диссертации на соискание академической степени магистра живописи

СОДЕРЖАНИЕ: Художественные традиции наскального изобразительного искусства эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода в живописи современных художников Казахстана

На правах рукописи

ФАДЕЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

Художественные традиции наскального изобразительного искусства эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода в живописи современных художников Казахстана

17.00.04 – изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Реферат

диссертации на соискание академической степени магистра живописи

Республика Казахстан

Алматы, 2011

Работа выполнена на кафедре станковой живописи Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова

Научный руководитель: Батурина О. В.

кандидат искусствоведения, доцент

Рецензент: Султанова М. Э.

кандидат искусствоведения

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире наблюдается активизация процессов осмысления традиционного мировоззрения народа. Взаимодействие традиции и профессионального изобразительного искусства формирует адекватный реальности художественный язык и во многом определяет характер его специфики и актуальные тенденции.

Актуальность исследования . Начало XXI века в Казахстане ознаменовано новым уровнем познания культурно-духовных ценностей. В условиях глобализации и самоидентификации казахской национальной культуры сохранение традиционных ценностей представляется важной и актуальной задачей. Для сохранения культурной самобытности и поиска собственной ниши в общемировой системе значение изобразительного искусства является очевидным. Изобразительное искусство является той сферой, где духовное наследие народа находит возможность дальнейшего развития.

Активация духовной жизни стимулирует повышенный интерес к прошлому, заставляет искать язык, адекватный своей истории в контексте истории общей. Искусство Центральной Азии богато опытом разнообразных тенденций и влияний, но вместе с тем является, по выражению Н. Ахмедовой, самостоятельно эволюционирующей системой, самодостаточной и аккумулирующей новое [1, с. 19]. На современном этапе появляется необходимость проанализировать специфику формирования и характер развития живописи Казахстана. Современное искусство находится в поисках идентичности. Необходимость сохранения культурных традиций в условиях общения с миром ставит проблему поиска нового художественного языка на основе художественных традиций древности. Количество исследований, посвященных наскальным художественным традициям в казахстанской живописи периода независимости, является недостаточным. В настоящее время художественные традиции наскальных гравюр в живописи казахстанских художников начала ХХI в. еще не являлись предметом подробного научного анализа.

В исследовании сделана попытка рассмотрения тенденций развития профессиональной живописи Казахстана от переходного периода до современности. Проследив этапы развития живописи Казахстана с 1980-х гг., мы имеем возможность дать характеристику изобразительному искусству последних лет в контексте его связи с культурным наследием.

Объект исследования. Живопись Казахстана после обретения государством независимости и первого десятилетия ХХI в.

Предмет исследования. Интерпретация художественных образов петроглифов эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода в произведениях современных живописцев Казахстана начала ХХI в.

Цель исследования. Исследование методов и направлений интерпретации художественных образов наскальных гравюр в творчестве современных художников.

Задачи исследования :

- Выявить художественные традиции и стилистические особенности наскального искусства эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода;

- Проанализировать творчество художников переходного периода;

- Проанализировать творчество современных живописцев Казахстана, использующих наскальные художественные образы.

Степень изученности . Диапазон литературы, относящейся к разным областям научного знания, определен темой диссертационной работы. Источники нашего исследования условно можно разделить на три основные группы: работы археологов и историков, в которых изучаются памятники наскального изобразительного искусства; исследования, в которых рассматривается становление и развитие казахстанской станковой живописи; исследования, посвященные вопросу формирования нового художественного языка после обретения государством независимости.

1. Археологические исследования, посвященные изучению наскальных гравюр эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода на территории Казахстана.

Литература по разработке типологии наскальных изображений весьма обширна. Особое значение для написания диссертации имели работы отечественных и зарубежных археологов, описавших и систематизировавших памятники наскального искусства на территории Казахстана: А. Максимовой, А. Медоева, М. Кадырбаева, А. Ермолаевой, А. Марьяшева, А. Рогожинского, К. Байпакова, З. Самашева, Я. Шера, В. Железнякова, В. Новоженова. Большой объем археологического материала, касающегося древнейших обрядов и верований, изложен в работе Э.-О. Джеймса. История возникновения и государственности индоевропейских племен андроновцев на территории Казахстана освещены в книгах Е. Е. Кузьминой, С. Кляшторного и Т. Султанова.

2. Исследования, посвященные становлению и развитию казахской станковой живописи до обретения государством независимости. Изобразительное искусство Казахстана за время своего становления и развития было исследовано многими видными искусствоведами. Начиная с довоенного периода, казахская станковая живопись впервые была изучена и систематизирована в работах Б. Веймарна, А. Канапина и Л. Варшавского, О. Джусуповой, И. Рыбаковой, М. Габитовой, Г. Сарыкуловой, Е. Микульской. Их труды освещают вопросы формирования живописных средств высказывания и характеризуют творчество многих выдающихся художников Казахстана.

3. Работы, освещающие вопросы формирования художественного языка в современной казахской живописи после обретения независимости республики.

В начале 1990-х гг. с провозглашением независимости республики наблюдается всплеск творческого индивидуализма, возникновение множества различных стилистик и манер, появление новых художественных средств высказывания. Творчество художников, для которых приоритетными стали идеи национальной самоидентификации, вызвало интерес ряда авторов: Р. Ергалиевой, А. Юсуповой, Б. Барманкуловой, Р. Копбосиновой, Х. Труспековой, К. Ли, А. Джадайбаева, В. Ибраевой, З. Сыдыхановой, Ж. Таниевой.

Также вклад в разработку темы внесли философские исследования Г. Шалабаевой: «Казахстан: от древних цивилизаций к современности» [2], «Культура: между хаосом и порядком» и др.

Отдельного внимания заслуживает статья Н. Ахмедовой «Искусство Центральной Азии и мировое культурное пространство (некоторые геополитические и мировоззренческие аспекты)» [1].

Непосредственное отношение к исследованию имеет статья Р. Копбосиновой «Искусство Казахстана 1980-х гг.» [3].

Некоторые вопросы развития постмодернизма на территории СНГ затрагиваются в статьях А. Гениса [4] и М. Германа [5].

Проблема традиционализма и маргинальности культуры рассматривается в статье А. Наурзбаевой «Поиски архетипов или демифологизация сознания» [6].

Методологическая база исследования опирается на ряд общетеоретических трудов в области искусствознания: Ю. Лотмана [7], А. Банфи [8], А. Лосева [9].

Философские и психологические аспекты рассматриваемой проблемы обозначены в работах К. Г. Юнга [10] и З. Фрейда.

Диссертационное исследование проведено с использованием комплексного подхода, в рамках которого были применены следующие методы:

- культурно-исторический метод, который позволил выявить основные этапы развития живописи;

- сравнительно-сопоставительный метод, способствовавший проведению искусствоведческого анализа;

- историко-типологический метод, с помощью которого были выявлены архаические стилистические особенности петроглифов и определены их место и роль в живописных произведениях современного Казахстана;

- метод описания и формального анализа, позволивший проанализировать произведения ряда казахстанских художников, использовавших традиции наскального искусства с целью выявления воздействия традиций на современное изобразительное искусство Казахстана.

Научная новизна исследования . В исследовании сделана попытка рассмотрения тенденций развития профессиональной живописи Казахстана от переходного периода до современности. В диссертационном исследовании были обозначены особенности применения художественных традиций эпохи бронзы, железа и тюркского периода в живописных произведениях периода независимости Казахстана. В данной работе впервые проведен подробный искусствоведческий анализ произведений живописи последнего десятилетия независимости, обращенной к стилистике архаики древнего и средневекового искусства Казахстана и выявлены методы и направления интерпретации художественных образов наскальных гравюр в творчестве современных художников.

