Формы и модели привлечения иностранного капитала

СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика прямых, портфельных и прочих (вклады в банки) видов инвестиций. Определение особенностей форм и моделей привлечения иностранного капитала в Китае (операции на фондовом рынке), России (предоставление займов) и Республике Татарстан.

Министерство Образования и Науки РФ

Казанский Государственный Технологический Университет

Кафедра Экономики

Реферат

по курсу: Внешнеэкономическая деятельность

на тему: Формы и модели привлечения иностранного капитала

Казань2008


Содержание

Введение

1. Основные формы привлечения иностранного капитала

2. Формы и модели привлечения иностранного капитала в мире

3. Формы привлечения иностранного капитала в России

4. Формы привлечения иностранного капитала в Республике Татарстан

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причем прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики.

Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот. В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование ее структуры, эффективность функционирования.

Для многих стран динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономичекие связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.

Особую роль играют внешнеэкономичекие связи в глобальных интеграционных процессах.

Для современного этапа развития мировых экономических связей характерны динамизм, либерализация, версификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

В последнее время наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговле товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах.

Инвестирование или привлечение иностранного капитала (экспорт капитала) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.

Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору).


1. Основные формы привлечения иностранного капитала

Привлечение иностранного капитала (инвестиции) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль, как объекту, так и субъекту (инвестору).

Существуют три основные формы иностранных инвестиций:

прямые , при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

портфельные , при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Их исключение из анализа вызвано, прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

Прямые инвестиции, обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий [1].

2. Формы и модели привлечения иностранного капитала в мире

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

1) Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).

2) Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).

3) Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Ведущими мировыми инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме прямых зарубежных инвестиций сократилась [1].

В качестве примера рассмотрим формы и сферы привлечения иностранного капитала в Китай.

Национальное законодательство Китая определяет следующие основные формы деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику:

- совместные долевые предприятия,

- совместные кооперационные предприятия,

- предприятия со 100% иностранным капиталом,

- операции на фондовом рынке.

В КНР действует режим разграничения иностранных инвестиций на следующие 4 категории: поощряемые, разрешаемые, ограниченные, запрещенные.

Согласно последней редакции Перечня отраслей для иностранных инвестиций, утвержденной Постановлением Госсовета КНР № 346 от 2002 года, к категории поощряемых для зарубежных инвестиций относятся 260 направлений в сфере сельского, лесного хозяйства и животноводства, текстильной промышленности, энергетики, металлургии, нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электронной промышленности, производства строительных материалов, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники, новых видов материалов, био- и информационных технологий, защиты окружающей среды и др.

Размещение иностранных инвестиций ограничено по отдельным направлениям сельского и лесного хозяйства, животноводства, рыбной, горнодобывающей, пищевой, табачной, текстильной промышленности, полиграфии, нефте- и коксопереработки, химической промышленности, цветной металлургии, производства стандартной техники (в т.ч. грузовых контейнеров, подшипников, автокранов, гусеничных бульдозеров, оборудования приема сигналов спутникового телевидения), энергетики (строительство и эксплуатация угольных ТЭС с агрегатами мощностью до 300 тыс. кВт), транспорта, связи и др.

К отраслям, в которых в настоящее время запрещено размещение зарубежных инвестиций относятся: производство оружия и боеприпасов; разведка, добыча, обогащение радиоактивных и редкоземельных руд; плавка и обработка радиоактивных руд; строительство и эксплуатация электросетей; производство продукции с канцерогенным, тератогенным, мутагенным действием и производящей длительное органическое загрязнение; управление авиаперевозками; фьючерсные компании; радио и телевидение; издание и импорт книг, газет, журналов, аудио-, видео- и электронной информации; почта; разведение редких и ценных видов, сортов, пород растений, скота, продуктов водного промысла; вылов продуктов водного промысла в территориальных водах КНР.

Крупнейшими зарубежными инвесторами в экономику Китая являются транснациональные корпорации, международные финансовые и банковские структуры, включая Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, а также зарубежная китайская диаспора. На международном уровне гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей.

По данным Министерства коммерции КНР, к началу 2005 г. суммарный объем иностранных контрактных инвестиций в китайскую экономику достиг 1 трлн. 96,61 млрд. долларов, фактически использованные зарубежные инвестиции - 562,1 млрд. долларов. Всего на территории КНР учреждены 508941 предприятие с иностранным капиталом.

В 2006 году было зарегистрировано 41485 предприятий с иностранным капиталом, совокупный объем освоенных средств составил 69,5 млрд. долл. В 10-ку крупнейших инвесторов входили: Гонконг (20,2 млрд. долл.); Виргинские острова (11,2 млрд. долл.); Япония (4,6 млрд. долл.); Р.Корея (3,9 млрд. долл.); США (2,9 млрд. долл.); Сингапур (2,3 млрд. долл.); Тайвань (2,1 млрд. долл.); Каймановы острова (2,1 млрд. долл.); Германия (1,9 млрд. долл.); Самоа (1,5 млрд. долл.) – 83,8% совокупного объема использованных иностранных инвестиций. В азиатскую десятку крупнейших инвесторов входили: Гонконг; Макао; Тайвань; Япония; Филиппины; Таиланд; Малайзия; Сингапур; Индонезия; Республика Корея.

C начала в 1978 году экономической реформы Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.

Привлечение иностранных инвестиций в Китае регламентировано пакетом законодательных актов, в том числе Законом КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (принят 1 июля 1979 года), Законом КНР о предприятиях с иностранным капиталом (12 апреля 1986 года), Положением Государственного Совета КНР о поощрении иностранных инвестиций (11 октября 1986 года), Законом о внешней торговле КНР (12 мая 1994 года), а также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала (ПИИ). Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.

