскую черту. Проектирование и введение в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, усовершенствование существующих или внедрение новых технологических процессов и оборудования может производиться только при обязательном соблюдении норм экологической безопасности, учета суммарною воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух и вредного влияния физических и биологических факторов от всех действующих и планируемых к строительству объектов. При этом учитывается накопление загрязнений в атмосфере, трансграничный перенос загрязняющих веществ и природно-климатические особенности местности.

В соответствии с классом экологической опасности предприятия вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона. Из пределов санитарно-защитной зоны должны быть отселены жители и выведены объекты социального назначения. Вопросы финансирования этих мероприятий и сроки их реализации решаются предприятиями и местными органами власти.

К правонарушениям в области охраны атмосферного воздуха в городской среде относят:

• нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха;

• превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ и нормативов ПДВ;

• превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов;

• осуществление незаконной деятельности, негативно влияющей на погоду и климат;

• эксплуатация транспортных средств, технологического оборудования и других объектов, которые не отвечают установленным требованиям по охране атмосферного воздуха;

• отказ от выдачи своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источников загрязнения, а также сокрытие или искажение сведений об экологической обстановке, сложившейся в результате загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии с международными соглашениями, к которым присоединилась Украина, предприятия и другие объекты должны сократить и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой атмосферы, сократить выбросы диоксида углерода и других веществ, накопление которых в атмосфере может привести к негативному изменению климата, сократить выбросы сернистых и других кислотообразующих газов, наличие которых в атмосферном воздухе приводит к выпадению кислотных дождей.

Водный кодекс Украины» регулирует в правовом отношении вопросы водопользования, в частности городскими водными объектами, устанавливает следующие нормативы в области использования и охраны вод. Нормативы экологической безопасности водопользования установлены дли опенки возможностей использования воды из водных объектов для нужд населения и отраслей экономики. К ним относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ, включая радиоактивные, в воде йодных объектом, используемых для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и нужд населения, и ПДК веществ дли воды водных объектов, используем для рыбохозяйственных целей. В случае необходимости для вод водных объектов, используемых для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных целей, могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности водопользования.

Для оценки экологического благополучия водных объектов и определения комплекса водоохранных мер установлен экологический норматив качества водных объектов, включающий общефизические, биологические, химические радиационные показатели и допустимые концентрации загрязняющих веществ. С целью поэтапного достижения экологического норматива качества в водных объектов установлены нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ. Для оценки экологической безопасности производства установлены отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых водными объектами. Они содержат ПДК веществ в сточных водах, которые образуются в процессе производства одного вида продукции при использовании одного и того же сырья.

Для оценки и обеспечения рационального использования воды в отраслях экономики устанавливаются экологические нормативы использования. Предусмотрены два уровня технологических нормативов:

– для существующего уровня технологий – текущие;

– на уровне достижений передовых технологий – перспективные.

«Водным кодексом Украины» установлен статус общего и специального водопользования.

Общее водопользование осуществляется гражданами для забора вод водных объектов без применения сооружений или технических устрої купания, плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды местные органы власти могут на отдельных водных объектах ил участках ограничить или запретить общее водопользование.

Специальное водопользование – это забор воды из водных объектов с применением сооружений и технических устройств или сброс в них стоков (возвратных) вод. Приоритетом специального водопользования является:удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных нужд населения. Специальным водопользованием обеспечиваются промышленные, транспортные, энергетические и другие потребности городов. Для централизованного водоснабжения населения используются водообъекты, качество воды которых соответствует нормативам экологической безопасности водопользования. Организации, осуществляющие централизованное водоснабжение, постоянно контролируют качество воды в объекте и в водопроводе. Согласно законодательству граждане вправе требовать от них сведений о качестве питьевой полы