Научно-теоретическая и практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-теоретических курсах по изобразительному искусству Казахстана, при подготовке учебных и методических пособий в высших и средних учебных заведениях художественного и гуманитарного профиля.

Апробация исследования. Некоторые выводы изложены в научных публикациях на международных и межвузовских научно-практических конференциях.

Структура диссертации состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений. Объем текста составляет 65 страниц, список литературы содержит 103 наименования, в приложении А использовано 8 черно-белых иллюстраций, в приложении Б – 12 цветных репродукций.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности исследуемой темы и ее научная новизна, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования; характеризуется состояние научной разработанности проблемы, устанавливается методологическая база исследования.

Первый раздел «Выразительные средства наскального искусства эпохи бронзы, раннего железа и тюркского периода на территории Казахстана» посвящен изучению и выявлению специфических черт казахстанской петроглифики. В разделе классифицируются наиболее значимые памятники наскального искусства Казахстана, определяется круг сюжетов и образов, наиболее устойчивые группы изображений, выявляется их взаимосвязь с религиозно-мировоззренческой системой древних, проводится стилистический анализ. Особое внимание было уделено специфике наскальных рисунков культурно-исторического региона Семиречья. Каждая эпоха рассматривается в контексте преемственности в технике исполнения, композиции, отображении мифологической концепции.

Первый подраздел «Эпоха бронзы» характеризует репертуар образов петроглифов, тесно связанный с поклонением Митре и сопутствующим ему культом плодородия. Круг сюжетов и образов того времени переплетался с древними арийскими текстами Авесты и Ригведы. Мифологические представления выразились в нанесении изображений солярных божеств, знаков, многочисленных животных, брачных пар и рожениц. Особой эстетической и культурной ценностью обладает основная группа петроглифов западного Семиречья, относящаяся к эпохе средней бронзы. Ряд специфических особенностей позволил выделить данные петроглифы в названную по наиболее крупному святилищу тамгалинскую традицию. Петроглифы типа Тамгалы, как правило, являются маркерами священных мест. Наиболее яркими памятниками наскального искусства эпохи бронзы на территории Казахстана являются Тамгалы, Ешкиольмес, Шолак и др.

Во втором подразделе «Эпоха раннего железа » рассматривается сакское наскальное искусство, являющее собой синтез унаследованных от андроновцев художественных приемов с влиянием изобразительной традиции Передней Азии. Образы в произведениях сакского звериного стиля строятся по определенному канону, с распределением признаков, соответствующих видам животных. Общей в петроглифах периодов бронзы и раннего железа является трактовка рисунков животных: экспрессия позы, очертания ног и рогов. Заимствованные из иранского искусства сюжеты у саков подвергались определенной стилистической переработке. Наиболее характерным и постоянным образом сакского искусства является олень. Рано зародившийся на территории Евразии культ природы с его идеей цикличности и растительных начал, вылился в образ древа жизни и трехступенчатую структуру мира. Именно в петроглифах наиболее часто встречаются изображения копытных (особенно оленей) с рогами-деревьями.

Анализу петроглифов средневековья, исполненных в лаконичном стиле, посвящен третий подраздел «Тюркский период» . В тюркскую эпоху воинский культ утверждает новые эстетические принципы. Большинство прежних верований угасло, круг сюжетов заметно упростился и доминирующим образом наскального искусства становится конный всадник. Особая выразительность петроглифов предшествующих эпох в тюркский период исчезла, уступив место достаточно схематичным рисункам воинов, знаменосцев, лучников, сценам поединка и охоты. К тюркскому времени принадлежит большое количество подновлений более древних петроглифов и палимпсестов. Наиболее изученные изображения тюркского времени представлены памятниками хребта Каратау, Тамгалы, Баян-Журека и др.

В заключительном подразделе «Техника исполнения и композиция » обозначаются приемы нанесения петроглифов в различные исторические периоды и особенности композиционного строя.

В древних культурах искусство обладало совершенно иными смыслом и назначением, нежели в современном мире. Изобразительное искусство было инструментом выражения идейных и эстетических основ мировоззренческого комплекса древних. Смысл наскальных изображений был неотделим от особенностей природного ландшафта, а смысл природных объектов дополнялся содержанием петроглифов. Выбор скалистых ущелий для нанесения изображений не являлся случайным: находящиеся поблизости родники или реки, высота расположения (высокогорье Асы и Аксу-Джабаглы) возводились в ранг сакральных. Единая устойчивая модель мироздания древних выстраивалась на основе обожествления природы.

Во втором разделе «Художественные традиции наскального искусства в творчестве современных художников» рассматривается интерпретация традиционных архетипов, образов и сюжетов наскального искусства в современной живописи Казахстана.

В первом подразделе «Новые художественные ориентиры в живописи конца 1980-1990-х гг. » анализируется творчество живописцев Казахстана от переходного периода до конца 1990-х гг. С провозглашением независимости в живописи казахстанских художников произошли заметные трансформации, связанные, прежде всего, с обострением творческого индивидуализма. Художественные способы отображения реальности вступают в сложный процесс поиска национальной и культурной идентичности. В поисках адекватного новой реальности художественного языка живописцы устремляются к духовному наследию древних. Космогоническая символика, сюжеты и образы наскальных гравюр оказали влияние на целый ряд художников конца 1980-х годов и последующих десятилетий: А. Сыдыханова, А. Аканаева, Н. Бубэ, А. Есдаулета, Г. Маданова, К. Хайрулина, А. Бектасова, М. Бекеева, В. Гвоздева, А. Ахата.

Осознание необходимости обращения к духовному наследию в переходный период, насыщенный переменами, во многом помогло живописцам черпать вдохновение в наскальном искусстве древности и средневековья. Художественные традиции петроглифов эпохи бронзы, раннего железа и тюркского времени стали источником творческого обогащения для многих живописцев конца 1980 – 1990 гг., своеобразно и органично применявших их в своих полотнах. Для переходного периода характерны появление множества манер и стилей, выраженная творческая индивидуальность, активное поглощение новой информации. Изобразительный язык приобрел символические черты, отразившиеся в живописи ряда художников. Следует отметить, что отдельные художники, а именно: А. Аканаев и А. Сыдыханов – пришли к отображению символов от академической фигуративной живописи, обозначив, таким образом, новый этап в своем творчестве. Большое количество новых художественных ориентиров является характерной особенностью конца 1980-х – 1990-х гг. Однако в данных условиях сложнее выделить конкретные направления в рассмотренном творчестве живописцев. Стремительно курсирующим среди множества стилей художникам присуща тяга к эксперименту и собственный, очень индивидуальный, путь.

В условиях активных поисков в творчестве художников формируется основа для будущего определения сложившихся направлений.

