Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» (методические рекомендации)

СОДЕРЖАНИЕ: В методических рекомендациях представлены этапы реализации внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек мир», примерная программа наблюдения уроков, план фронтального контроля преподавания предмета

Внутришкольный контроль преподавания

предмета «Человек и мир»

(методические рекомендации)

В методических рекомендациях представлены этапы реализации внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек мир», примерная программа наблюдения уроков, п лан фронтального контроля преподавания предмета.

Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся. Каждый руководитель школы должен иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоян­ная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

Результативность ВШК определяется правильно подобранными методами в зависимости от цели, на­значения и вида контроля, от соблюдения последова­тельности его осуществления.

Этапы реализации контроля

Первый этап

1. Обоснование проверки.

2. Формулировка целей и задач.

3. Разработка (совершенствование) структурной схемы (алгоритма) предстоящей проверки (таблица), памяток, мероприятий по основным вопросам контроля .

4. Определение критериев оценки деятельности субъектов.

Второй этап

5. Сбор и обработка информации о состоянии про­веряемого объекта.

Третий этап

6. Оформление материалов, основных выводов по результатам проверки:

· раскрываются основные причины достигнутых по­ложительных результатов, а также недостатков;

· определяется, что необходимо сделать для со­вершенствования образовательного процесса и его результатов (рекомендации);

· назначаются сроки последующего контроля (при необходимости).

Справка является итогом контролирующей деятель­ности заместителя директора.

7. Обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педагогический совет, заседание методическо­го объединения учителей начальных классов, совещание при директоре, совещание при заместителе директора и др.).

Четвёртый этап

8. Принятие управленческого решения: план меро­приятий, приказ по результативности контроля образо­вательного процесса.

9. Проведение повторного контроля, выполнение рекомендаций.

Необходимо отметить, что в педагогической науке и практике нет единых подходов к классификации форм и видов контроля. За основу возьмём классификацию, предложенную А. А. Глинским: виды внутришкольного контроля — фронтальный и тематический .

Фронтальный контроль предполагает глубокое всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива по всем направлениям. Данный вид контроля используется при плановом изучении состояния препо­давания какого-либо учебного предмета 1 раз в 5 лет, по причине низкого или высокого уровня подготовленности учащихся, при введении нового предмета, определении качества работы классного руководителя, конкретного учителя-предметника и т.д.

Для проведения фронтального контроля создаётся группа, состоящая из членов администрации, психолога образовательного учреждения, руководителей методиче­ских объединений, эффективно работающих учителей под руководством одного из членов администрации. Члены группы должны чётко определить цели, задачи, разра­ботать план проверки, распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов проверки. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения проверки.

Тематический контроль используется в связи с конкретно выявленной проблемой в общеобразователь­ном учреждении, изучением отдельных направлений деятельности. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, диффе­ренциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, определения уровня сформированности об­щеучебных и специальных умений и навыков, активиза­ции познавательной деятельности младших школьников, внедрения в существующую практику педагогических технологий обучения, новых форм и методов работы, передового педагогического опыта учителей-мастеров и другие вопросы.

Темы контроля определяются в соответствии с Про­граммой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года.

Ступень начального образования — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формирова­нию экологической культуры.

Остановимся подробнее на вопросах внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах.

Предмет «Человек и мир» является одним из самых сложных для учителей начальных классов. Только тот педагог является грамотным специалистом в вопросах методики преподавания данного предмета, который владеет основами географии, биологических дисциплин (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), экологии, медицины. Не все педагоги в полной мере владеют предметным содержанием. Поэтому предмет «Человек и мир» должен постоянно находиться на внутришкольном контроле (фронтальный контроль— 1 раз в 5 лет, тематический — ежегодно).

Для обеспечения высокого уровня преподавания предмета необходимо обеспечить постоянное ме­тодическое сопровождение педагогов: приглашать учителей-предметников на заседания методического объединения учителей начальных классов с целью по­вышения уровня профессиональной компетентности педагогов, проводить индивидуальные консультации, организовывать совместное проектирование уроков, создать копилку методических наработок учителей, на­глядного и дидактического материала к урокам.

