Возбуждение уголовного дела 10

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела … ...3 1.1. Понятие и структура досудебного (предварительного) производства...3 1.2. Понятие стадии возбуждения уголовного дела .5

План

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела……….......3

1.1. Понятие и структура досудебного (предварительного) производства...3

1.2. Понятие стадии возбуждения уголовного дела………………………….5

1.3. Значение стадии возбуждения дела………………………………………7

1.4. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела………………..8

Библиографический список………………………………………………..13

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

1.1 Понятие и структура досудебного (предварительного) производства

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты.

Этим задачам и служит досудебное производство та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК)[1] . Термин «досудебное» означает, что судопроизводство ведется еще не судом, а органами публичного уголовного преследования: прокурором, следователем, дознавателем. Эти органы выполняют функцию обвинения (уголовного преследования), что позволяет законодателю называть их стороной обвинения (п. 47 ст. 5). Однако собственно стороной они будут лишь перед лицом независимого суда, т.е. в судебном производстве. Пока следователь и дознаватель ведут уголовное дело — они «должностные лица, осуществляющие уголовное (вернее — досудебное) судопроизводство» (данный термин использован в названии гл. 16 УПК). Поэтому прокурор, следователь и дознаватель в досудебных стадиях выполняют не только функцию обвинения, но еще и отдельные элементы судебной по своей изначальной природе функции рассмотрения и разрешения дела (собирание судебныхдоказательств; принятие окончательныхрешений, влекущих прекращение уголовного дела, и т.д.), а также функции защиты (в виде обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого — ч. 1 ст. 11 УПК), которые практически сливаются в их деятельности в единую функцию расследования.

Последняя есть наследие розыскного типа уголовного процесса. Об осуществлении органами предварительного расследования и прокурором функции обвинения в «чистом виде» можно говорить только в тех случаях, когда они участвуют в судебных заседаниях, в том числе по рассмотрению и разрешению судьей в порядке судебного контроля вопросов о применении мер или совершении ими действий (бездействия), ограничивающих конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29, ст. 108, 125, 165 УПК).

Таким образом, в современном российском уголовном судопроизводстве досудебное производство осуществляется не только по состязательной, но и по розыскной модели, в которой в единой функции расследования сливаются направления деятельности по обвинению, защите и разрешению дела. Называя производство «досудебным», законодатель невольно подчеркивает, что оно частично еще и несостязательное. В целом наше предварительное расследование можно определить как смешанную форму, сочетающую розыскные и состязательные элементы.

Однако по сравнению с прежним процессуальным законодательством новый УПК закрепляет тенденцию возрастания роли суда в досудебных стадиях (ст. 29 УПК), которая лежит в русле развития уголовного процесса стран континентального права. В силу укрепляющего свои позиции принципа состязательности досудебные стадии перестраиваются таким образом, чтобы они также делались судебными. Положение «хозяина процесса» от прокурора постепенно переходит к суду.

В результате существует перспектива упразднения деления стадий на досудебные и судебные.

В связи с этим вместо досудебного и судебного производства в системе стадий публично-состязательного уголовного процесса более правильно выделять предварительное и окончательноепроизводство. Термин «предварительное» производство точнее отражает его смысл — подготовительные для судебного разбирательства меры — и не противоречит принципу состязательности. К предварительному производствуотносятся возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, предание суду.

1.2. Понятие стадии возбуждения уголовного дела

Предварительное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства любая стадия процесса определяется четырьмя признаками: 1) непосредственными задачами; 2) итоговыми решениями; 3) особой процессуальной формой; 4) определенным кругом участников.

Возбуждение уголовного дела считается в российском уголовном процессе самостоятельной стадией. Ее непосредственными задачами служат установление в деянии признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела — ст. 24 УПК).

Стадия возбуждения уголовного дела может завершиться одним из двух решений: возбуждением уголовного дела или отказом в возбуждении уголовного дела. Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности является не итоговым, а промежуточным решением (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК).

