Солженицын

СОДЕРЖАНИЕ: «Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем.» Я дал себе слово всегда говорить правду… М.Зощенко Я пишу только за то, что глаза мои Мои собственноручно видели

Тема :«Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем.»

Я дал себе слово всегда говорить правду…

М.Зощенко

Я пишу только за то, что глаза мои

Мои собственноручно видели

И.Бабель.

Цели урока: - Дать понятие «возвращенной литературы»;

- обсудить полученные по теме знания;

- проверить уровень осмысления материала;

- развивать монологическую речь;

- развивать коммутативные способности;

- формировать гражданскую позицию.

Тип урока: урок-семинар

Форма работы: групповая

Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов

2. тексты произведений

3. листы для групповой работы.

4. фломастеры.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А.Толстого «Петр I»; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.

« Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем»

Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием «возвращенная литература» , попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.

I. Этап урока.

Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях?

Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд «возвращенной литературы».

Учитель: А. Солженицын .

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,

Когда со слов спадет горячность туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью

Многоголовно гибель стерегла:

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная … небес.

Чума на вас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? –

Один в петлю, другой – из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература ранее внесенная в, «черные списки», произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.

А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин.

II этап . Выступление историков.

III этап . На ХХ съезде КПСС прозвучало «культ личности» Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.

10 мин

Самоуважение раскаиная

жизнь свобода выбора

Власть

Свобода защита от врагов

слова

поступка уважение

Контроль

частная наука вкус

жизнь природа мысли

мнение

Частная жизнь - доминирование школы

- мнение права выбора

- паспортная система

Наука – враждебна науке; вместо науки – учение TOTALIS’ – весь, целый,

полный.

(генетика-агробиология)

Природа - Берия-Курчатов

- поворот рек

- Арал

- Чернобыль

IV . Учитель.

Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.

Как сказал О. Мендельштам :

« Я не смолчу, не заглушу боли,

Но начерчу то, что чертить волен.»

Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились?

- Ученики – художники защищают все свое видение пути

- Ученики – филологи – свои - 20 I ур.

V . Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.

Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?

- Путь героя Твардовского III гр.

- Путь Ив.Денисовича III гр.

- Путь Жигулина II гр.

- Путь Замятина I гр.

- Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин .

VI . Заполнить карту процесса (3)

Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.

Изобразить это развитие графически.

Ключевые слова : Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын.

Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память, испытание на прочность.

Солженицин

Разоблаче-

Жигулин ние, приго

Испытания вор

Ахматова на прочность

память

Шамамов

правда

Твардовский изображения

покаяние

Замятин

Предупреждения

5 мин.

VII Какие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.

1) от вечности власти

«Благоустель»

«отец народов» к очередности

2) от безопасности для власть имущих к ответственности.

Волков

Сероманка

Следователь

3) от монополии к праву выбора

4) от должности к человеку.

5) от ритуала власти к реальной работе.

VIII Письмо. Признание в любви.

Письмо – благодарность.

IX Оценки.

X Дом.задание. Подготовка к контрольной работе.

Скачать архив с текстом документа