Этап политической мысли Давней Руси
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Основными этапами русской политической мысли считаются : 1) политическая мысль Давней Руси(где преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной княжеской власти. ; 2) политическая мысль Московского государства( где сила власти и государства определялись не только их божественным характером, но и согласием между правящими и подданными); 3) политическая мысль периода империи( где важную роль сыграло обоснование абсолютизма) ; 4) политическая мысль российского зарубежья с его значительным влиянием европейского социализма.
Введение
Основными этапами русской политической мысли считаются : 1) политическая мысль Давней Руси(где преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной княжеской власти. ; 2) политическая мысль Московского государства( где сила власти и государства определялись не только их божественным характером, но и согласием между правящими и подданными); 3) политическая мысль периода империи( где важную роль сыграло обоснование абсолютизма) ; 4) политическая мысль российского зарубежья с его значительным влиянием европейского социализма.
Российская политическая мысль имела свое неповторимое, ярко выраженное своеобразие, предопределенное несколькими моментами:
1. Прогрессивная политическая идея в России сочеталась с отсталым экономическим базисом, поскольку капитализм в дореволюционной Руси всегда был ослаблен крепостническими пережитками.
2. Своеобразие политической мысли вызывало и особое геополитическое и географическое положение страны, которая находилась между Европой и Азией и являлась как бы дрейфующим обществом, склоняясь то к Западу, то к Востоку.
3. У российского народа наблюдалась большая степень несвободы, чем у европейских народов, вплоть до середины Х1Х века в России сохранялось крепостничество и тирания монарха. Это вызывало к жизни сопротивления, крестьянские бунты, оппозицию прогрессивно настроенной интеллигенции, политическую ангажированность всей жизни российского общества.
Характерные черты российской политической мысли:
-преобладание крайностей радикализма и консерватизма;
-односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;
-тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;
-своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;
-чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;
-недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап политической мысли Давней Руси
В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Медленные темпы социально-экономического , политического и культурного прогресса не могли не отразиться на развитии российской политической мысли, обусловивши ее политическое отставание от западноевропейской как в давний период российской истории, так и на протяжении следующих этапов . Самые важные проблемы, которые нашли свое отображение в древнерусских летописных трактатах и литературных произведениях , так и происхождение государства и великняжей династии ( обосновывалась законность династии Рюриковичем), укрепление единства всех восточнославянских земель (междоусобные войны наносили государству значительные убытки), характер великокняжеской власти ( она должна быть сильной), характер взаимоотношений церкви и государства. Как и в Европе начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины.
Прежде всего, с 1Х и до ХУ века в стране преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной княжеской власти. Первым политическим произведением на Руси можно считать произведение митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и законы «Русская Правда», созданные при Ярославе Мудром. Период феодальной раздробленности дал свои уроки и они были осмыслены в «Слове о полку Игореве». Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом –
суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной
оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и
подданных. Идея божественной власти дополнялась сильными общинными
традициями, согласованием интересов “правящих и управляемых”. Именно отсюда
идет традиция приглашения на княжение независимого кандидата со стороны.
2-и период – Политическая мысль периода Московского государства
Новый период российской государственности – московский – генерирует политические идеи , которые стали базовыми в российской политической культуре. Обосновывается право московских государстводержателей на неограниченную государственную власть ( произведения Ивана Грозного), а также идея великодержавности ( Москва — Третий Рим).
В правление Ивана 1У были написаны такие политические произведения, как «Большая челобитная» и «Сказание о Магомет-султане» Ивана Пересветова и «История о великом князе Московском» А.М. Курбского. В них получила свое теоретическое подтверждение опричнина. В целом русская политическая мысль этого периода развивалась параллельно с государственностью, ориентировалась на православную церковь. И только К ХVI веку в России появляются первые признаки начала
процесса освобождения политической мысли от религии. Он был связан с творчеством Ф.И. Карпова, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, выступавших засправедливость государственного устройства, сословную монархию.
К ХVII веку в России проблемы власти становятся предметом специального
наблюдения и анализа. Яркими представителями политической мысли в этот
период явились А. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич. Он написал труд “Политика”, в
котором писал, что ” безграничная власть противна божественному и
природному закону.” Крижанич советовал ограничить законами всевластие
“слуг царя”, установить новое, наилучшее законодательство, отменить слишком
тяжелые для народа повинности, дать людям всех чинов и сословий подобающие
привилегии.
3-и период — Политическая мысль периода империи
Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается
на рубеже ХVII – ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические реформы в России
затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного
аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Петр I
стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой
аристократии.
Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические
теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н. Татищев – рассматривали
государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить
«общенародную пользу» и «внимать разуму подданных».
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из
существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательства. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей.
Феофан Прокопович на новому вьющуюся исторического развития снова . Ничем не ограниченной самодержавной власти – его теорию нужно назвать патерналистськой-бюрократической моделью неограниченной монархии . Из второй половины ХУ111 ст. начинают составляться классические направления в политической мысли Нового времени – консервативный, либеральный и революционно-демократический ( радикальный). В период правления просвещенного абсолютизма ( Екатерины 11) политическая мысль Росси разделилась на три направления: консервативное (В.Н.Татищев, М.М.Щербатов) защищали дворянские привилегии, крепостничество и олигархическое государство; либеральное ( Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Н.И.Новиков) – выступали за представительную монархию и осуждали крепостничество; радикальное ( А.Н.Радищев) – активно пропагандировали суверенитет, права граждан, общественный договор, критиковали общественный строй.
