Философия космизма: от древности до наших дней
СОДЕРЖАНИЕ: Состояние современного мира поставило перед человечество целый комплекс философских проблем: проблему субъекта и объекта познания, аспекты философского понятия времени, пространства, развития мира.Железняк Галина Васильевна
Состояние современного мира поставило перед человечество целый комплекс философских проблем: проблему субъекта и объекта познания, аспекты философского понятия времени, пространства, развития мира. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и перспектив деятельности человечества, которое в настоящее время переживает этап перехода в иное состояние как мышления, так и бытия. Двадцать первый век выносит на повестку дня такие важные понятия как единство мира, познание и научно-технический прогресс, расширение границ воздействия человеческой цивилизации. Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. В период освоения космоса особое место в философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени (А.Е.Фурман, Ю.К.Мельвиль, И.С.Шкловский и др.) Ряд авторов придерживаются точки зрения, что любое общество во Вселенной, в том числе и человечество, погибнет. Другие полагают, что освоение космоса обеспечит безграничный прогресс во времени. Весьма интересно рассматривать деятельность человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Разум, мышление, интеллект сами по себе являются философскими категориями. Цивилизация может преодолеть кризис только изменяя ситуацию внутри самой себя, должен сработать принцип диалектики познания.
Понятие космизм включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Объектом исследования в моей работе станет категория космизма как проявление разумности , интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями. Мне хотелось бы отразить в работе , что хотя понятие космизм связывают, как правило, словосочетанием русский космизм(например, работа Гуренка Русские космисты, ссылаясь на интереснейшие работы философов ( Федоров Е.С. , Соловьев В.С. , Флоренский П.А. , Бердяев Н.А. , Гумилев Л.Н. ), тем не менее космизм можно считать категорией присущей разным народам, странам и временам. История вопроса позволит нам заглянуть в любые временные пласты, сделает исследование необычайно интересным. Особого внимания заслуживают глобальные концепции древних.( Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, философы-орфики, Птолемей, Пифагор и др.)Ещё в процессе преобразования древнейшего мифологического сознания начали складываться элементы научно-философского понимания мира. Специфика этого понимания заключается в том, что оно требует обоснования и проверки, в то время как мифология принимает их на веру. Конечно, данная черта философского мышления сформировалась не сразу, но всё же она присутствовала уже во всех древнейших философских системах и программах миропонимания. Древние философы отвергали мифологическое решение реальных проблем жизни, создатели древней, прежде всего античной, философии попытались предложить свои подходы к решению проблем человечества, соответствовавшие их уровню знаний. В ходе обсуждения таких проблем, к числу которых относится и проблема единства мира, они выработали новые понятия. Можно найти созвучие древних философских принципов с теми идеями, которые выдвигались позитивистской философией девятнадцатого века.Но ученые древности многие законы космоса выводили чисто эмпирическим путем, только благодаря наблюдениям и применяя философские методы познания. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. На мой взгляд, идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г.до н..э). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею духовных сущностей. По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением.(соч. Республика). В работе я хочу показать как принцип космизма формировался на общих принципах целостности и всеединства.В широком смысле показатькак принципы построения моделей Человек-Космос выходят на прооблемы современности (экология, глобализм и др.) Опираясь на духовное и научное наследие , можно придать идеям космизма всегражданское звучание, стереть гносеологические проблемы противостояния Человек - Природа. Актуальность и новизна темы заключена в том, что космизм мышления привлекал людей в эпохи великих переломов.
Совершенно неожиданно прозвучали в Средневековой Европе идеи Николая Коперника, Дж.Бруно, Сванте Аррениуса. Можно проследить как совершенствовались оценки сознательности человечества. Хорошо известны труды по космизму Циолковского К.Э., Вернадского В.И., Чижевского А.Л. Концепция движения по спирали заставляет нас сегодня по-иному взглянуть на основы мировоззрения ученых прошлого. Без космического, всевселенского, всеохватного мышления человечество не сможет преодолеть нынешнее кризисное состояние. Накопление знаний способствует переходу в новую систему. Срабатывает принцип философии о переходе количества в качество. Многие ученые современности (А.Эйнштейн, А.Д. Сахаров, Хопкинс и др.) рассматривают познание мира через призму космического восприятия Сейчас наряду с узкоспециализированными исследованиями всё больше говорят об интеграции, объединении отраслей науки. Проявляет себя принцип герметизма - большое в малом, малое - в большом. Поэтому интересно отследить влияние различных культур друг на друга. Например, многие идеи восточной философии были легко восприняты в Европе. Очень ярко проявил себя принцип космизма в искусстве Многие композиторы, художники, поэты несли своими произведениями идею единства мира Формирование современного культурного, высокодуховного человека невозможно без его знакомства с философско-поэтическими работами (Брюсов В.Я., Волошин М.А., Блок А.А., Заболоцкий Н.А., Платонов А.П., Гёте Г, Шиллер Ф., Чюрлёнис Н.К. , Бах И.С. и др.) На мой взгляд, современная философия уделяет недостаточное внимание теме космизма С 80-х годов ХХ века практически не выходило фундаментальных исследований в по данному направлению. Хотя в отдельных работах философов можно заметить, что тема носит актуальный современный оттенок (Урсул А.Д., А.Т.Спиркин, Рассел Б, Казютинский В.В. и др.) 2006г.
Директор Харьковского планетария им. Ю.А.Гагарина, Железняк Галина Васильевна