Качество вод, используемых населением для нецентрализованного водоснабжения, должно отвечать требованиям стандарта на питьевую воду. Подземные воды питьевого качества должны использоваться преимущественно для водоснабжения населения и пищевой промышленности. Места использования водных объектов в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях устанавливаются местными органами власти. Водные объекты, отнесенные к категории лечебных, используются исключительно в лечебно-оздоровительных целях. Промышленные предприятия должны сокращать объемы использования воды путем создания систем последовательного, оборотного и замкнутого (бессточного) водоснабжения, совершенствования технологических процессов производства, очистки сточных вод в соответствии с установленными нормативами ПДС. Предприятия обязаны принимать меры по прекращению сброса сточных вод, которые могут быть использованы в системах оборотного и последовательного водоснабжения содержат ценные вещества, подлежащие изъятию, а также возбудителей инфекционных заболеваний.

• Запрещен сброс в водные объекты сточных вод с превышением нормативов ПДС, вод, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК, подогретых вод, которые могут привести к повышению температуры воды водного объекта в летний период более, чем на 3° С. Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность их ледового покрова, а также в пределах площади водосбора бытовых и производственных отходов.

Не допускается ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без очистных сооружении, обеспечивающих очистку сточных вод в соответствии с нормативами ПДСЛ. Все суда и другие плавучие средства морского и речного судоходства должны быть оборудованы емкостями для сбора загрязненных вод, бытовых отходов и мусора. Жидкие и твердые отходы с судов передаются в портах на специальные очистные сооружения.

Заход судов, необорудованных средствами защиты морской среды, в морские порты Украины запрещен. В местах стоянок маломерного флота должны приниматься все необходимые меры по предотвращению нефтяного загрязнения водных объектов. В целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вдоль береговой линии устанавливаются водоохранные зоны, внешние границы которых определяются согласно разработанным проектам. Внутри водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, непосредственно примыкающие к берегу. Ширина защитных полос составляет:

• для малых рек, ручьев и прудов площадью до 3 га – 25 м;

• для средних рек, водохранилищ на них, водоемов и прудов площадью более 3 га – 50 м;

• для больших рек, водохранилищ на них и озер – 100 м

• Вдоль морского побережья, вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защитная полоса шириной не менее 2 км от уреза воды.

• В пределах городов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом сложившихся конкретных условий.

В пределах прибрежной защитной полосы запрещается мойка и обслуживание автотранспорта, строительство любых сооружений, кроме гидротехнических и гидрометрических, устройство свалок мусора, накопителей жидких и твердых отходов, кладбищ, гаражей, стоянок автомобилей, авто заправочных станций и т.п.

Вприбрежной защитной полосе вдоль морского побережья разрешаете строительство только лечебно-оздоровительных учреждений с централизованным водоснабжением и канализацией. Сооружения, которые представляют опасность для водного объекта, должны быть вынесены за пределы прибрежных защитных полос. Предприятия, деятельность которых связана с использованием накопителей жидких или твердых отходов, должны осуществлять меры по предотвращению загрязнения подземных вод. Все пробуренные и неиспользуемые скважины должны быть затампонированы. Если эксплуатация самоизнашивающихся скважин возможна, то ее следует оборудовать регулирующими устройствами. «Водным кодексом» определены виды нарушений водного законодательства, которые в пределах городской черты сводятся к следующему:

загрязнение и засорение вод водных объектов;

• несоблюдение условий специального водопользования;

• ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без очистных сооружений, предусмотренных проектом;

• самовольный сброс сточных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или ливневую канализацию;

нарушение природных условий формирования и отведения поверхностного стока при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог, других инженерных коммуникаций

• самовольное строительство прудов, дамб, каналов, скважин;

• повреждение водохозяйственных сооружений и гидрометрических устройств

«Земельный кодекс Украины» предусматривает три формы собственно на землю в Украине – государственную, коллективную и частную. В соответствии с целевым назначением земли подразделяются на: сельскохозяйственные; населенных пунктов; промышленности; транспорта; связи; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и йодного фонда, а также земли запаса.

До принятия законодательства независимой Украины все земли находились в исключительной собственности государства, составляя единый государственный земельный фонд. Кодексом предусматривается передача части земель из государственной собственности в коллективную и частную.