4-и период – Политическая мысль российского зарубежья
В начале ХХ ст. российская политическая мысль успешно развивалась, занимая крепкие позиции в системе гуманитарного знания. Однако процесс формирования политической науки в стране был прерванным в связи с событиями 1917 г. в советском обществе утвердилось неделимое господство коммунистической идеологии, а западная идеология называется вражеской наукой. Начинается кризис обществоведения в целом. Дальнейшее развитие политической мысли стал возможным лишь в условиях российского зарубежья, где сформировались такие направления , как Евразийство ( М.С.Трубецкой, Г.Флоровський), неомонархизм ( И.Ильин, Л. Тихомиров); христианский социализм ( С.Булгаков, Г.Федотов).
Основные черты консервативной мысли в России : провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, которое отличается от западного ;Определение незыблемости самодержавной власти в России, которая допускает возможность проводки реформ, не задевая сущности существующей системы власти;Критика парламентаризма ( представительная система есть отчуждения власти от народа, а парламент – „ужасная болтовня” ), либерализма и социализма ( свобода и равенство , идеи народного суверенитета – самые лживые из политических идей);религиозные (православный ) мировоззрение , сакрализация явлений политического жизни, связанная с этим оценка монарха „ как помазанника божьего”;сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отображение „иерархии небесной”;высшая моральная задача личности — служение общему благую, выразителем которого является государство.
Основателем российского консерватизма полагает М.Карамзин, который подвергает критике либеральные реформы, начатые Александром 1. Идеи российской консервативной мысли в дальнейшем развивались Г.Данилевским, К.Леонтевим, К.Победопосуем, евразийцами . Ряд консервативных идей были заимствованные славянофилами, хотя это течение можно отнести и к умеренно-либеральному .
Разновидности российского либерализма и радикализма: правительственный либерализм; оппозиционный либерализм; охранительный либерализм; социальный либерализм. Непоследовательность реформ, которая проводилась „сверху” усиливала либерализм оппозиционный, представителями которого были Г.Новиков, Я.Козельский, Д.Фонвизин, О.Радищев. К середины Х1Х ст. сложились такие направления российской либеральной мысли, как славянофильство и западничество .
Cлавянофили — О.Хомяков, И. Киреевський, К.Аксаков – обосновывались самобытный путь развития России, основанный на „народном самодержавии”. „духовном православии, „общинному коллективизму”. Западники — — М.Станкевич, Т.Грановский, К.Кавелин связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации : перенесением на российский грунт апробированных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, идей парламентаризма и распределения власти.
Представителем „ охранительного либерализма” в России был Б.Чичерин, который усматривал суть либерализма в примиримые свободы с властью и законом: либеральные меры, которые обеспечивают права и свободы граждан, и сильная власть, которая сдерживает общество.
Самыми важными представителями теории социального либерализма были П.Новгородцев, Л.Петражицький, Б. Кистяковський. Развивая классические принципы правового государства, теоретики социального либерализмообосновали необходимость его превращения в „социальную”.
Революционное вольнодумство было характерным для многих представителей российского общественного мнения конца ХУ111 ст. Г.Новикова, М.Радищева революционно-демократическое течение в политической идеологии начала Х1Х ст. представленная радикальным воплем идеологии декабризма . В „Российской правде” П. Пестель предъявлял требования ликвидации крепостного права права и самодержавия, провозглашая Россию республикой, свободы печати и веросповедание. Равенство перед законом подкрепляется равенством социального, которая обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами, против чрезмерного обогащения. Пестеливськи идеи служили основой российского социализма, они заложили основу концепции „ общинного социализма”, сформулированной революционерами –демократами и народниками. Идея „ российского социализма” была подхваченная народниками ( П.Лавров, П.Ткачов, Г.Бакунин). Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм ( Г. Бакунин, П.Кропоткин ) который делали ударение на быстрой ликвидации всех институтов государства и медленный переход к социалистическому обществу, основанному к самоуправлении рабочих ассоциаций.
Заключение
Многовековая история политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли научного знания – политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития.
На этом пути всегда складывались различные мнения, которые нередко
сталкивались друг с другом, обеспечивая прогресс в теории и на практике.
Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего
своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов,
особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в
постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада.
10 – 11 вв. - начало развития политической мысли России. Православие,
обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней
Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией,
Европой, всем христианским миром.
Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного
общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились
определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии
как формы правления.
В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была
ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла
экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с
пережитками раздробленности составляет основу политической истории того
времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного можно сказать, что монархия
ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась
стремлениями к самовластию и полновластию государей. То есть монархия как
форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности,
самостоятельности единоличного правителя.
В 17 в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение
феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался.
Далее в рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.
С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли. В целом, российская политическая мысль, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.
Список литературы
1. Белов Г.А. Политология М.: ЧЕРО, 1997 г.
2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология , М.: Юристъ, 2000.
3. Клементьев Д.С. Политология, М.; Знание, 1997.
4. Панарин А.С. Политология, М.: изд. группа Проспект, 1997.