Одной из форм контроля (по охвату объектов) яв­ляется предметно-обобщающий контроль, направ­ленный на изучение состояния преподавания учебных предметов.

На основании графика ВШК преподавания учебных предметов готовится приказ об организации и прове­дении фронтального контроля (опыт отдельных обще­образовательных учреждений).



Памятка по проверке классных журналов

Цель: выполнение учебных программ (теоретической и практической части), Инструкции о порядке форми­рования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, положений инструктивно-методических материалов «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности».

Программа:

1. Выполнение учебной программы (теоретической и практической части) предмета «Человек и мир».

2. Объём и характер домашних заданий.

3. Правильность записи изучаемой темы.

4. Текущий учёт знаний (поурочный и тематический контроль).

5. Объективность выставления четвертных отметок.

6. Аккуратность ведения классного журнала.

При подготовке к посещению уроков заместителю директора необходимо изучить учебную программу, просмотреть календарно-тематическое планирование, учебник, определить место урока в теме (разделе), его тип, актуализировать необходимые знания. Разрабаты­вая программу наблюдения, заместитель директора может помечать необходимую ему информацию (сведения из программы, из медико-педагогического контроля, методики преподавания, плана самообразования учите­ля и т.д.), которая облегчит составление аналитической справки. Предлагаем примерные программы наблюде­ния уроков с комментариями.

Программа наблюдения уроков

Цель: проанализировать эффективность органи­зации образовательного процесса, сложившуюся у учителя систему контроля и оценки знаний учащихся; определить уровень преподавания предмета «Человек и мир».

Вопросы для изучения

Каким образом педагог отбирает содержание образования?

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать чёткие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, не наблюдают за изменениями, происходящими в окружающем мире, они усваивают лишь словесные формулировки, которые лишены жизненного содер­жания и быстро забываются. В работе с учащимися у учителя имеется возможность помимо текста учебного пособия использовать тексты художественных произ­ведений, научно-популярные (познавательная)тексты. Это позволяет оживить урок, сделать его интересным, эмоционально насыщенным.

Какие наиболее эффективные методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на уроке выбирает педагог, учитывая особенности класса?

При выборе и сочетании методов обучения учителю необходимо руководствоваться следующими крите­риями:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьни­ков: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведённо­му на обучение времени.

6. Соответствие возможностям самого учителя. Эти возможности определяются его предшествующим опы­том, уровнем теоретической и практической подготов­ленности, личностными качествами учителя и пр.

Применяемые учителем методы, приёмы и сред­ства обучения должны отличаться разнообразием. Первостепенное значение придаётся наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрационным и лабораторным опытам, практической деятельности по охране природы.

Экскурсия — форма организации обучения, основ­ной смысл которой заключается в создании условий для непосредственного наблюдения объектов и явле­ний окружающей среды с целью формирования новых знаний и умений (прежде всего накопления необходи­мого чувственного опыта), закрепления и применения ранее полученных. От обычных наблюдений детей в природе экскурсии отличаются структурированностью учебной деятельности, непосредственным руковод­ством учителя, чёткой дидактической направленно­стью. На экскурсии дети имеют дело с реальными и конкретными объектами. Наблюдая их, они убеждаются в разнообразии природы, существовании взаимосвя­зей в природе.

В методике организации и проведения экскурсий выделяют следующие этапы: подготовительный, вклю­чающий подготовительную работу учителя и подготовку учащихся, основной этап (фронтальные наблюдения и самостоятельные наблюдения учащихся) и этап подве­дения итогов, или заключительный. Особо важный этап, в значительной степени определяющий результатив­ность экскурсии, — подготовительный.

