География угольной промышленности

СОДЕРЖАНИЕ: Территориальное размещение угольных предприятий. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района, формирование технополисов. Характеристика Украины и Белоруссии, их экономические связи с Россией.

Реферат

География угольной промышленности


Содержание

1. География угольной промышленности

2. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района. Технополисы, формирующиеся в районе

3. Краткая характеристика Украины и Белоруссии, их экономические связи с Россией

Список используемых источников


1. География угольной промышленности

Угольная промышленность – важное звено ТЭК. Три четверти угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. Доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 14%.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. Почти 50% балансовых запасов шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям залегания, газо - и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов Кузбасса). Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.

Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. Значительная их часть залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми природными условиями, что предопределяет повышенный уровень производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом. Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское) находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов. В настоящее время в порту Усть-Луга в Финском заливе строится угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского.

Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля 98 тыс. руб. за т. Цены на уголь не восполняют затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка[1] .

В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля легко можно «отрегулировать» железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, бесплатной экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля.

В настоящее время угольная промышленность России стоит перед необходимостью глубокого реформирования. В течение ряда последних лет снижается уровень добычи угля, (с 2005 по 2008 г. добыча угля в Российской Федерации в целом сократилась на одну треть), падает производительность труда в отрасли, растет себестоимость добычи. Резкое сокращение промышленного производства в последние годы обострило проблему платежеспособного спроса на продукцию угольной отрасли, поставило подавляющее большинство угледобывающих предприятий в крайне тяжелое положение. Распад СССР привел к тому, что значительная часть ранее созданной угольной базы оказалась в Украине и Казахстане.

На долю России в 1990 г. приходилось 55.7%, Украины - 23.7, Казахстана -18,8% общесоюзной добычи угля. Россия получила 271 из 574 угледобывающих предприятий бывшего СССР. В европейской части страны их осталось 82 из 333. Почти полностью была утеряна мощная база высококачественных углей Донбасса и Караганды, отошел к Казахстану уникальный по мировым меркам Экибастузский угольный бассейн. Россия лишилась многих заводов горного машиностроения.

В течение длительного периода времени угольная промышленность СССР, а потом Российской Федерации создавала собственный строительный потенциал. Сейчас он в целом способен обеспечить выполнение основных задач реструктуризации отрасли.

В 2009 году будут продолжены разгосударствление большинства угольных предприятий и переход на акционерную форму хозяйствования с устранением имеющегося здесь формализма. В необходимых случаях отрасль получает разностороннюю строго селективную государственную поддержку мер по закрытию неперспективных мощностей и санации нерентабельных угольных предприятий. Будет создан, наконец, механизм ценообразования, адекватный рыночной системе, но предусматривающий его государственное регулирование. Системы финансирования и бухгалтерского учета на предприятиях будут реформированы в соответствии с общепринятыми международными стандартами и соглашениями.

С 2003 г. проводится работа по повышению качества и надежности горной техники за счет применения новых материалов, комплектующих и передовых технологий оборонного комплекса РФ. В 2006-2008 гг. заключены генеральные договоры долгосрочной аренды оборудования с более чем 40 предприятиями угольной промышленности на общую сумму 10 трлн. руб. (всего 90 механизированных комплексов).

Ожидаемая в среднесрочной перспективе стабилизация спроса на уголь со слабовыраженной тенденцией к росту после 2000 г. Оценки концерна «Росуголь», всемирного банка, ЦНИЭИуголь, Институт угля СО РАН не обеспечивает восстановление потребления угля (в том числе коксующегося) народным хозяйством России на уровне конца восьмидесятых годов. Это неизбежно приведет к закрытию ряда нерентабельных и бесперспективных угольных предприятий. Вместе с тем, очевидно, что в новых экономических условиях (отсечения экономически неэффективных предприятий) будет наращиваться производство угля на шахтах и разрезах с хорошими горно-геологическими условиями, высокими технико-экономическими показателями, а также имеющих высокие качественные характеристики продукции, обеспечивающие производство высококачественного продукта и удовлетворяющие экологическим требованиям[2] .


2. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района. Технополисы, формирующиеся в районе

Центральный экономический район - наиболее мощный в России по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва, Московская, Орловская, Брянская. Смоленская, Тульская, Тверская, Калужская. Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская и Рязанская области. Площадь района: 167,7 тыс. км2. Население: 7,9 млн чел.

Центр района — столица России – Москва (7,8 млн. жителей). Вокруг него густая сеть городов и посёлков, входящих в Московскую городскую агломерацию. Важнейшие города (тыс. жителей): Ярославль (584), Тула (510), Иванове (461), Калинин (401), Брянск (385), Орёл (289), Владимир (284), Смоленск (264), Калуга (262), Кострома (250), Рыбинск (237).

Население Центрального района составляет 7,9 млн. чел., или 5,3 % численности населения Российской Федерации. В городах проживает 61,6 % населения, в сельской местности - 38,4 %. По плотности населения (47,0 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест в России. В связи с интенсивным развитием железорудно-металлургического комплекса в регионе, а также с тем, что в течение долгого времени район поставлял трудовые резервы в другие регионы страны, в Центрально-Черноземном районе была нарушена половозрастная структура, что повлекло за собой снижение рождаемости и увеличение показателя смертности населения. В результате в районе, одном из первых в России, началась естественная убыль населения.

Территориальная организация хозяйства Центрального района характеризуется большими диспропорциями. Высок удельный вес в промышленном производстве областных центров. Воронеж, Липецк и Курск дают более 60 % промышленной продукции своих областей, Белгород и Тамбов соответственно 30 и 35 %. Низок потенциал средних и малых городов. Имеются и значительные различия между областями, что выражается прежде всего в гипертрофированной роли Воронежской области в промышленном производстве региона. Правда, в последнее время за счет интенсивного развития ТПК КМА в Белгородской и Курской области, металлоемкого машиностроения в Липецкой области, машиностроения и химической промышленности в Тамбовской области эти диспропорции сглаживаются[3] .

