Экологические преступления
СОДЕРЖАНИЕ: Казанский ЮИ МВД РФ Контрольная работа По курсу: Экологическое право. Зачетная книжка № 3 курс группа №Казанский ЮИ МВД РФ
________________________________________________
Контрольная работа
По курсу: Экологическое право.
Зачетная книжка № ___
3 курс группа № ____________________
Слушатель: ________________________
Казань 1999 г.
План.
Введение.----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Эколого-правовой режим объектов природопользования.--------------- 3
Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства------------------------------------------------------------------------------------------ 3
Экологические преступления общего характера--------------------------------- 6
Специальные экологические преступления------------------------------------------ 6
Правовой режим земель граждан--------------------------------------------------------------- 8
Задача № 1-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13
Задача № 2-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13
Список ипользованной литературы.------------------------------------------------------ 15
Введение.
В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.
Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим - экология.
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.
С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.
Эколого-правовой режим объектов природопользования.
Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства
В соответствии со ст.ст.4 Закона «Об охране окружающей природной среды» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты природопользования:
· естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
· земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух,
· леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,
· природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»:
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Данное определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.[1]
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект .
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная .
Умысел может быть прямым и косвенным , а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Как видно из ст.81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на:
· административную,
· дисциплинарную,
· уголовную,
· гражданско-правовую.
Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления . Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления уголовную .
Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной . Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[2]
Наиболее тяжким видом экологических правонарушений являются преступления, которые можно классифицировать по различным основаниям:
Экологические преступления общего характера
— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247);
— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
Специальные экологические преступления
1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности :
— порча земли (ст. 254);
— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира(фауны):
— незаконная добыча водных животных (ст. 256);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
— незаконная охота(ст. 258);
— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);
— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):
— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249);
— незаконная добыча водных растений (ст. 256).
4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:
— загрязнение вод (ст. 250);
— загрязнение морской среды (ст. 252);
—загрязнение атмосферы (ст. 251).
По характеру экологические преступления можно разделить на:
1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260);
2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249,250,251,252,254,255,257,259,261,262).[3]
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.
Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:
1. загрязнение окружающей природной среды;
2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;
3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;
5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;
6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и минералогических коллекций:
7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;
8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов:
9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;
10.незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;
11.нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).
Правовой режим земель граждан
В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля стала предметом гражданского оборота: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Право частной собственности на землю регулируется Земельным кодексом и Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России».
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства
В Российской Федерации устанавливаются частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением далей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. В республиках в составе РФ и других субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности на землю устанавливаются законодательством этих республик и другими нормативными актами других субъектов Федерации 1 .
, , .
, , , , , , .. , , , .
, , .
, , , , , .
, ( ), , .
, , , , , , , .
, , , . . , . .
. , , .
, , . .
, , : ( , ); , , .
.
. - 5 , - 50 .
, , , . , , , .
, , .
.
, , , .
. : ; ; , .
, .
, , , . ( , , ).
, , : , (); , ; , , ; ; , , , ; ; , , , ; , , ; , , , , , - ; () , ; , ^; () , ; , ; ; ( , , , , , , ).
, () , (1).
, , , , , , , .
1. 14 1996 . // , 1996 N 8.
. .
, , .
, - , . .
Задача № 1
Право собственности на землю, пожизненного владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется:
1.Договором между сторонами, который регистрируется органом местной власти;
2.Соглашением сторон;
3.Государственным актом, который регистрируется соответствующим органом местного самоуправления;
4.Документом установленного образца;
5.По заявлению землепользователя.
С учетом и в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим органом местного самоуправления. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РФ.
Из предложенных вариантов правильным следует признать только третий.
Задача № 2
Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников.
Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.
К какому виду правонарушений (земельных и экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?
Какие виды эколого-правовой ответственности можно применить в данном случае?
С учетом ст.125 Закона «Об охране окружающей природной среды юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей.
Таким образом, в рассматриваемом нами примере налицо административная ответственность юридического лица за самовольный захват земли и самовольное строительство. За данные виды административных правонарушений организация может быть подвергнута вышеуказанным штрафам, относящимся к юридическим лицам.
В случае, если описанные в условии задачи действия повлекли причинение значительного ущерба, ответственное за самовольный захват земли и самовольное строительство должностное лицо данной организации может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.262 УК РФ за нарушение режима национальных парков, повлекшее причинение значительного ущерба.
Одновременно с привлечением к административной либо уголовной ответственности можно поставить вопрос о гражданско-правовой ответственности организации, т.е. о материальном возмещении вреда, причиненного национальному парку незаконными действиями
Слушатель: Мазитова А.
Список ипользованной литературы.
1. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство Триада, Лтд, 1997.
2. Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г.// САРФ. 1993. N 6
3. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности// СЗ РФ, 1996 N 8.
4.Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 Об охране окружающей природной среды (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.)
5.Земельный кодекс РСФСР.
[1] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство Триада, Лтд, 1997, - 480с.
[2] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство Триада, Лтд, 1997, - 480с.
[3] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство Триада, Лтд, 1997, - 480с.
1 2 1993 .// . 1993. N 6