В учебном процессе важное место отводится игро­вой деятельности, направленной не только на усвоение предметных знаний и умений, но и на развитие познава­тельных процессов (способов логического мышления, восприятия, памяти, воображения), сохранение и под­держание работоспособности младших школьников, обеспечение их потребности в общении и физической активности, снятие психического и физического на­пряжения, на овладение учащимися определёнными правилами поведения в природе, обществе, на выра­ботку навыков здорового образа жизни. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через пре­образующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности.

Не всякая игра будет полезна для формирования учебной деятельности младшего школьника, а лишь та, которая имеет целью решение учебных задач. Игры, наполненные предметным содержанием, решают учеб­ные задачи, расширяя организационные возможности построения учебного процесса с учётом возрастных особенностей учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют раз­вивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффектив­ности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Каким образом учитель стимулирует учение школьников?

Научные исследования структуры деятельности человека неизменно подчёркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятель­ность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действо­вать активно, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, по­требность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Как учитель активизирует познавательную деятельность школьников?

Педагог должен тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычно­стью, яркостью, эмоциональностью. Яркое начало урока позволит удачно организовать изучение но­вого материала.

Приёмы создания «интригующего начала урока», «эмоциональной завязки урока»:

· приёмы создания эмоционально-нравственной ситуации;

· приёмы повышения занимательности обучения (на­пример, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний на­учных фантастов, показ занимательных опытов, анализ отрывков из художественной литературы, жизненных ситуаций, разъяснение личностной значимости учения и др.);

· приём удивления;

· приём сопоставления научных и житейских толко­ваний отдельных природных явлений;

· метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций;

· создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затрудне­ния в учёбе.

Главная цель активизации — формирование актив­ности ученика, повышение качества образовательного процесса. Наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны отстаивать своё мнение, принимать участие в обсуждениях, зада­вать вопросы своим товарищам и учителям, рецензиро­вать ответы одноклассников, объяснять более слабым ученикам непонятные места, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов воз­можного решения познавательной задачи и др.

В процессе обучения ведущее место принадлежит вопросу учителя: именно его вопрос является одним из эффективнейших средств руководства познавательной деятельностью учащихся. С помощью вопросов учитель организует работу по усвоению знаний, способствует развитию наблюдательности, направляет внимание, приводит представления детей в систему. Кроме того, учитель должен не только сам правильно ставить вопросы, но и научить ребёнка осознавать вопросы, анализировать их, уметь выделять в них противоречия, давать правильную логическую формулировку любого вопроса.

Очевидно, что нет ни одной сферы деятельности, где бы не возникали вопросы: вопрос может быть поставлен с целью получения новой, неизвестной информации, выяснения мнения собеседника, уточнения полученной информации. В процессе обучения вопросу принадле­жит особая роль. Известно, что процесс приобретения и развития знаний без постановки вопросов полноценно протекать не может.

А. Дистервег отмечает, что развитие ребёнка имеет место тогда, когда содержание обучения облекается в вопросы, ответы на которые жаждет получить ученик, потому что он сам их себе задал. Поэтому так важно на­ряду с развитием у учащихся умения решать какие-либо новые проблемы формировать также умение самостоя­тельно видеть их.

Учиться с увлечением и охотой ребёнок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Какие средства обучения использует педагог в своей практике?

Учебник. Иллюстрации учебного пособия, учебные картины. Географические карты. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки. Тексты художественных произведений. Научно-познавательные тексты. Творческие работы самих учащихся — рисунки, поделки, лепка и др.

Как учитель организовывает на уроке контрольно-оценочную деятельность?

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению учебного материала, как и любая другая полноценная деятельность, предполагает наличие кон­троля. В ходе контроля устанавливается обратная связь в системе «учитель —ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оце­ниваются знания и умения учащихся, что даёт возмож­ность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.

Система контроля и оценки учебной работы школьни­ка не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавли­вать ошибки и находить пути их устранения.

Как учитель работает с домашним заданием?

Домашняя работа отличается большой самостоя­тельностью и отсутствием непосредственного руко­водства учителя. Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Домашнее задание дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретённых знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

В зависимости от содержания изучаемого материала можно выделить группы домашних заданий :

1. Задания на закрепление полученных на уроках знаний, главным образом путём чтения текста учебника (прочитать статью, ответить на вопросы, подготовить рассказ о...).