Во втором подразделе «Живопись Казахстана второго десятилетия независимости» оценивается современное состояние живописи с точки зрения обращения к наскальным художественным традициям. В творчестве казахстанских живописцев в контексте интерпретации наскальных художественных образов, выявляются три наиболее предпочитаемых ими метода. В первую очередь, это живописцы, как правило, цитирующие петроглифы: А. Аканаев, Н. Бубэ, А. Ахат, К. Хайрулин. Данные художники, обладая ярким своеобразием манеры письма и применяя различные техники живописи, используют наскальные образы, сохраняя их оригинальность и узнаваемость. А. Аканаев накладывает густые слои красок, придавая изображениям объем и рельефность. В работах Н. Бубэ изображения петроглифов являются, чаще всего, способом декорирования фона, придавая композиции особую смысловую нагрузку: связь поколений и неразрывность с истоками. Многочисленные наскальные фигурки заполняют свободное пространство полотен, усиливая их декоративный эффект. А. Ахат, создающий целые серии работ с мотивами петроглифов, пишет яркими цветовыми пятнами и тонкими контурными линиями. В его интерпретации наскального искусства главным становится цвет. К. Хайрулин работает локальными плоскостями, заполняя их насыщенными чистыми цветами.

Несколько иным способом наскальные традиции отображены в живописи А. Сыдыханова, М. Бекеева и А. Есдаулета, интерпретирующих образы петроглифов в собственной неповторимой манере. М. Бекеев в своем творчестве создает мистические образы и сюжеты, носящие сходство с наскальными изображениями. Излюбленная Бекеевым тема странствия подсказывает художнику выбор именно тех образов, которые подчеркивают связь с истоками и вместе с тем наиболее четко соответствуют занимающему художника кругу мыслей: лошади и повозки, а также птицы. Символика петроглифов в работах А. Сыдыханова звучит отдаленно от археологической описательности, своеобразно и органично. Знаковая живопись художника условна, ее язык стремится раскрыть понятие предмета, воплотить идею. Картины А. Есдаулета приближены к архетипам, подсказанным коллективным бессознательным. В них преобладает древнее противопоставление мощного животного и уязвимого человека. Основное отличие животных Есдаулета от их наскальных прототипов, легких и удлиненных, составляют тяжеловесность и сила.

Среди художников, в работах которых традиционная культура индивидуализирована, сохраняясь в способе художественного мышления и проявляясь в приемах композиции и отдельных элементах символики, можно назвать Г. Маданова, А. Бектасова, В. Гвоздева.

Абстрактные образы А. Бектасова выражают тягу художника к универсальному языку. Художник стремится максимально освободиться от художественных средств, отображая свои идеи посредством выразительности линии как первичной природной формы.

В работах Г. Маданова прослеживаются четко выраженные ярусность, архитектоничность, структурность. Художник выстраивает свои произведения по принципам мышления древних, воспринимавших сущее в иерархической упорядоченности. Творчество Маданова – яркий пример отображения мифологической концепции в модернизированной форме.

В. Гвоздев посредством метода живописи гармонично соединяет наскальные образы с казахским декоративно-прикладным искусством, сумев создать собственный стиль, названный художником «этносимволизм». В его картинах, похожих на красочные сырмаки и корпе, мотивы петроглифов сплетаются с растительным и геометрическим орнаментом.

Изобразительное искусство является той сферой культуры, где духовное наследие народа находит возможность существования и развития. Впитывая разнообразные тенденции и стили, современное искусство сохраняет собственный духовный стержень, фундамент мировоззренческого комплекса кочевников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение влияния наскальных художественных традиций древности и средневековья на развитие казахстанской живописи переходного периода и последнего десятилетия независимости позволило получить ряд выводов и результатов:

- В живописи Казахстана проявляются идейно-нравственные приоритеты и архетипические черты национального сознания. Прослеживая тенденцию применения наскальных образов и методы их интерпретации в современной живописи, можно установить несомненную преемственность с истоками традиционной культуры. После обретения Казахстаном независимости, его искусство предстало перед миром как самобытный, яркий феномен. В условиях произошедшей трансформации сознания и угроз глобализованной массовой культуры, представляется актуальным вопрос сохранения национальной и культурной идентичности в изобразительном искусстве.

- В мировоззрении современных тюркских народов проявляются унаследованные архетипы. Воспринятая картина мира является основой национальной культуры в ее художественном и эстетическом измерении.

- В конце 1980-х гг. – 1990-х гг. смена парадигмы способствовала трансформации изобразительного языка в сторону метафоризации, символизации, условности. Насыщенная событиями переходная эпоха, ознаменовавшая серьезные изменения в области изобразительного искусства, кардинальным образом повлияла на взгляды и подходы художников к современной живописи. В переходной период, наполненный поисками выразительных средств и художественными экспериментами, происходит осмысление национальной духовной культуры. Живописцы в своем творчестве приходят к отображению древних знаков, кодов, архетипов.

- В эпоху независимости нарастающие темпы глобализации актуализируют обращение к духовной культуре, внося в художественную систему слияние традиций и инноваций. В условиях постмодернизма художники тяготеют к собственной интерпретации наскальной символики, используя в качестве творческого метода индивидуальное осмысление традиционной культуры.

Исследованный материал позволяет заключить, что между наскальным изобразительным искусством и современной живописью Казахстана сохраняется глубинная связь преемственности на уровне мировоззрения и духовности, обусловливающая основу традиционной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ахмедова Н. Р. Искусство Центральной Азии и мировое культурное пространство (некоторые геополитические и мировоззренческие аспекты) // Традиционные мировоззренческие системы и современное искусство. Матер. междунар. науч. конф. / под ред. А. Мухамедиулы и Е. Имамбек. – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 2009. – С. 16-19.

2 Шалабаева Г. К. Казахстан: от древних цивилизаций к современности. – Алматы: Экономика, 2007. – 258 с.

3 Копбосинова Р. Искусство Казахстана 1980-х гг. // Искусство. – 1990. – № 9. – С. 1-6.

4 Генис А. Треугольник (авангард, соцреализм, постмодернизм) // Иностранная литература. – 1994. – № 10. – С. 244-248.

5 Герман М. Постмодернистская критика. Отечественный вариант // Вопросы искусствознания. – 1994. – № 1. – С. 101-110.

6 Наурзбаева А. Поиски архетипов или демифологизация сознания. О традиционализме и маргинальности культуры // Алматы-art. – 1999. – № 5. – С. 36-37.

7 Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб: Искусство-СПб, 1998. – 708 с.

8 Банфи А. Философия искусства / пер. с итал. Г. П. Смирнова. – М.: Искусство, 1989. – 384 с.

9 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.

10 Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 279 с.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Фадеева О. Трансформация архетипических образов наскальных гравюр Казахстана в творчестве А. Ахата // Искусство XXI века: в поисках истоков и новых путей. Матер. межвуз. науч. конф. – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 25 марта 2010. – С. 145-146.

2 Фадеева О. Субъективное мировоззрение художника в контексте социокультурных изменений на примере творчества Г. Маданова // Жамбыл и эпическое наследие тюркских народов. Матер. междунар. научно-практ. конф. – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 11-12 апреля, 2011. – С. 265-268.

ФАДЕЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

азіргі азастан суретшілеріні кескіндемесінде ола дуіріні, ерте темір жне трік кезеіні жартас кркемнеріндегі кркем дстрлері

17.00.04 – Кескіндеме, сндік-олданбалы жне сулет нері

Кескіндеме магистрі академиялы дрежесін алу шін дайындалан диссертацияны рефераты

КІРІСПЕ

азіргі кезде лем халытарыны дстрлі дниетанымын ыну дерісі белсенділік танытаны байалады. Дстрлерді зара рекеті жне ксіби кркем нер наты кркем тілді барабарлыын алыптастырады жне кп жадайда оан тн ерекшелік пен зекті тенденцияны анытайды.