Однако по закону не все земли могут передаваться в коллективную и частную собственность. В частности, не могут передаваться земли общего пользования населенных пунктов: площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, городские леса, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов; земли, предоставленные для размещения зданий органов государственной власти; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Оставаясь государственной собственностью, земли предоставляются в пользование для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов.

К землям города относятся все земли в пределах городской черты. Черта города внешняя граница земель города, отделяющая их от земель другого назначения и определяемая проектом планировки и застройки города или технико-экономическим обоснованием развития города. Использование городских земель осуществляется в соответствии с проектами планировки и застройки города и планами земельно-хозяйственного устройства.

Земли промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных строений и сооружений, подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий и других сооружений. Размеры этих земельных участков определяются в соответствии с утвержденной проектно-технической документацией. Отвод участков производится с учетом очередности их освоения. Создаваемые вокруг предприятий санитарно-защитные зоны должны благоустраиваться и озеленяться в соответствии с проектом. В пределах этих зон жилищное строительство запрещается. При производстве строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы должен быть снят и использован для улучшения малопродуктивных участков или для рекультивации нарушенных земель.

К числу правонарушений в области земельного законодательства, в частности, относится самовольное занятие земельных участков. В соответствии с законом самовольно занятые участки по решению суда возвращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений и сооружений, производится предприятиями, организациями или гражданами, самовольно занявшими земельные участки, или за их счет.

«Кодекс Украины о недрах» в части правового регулирования использования и охраны геологической среды города предусматривает пользование недрами для добычи пресных подземных вод, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, например, метрополитенов, канализационных систем глубокого заложения и др. Предусмотрено также пользование недрами для создания лечебно-оздоровительных учреждений, захоронения вредных отходов производства, сброса неподдающихся очистке сточных вод; глубокие, надежно изолированные подземные горизонты. Предоставление недр для захоронения вредных отходов производств; сброса сточных вод допускается в исключительных случаях по результат специальных исследований и на основании проектов, согласованных с соответствующими государственными органами.

При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию подземных сооружений должно обеспечиваться рациональное использование извлекаемых горных пород, рекультивация нарушенных земель, меры, гарантирующие безопасность людей и окружающей природной среды.

– Проектирование и строительство населенных пунктов и промышленных комплексов производится на основе геологического изучения участков не подлежащих застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается в исключительных случаях по согласованию с органами государственного горного надзора. При этом должна быть обеспечена возможность добычи полезных ископаемых.

К числу правонарушений в области законодательства о недрах, в частности, относятся:

• нарушение установленного порядка застройки площадей залегания полезных ископаемых;

• невыполнение правил охраны недр и требований по безопасностидей и окружающей природной среды от вредного влияния работ, свиных с пользованием недрами.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаем і нарушением установленного порядка прекращается без возмещения і к сенных расходов. «Лесной кодекс Украины «относит леса населенных пунктов, зеленые зоны вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий к категории санитарно-гигиенических и оздоровительных лесов. В лесах этой категории допускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков, и в древостоях, создающих защитные и иные природоохранные свойства, а также при прокладывании просек и создании противопожарных разрывов. Леса в населенных пунктах используются преимущественно в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях. Заготовка древесины, живицы, древесных соков, лесной подстилки, а также выпас скота в лесах населенных пунктов запрещается. Государственная лесная охрана осуществляет меры по защите леса от пожаров, а также от вредителей и болезней, содействует разведению зверей и тип, обеспечивает их охрану. Координация деятельности всех органон и области природопользования осуществляете» органами экологической безопасности Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.

Таким образом, разработана система законодательного регулирования состояния загрязнения окружающей среды, которая позволяет защитить все сферы окружающей природной среды от серьезного разрушающего воздействия человека.


Литература

1. Экология города: Учебник, Под ред. Ф.В. Стольберга. - К.: Либра, 2004

2. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. – К.: Либідь, 2004. – 408 с.

Скачать архив с текстом документа