2. Задания на формирование новых знаний путём наблюдений в природе, выполнения опыта, чтения не пройденного на уроке текста, других источников («узнай­те у старших, откуда пришла вода в ваш дом», «выясните, какие деревья растут рядом с вашим домом»).

3. Задания на формирование умений: пользования измерительными приборами («определите темпера­туру воздуха с помощью термометра у себя дома, на улице»), выполнения природоохранных работ («вместе с родителями сделайте кормушку для птиц и устано­вите её за окном»), выполнение гигиенических правил («запомните правила ухода за зубами и выполняйте их ежедневно»).

4. Задания на подготовку к восприятию нового ма­териала на следующем уроке («приготовьтесь показать на уроке упражнения, которые вы делаете во время утренней зарядки»).

5. Творческие задания («нарисуйте плакат «Берегите воду», «Подумайте, почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах»).

Инструктаж по выполнению домашних заданий . Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Заключается она в вы­работке у учеников навыков самостоятельного реше­ния вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом. На уроках используются приёмы самостоятельной работы с учебником, спра­вочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обя­зательно добиться отчётливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях. Задание на дом сообщается обя­зательно до звонка, чётко и ясно с записью на классной доске и в дневниках учащихся.

Организация проверки качества выполнения до­машних заданий . Проверка выполнения домашних за­даний осуществляется учителем на уроке (в ходе опроса учащихся, их самостоятельной работы, при беглом про­смотре выполненных дома письменных работ, во время беседы по изучению нового материала, при повторении пройденного, решении задач и упражнений, выполнении практических работ и т. П.).

Тематический контроль

Эффективность работы учителей начальных классов по формированию природоведческих представлений и понятий на уроках предмета «Человек и мир»

Цель: проанализировать работу учителей начальных классов по формированию природоведческих представ­лений и понятий на уроках по предмету «Человек и мир».

Методы контроля : посещение и анализ уроков, наблюдение, собеседование, проверка школьной докумен­тации, тестирование учащихся, индивидуальное консультирование учителей.

Сроки: с____ по ________. г.

Программа проверки:

1. Посещение и анализ уроков по предмету «Человек и мир» в 1-3 классах.

2. Проверка выполнения практической части программы (классные журналы, календарно-тематическое пла­нирование).

3. Проведение и анализ проверочных работ (тестирование) с целью определения уровня сформированности природоведческих представлений и понятий у учащихся 2-3 классов.

4. Индивидуальное консультирование учителей.


Примерная программа наблюдения уроков

Вопросы для изучения:

Работа учителя над общим развитием учащихся

Работа над общим развитием детей осуществляется в процессе систематического усвоения ими знаний и навыков на уроках и во время выполнения домашних за­даний. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем их мире не были сведены к набору отдельных сведений, а давались в определённой системе и последователь­ности, чтобы они объяснялись в форме, доступной для учащихся начальных классов.

Пути формирования на уроке абстрактного мышления

у младших школьников

Основная линия развития мышления ребёнка за­ключается в переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному и наглядно-образного к словес­ному, абстрактному мышлению.

Активизация восприятия учащимися природных явлений и фактов

Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие природных явлений и фактов. Восприятие невозможно без ощущений и возникает лишь на их основе. Качество усвоения повышается, если дети под­готовлены к восприятию нового путём постановки перед ними определённых задач. Активность учащихся при восприятии повышается, если удаётся создать про­блемную ситуацию. Проблемная ситуация чаще всего создаётся правильно поставленными вопросами и за­даниями, которые даёт учитель во время наблюдений в природе, проведения опыта или практической работы. Важный момент активизации восприятия — использо­вание учителем знаний, полученных детьми ранее.

