Зачётное занятие проходит в форме защиты студентом а по одной из тем
СОДЕРЖАНИЕ: Методы оценки уровня стресса (объективные и субъективные методы) 25. Психосоматические заболевания как последствия стрессаЗачётное занятие проходит в форме защиты студентом реферата по одной из тем.
Перечень тем рефератов к зачётному заданию
1. Стрессоустойчивость личности
2. Личностный адаптационный потенциал в экстремальных условиях
3. Тендерный аспект стресса (женщины, мужчины и стресс)
4. Личностные особенности и стресс
5. Стихийные бедствия и стресс
6. Особенности стресса у учителей / педагогов
7. Стресс у военнослужащих
8. Особенности стресса у пожарных
9. Стресс у медиков
10.Студенческий стресс (экзаменационный стресс)
11 .Стресс школьной жизни у детей
12.Взаимосвязь алкоголизма / курения со стрессом
13. Взаимосвязь наркомании и стресса
14.Профессиональное выгорание и стресс
15.Взаимосвязь суицида и стресса
16.Личность руководителя и стресс
17.Особенности организационного стресса
18.Возрастные особенности стресса (возраст и стресс)
19.Зависимость раковых заболеваний от стресса
20.Стресс во время полёта/стресс у авиаторов
21. Стресс во время беременности
22.Методы оптимизации уровня стресса
23.Взаимосвязь боли и стресса
24.Методы оценки уровня стресса (объективные и субъективные методы) 25.Психосоматические заболевания как последствия стресса
Перечень учебной литературы для подготовки реферата
1. Абрамова Г.С. О боли и стрессе // Медицинская психология. М. 1998.
2. Бодров В.А. Психосоматический стресс. М., 1995.
3. Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни// Образование в современной школе.-2003. №3.
4. Виткин Дж. Женщина и стресс / Дж. Виткин. - СПб, 1996.
5. Виткин Дж. Мужчина и стресс. / Дж. Виткин. - СПб, 1995.
6. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрбах. - СПб., 2002, с. 37-44.
7. Жариков Е.С. Психология управления / Е.С. Жариков. - М., МЦФЭР, 2002.-512 с.
8. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с. (Профилактика организационного стресса).
9. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, том 22 №1.
Ю.Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. - СПб., 2001, с. 81-101.
11. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс / Ю. В. Щербатых. - Воронеж, 2000, с. 18-55.
Методические рекомендации по составлению реферата Структура реферата:
1. Титульный лист (по образцу);
2. Введение (актуальность);
3. Теоретический блок (раскрываются основные понятия, цель, задачи по теме, теоретическое обоснование проблемы);
4. Практический блок (содержатся прикладные техники и упражнения по теме);
5. Список использованной литературы.
Образец титульного листа Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Институт психологии и управления
Кафедра психологии
Тестовые задания
Тест№ 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
1. Стресс-это__________________________________________________________
2. Основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды заключалась в
3. С сердечно-сосудистой системой человека во время стресса происходит
4. Значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций заключается в
РЕФЕРАТ
по курсу «Психология стресса»
на тему: «
Выполнила:
Студент(ка) курса
группы
специальности «Психология»
Проверила:
старший преподаватель каф. психологии Краева Ксения Владимировна
Хабаровск 2008
5. Основные отличия психологического стресса от стресса биологического
6. Эустресс - это_______________________________________________________
7. Начальный стресс может принимать форму дистресса в случаях____
Выберите правильный вариант ответа
8. Стресс начинается со стадии
а) адаптации;
б) тревоги;
в) резистентности;
г) истощения.
9. Наиболее важную роль в формировании ответных
реакций организма во время стресса играют железы
а) щитовидная железа;
б) поджелудочная железа;
в) мозговое вещество надпочечников;
г) корковое вещество надпочечников.
10. Способствует переходу стресса в дистресс
а) положительный эмоциональный фон;
б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;
в) опыт решения подобных проблем в прошлом;
г) негативный прогноз на будущее.
11. Способствует переходу стресса в эустресс
а) чрезмерная сила стресса;
б) большая продолжительность стрессорного воздействия;
в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
г) недостаток нужной информации.
12. У биологического и психологического стресса общее
а) участие гормонов надпочечников;
б) преимущественное влияние на социальный статус человека;
в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;
г) «размытые» временные рамки.
13. Примером «психологического» стресса является
а) воспалительная реакция после ожога;
б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;
в) повышение артериального давления после семейной ссоры;
г) травма, связанная с падением.