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора (а в некоторых случаях и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившееся с повинной лицо, специалист, понятой, дающее объяснение лицо.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела—сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела в современном российском уголовном процессе может быть определена как предназначенная для установления в деянии признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства. Другими словами, возбуждение дела — это процедура официального начала предварительного расследования.

Этот главный признак позволяет отграничить стадию возбуждения дела от смежных понятий. Таким понятием является «возбуждение уголовного преследования».

Оно употребляется в юридической литературе в двух значениях: во-первых, как синоним возбуждения уголовного дела, если имеется в виду началопроцессуальной деятельности; во-вторых, как синоним привлечения лица в качестве обвиняемого, если ранее процессуальная деятельность уже осуществлялась.

В настоящее время особый формальный акт о возбуждении уголовного дела, открывающий расследование, принимается в уголовном процессе лишь некоторых государств, таких, как Россия, отдельные страны СНГ, Греция, Испания, Швейцария (немецкие кантоны). Во многих странах специальный акт о возбуждении уголовного дела не предусматривается — вместо него принимаются акты о возбуждении публичного обвинения (Германия, Швеция), уголовного иска (Франция) и т.п., имеющие место на более поздних этапах предварительного расследования и потому не являющиеся решениями о его открытии[2] . По существу, они являются решениями о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого. До этого момента процессуальная деятельность по собиранию доказательств и изобличению подозреваемого проводится в форме дознания. Начало же производства самого дознания не оформляется каким-либо процессуальным решением. Производство первоначальных следственных действий и означает начало производства по уголовному делу.

Однако отсутствие специального решения о возбуждении уголовного дела, изначально открывающего сам процесс расследования и фиксирующего наличие данных, указывающих на признаки преступления, способно негативно сказаться на сроках расследования, которые могут непомерно затягиваться; на обоснованности производства следственных действий; на соблюдении законных интересов граждан, ибо тяготы пребывания под следствием в качестве подозреваемого не должны быть неопределенно длительны. Кроме того, отсутствие стартового акта, каковым служит решение о возбуждении дела, затрудняет контроль со стороны потерпевшего за ведением расследования в защиту им своих прав и интересов.

1.3. Значение стадии возбуждения дела

Наличие специального акта о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК) имеет важное процессуальное значение. Оно состоит в следующем:

— определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения — судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками расследования (по делам частного обвинения — судебного разбирательства);

— обеспечиваются права заинтересованных лиц. Заявитель ставится в известность о принятом по его заявлению решении и имеет возможность обжаловать отказ в возбуждении дела. Лицо, в отношении которого возбуждается дело, приобретает статус подозреваемого, получает копию постановления о возбуждении дела и может осуществлять свое право на защиту;

— актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий. До возбуждения уголовного дела не применяются меры процессуального принуждения, и лишь констатация наличия признаков преступления создает юридические предпосылки принудительного расследования;

— стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях. В результате средства уголовной репрессии расходуются более экономно. Следователь освобождается от необходимости проводить следственные действия по каждому сообщению о предполагаемом преступлении.

1.4. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Установленный законом источник информации о готовя­щемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и пере­данный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуж­дении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела.

Наличие повода порождает обязанность этих органов рассмотреть во­прос о необходимости возбуждения уголовного дела.

По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, получен­ное из иных источников (ч. 1 ст. 140, 141-143 УПК).

По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуж­дению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого по­терпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в от­ношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не спо­собного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2-4 ст. 20 УПК).

Заявление о преступлении - наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявления (сообщения) могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должно­стными лицами. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллек­тивными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.

В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде. Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следую­щие сведения:

- место и время принятия заявления;

- должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, при­нявшего заявление;

- данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);

- отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя[3] ;

- изложение от первого лица (т. е. от имени заявителя) содержания за­явления;

- отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.

