Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Основная часть 1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля. 2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.

Содержание

Введение

Основная часть

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.

3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли этих обществ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Рабовладельческое общество – первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.

Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. На основе развитого товарного обращения уже возник торговый капитал. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.

Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Не следует, конечно, искать в ней целостной системы взглядов, ибо экономическая мысль еще не выделилась в особую область идеологии.

Отдельные экономические высказывания античных авторов были вызваны стремлением осмыслить некоторые явления и процессы, характерные для их эпохи. Так, мы встречаемся у них с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта классовая позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала – торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию.

Таким образом, классовый характер экономической мысли этой эпохи выражен очень наглядно. Отсюда историческая ограниченность и противоречивость взглядов античных авторов по экономическим вопросам. Так, высказав некоторые научные положения относительно разделения труда, обмена и денег, они вместе с тем выступали в защиту натуральных форм хозяйства, считали рабовладельческий строй вечным, абсолютным.

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетии до н.э., называют классическим или античным. Причем лучшими достиже­ниями экономической мысли античного рабства в период конца V-IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Эко­номические проблемы мало занимали образованных греков: их внимание еще останавливалось на вопросах распределения и потребления материальных ценностей, но никогда – на вопросах производства. Причину этого объясняет в книге «Политика» Аристотель. Дал перечень основных отраслей экономики, он говорит: «Входить в подроб­ности этого предмета, пожалуй, полезно для производства, но низменно останавливаться на этом». Такой подход объясняется отличавшим высший социальный слой древних греков пренебрежением к физическому труду.

И все же работы греческих авторов содержат массу ценных наблюдений и оценок экономических явлений их времени. Ксенофонт считает ремесло низменным занятием, отмечая еще и вред, приносимый им человеку. Речь идет о ремесле, ставшем профессиональным занятием, это удел рабов. Ремесленное же производство как часть домашнего хозяйства, где оно не поглощает всех сил и времени, выполняющих разнообразные работы людей, философ считает необходимым и полезным.

Экономические воззрения это­го философа (Ксенофонта) нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором подводятся следующие положения:

– разделение труда на умственный и физический виды, а лю­дей – на свободных и рабов имеет естественное (природ­ное) происхождение;

– природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

– производительно может выполняться «наиболее простая ра­бота»;

– степень разделения труда обусловлена, как правило, разме­рами рынка сбыта;

– всякому товару присущи полезные свойства (потребитель­ная стоимость) и способность обмениваться на другой то­вар (меновая стоимость);

– деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богат­ства, но не ростовщическое обогащение.

Мысль о разделении труда и трудовой кооперации как основе человеческого общежитияпроводит в социальных проектах, основанных на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платон. В работе «Государство» он делит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и воины. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом:философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности – это уделостальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, соб­ственности и личного хозяйства.

В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общно­сти имущества правителей государства.Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.

В произведении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргумен­тацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления су­ществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом.

Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. Па рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанно­сти, они – исполнители, такова их природа.

Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима

Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться при­кладной стороной всяких знаний. Землевладельцы МаркПорций Катон, МаркТерренций Варрони ЮнийМодерат Колумелласоставили подробные руко­водства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недостава­ло недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических ин­ститутов V-IVвв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права, собственно, наука о праве – юриспруденция– родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защи­той закона.

Катон Старший был первым, кто обратился к проблемам хозяй­ства. В его трактате «О земле­делии» – еще нет систематического изло­жения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяй­ственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трак­тат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное вни­мание Катон уделяет получению прибыли. Особенно важной Катон счи­тает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход – от неприбыльных лучше от­казаться.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйствен­ного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцик­лопедист Марк Терренций Варрон. Он занимал­ся литературным творчеством, писал труды по истории, искусст­ву, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музы­ке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве»,написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельско­хозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эф­фективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяй­ственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве»после­довательно излагаются, основные принципы ведения дел в помес­тье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревь­ями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь осо­бенно важным является углубление разделения труда между основ­ными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не жела­ют трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производитель­ность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».

Некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы тео­рии. Самым известным из них был выдающийся оратор, полити­ческий деятель, философ Марк Туллий Цицерон. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов»и другие, в которых в связи с политическими и философскими пробле­мами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономи­ческого характера.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится го­сударство, лучшим видом организации которого является рес­публика. В ней соединены элементы трех основных государствен­ных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие за­кона должны подпадать все.

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в спра­ведливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наем­ным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотво­рительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обще­стве и обязаны помогать друг другу.

3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли этих обществ

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

Во-первых, выразители экономической мысли Древнего мира – это крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

Во-вторых, доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

В широком смысле истоки современной цивилизации находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого, в частности – Древней Греции и Древнего Рима. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.

Заключение

Экономическая мысль древнего мира развивалась неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Общая характеристика экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее внимание здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активно разрабатывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функция и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством признанным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелены, на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.

Список использованной литературы

1. Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, Издательство ЭКМОС, 1998.

2. Всемирная история экономической мысли. Т.1. - М.: Мысль, 1987.

3. Кузнецова О. Д. История экономики. М.: ИНФО-М, 2002.

4. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Адвадзе, А. С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Экономическая теория: Хрестоматия / Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Высш. шк., 2000.

Скачать архив с текстом документа