Зерттеуді зектілігі. ХХІ асырды басы азастанда мдени-рухани ндылытарды тануды жаа кезеі болып аталады. Жаандану жадайында дстрлі ндылытарды сатауды рліні артуы жне аза лтты мдениетін теестіру маызды да, зекті мселе болып отыр. Рухани мірдегі белсенділік ткенге деген ызыушылытыты жоарылауына талпындырады, тарихтаы з тарихыны барабарлы тілін табуа алып келеді. Орталы Азияны кркемнері трлi тенденциялар мен ыпал ету тжірибесіне бай, сонымен атар Н. Ахмедованы айтуы бойынша з алдына дамитын жйе, жааны топтаушы жне здігінен жеткiлiктi болып табылады [1, 19 б.]. азiргi кезде азастан кескіндемесіні даму сипатын жне алыптасу ерекшелігін талдау ажеттілігі туындап отыр. азiргi азастан кркемнерi бiрнеше шешiмді талап ететiн міндеттерді крделi дерісінен тратын сйкестікті iздестiруде. Мдени зіндік ерекшелікті сатауда жне зіндік уысты іздеуде жалпылемдік жйеде бейнелеу неріні маызы айын крсетіледі. Бейнелеу нері халыты рухани мрасыны рі арай дамуа ммкіндік алатын салаа жатады. Соы жылдары суретшілер мен зерттеушілерді тарихи негізге деген ызыушылытары ке клемде тарала бастады.

лемге мдени дстрлердi сатап ашып крсету шарттары кне кркем дстрлерді негiзiнде жаа кркем тiл iздестiру мселесін ойды. азастан кескiндемесiнде туелсіздік аланнан бергі кезеде жартас кркем дстрлерiне арналан зерттеулер жеткiлiксiз болып отыр. азіргі кезге дейін ХХІ асырды басындаы азастанды суретшiлерді кескiндемесiндегi жартас рнектерiнi кркем дстрлері жан-жаты ылыми талдау пні болан жо.

Зерттеуді нысаны. Туелсiздiк аланнан кейінгі жне ХХІ асырды бiрiншi он жылдыындаы азастан кескiндемесi.

Зерттеуді пні. ХХІ асырды басындаы азастан кескіндемешілерiнi шыармаларындаы ола дуiрi, ерте темiр жне трiк кезеіндегі петроглифтерді кркем бейнелерiн ашып крсету.

Зерттеуді масаты. азіргі кездегі суретшілерді шыармашылыындаы жартас рнектеріні кркем бейнелерін ашып крсету баыттарын жне дістерін зерттеу.

Зерттеуді міндеті:

- ола дуірі, ерте темiр жне трiк кезеіндегі жартас неріні стилистикалы ерекшелiктерiн жне кркем дстрлерін айындау;

- Жартас кркем бейнелерін олданан азiргi азастан кескіндемешілеріні шыармашылыына талдау жасау.

Зерттеуді дрежесі. дебиет клемі трлі ылыми білім саласына жататын диссертациялы жмысты таырыбын анытайды. Зерттеу кздерін шартты трде негiзгi ш топта блуге болады: жартас бейнелеу неріні ескерткіштері аралатын археологтар мен тарихшыларды жмысы;

азастанды станокты кескiндемені дамуы жне алыптасуын арастыратын зерттеу; мемлекетімізді туелсіздік аланнан кейінгі жылдардаы жаа кркем тілді алыптасу мселесіне арналан зерттеу.

1. азастан аумаындаы ола дуiрi, ерте темiр жне трiк кезеіндегі жартас рнектерiн арастыруа арналан археологиялы зерттеулер.

Диссертация жазу барысында азастан территориясындаы жартас нері ескерткіштерін жйелендірген жне сипаттап жазан отанды жне шетелдік археологтар: А. Максимова, А. Медоев, М. адырбаев, А. Ермолаева, А. Марьяшев, А. Рогожинский, К. Байпаков, 3. Самашев, Я. Шер, В. Железняков, В. Новоженов ебектеріні маызы зор болды. Ежелгi ырымдар жне наным-сенімге атысты лкен клемді археологиялы материал Э-О. Джеймстi жмысында айтылан. азастан территориясындаы андроновтар ндiевропа тайпаларыны мемлекеттік жне алыптасу тарихы Е. Е. Кузьмина, С. Кляшторный жне Т. Слтановты ебектерінде берілген.

2. Мемлекетімізді туелсіздік алана дейінгі кезедегі аза станокты кескіндемесіні дамуы жне алыптасуына арналан зерттеулер. аза станокты кескiндемесi соыса дейiнгi кезенен бастап тыш рет Б. Веймарн, А. Канапин жне Л. Варшавский, О. Джусупова, И. Рыбакова, М. абитова, Г. Сарылова, Е. Микульская ебектерінде жйелендірілген жне жан-жаты аралан. Оларды ебектері кескіндеме ралдарыны мселесін арастырады жне кптеген азастанны крнекті суретшілеріні шыармашылытарына сипаттама береді.

3. Мемлекетімізді туелсіздік аланнан кейінгі аза кескіндемесіндегі крем тілді алыптасу мселесіне арналан жмыстар.

1990 жылдарды басында Республиканы туелсiздiк жариялауымен жеке шыармашылыта ерекшелік байалады жне трлі стиль мен лгілер алыптасып, жаа кркем ралды айтылуы пайда болды. лтты зін тану идеясы басымдылы танытан суретшiлердi шыармашылыы біратар авторлар Р. Ералиева, А. Юсупова, Б. Барманлова, Р. Кпбосынова, X. Труспекова, К. Ли, А. Джадайбаев, В. Ыбыраева, 3. Сыдыханова, Ж.Таниеваларды ызыушылыын тудырды.

Сонымен бiрге таырыпа Г. Шалабаеваны: «азастан: ежелгi ркениеттен азiргi замана дейін» [2], «Мдениет: бос кеістік пен тртіп арасында» философиялы зерттеуі зіндік лес осты.

Н. Ахмедованы «Орталы Азияны нері жне лемдік мдени кеістік» (кейбір геосаяси жне дниетану аспектілері) [1] ебегі ерекше назар аударатын маала.

Р. Кпбосынованы «1980 жылдардаы азастан кркем нері» мааласы зерттеуге тікелей атысы бар [3].

А. Генисті [4] жне М. Германны [5] маалаларында ТМД аумаындаы постмодернизмнi дамуыны кейбiр мселелері аралады.

А. Наурызбаеваны «Архетиптердi немесе сананы демифологизациясын іздестіру» [6] мааласында дстрлілік мдениеттi кiрмелiгiнi мселесі арастырылады.

Зерттеудi дiстемелiк негізі Ю. Лотман [7], А. Банфи [8] жне А. Лосевті [9] нертану саласындаы біратар жалпы теориялы ебектерiне сйенеді.

аралатын мселенi философиялы жне психологиялы аспектілері К. Г. Юнг [10] жне 3. Фрейд ебектерінде белгіленген.

Диссертациялы зерттеу кешендi тсілдерді олдану арылы келесi дiстер шеберiнде жргізілді:

- кескiндемені негiзгi даму кезедерiн айындауа ммкiндiк беретiн мдени-тарихи дiс;

- нертануда талдау жасауа ммкiндiк туызатын салыстырмалылы дiс;

- азіргі азастан кескіндеме шыармаларындаы рлі мен орны аныталан жне петроглифтердi архаикалы стилистикалы ерекшелiктерi кмегімен айындалан тарихи-типологиялы дiс;

- азiргi азастан бейнелеу нерi дстрлеріні серін анытау масатындаы жартас нері дстрлерін пайдаланан азастанды біратар суретшiлердi шыармасын талдауа ммкiндiк берген сипаттама жне рылысына арай талдау дiсі.

