Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. По комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.

СОДЕРЖАНИЕ: Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.) Автор: Грибоедов А.С. В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически.

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.)

Автор: Грибоедов А.С.

В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно и из первой ремарки (Лизанька спит, свесившись со стула, тогда как из комнаты барышни слышно фортепиано с флейтою), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний (Ах! Амур проклятый!). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех —

говорит она, не веря в его любовь. Прикинулся влюбленным — вот как определяет Софья его чувства.

И тут... появляется он! Остер, умен, красноречив, он набрасывается на Софью, а затем не очень лестно перечисляет ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий в противуречии с обществом, окружающим его. Но не зря автор использует простонародную форму противуречие — ведь Чацкий в конфликте не только со светом, но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: Ах! к воспитанью перейдем! Он постоянно восклицает: Ну, что вам батюшка?, А этот, как его?., А трое из бульварных лиц?, А тот чахоточный? . —как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает минутный перерыв, задумываясь над сло вами собеседника, всего два раза — при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: Ум с сердцем не в ладу, — то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит? — писал Пушкин.

Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием Старики разбрелись к карточным столам. Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой сердца и ума. Составив в своем уме схему жизни, он пытается подогнать под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что Горе от ума есть произведение ...символическое, в истинном смысле этого слова, то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому.

Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно/из определений человека-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и любимым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели низкими способами Грибоедов и называет всех героев комедии глупцами.

Но вот внешне незаметный, безродный секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, низкопоклонника и дельца, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до степеней известных. Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего свое суждение иметь, раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. И все же не Чацкий, а Молчалин — человек будущего, человек новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототипом во второй части повести Льва Толстого Два гусара, мы увидим его родственников в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в Совет народных депутатов и, прикрывшись партбилетом, будет жить и размножаться.

Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он враг дерзости.

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: Карету мне, карету! Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, — и авторская ремарка мелкими буквами: Те же, кроме Молчалина. Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Платонова, Булгакова... Он бессмертен.

Скачать архив с текстом документа