На центральном уровне доминирующая роль в разработке стратегии привлечения зарубежного капитала в экономику Китая, в формировании привлекательности инвестиционного климата и обеспечении гарантий инвесторам принадлежит Госсовету КНР, Госкомитету по реформе и развитию, Министерству коммерции, Министерству иностранных дел, Министерству финансов, Госкомитету по контролю за банковской деятельностью, Государственному таможенному управлению, Народному Банку Китая, Китайской международной торговой палате.

На провинциальном и городском уровнях данная работа ведется народными правительствами, которые осуществляют разработку и реализацию местных проектов по привлечению иностранных инвестиций. На предприятиях и в государственных компаниях действуют уполномоченные представители, организующие поиск и подбор потенциальных инвесторов под программы модернизации и создания новых высокотехнологичных производств [2].

3. Формы привлечения иностранного капитала в России

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем

- создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

В основном наша страна привлекает капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий [1].

4. Формы привлечения иностранного капитала в Республике Татарстан

На территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать:

- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы;

- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения;

- филиалы иностранных юридических лиц.

Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Республики Татарстан.

Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств. Так Standard Poors повысило в сентябре 2005 года долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана с В - прогноз стабильный до B -прогноз позитивный, Moodys Investors Service - по заимствованиям в иностранной валюте с Ва3 - прогноз стабильный до Вa1, - прогноз стабильный,Fitch присвоило в мае 2005 года долгосрочный рейтинг Республике Татарстан в иностранной и национальной валюте на уровне ВВ - прогноз стабильный.

Республика по-прежнему входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России. Согласно результатам рейтинга российского еженедельника Эксперт, по итогам 2004-2005 гг. Республика Татарстан входит в десятку безусловных лидеров по низкому инвестиционному риску и высокому потенциалу среди 89 российских регионов.

Об инвестиционной привлекательности Татарстана свидетельствуют и количественные показатели притока иностранного капитала. Период осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности с начала 90-х годов характеризуется как неуклонным ростом объемов внешнеторгового оборота Татарстана, так и увеличением вложений иностранного капитала в экономику республики. В целом, на 1 октября 2003 г. в экономике Республики Татарстан накоплен иностранный капитал в сумме 1048,5 млн. долл.США.

За 2005 год в экономику Республики Татарстан поступили иностранные инвестиции из 10 стран. Наибольший объем иностранных инвестиций поступил из Королевства Люксембург (36,7% общего объема привлеченного иностранного капитала), Ирландии(29,3%)и Великобритании (12,1%).

В целом, по состоянию на 1 января 2006 г . в экономике Республики Татарстан накоплено 1432,1 млн. долл. США иностранных инвестиций.

По состоянию на 1 июля 2005г. в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) Республики Татарстан, зарегистрировано 568 (по состоянию на 1 апреля 2004 года - 436 КОИИ) коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из общего их числа 185 предприятий (32%) полностью принадлежат иностранным инвесторам, остальные предприятия созданы с участием капитала республиканских и иностранных организаций.

Географическая структура коммерческих организаций с иностранными инвестициями, показывает, что наибольший удельный вес в общем количестве зарегистрированных предприятий имеют предприятия с участием юридических и физических лиц Турции, США, Кипра и Германии. Зарегистрировано 205 турецких и татарстанско-турецких совместных предприятий, 42 предприятий с участием фирм США, 34 - с участием фирм Кипра и 31 татарстанско-немецких совместных предприятий. Общее число стран, участвующих в создании коммерческих организаций на территории республики, насчитывает более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья.

22 апреля 1998 г. принят Закон Республики Татарстан О Свободной экономической зоне Алабуга. Во исполнение этого Закона Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 10 ноября 1998 года принял решение о создании Свободной экономической зоны Алабуга. Постановлением определены границы СЭЗ, утвержден пакет документов, регламентирующих механизм функционирования зоны.

ДИП на ТПП Алабуга создана с целью формирования максимально благоприятного правового, инвестиционного и налогового режимов, способствующих решению следующих задач:

• привлечение инвестиций для создания современного автомобильного производства;

• производство импортозамещающей продукции, в том числе используемой в автомобилестроении;

• создание экспортоориентированных производств.

Помимо автомобилестроения зона открыта для любых высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения.

Стартовые инвестиции для организации новых производств на территории ПП Алабуга предполагается финансировать за счет привлечения средств внешних инвесторов, в том числе иностранных. В последующие годы источники финансирования инвестиций расширятся за счет собственных средств предприятий, а также реинвестирования суммы налоговых льгот, остающейся в их распоряжении [3].


Заключение

Существуют три основные формы иностранных инвестиций:

прямые , при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

портфельные , при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования: прямые, портфельные, а так же среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. В рассмотренном в качестве примера Китае существуют следующие основные формы деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику: совместные долевые предприятия, совместные кооперационные предприятия, предприятия со 100% иностранным капиталом, операции на фондовом рынке.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

На территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать:

- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы;

- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения;

- филиалы иностранных юридических лиц.

Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Республики Татарстан.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России и Татарстана актуальнейшей задачей.


Список литературы

1. http://www.inventors.ru/index.asp?mode=628

2. http://www.russchinatrade.ru/ru/china/invest.html

3. http://g2b.tatar.ru/rus/finance/inv/invclimat.html

Скачать архив с текстом документа