Тест №2. Формы проявления стресса
1. Четыре возможные формы проявления стресса_______________________________
2. Поведенческие нарушения при стрессе проявляются в________________________
Выберите правильный вариант ответа
3. Нарушение концентрации внимания относится к_____________ форме проявления
стресса
а) к поведенческой;
б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной;
г) к физиологической.
4. Головная боль относится к_________ форме проявления стресса
а) к поведенческой;
б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной;
г) к физиологической.
5. Снижение самооценки при психологическом стрессе относится к
а) изменению обшего эмоционального фона;
б) выраженным негативным эмоциональным реакциям;
в) изменениям в характере;
г) невротическим состояниям.
6. Показатель 57 баллов по методике Ч.Спилбергера относятся к __________________
уровню ситуативной тревожности
а) к низкому;
б) к среднему;
в) к высокому;
г) к сверхвысокому.
7. Не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса
а) мысли;
б) действия;
в) чувства;
г) последствия.
Тест №3. Особенности развития стресса
1. Стадиями развития стресса, согласно концепции Ганса Селье являются
__________________________________________________________________________
2. Характер влияния стресса на человека больше всего зависит от следующих трех факторов
3. Тип высшей нервной деятельности человека влияет на характер стресса тем, что____
4. Когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса__________________________
5. Основными психосоматическими заболеваниями, наиболее часто возникающие после переживания человеком сильного стресса являются
6. Клиническими симптомами посттравматического стрессового расстройства являются
Выберите правильный вариант ответа
7. Переход стресса в болезнь наиболее вероятен на стадии
а) тревоги;
б) адаптации;
в) истошения;
г) на любой из перечисленных.
8. Наиболее вреден для организма человека (при прочих
равных особенностях) следующий характер стресса
а) слабый и короткий;
б) слабый и длительный;
в) сильный и короткий.
9. Больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека
следующие врожденные факторы / события первых лет жизни:
а) уровень самооценки;
б) характер человека;
в) направленность психики;
г) характер протекания беременности у матери.
10. К когнитивным факторам, влияющим на развитие стресса, относится:
а) тип высшей нервной деятельности;
б) родительские сценарии;
в) условия труда;
г) прогноз будущего.
11. К социальным факторам, влияющим на развитие стресса, не относится
а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);
б) общественный статус;
в) условия труда;
г) установки и ценности человека.
12. Позже всего формируется элемент, влияющий на развитие стресса
а) наследственные особенности стрессоустойчивости;
б) характер протекания беременности у матери;
в) черты личности;
г) ранний детский опыт;
г) тип высшей нервной деятельности.
13. Люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу) - это
а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;
б) аккуратные и добродушные;
в) спокойные и рассудительные;
г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.
14. На уровень сензитивности человека напрямую не влияет
а) чувствительность рецепторов;
б) тип высшей нервной деятельности;
в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;
г) особенность процессов мышления;
д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.
15. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных
сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена»
после
а) стресса;
б) внутреннего конфликта;
в) депрессии.
16. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является
причиной ПТСР в рамках:
а) физиологической концепции;
б) биохимической концепции;
в) психоаналитической концепции;
г) когнитивной концепции;
д) информационной концепции?
Тест№ 4. Методы оценки и оптимизации уровня стресса
1. Житейскими методами снятия стресса, являются____________________________
2. Физиологические методы снятия стресса____________________________________
3. Организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения уровня профессионального стресса - это_______________________________
4. Сущность аутогенной тренировки состоит в_______________________________
5. Уникальные особенности дыхания в плане саморегуляции и антистрессорного воздействия состоят в
Выберите правильный вариант ответа
6. Аутотренинг относится к__________ группе антистрессорного воздействия
а) к-физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
7. Алкоголь относится к__________ группе антистрессорного воздействия
а) к физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
8. Массаж относится к__________ группе антистрессорного воздействия
а) к физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
9. Биологическая обратная связь относится к
а) к методам самопомощи;
б) к методам, требуюшим участия другого человека;
в) к техническим методам.
10. Основатель аутогенной тренировки
а) И. Шульц;
б) У. Джеймс;
в) А. Ромен;
г) Э. Джекобсон.
10. На совершенствовании поведенческих навыков основан метод:
а) аутогенной тренировки;
б) медитации;
в) визуализации;
г) активное слушание.