Специфика малого бизнеса в Пермском регионе

СОДЕРЖАНИЕ: Малое предпринимательство выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.

Специфика малого бизнеса в Пермском регионе

Малое предпринимательство выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса Пермской области в интересах всего населения региона. Это достигается за счет того, что:

нормативно-правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными актами);

МП быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования;

МП реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а среди МП найдется кто-нибудь, для кого данная возможность будет существенной);

высокие адаптационные возможности МП, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия;

- МП распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МП существенно шире;

- МП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции[1] .

На 1 января 2006 года в Пермской области число субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) составило 143,4 тыс., в том числе 20,7 тыс. малых предприятий и 122,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: на 01.01.2005 года насчитывалось 141,3 тыс. СМП, из которых 19,4 тыс. малых предприятий и 121,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность работников малых предприятий по итогам 2005 года составила 143,4 тыс. человек.

Увеличение количества действующих СМП, произошедшее в течение 2005 года, объясняется ростом числа индивидуальных предпринимателей (наиболее удобный формат для ведения бизнеса) и изменением методик расчета, используемых органами статистики.

Показатели состояния малого предпринимательства в Пермской области представлено в таблице 2.1

Таблица 2.1

Отдельные показатели состояния малого предпринимательства в

Пермской области за период 2000 - 2005 года [2]

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество малых предприятий (тыс.)

11,0

8,2

9,2

8,8

19,4

20,7

Количество индивидуальных предпринимателей (тыс.)

100,1

102,9

109,5

120,4

121,8

122,3

Всего субъектов малого предпринимательства (тыс.)

111,1

111,1

118,7

129,2

141,3

143,4

На 01.01.2005 доля малых предприятий в количестве крупных, средних и малых предприятий составила на 78,1%, что на 4,7% выше уровня прошлого года.

Отраслевая структура МП свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития бизнеса: 38,4% всех малых предприятий относятся к торговле и общественному питанию. В строительстве – 18,4%, в промышленности - 16,3% от общего количества малых предприятий области. По сравнению с 2000 годом структура бизнеса в разрезе отраслей почти не изменилась, при этом большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость.

За 2005 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг в фактических ценах 34447,3 млн. руб., что в 2,4 раза больше показателя 2004 года. В общем объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий составляет 12,7%, против 6,4% - 2004 года.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий на 01.01.2005 составили 11,8 % от суммы всех инвестиций в экономику области. Размер инвестиций в основной капитал на малых предприятиях сохранился примерно на том же уровне и составил по итогам 2005 года 2 964,2 млн. рублей. Максимальные инвестиции в собственный капитал, приходящиеся на одно предприятие, отмечаются в сфере промышленности, наименьший показатель относится к сферам сельского хозяйства и ЖКХ[3] .

К числу ключевых проблем в сфере МП на территории области следует отнести (в порядке убывания значимости):

недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень профессиональной подготовки (правовой грамотности) субъектов предпринимательской деятельности;

недостаток помещений / высокая арендная плата;

несовершенство информационной среды в сфере МП;

проблема получения кредита (высокий процент, ставка, залог и т.д.);

значительные издержки на организацию и ведение бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение).

На развитие малого предпринимательства в городах и районах области влияет наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Пермской области действует более 30 общественных организаций, 29 специализированных кредитно-финансовых организаций, в том числе 25 фондов поддержки малого предпринимательства, а также консалтинговые структуры. Основная задача создаваемой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - обеспечение предпринимателей квалифицированными услугами по различным аспектам ведения бизнеса.

Вопросы регулирования деятельности малого предпринимательства на региональном уровне отнесены к компетенции комитета потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма аппарата администрации Пермской области.

В целях формирования единой системы взглядов на принципы и приоритеты органов государственной власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства разработана и принята Концепция политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006годы

Реализация Концепции позволит обеспечить рост деловой активности за счет формирования благоприятного предпринимательского климата и, в конечном итоге, повысить инвестиционную привлекательность региона.

Список литературы

При написании работы были использованы материалы ресурса http://www.helpeducation.ru/

Работа предоставлена пользователем Student.km.ru.


· [1] При написании работы были использованы материалы ресурса http://www.helpeducation.ru/

·

[2] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области // http://www.oblstat.permregion.ru/

[3] Официальный сайт системы поддержки и развития малого предпринимательства Пермской области // http://mp.perm.ru/

Скачать архив с текстом документа