Формирование у младших школьников представлений,

умения распознавать объекты и явления природы

Часто младшие школьники замечают только внешние, не существенные для характеристики явлений признаки, поэтому роль учителя очень велика в организации наблю­дений. В результате наблюдений в сознании детей созда­ётся первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления. Для углубления и расширения представления учитель ставит перед детьми вопросы, вы­являющие основные свойства предмета или явления.

Важным шагом в формировании представлений является выделение детьми существенных признаков предмета, а затем распознавание предметов по их существенным признакам. Существенные признаки позволяют учащимся правильно определить сам пред­мет. Для расширения представлений детей учителю необходимо научить их сравнивать признаки и свойства нескольких предметов или явлений, выясняя в них наи­более существенные особенности.

Систематическая работа по выявлению существен­ных признаков и свойств приводит к тому, что у детей создаются осознанные представления об отдельных природных объектах.

В I классе осуществляется работа по накоплению конкретных представлений о живой и неживой природе, животных и растениях ближайшего окружения, о стране, в которой живут дети. Акцентируется внимание на раз­витии представления о том, что человек — неотъемле­мая часть природы и общества. Формирование понятий не предусматривается программой.

Во II классе ведётся работа по расширению кон­кретных представлений в процессе формирования элементарных понятий: «звери», «птицы», «насекомые». Процесс формирования общих природоведческих по­нятий рассматривается как один из самых эффективных путей умственного развития младших школьников. Про­водится работа по классификации растений на группы по различным существенным признакам. Общие при­родоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными.

В III классе большое внимание при изучении раз­дела «Моя страна» уделяется формированию ведущих экологических понятий: «связь растений и животных с окружающей средой», «природное сообщество» и др.

Получение картографических знаний и умений под­готовит учащихся к формированию элементарного пред­ставления о разнообразии природы Земли.

Формирование у школьников понятий

Наличие у школьников точных представлений даёт возможность формировать эти понятия. Формирование основных понятий курса предусматривает организацию систематических и целенаправленных наблюдений деть­ми на уроке и самостоятельных наблюдений в природе. Путём сравнения и обобщения результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в природе.

Понятия имеют определённое содержание и объём. В содержание понятия входят существенные признаки предмета или явления природы, отличающие его от других. В предмете «Человек и мир» мы встречаемся с географическими и биологическими понятиями. В про­цессе работы необходимо обратить внимание детей на связь единичного географического понятия с общим, видового (биологического) — с родовым (медведь — животное, ель — растение, Минск — город).

Географические понятия : единичные (Минск, При­пять, Полесье) выражаются названиями или именами собственными, общие (река, город, равнина, горы) вы­ражаются терминами.

Биологические понятия: видовые (заяц, василёк, ель), родовые (животное, хвойное растение, цветковое растение).

Точное раскрытие содержания понятия называют определением . Большую роль в формировании приро­доведческих понятий играет закрепление полученных знаний и применение их на практике: при проведении опытов и практических работ, на обобщающих уроках.

Методы и приёмы, которые учитель использует

при формировании представлений и понятий

Применение разнообразных приёмов и методов работы на уроках, использование тех представлений, которые есть у детей, применение различных наглядных пособий помогают учителю формировать природовед­ческие понятия.

«Человек и мир» как учебный предмет естественно­научного цикла требует применения таких методов, как наблюдения, демонстрационные опыты, практические работы, экскурсии, решение экологических задач.

При формировании природоведческих понятий по индуктивному пути наблюдения в природе должны предшествовать изучению той или иной темы в классе.

Однако в ряде случаев наблюдения в природе полезно осуществлять в процессе изучения соответствующей темы, поскольку углубление знаний идёт путём чередо­вания наблюдений и анализа. Важно, чтобы изучаемая тема совпадала по времени с соответствующим состоя­нием природы. В начальных классах на экскурсиях и при систематических наблюдениях на первом месте стоит визуальный осмотр по заданиям учителя.

По своей основной дидактической функции опыты служат более глубокому познанию действительности. Цель проведения опытов — приобретение новых знаний, приобщение детей к исследовательской работе. При рас­смотрении природоведческих вопросов проводятся опыты по изучению свойств воды, воздуха, снега и льда и др.