Поскольку прием заявления и допрос свидетеля имеют различное про­цессуальное значение, устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено именно в протокол заявления, а не в протокол допроса свидетеля.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заяви­телем. Анонимное заявление о преступлении не является поводом к возбу­ждению уголовного дела. Однако оно может подлежать проверке с приме­нением оперативно-розыскных мер. В случае, если в результате такой про­верки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подле­жит возбуждению со ссылкой на повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц любых форм собственности и имеющих любой организационно-правовой статус, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответ­ствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождении и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).

Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно-распорядительными функ­циями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации (учреждения, предприятия и т. п.) во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель.

Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих еди­ноличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора сан-эпидемнадзора, госгортехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т. п.

Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону в орган дознания (как правило, дежурному по органу внутрен­них дел), следствия или прокуратуры, должны фиксироваться с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя. Должностное лицо, полу­чившее данное сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким же образом оформляет­ся заявление о преступлении и в других случаях, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (ч. 5 ст. 141 УПК).

Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания (дознавателю), следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о го­товящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом доб­ровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном.

Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, ко­торое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным ор­ганам (незарегистрированного), или же преступления известного, но нераскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем.

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для яв­ки с повинной не только устную, но и письменную форму. Устное заявле­ние принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК и с соблюдением формы, предусмотренной приложением № 3 к УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознава­телем, следователем, прокурором, составившим протокол.

Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела, названный в ст. 140 УПК, - сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.К иным источникам, в частности, относят­ся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознава­телем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуще­ствления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указы­вающих на совершение или подготовку к совершению уголовно нака­зуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщени­ем) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Согласно ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела[4] .

Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований,т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступ­ления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Понятие «основания для возбуждения уголовного дела», таким образом, содержит два неразрывно связанных между собой элемента:

1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уго­ловного дела;

2) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.

Указание в законе на наличие признаков преступления как необходи­мого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно на­глядно показывает неразрывную связь уголовного и уголовно-процес­суального права. Установление признаков преступления предполагает на­личие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголов­но наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголов­ного закона.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить уголовно нака­зуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принят ГД РФ 22.11.2001 (с измен. от 03.11.2009) № 245 ФЗ // Российская газета, № 209, 06.11.2009

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 09.11.2009) // Собрание законодательства № 25, 27.06.2009

3. Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с измен. от 26.12.2008 №293 ФЗ) // Российская газета № 266, 30.12.2008

Научная литература

1. Винокуров А. Ю. Практикум по уголовно-процессуальному праву: учебно-методическое пособие. – М.: Издат. - Экзамен, 2005. - 459с.

2. Гуценко К. Ф. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Издат. - Зерцало, 2005. - 318с.

3. Лупинская П. А. / Уголовно-процессуальное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. - 624с.

4. Манова Н. С. , Францифоров Ю. В. / Уголовный процесс: конспект лекций. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. - 176с.

5. Радченко В. И. Уголовно-процессуальное право: учебник. – М.: Издат. - Юристъ, 2005. – 725с.

6. Резепов И. Ш. Краткий курс по уголовно-процессуальному праву: учебное пособие. – М.: Издат. – Окей-книга, 2007. – 175с.

7. Рыжаков А. П. / Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. 5-е изд., перераб. – М.: Издат. - Экзамен, - 2007. – 817с.

8. Рыжаков А. П. / Учебник для вузов. – М.: Издат. – Экзамен, 2007. – 479с.

9. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. / Уголовный процесс: учебник для вузов. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издат. - КНОРУС, 2008. — 704 с.

10. Троицкая Н. В. Уголовный процесс (конспект лекций). – М.: Издат. - А-Приор, 2007. – 192с.


[1] Уголовно-процессуальный кодекс РФ принят ГД РФ 22.11.2001 (с измен. от 03.11.2009) № 245 ФЗ // Российская газета, № 209, 06.11.2009

[2] Винокуров А. Ю. Практикум по уголовно-процессуальному праву: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2005, С. 217

[3] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 09.11.2009) // Собрание законодательства № 25, 27.06.2009

[4] Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с измен. от 26.12.2008 №293 ФЗ) // Российская газета № 266, 30.12.2008

Скачать архив с текстом документа