Зерттеудi ылыми жаалыы. Зерттеуде тпелі кезенен азiргi замана дейінгі азастан ксіби кескiндемесiні даму рдістерін арастыруа талпынан. Диссертациялы зерттеуде азастан туелсіздік аланнан кейінгі кезедегі кескіндеме шыармаларында ола дуiрi, темір, трік кезеіндегі кркем дстрлерді пайдалану ерекшелігі белгіленді. Диссертация жмысында алаш рет туелсіздікті соы он жылдыындаы кескіндеме шыармаларына нертану трысынан талдау жасалды. азастанны ежелгі жне ортаасырлы архаика стилистикасы арастырылды, азіргі кездегі суретшілерді шыармашылыындаы жартас рнектеріні кркем бейнелерін ашып крсету баыттары жне дістері айындалды.

ылыми-теориялы жне тжірибелік маыздылыы . Диссертациялы зерттеудi нтижелерi азастан бейнелеу нерi бойынша оу-теориялы курстарда, гуманитарлы жне кркемнер профиліндегі жоары жне орта оу орындарындаы оу мен дiстемелiк ралдарын дайындауда олдануа болады. Кейбiр орытындылар жоары оу орындарындаы ылыми конференция материалдарында жарияланды.

Зерттеуді сынанан туі. Зерттеуді кейбір нтижелер халыаралы ылыми-практикалы конференцияларда маалаларда крініс тапты

Диссертацияны рылымы кiрiспеден, екi блiмнен, орытынды, пайдаланылан деректеркздер мен екі осымшадан трады. Мтiннi клемi 65 бет, дебиеттер тiзiмiнде 103 атау, А осымшасында 8 а-ара тсті иллюстрация, Б осымшасында 12 трлi-тстi репродукция олданылан.

ЖМЫСТЫ МАЗМНЫ

Диссертациялы жмысты кіріспе блімінде зерттелетін таырыпты зектілігіні негізі жне жмысты ылыми жаалыы, масаты мен міндеттері, зерттеу нысаны, пні айындалып, ылыми мселені жете зерттелуі сипатталады, зерттеуді методологиялы негізі жасалады.

Зерттеу жмысыны «азастан территориясындаы ола дуірі, ерте темір жне трік кезеіндегі жартас неріні айын ралы» атты бірінші тарауы азастанды петроглифтерге тн ерекшеліктерді айындауа жне зерттеуге арналан. Зерттеу жмысында азастан жартас неріні е маызды ескерткіштері жіктеледі, е траты суреттер топтарыны бейнелері мен сюжеттері аныталады, оларды зара діни дниетану байланыстары аныталады, стилистикалы талдау жасалады. Осы тараушада Жетісу аумаыны жартас суреттеріні мдени-тарихи ерекшеліктеріне айрыша назар аударылады. р дуірді орындалу техникасы жаынан сабатастыта, композициялар, мифологиялы тжырымдарды бейнеленуі арастырылады.

«ола дуірі » блімшесінде Митра культімен тыыз байланысты гіз жне нарлылы культі петроглифтерді орындалуыен сипатталады. Сол уаытты сюжеттері мен бейнелері ежелгі арийлы мтіндермен шиеленіскен. Мифологиялы ойылымдар солярий дайларында, белгілерде, р трлі жануарларда, йленетін жптар жне босанатын йелдер суреттерінде крінеді. Батыс Жетiсу петроглифтерiні негiзгi тобын тамалы дстрі деп бліп крсетуге болатындыымен ерекшеленеді. азастан территориясындаы ола дуiріндегі жартас нерiнi е жары ескерткiштерi Тамалы, Ешкiлмес, Шола жне т.б.

«Ерте темір дуірі » деп аталатын блімшесінде Алдыы Азия бейнелеу дстрiнi ыпалымен андроновтарды кркем тсiлдер мрасыны синтезi болып табылатын са жартас кркемнерi аралады. Са жануарлар стилi шыармаларындаы лгілері жануарларды трлеріне сйкес белгiлерді блінуімен белгілі канон бойынша рылады. ола кезеі жне ерте темiр дуіріндегі петроглифтердегі ортаты жануарларды суреттерi: кейпіні бейнеленуі, аятары мен мйіздеріні кескіні. Сатара Иран нерiнен келген сюжеттер белгілі стилистикалы деулерге тсті. Са нерiнде бы траты бейне болып табылады. Еуразия территориясында ерте туан табиат культі зіні цикльдік жне сімдіктік идеясымен лемні ш сатылы рылымына жне ааш міріні бейнесімен ласты. сіресе петроглифтерде тятыларды (быларды) ааш мйiздерімен суреттер жиi кездеседi.

«Трiк кезеі» деп аталатын шінші блімшесінде ерекше жеілдетілген жне ышамдалан стильде орындалан ортаасырлы сюжет шебері арастырылады. Трiк дуiрінде скери культ жаа эстетикалы аидаларды ныайтады. Брыны наным-сенімдерді кпшiлiгi жоалып, жартас нерiнде салт аттыны бейнесі басымды таныта бастайды. Трiк кезеіні алдыы дуiрлердегі петроглифтердегі ерекше айындылы жоала бастады, олар жауынгерлер, ту стаушылар, садашыларды, жекпе- жектер мен а аулауа атысты кестелі суреттерге орын береді. Трiк кезеіне жасырын идеологиядан айрылмаан, біра тактикалы атынасты куландыратын палимпсесттерді кпшілігі жатады. Трiк уаытында едуір зерттелген суретерге аратау, Тамалы, Баян-Жрек жоталарындаы ескерткіштер жатады.

орытынды тарауды «Композиция жне орындау техникасы » деп аталатын блімшесінде р трлі тарихи кезедерде петроглифтерді енгізу тсілдері жне композициялы рылысыны ерекшеліктері айындалады.

Ежелгi мдениетте кркемнер азіргі лемге араанда басаша маынаа, белгіге ие болды. Бейнелеу нерi ежелгi дниетану кешеннi идеялы жне эстетикалы негiздерiн беруді ралы болды. Жартас суреттерiнi маынасы табии ландшафтан ажыраысыз болды, табии нысандар петроглифтердi мазмнымен толыты. Трындарды жартасты шаталдарды тадауы кездейсоты болып табылмады: блатар немесе зендерді жаын арада болуы, орналасу биіктігі (Асу-Жабаылы, Асы биік таулары) сакралды рангіге ктерiлдi. аламны ежелгі бiрттас орныты лгiсi ежелгi табиата бас ию негізінде ралан.

«азіргі суретшілерді шыармашылыындаы жартас неріні кркем дстрлері» деп аталатын екінші тарауда азiргi азастан кескiндемесiндегі дстрлi архетиптер, бейнелер жне жартас нерiні сюжеттерiн ашып крсету аралады.

«XX асырды 1980-1990 ж.ж. аяындаы кескiндемені жаа кркем бадары» деп аталатын бірінші тараушасында тпелі кезенен 1990 жылдарды аяына дейінгі азастан кескiндемешілеріні шыармашылыы талданады. Туелсіздік алалы е алдымен шыармашылы индивидуализмні кшеюіне байланысты азастанды суретшілерді кескіндемесінде елеулі згерулер болды. Шынайылыты бейнелеуді кркем дстрі лтты жне мдени астыты іздеуді крделі дерісіне енді. Наты кркем тілдегі барабарлыты іздестіру барысында кескіндемешілер ежелгі рухани мраа жгінеді. Космогониялы символика, жартас рнектерiнi сюжеттері мен бейнелері 1980-шi жылдарды жне келесi он жылдыты аяындаы суретшiлер А. Сыдыханов, А. Аанаев, Н. Бубэ, А. Есдаулет, Г. Маданов, К. Хайрулин, А. Бектасов, М. Бекеев, В. Гвоздев, А. Ахатты ыпалы тиді.

