Философия предмет, круг рассматриваемых проблем, функции
СОДЕРЖАНИЕ: 1.Философия: предмет, круг рассматриваемых проблем, функции Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).1.Философия: предмет, круг рассматриваемых проблем, функции
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).
Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Первой исторической формой философского мышления была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с деревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широкий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.
С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:
· Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;
· Гносеология – теория познания;
· Логика – наука о формах последовательного мышления.
Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает проблемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.
Функции философии:
· мировоззренческая
· познавательная
· методологическая
· интегративная
· культурологическая
· аксиологическая
· этическая
Основными функциями являются мировоззренческие(гуманистическая, социально – аксиологическая, культурно – воспитательная), методологические(эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико – гносеологическая).
Специфика мировоззренческих функций состоит в том, что они вооружают людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.
Методологические функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.
2.Понятие о диалектике. Объективная и субъективная диалектика.
Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей (ядре диалектики). Эти три дефиниции могут быть обобщены и синтезированы в определении, принадлежащем Ф. Энгельсу: «диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод - система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения и поэтому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика или субъективное мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Познание есть отражение реальной действительности и объективных законов ее движения, развития в сознании человека. Однако это не механическое, мертвое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира изолированным индивидом. Познание - это прежде всего процесс активного отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, который происходит на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. В ходе последней и осуществляется переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики).
Если бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совершенно различными, то верное отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.
Таким образом, законы диалектики являются в то же время законами теории познания и логики. Примененная к проблемам познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет собой логическое учение. Тем самым, диалектика не с одной стороны - логика, с другой - теория познания, с третьей - онтология (учение о бытии), а целиком, со всех сторон есть учение о развитии вещей и о процессе познания их, о мышлении и его законах и формах.
Материалистическая диалектика является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром
Итак, диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.
3.Сознательное и бессознательное
Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа - тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. Средневековый философ Августин в своей Исповеди размышляет о внутреннем опыте субъективности, который гораздо шире, чем сознательный опыт. В Новое время Г. Лейбниц также рассуждает о неосознаваемой психике, не используя сам термин бессознательное [Лейбниц Г., М., 1989].
Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX века З. Фрейдом. Новые идеи были сформулированы в клинической психологии. З. Фрейд, в поисках эффективной методики лечения невротических заболеваний, сформулировал сначала психологическое понятие бессознательного. И уже позже благодаря усилиям последователей и учеников З. Фрейда психоанализ превратился философско-мировоззренческую концепцию, в которой определяется философское понятие бессознательного [Фрейд З., М., 1992].
Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что З. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию, и отвергает позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается благодаря возникновению сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые проявления человека лишь недоразвитое сознание. З. Фрейд выдвинул принципиально иной тезис. Бессознательное - исходная и непреодолимая часть субъективности. Сознание - производно от бессознательного и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности.
Бессознательное
- вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие подсознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п. Именно по этим следствиям работы бессознательного можно узнать о природе бессознательного, его содержании и функциях.
По мнению З. Фрейда, бессознательное имеет биологическую сексуальную природу. Его главная функция - охранительная. Бессознательное уменьшает нагрузку на сознание со стороны негативных и тягостных переживаний. Бессознательное структурировано в виде комплексов. Комплекс - устойчивая психическая структура, которая складывается вокруг определенного переживания. Комплексы формируются под влиянием различных личных факторов и обстоятельств жизни, затем вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболеваний. Психоаналитическая методика З. Фрейда как раз и направлена на выявление комплекса, доведение его до уровня сознания и тем самым облегчение страданий человека.
З. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом:
- Оно или Id - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;
- Я или Ego - сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром, в сознательной сфере действует принцип реальности;
- Сверх - Я или Super - Ego - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть [Фрейд З., М., 1992].
Сверх-Я выполняет репрессивные функции. Инструментом репрессии выступает Я. Я - посредник между внешним миром и Оно, Я стремится сделать Оно приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями Оно. Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из требований Сверх-Я, т.е. норм и установлений, противоречащих желаниям Оно. Для иллюстрации взаимоотношений Я и Оно З. Фрейд предлагает образ всадника и лошади. Я - всадник, управляющий лошадью - Оно. В нормальной ситуации Я властвует над Оно, превращает волю Оно в собственное действие. Невроз возникает, когда противоречия между стремлениями Оно и установками Сверх-Я становятся непреодолимыми и Оно вырывается из-под контроля Я.
По мнению З. Фрейда, все люди невротичны, поскольку живут в культуре, которая подавляет фундаментальные биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность и т.п. Вопрос заключается только в степени невротичности. В душе каждого человека существует конфликт между Оно и Сверх-Я, а сознательное Я оказывается настолько слабым, что не в состоянии управлять инстинктивными влечениями личности. До тех пор, пока человек вынужден подчиняться общественным и культурным установлениям, он не может избавиться от давления Сверх-Я. С другой стороны, до тех пор, пока у него есть тело, он не сможет избавиться от желаний Оно. Поскольку ни избавиться от тела, ни вырваться из культуры человек не может, единственным выходом является установление разумного компромисса между Оно и Сверх-Я. Инструмент этого компромисса - Я. Содержание Оно должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание Я. Чем более осознана внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность невротична. Однако совершенно свободных от душевного страдания людей в современной культуре нет. Таков неутешительный вывод З. Фрейда.
Последователи З. Фрейда не считали, что сам факт доведения до сознания пациента какого-то бессознательного переживания помогает излечиться. В этом вопросе З.Фрейд выступает скорее как классический философ, для которого знание справедливого и благого означает следование ему. Идея совпадения знания о благе с самим благом принадлежит Сократу. Однако знание о болезни не излечивает от самой болезни. Это верно и в случае с психическими заболеваниями.
В своих поздних работах З. Фрейд предпочитает заменить понятие сексуальное влечение, как основную характеристику бессознательного, на более широкое понятие либидо, под которым понимается не только сексуальность, но и вся сфера любви - родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. В поздний период своего творчества наряду с понятием либидо или эрос З. Фрейд рассматривает понятие танатос. Эрос - греческий бог любви, Танатос - греческий бог смерти. Не только эрос или инстинкт жизни управляет поступками человека, но и танатос - инстинкт разрушения и смерти. Эрос и танатос - два противоположных, но совершенно равноправных влечения, которые руководят и управляют человеком на протяжении всей жизни.
Одним из учеников З. Фрейда был К.Г. Юнг. Сохранив общее определение бессознательного как неосознаваемых и неподдающихся волевому контролю психических содержаний, К.Г. Юнг совершенно иначе ответил на вопрос о природе и функциях бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, которые определяют основу всех переживаний, представлений и поступков человека. Бессознательное выполняет не охранительную функцию, как утверждал З. Фрейд, а компенсаторную. Бессознательное дополняет сознание до целостности [Юнг К.Г., М., 1995].
Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное - все психологические приобретения личного существования - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Это личный багаж человека, формирующийся в процессе его жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную природу, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково.
В работах К.Г. Юнга можно обнаружить следующие определения бессознательного:
- изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;
- общие мифологические мотивы всех рас и времен;
- основная форма всегда возвращающегося душевного переживания;
- психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;
- формальные образцы поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур.
Список используемых источников
1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
3. Философия. Учебник для высших учебных заведений // Под ред. Кохановский В.П. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. «Психология бессознательного» Зигмунд Фрейд ,1990г.
5. Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.