Использование наглядных материалов при формировании природоведческих представлений и понятий

Наглядные пособия используются не только для создания образов и представлений отдельных кон­кретных предметов, но и как исходный материал для формирования понятий.

Важным условием организации целенаправленного восприятия детьми природного объекта является соче­тание его показа с объяснением учителя. Показ может быть в природе или во время демонстрации телевизи­онной передачи, рассматривания картины, во время опыта. Такой приём работы обеспечивает в сознании школьников связь между словом и конкретным образом природного явления или объекта.

Учителю следует добиваться от учащихся умения показать природные явления или объекты на картинах, в коллекции и гербариях и рассказать о них, останавли­ваясь на характерных чертах данного явления.

Беседа по наблюдениям детей, просмотренному фрагменту фильма, картине помогает сознательному усвоению учащимися изученного материала. На основе сознательного его усвоения у детей образуются пра­вильные природоведческие понятия.

Формировать у детей пространственные представ­ления и элементарные понятия необходимо на основе практических работ и наблюдений в природе.


Примерная программа наблюдения уроков

При посещении уроков:

1) Как осуществляется отбор учебного материала (вычленяется ли основное и вспомогательное содержание курса),

2) достаточно ли глубоко изучаются теоретические понятия,

3) реализуется ли экологический подход к пониманию свойств изучаемых объектов и явлений,

4) Каким образом организуется выполнение практической части учебной программы (проведение практических работ и уроков-экскурсий).

План фронтального контроля

преподавания предмета «Человек и мир»

в 1-3-х классах в 20…/….учебном году

Цель: проанализировать эффективность работы учителей 1-3-х классов по формированию ключевых понятий курса, исследовать сложившуюся систему контроля и оценки знаний учащихся в ходе изучения состояния преподавания предмета «Человек и мир».

Сроки: с _____________ по___________...г.

Основание контроля: плановое изучение состояния преподавания предмета «Человек и мир» в 1-3-х классах.

№ п/п

Объекты контроля

Цель

Методы контроля

Ф.И.О.

учителя

Класс

Сроки

Ответствен

ные

1.

Состояние внутришкольной документации

1.1.

Классные журналы

Выполнение учебных программ (теоретической и практической части), Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобраз.учреждениях, положений инструктивно-методич.материалов «Десятибалльная система оценки рез-тов учебной деятельности»

Изучение документации, собеседование

Зам.

директора

по УР

1.2.

Дневники учащихся

Периодичность и качество проверки дневников, объем и характер домашних заданий

Изучение и анализ документации

Зам.

директора

по УР, рук.МО

2.

Образовательный процесс

2.1.

Качество преподавания предмета «Человек и мир»

Анализ эффективности организации образовательного процесса и определение уровня преподавания учебного предмета. Изучение психологического климата на уроке

Посещение и последующий анализ уроков, наблюдение, собеседование

Зам.

директора

по УР, психолог

школы

2.2.

Уровень обученности учащихся

Определение уровня овладения учащимися программным материалом

Проведение проверочных работ, анализ итогов четверти, устный опрос учащихся

Зам.

директора

по УР

3.

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Выполнение отношений учащихся к предмету

Анкетирование

учащихся, их родителей

Психолог школы

4.

Внеклассная работа по предмету

Качество подготовки и проведения предметной недели краеведения

Посещение и анализ внеклассных мероприятий

Зам.

директора

по ВР

5.

Материально-техническая база

Определение возможностей учебных кабинетов начальной школы, позволяющих организовать образовательной процесс на достаточно высоком уровне, установление соответствия учебных кабинетов современными требованиями

Смотр учебных кабинетов: анализ методической и материально-технической базы

Зам.

директора

по УР, рук.МО

P . S . Представленный материал носит рекомендательный характер. Заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе необходимо проявить творческий подход к планированию внутришкольного контроля по преподаванию предмета «Человек и мир».

Литература

1. Семенович А.Г.. Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2009-№4.-С.35-43.

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981

2009г

Скачать архив с текстом документа