«Туелсіздікті екінші онжылдыындаы азастан кескіндемесі» екінші блімшесінде азіргі кездегі кескіндеме нері жартас кркем дстріндегі кзарас трысынан бааланады. азастан кескіндемешілеріні шыармашылыындаы жартас кркем бейнелерін ашып крсетуде олара едуір тн діс аныталды. Біріншіден, петроглифтерден дйектеме келтіретін кескіндемешілер: А. Аанаев, Н. Бубэ, А. Ахат, К. Хайрулин. Бл суретшiлер жазуды зiндiк ерекшелiгін жне кескiндемедегi р трлi техникаларды олданып, жартас лгілеріні тпнсалары мене танымдылыын сатай отырып олданады. А. Аанаев суретке клем мен бедерлік бере отырып алы бояу абаттарын жаады. Н.Бубэні жмыстарында петроглифтердi бейнесі кбіне композицияа негізгі маынаны жктейтін фонды безендіру тсілі болып табылады, олар: рпатар жаластыы жне деректермен тыыз байланыстылыы. Кптеген жартас фигуралары полотноларды еркiн кеiстiктерiн оларды сндiк серін толытырады. Барлы жмысы петроглифтер мотивінде топтама ран А.Ахат ашы тсті бояумен жне жіішке контурлы сызытармен салады. Ол жартас нерінде е негізгісі тс екенін крсетеді. К. Хайрулин жергiлiктi жазытытарды аны таза тстерге толтыра жмыс істейді.

Жартас неріні дстрлерi А. Сыдыхановты, М. Бекеевті, А. Есдулетті кескiндемесiнде біратар баса дістермен бейнеленеді жне петроглифтерді бейнесі зіндік айталанбас лгіде интерпритацияланады. М. Бекеев з шыармшылыында жартас суреттерімен састы танытатын мистикалы яни жмба бейнелер мен сюжеттер жасайды. Бекеевті сйікті болан таырыбы суретшіге деректермен байланысты жне сонымен атар суретпен айналысатын суретшіге анарлым айын сйкес келетін ойлар: ат жне арбалар, сонымен бiрге старды крсетеді. А. Сыдыханов жмыстарындаы петроглифтерiнi символикасы археологиялы сипаттаулардан алшатыы сезiледi, олар зiндiк жне табии байланысты болып келеді. Суретшіні таныс суреттері шартты, оны тілі затты ымын ашып, идеяны iске асыруа мтылады. А. Есдулеттi суреттерi архетипке жаын. Оларда ежелгі кездегі кшті жануарды жне лсіз адамды арсы ою басым. Есдулеттi шыармашылыындаы жануарларды жартас прототиптерінен негізгі ерекшеліктері оларды ауыр салматылыы жне кштілігі, жеіл жне созылыылыын круге болады.

Кркем ойлау дістері саталан жне композицияда тсілдерінде, жекелеген символды элеметтері дстрлi мдениет жекешелендірілген суретшілерді жмысына Г. Маданов, В. Гвоздев, А. Бектасовтарды айтуа А. Бектасовты абстрактiлi бейнелері суретшіні мбебап тiлге жетелейді. Суретшi з идеяларын алашы табии трдегі аны сызыпен бейнелеу арылы кркем ралдардан арылуа мтылады. Г. Мадановты жмысында айын бейнеленген абаттылы, архитектоникалы, рылымдылы байалады. Суретшi з ойларын маызды иерархиялы тртіпте абылдайтын ежелгі ойлау аидалары бойынша растырады. Мадановты шыармашылыы – модернизациялалан формадаы мифологиялы тжырымдаманы жарын бейнесіні мысалы.

Бейнелеу нерi халыты рухани мрасы мір сретін жне дамуа ммкiндiгі бар мдениеттi саласы болып табылады. азіргі кездегі нер трлi тенденциялар мен стильдерді абылдай отырып зіндік рухани негізін, кшпенділерді кешенді дниетану iргетасын сатайды.

ОРЫТЫНДЫ

Туелсiздiктi соы он жылдыы мен тпелі кезедегі азастанды кескiндемені дамуына ежелгі жне ортаасырлы жартас кркем дстрлеріні сер етуін зерттеу барысында біратар орытындылар мен нтижелер алуа ммкiндiк бердi:

- азастан кескiндемесінде идеялы-адамгершiлiк басымдылытар жне лтты сананы архетиптiк белгілері байалады. азіргі кездегі кескіндемедегі жартас бейнелері мен дістерін олдану, оларды интерпритациялау тенденцияларын баылау арылы дстрлі мдениет кздерімен сабатастыын орнатуа болады. Туелсіздік аланнан кейін азастан нері бкіл лемні алдында зіндік жарын феномен ретінде крінді. Сананы згеруi шарттарында жне жаппай жаанданан мдениет бейнелеу нерінде мдени жне лтты жекелікті сатауды ккейкестi сра болып табылады.

- азiргi трiк халытарыны дниетанымында мра етілген архетиптер айындалады. абылданан лемні бейнесі оны кркем жне эстетикалы леміндегі негізгі лтты мдениет болып табылады.

- 1980 жылдарды аяы мен 1990 жылдар парадигманы ауысуы кркемнер тіліні метафоризацияа, символизация, шарттылыа згеруіне ммкіндік туызды. аныан оиалара толы тпелі дуiр кескіндеме нері саласындаы айтулы оиалар суретшілерді азіргі кездегі суретке деген кзарасына тпкілікті трде сер етті. Айын ралдарды іздестіруге жне кркем тжірибеден ткізуге толы тпелі кезеде рухани лтты мдениетті ынудан трады. Кескіндемешілер з шыармашылыында ежелгі белгілер, кодтар, архетиптер бейнелеріне жгінеді.

- кркемдік жйеге дстр мен жаашылдыты енгізе отырып туелсіздік дуірінде жаандануды рухани мдениетке аламдануды тпелi арыныны суін белсендіреді. Постмодернизм шарттарында суретшiлер жартас символикасыны меншiктi интерпретацияларына дстрлi мдениеттi жеке ойлау шыармашылы дiс сапасында олдана отырып крсетеді.

Зерттелген материал жартас бейнелеу нерi жне азiргi азастан суретiнi аралыындаы дстрлi мдениет негiзіне байланыстырылан рухани жне дниетану дегейдегі бірізділікті тере байланысы саталанын крсетеді.

FADEEVA OLGA SERGEEVNA

Artistic traditions of rock art of the Bronze Age, Early Iron and Turkic period in the paintings by contemporary artists of Kazakhstan

Summary of the thesis for the academic degree of Master of Art

17.00.04 – Fine and decorative applied arts and architecture

INTRODUCTION

The revitalization of thinking processes of traditional worldview of people has seen in the modern world. The interaction of tradition and professional art forms adequate reality artistic language and largely determines the nature of its specific and current trends.

Actuality of the study . The beginning of the XXI st century in Kazakhstan is marked by a new level of understanding of cultural and spiritual values. In the terms of globalization increasing role of the preservation of traditional values and self-identity of the Kazakh national culture is an important and urgent task. Activation of the spiritual life stimulates the increasing interest to the past, makes us look for a language adequate to its history in the context of total history.

The Art of Central Asia is rich in experiences of various trends and influences, but nevertheless, according to the expression of N. Akhmedova, is independently evolving system, self-enough and accumulating everything new [1, p.19]. At the present stage there is a need to analyze the specifics of the formation and character of development of painting in Kazakhstan. Contemporary art of Kazakhstan is in the search of identity, which is a complex process that requires several problems solving. In the preservation of cultural identity and finding its own niche in the global system the meaning of fine art is evident. The fine art is an area where the spiritual heritage of people finds an opportunity for further development. Artists and explores’interest to historical roots was widespread in recent years.

The need to preserve cultural traditions in an open world puts the problem of finding a new artistic language on the base of artistic traditions of antiquity. Number of studies devoted to the rock art traditions in Kazakhstani painting in the period of independence is insufficient. Currently, the artistic traditions of rock engravings in the painting of the Kazakhstani artists of the early of the XXI st century have not been the subject of detailed scientific analysis yet.

Object of the study . Painting of Kazakhstan after gaining of Independence by the state and the first decade of the XXI st century.

Subject of the study . Interpretation of artistic images of petroglyphs from the Bronze Age, Early Iron Age and the Turkic period in the works of contemporary painters of Kazakhstan in the beginning of the XXI st century.

The aim of the study . To explore methods and directions of interpretation of artistic images of rock prints in the works of contemporary artists.

Research objectives :

- to reveal the artistic traditions and stylistic peculiarities of the rock art of the Bronze Age, Early Iron Age and the Turkic period;

- to review the work of contemporary painters of Kazakhstan, using rock art images.

Degree of scrutiny . The range of literature related to different areas of scientific knowledge is defined by the theme of the thesis. Sources of our research conventionally can be divided into three main groups: the works of archaeologists and historians, studying the monuments of rock art; the study, which examined the emergence and development of Kazakhstani easel painting: study devoted to an issue of forming a new artistic language following the gaining of Independence by the State.

1. Archaeological studies of rock engravings from the Bronze Age, Early Iron Age and Turkic period in the territory of Kazakhstan.

Of particular importance to this thesis work were the works of domestic and foreign archaeologists, describing and systematizing rock art sites in the territory of Kazakhstan: A. Maximova, A. Medoev, M. Kadyrbaev, A. Ermolaeva, A. Maryasheva, A. Rogozhinsky, K. Baypakov, Z. Samashev, Ya. Sher, V. Zheleznyakov, V. Novozhenov. Large amount of archeological material relating to ancient rites and beliefs is described in E.-O. James’s work. The history of emergency and state of Indo-European tribes of andronovs in the territory of Kazakhstan are highlighted in the books of E. E Kuzmina, S. Klyashtorny and T. Sultanov.

2. Studies on the formation and development of Kazakh easel painting before gaining of Independence by the State. Starting with pre-war period, the Kazakh easel painting was first studied and systematized in the works of B.Veirmarn, A.Kanapin and L.Varshavski, O.Dzhusupova, I. Rybakova, M. Gabitova, G. Sarykulova, E. Mikulskaya. Their works reflect the questions of formation of picturesque expression means and characterize the work of many prominent artists of Kazakhstan.

3. Works covering the questions of artistic language formation in the modern Kazakh painting after gaining of Independence by the State.

In the early 90-s with the proclamation of the Republics Independence the splash of creative individualism, the emergence of many different styles and manners, the appearance of new artistic expression means were seen. The work of artists for whom the idea of national self- identity became the priority aroused the interest of several authors: R. Ergalieva, A. Jusupova, B. Barmankulova, R. Kopbosinova, H. Truspecova, K. Li, A. Dzhadaibaev, V. Ibraeva, Z. Sydyhanova, Zh.Tanieva.

Also philosophy research topics of G. Shalabaeva contributed to the development of this theme: “Kazakhstan: from ancient civilizations to modern times” [2], “Culture: between chaos and order” etc.

Special attention deserves the article of N. Ahmedova “Art of Central Asia and the world cultural space (some of the geopolitical and outlook aspects)” [1].

The article of R. Kopbosinova “Kazakhstan Arts” is directly relevant to this study [3].

Some issues of postmodernism in the CIS countries are shown in articles by A. Genis [4] and M. Herman [5]. The problem of traditionalism and cultural marginality are discussed in the article by A. Naurzbayeva “Search for archetypes or demythologization of consciousness” [6].

Methodological foundation for research is based on a number of general theoretical works in the field of Art: U. Lotman [7], A. Banfi [8], A. Losev [9].

Philosophical and psychological aspects of a researched problem are identified in the papers of K.G. Jung [10] and Z. Freud.

Thesis research was conducted using an integrated approach, within which were the following methods:

- cultural-historical method, which allowed to reveal main stages in the development of painting;

- comparative-confrontative method conducing to art analysis conduct.

- historical-typological method, by which archaic stylistic features of petroglyphs have been identified and their place and role in picturesque works of modern Kazakhstan have been determined.

- method of description and formal analysis, which enabled to analyze the works of a number of Kazakhstani artists who used traditions of rock art in order to identify traditions’ influence on the contemporary art of Kazakhstan.

Scientific novelty of study . The study attempted to review trends in the development of professional painting in Kazakhstan from the transition period to the present. In the thesis research the peculiarities of using of art tradition of the Bronze Age, Iron Early Age and the Turkic period in the picturesque works of Kazakhstans Independence period have been identified. The thesis, first time, gives a detailed art analysis of paintings of the last decade of Independence, turned to the style of ancient and medieval art of Kazakhstan and reveals the methods and directions of interpretation of artistic images of rock engravings in the works of contemporary artists.

Theoretical and practical significance . The results of dissertation research can be used in educational-theoretical courses on the fine art of Kazakhstan, at preparation of train and methodical aids in higher and middle educational establishments of artistic and humanitarian profile. Some conclusions are expounded in the publications of materials of inter-universities scientific conferences.

Approbation of the research. Some results of the research are presented in articles of international and republic-wide scientific and practical conferences.

Structure of the thesis consists of an introduction, two sections, a conclusion, a list of used sources and two appendixes. The amount of text is 65 pages, bibliography contains 103 items, in Appendix A 8 black and white illustrations, in Appendix B – 12 color reproductions are used.

CONTENT OF WORK

In introduction is given the ground of actuality of researched theme and her scientific novelty; an aim, tasks, object and subject of research is determined; the state of scientific working out of problem is characterized, the methodological base of research is set.

The first section “Expressive means of rock art of the Bronze Age, Early Iron Age and Turkic period on territory of Kazakhstan” is devoted to study and identification of specific features of the Kazakh petroglyphs. In the section the most important monuments of rock art of Kazakhstan are classified, the circle of plots and characters, most steady groups of images are determined, their relationship with the religious-ideological system of the ancients is revealed and a stylistic analysis is conducted. The special attention in subdivision is paid to the specific features of rock pictures of cultural - historical regions of Seven Rivers (Semirechye). Every epoch is examined in the context of succession in the technique of implementation, composition, reflection of mythological conception.

The first subsection “Epoch of bronze” characterizes the repertoire of petroglyphs, closely associated with the cult of Miter and accompanying its cults of bull and fertility. The circle of plots and characters of that time interlaced with ancient Aryan texts. Mythological ideas are expressed in putting images of solar deities, signs, numerous animals, marriage pairs and women giving births. The basic group of petroglyphs of Western Semirechya possesses specific features, allowing to single them out into the so-called tamgaly tradition. The brightest monuments of rock art of epoch of bronze on territory of Kazakhstan are Tamgaly, Eshkiolmes, Sholak etc.

The second subsection “Epoch of Early Iron” examined saka rock arts showing by itself a synthesis inherited from andronovs artistic techniques with influence of graphic tradition of Front Asia. Characters in works of saka feral style are built on a certain canon with distribution of signs corresponding to the types of animals. General thing in petroglyphs of periods of bronze and early iron is an interpretation of animals’ pictures: expression of pose, outline of feet and horns. The plots adopted from the Iranian art undergone certain stylistic remaking at saka tribes. The most characteristic and constant image of Saka art is the deer. Early originated in Eurasia cult of nature with its idea of cycling and plant starting, resulted in the image of the tree of life and a three-tier structure of the world. Exactly in petroglyphs ungulates image (especially deer) with horns-trees is more often seen.

The third paragraph “Turkic period” observes the circle of The Middle Age plots, which become simpler and was executed in the laconic style. In the Turkic era warrior cult claims new aesthetic principles. Most of the former beliefs extinguished and the dominant way of rock art is equestrian rider. A special expressiveness of petroglyphs of previous eras in the Turkic period disappeared, replaced by schematic enough drawings of soldiers, standard-bearers, archers, fight scenes, and hunting. Most of palimpsests, which may not be deprived of ideological background but show tactful attitude, belong to the Turkic period. The most studied images of Turkic-time are shown by monuments ridge Karatau, Tamgaly, Bayan-Zhurek etc.

In the final subsection “Techniques of execution and composition” , applying methods of petroglyphs in various historical periods and features of the compositional structure are determined.

In ancient cultures, art had an entirely different meaning and purpose, rather than in the modern world. Fine art was an instrument of expression of ideological and aesthetic foundations of the ancient complex outlook. Meaning of rock image was inseparable from the natural landscape features, and the meaning of natural objects was supplemented by the content of petroglyphs. Choosing the rocky gorges for the pictures printing was not accidental: nearby springs or rivers, the height of the sites (high Asy and Aksu Dzhabagly) is elevated to the sacred. A single stable model of the universe of ancient people lined up on the basis of nature deification.

The second section “The artistic traditions of rock art in the works of contemporary artists” examines the traditional interpretation of the archetypes, images and plots of rock art on modern art of Kazakhstan.

In the first subdivision, “The new artistic reference points in painting of the end of 1980-1990 th of XX c.” work of painters of Kazakhstan is analyzed from the transitional period to the end of 1990 th. With proclamation of independence, the noticeable transformations in painting of Kazakhstan artists happened, foremost related with intensifying of creative individualism. The artistic methods of reflection of reality enter into the difficult process of search of national and cultural identity. In search of adequate to new reality artistic language painters are directed to spiritual heritage of ancient people. A cosmogony symbolism, plots and images of the rock engraving had influence on a number of artists of the end of 1980th and subsequent decades: A. Sydyhanov, A. Akanaev, N. Bube, A. Esdaulet, G. Маdanov, K. Hairullin, A. Bectasov, M. Bekeev, V. Gvozdev, A. Аhat.

In the second subdivision “Painting of Kazakhstan of the second decade of independence”, the modern state of painting is estimated from the point of view of addressing to rock artistic traditions. In work of the Kazakhstan painters in the context of interpretation of rock images, three most preferred methods are come to light. First, it is painters, as a rule, quoting petroglyphs: A. Akanaev, N. Bube, K. Hairullin, and A. Аhat. These artists, possessing bright originality of manner of painting and applying the different techniques of it, use rock images, saving its originality and knowableness.

A. Akanaev lays the thick layers of paints, giving a volume and relief to the images.

In works of N. Bube pictures of petroglypshs are, mostly, the method of decorating of background, giving to composition the special semantic loading: connection of generations and indissolubility with sources. Numerous rock figures fill free space of canvas, strengthening their decorative effect.

А. Ahat creating the whole series of works with motives of petroglyphs, writes with bright color spots and delicate contour lines. A color becomes main thing in his interpretation of rock art.

K. Hairullin works with the help of local planes, filling them in saturated clean colors.

By another way rock traditions are represented in painting of A. Sydyhanov, M. Bekeev and A. Esdaulet, interpreting images of petroglyphs in an own unique manner.

M. Bekeev in his work creates mystic characters and plots, carrying likeness with rock images. The loved theme of wandering by M. Bekeev gives a prompt to the artist to choose exactly those characters, which underline connection with sources, and at the same time most clearly corresponds to an artist’s circle of ideas: horse and wagons, and birds.

Symbolics of petroglyphs in works of A. Sydyhanov sounds remotely from archaeological description, originally and organically. The sign painting of artist is conventional, its language aims to expose the concept of object and incarnate an idea.

Pictures of A. Esdaulet are close to archetypes prompted by collective unconscious. The ancient contrasting of powerful animal and vulnerable man prevails in them. Basic difference of Esdaulet’s animals from their rock easy and extended prototypes is heaviness and force.

Among artists, in whose works a traditional culture is individualized, saved in the way of the artistic thinking and shown in composition methods and some elements of symbolics, can be named G. Madanov, A. Bectasov, V. Gvosdev.

Abstract images of A. Bectasov express artist’s inclination to the universal language. An artist directs maximally to get rid of artistic means, and represents his ideas with the help of expressiveness of line as primary natural form. Clearly expressed tier, architectonics, structuralness are traced in works of G.Madanov. An artist bases his works on principles of ancient people’s thought, perceiving the real in hierarchical order.

Work of G.Madanov is a bright example of reflection of mythological conception in the modernized form.

A fine art is that sphere of culture, where spiritual heritage of people finds possibility of existence and development. Absorbing various tendencies and styles, a modern art saves an own spiritual core, foundation of nomads worldview.

CONCLUSION

The study of influence of rock artistic traditions of antiquity and middle ages on development of the Kazakhstan painting in transitional period and in the last decade of independence allowed getting the row of conclusions and results:

- In painting of Kazakhstan ideological-moral priorities and archetypical features of national consciousness are shown up. Tracing a tendency of rock characters applications and methods of their interpretation in modern painting, it is possible to set an undoubted succession with sources of traditional culture. After gaining independence by Kazakhstan, its art appeared before the world as the original, bright phenomenon. In terms of happened transformation of consciousness and threats of globalized mass culture, a question of maintenance of national and cultural identity in a fine art is actual.

- The world-view of modern Turkic people reflects inherited archetypes. The perceived picture of the world is a basis of national culture in its artistic and aesthetic measuring.

- At the end of 1980th - 1990th the change of paradigm promoted transformations of graphic language to the side of metaphorization, symbolizing, convention. Saturated by events Transitional Epoch, left serious changes in area of fine art and extremely influenced on artists’ looks and approaches to the modern painting. In a transitional period full of searches of expressive means and artistic experiments, comprehension of national spiritual culture takes place. Painters come to the reflection of ancient signs, codes and archetypes in their work.

- In the epoch of independence the increasing rates of globalization make actual to address to the spiritual culture, bringing confluence of traditions and innovations to the artistic system. In the conditions of post-modernism artists directed to own interpretation of rock symbolics, using the individual comprehension of traditional culture as a creative method.

Investigated material allows concluding that between a rock fine art and modern painting of Kazakhstan there is a deep connection of succession at the level of world-view and spirituality, which stipulates a basis of traditional culture.

Скачать архив с текстом документа