В промышленном комплексе Центрального района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. К крупнейшим предприятиям металлургического комплекса относятся Лебединский, Михайловский, Стойленский ГОКи, объединение КМАруда, Новолипецкий металлургический комбинат, завод Свободный сокол, Оскольский электрометаллургический комбинат, Семилукский завод по производству огнеупоров и другие. Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на 20 %, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в Центральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической продукции за счет реконструкции Новолипецкого металлургического комбината и введение новых мощностей на Оскольском электрометаллургическом комбинате.

Район является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали в России. Технический уровень производства и производительность труда в черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям продукция отрасли отвечает мировым стандартам.

Центральный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

В Центральном экономическом районе наиболее эффективной формой территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны. В пределах района в административных границах г. Зеленограда формируется СЭЗ Технополис Зеленоград с целью создания благоприятных условий для социально-экономического развития города, расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением иностранного капитала, а также увеличения экспортного потенциала предприятий г. Зеленограда и России в целом.

Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ являются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. В целях формирования СЭЗ создан Административный комитет, а для сосредоточения необходимых финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры — некоммерческий фонд развития.

Согласно положению о СЭЗ Янтарь, принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

3. Краткая характеристика Украины и Белоруссии, их экономические связи с Россией

Украина – государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией, Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством. Государственный строй Украины – республика, с 28 июня 1996 года действует Конституция.

Территория Украины делится на отдельные части - административно-территориальные единицы. Такими единицами являются 24 области, Автономная Республика Крым и два города центрального подчинения Киев и Севастополь с численностью населения около 2.7 миллионов человек и 390.1 тысяч человек соответственно. Киев является столицей Украины. Государственный язык – украинский, национальная валюта – гривна.

Общая численность населения Украины составляет около 46 миллионов 590.4 тысяч человек, территория Украины - 603.7 тыс. кв. км. 80% жителей Украины составляют украинцы, остальные – русские, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки и др. Основной религией является христианство, но исповедуются также иудаизм и мусульманство.

Во времена существования Советского Союза Украина обладала мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999 года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика Украины демонстрирует устойчивый рост. В 1990-е годы Россия, по существу, оказалась в зависимости от Украины с точки зрения своего энергоэкспорта, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Компания «Нафтогаз Украины», осуществлявшая транзит российского газа через украинскую территорию, накопила гигантскую задолженность перед «Газпромом» и занималась несанкционированным отбором российского газа. Для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, был осуществлён проект строительства газопровода Ямал — Европа в обход Украины — через Белоруссию и Польшу. В конце 1999 он был открыт.

Российско-Украинские отношения осложнились тем фактом, что в декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой[4] . В начале 2008 года ситуация осложнилась, что привело с 1 января 2009 года к полному прекращению транзита российского газа через территорию Украины. Переговоры о беспрепятственном транзите российского газа безушпешно велись в течении всего января 2009 года, и только 23 января удалось подписать договор о транзите, а так же непосредственно осуществить транзит газа на станции Суджа.

В статье, опубликованной в газете Washington Times от 26 января 2009 года, замглавы Газпрома Александр Медведев положительно оценил заключенный договор о газовых поставках с Украиной и обрисовал положительные перспективы газовых отношений с Европой. По его мнению, опустошающая ситуация, сложившаяся за последние три недели, никогда не должна больше повториться. Никогда не должны снова пострадать потребители, европейские граждане, проживающие в странах от Германии до Греции. Договор, который Россия подписала с украинскими коллегами, должен положить конец годовым газовым спорам между Россией и Украиной. Европа должна одобрить эту сделку.

Александр Медведев объясняет, что было заключено два независимых друг от друга контракта, один из которых регулирует поставки газа на Украину, а другой касается транспортировки газа в Европу на протяжении ближайших десяти лет. По мнению Медведева, договор обеспечит прозрачность газовых поставок: «Соглашение построено на принципах открытого рынка как для поставок, так и для транзита», – подчеркивает он.

Конфликт показал, как политические интересы могут повлиять на коммерческие, пишет Медведев. По его мнению, нельзя вновь допустить, чтобы отношения между Москвой и Киевом были нарушены по политическим причинам[5] .

Республика Беларусь расположена на западе Русской равнины в бассейнах среднего течения Днепра и Западной Двины и верхнего течения Немана и Буга. Белоруссия относится к числу восточноевропейских государств. Ее территория составляет 207,6 тыс. кв. км. Республика богата лесами, покрывающими территорию 8 82,8 тыс. кв. км. В административном отношении делится на 6 областей: Минская, Могилевская, Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская. Области подразделяются на 118 сельских районов.

На 1 января 2007 года в стране проживало 9.714.200 человек. 81% жителей Белоруссии – белорусы, 19% населения представляют более 140 национальностей, в том числе: 11%-русские; 3,9%-поляки; 2.,45-украинцы; 0,3%-евреи. Окол 80% населения исповедуют православие, 14% - католики, 2% - протестанты. Административно- территориальное деление: Беларусь имеет 6 областей с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждая область делится на районы, города и другие территориальные и административно-хозяйстве нные единицы.

Белорусская экономика со времен СССР зиждилась на крупных специализированных предприятиях, которые выпускали в основном конечную продукцию и тесно зависели от кооперационных связей с предприятиями, расположенными в других регионах Советского Союза. После распада СССР у них была чрезвычайно высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов, узость национального рынка, проблемы конверсии ВПК, занимающего высокую долю в промышленном производстве.

Но помимо проблем есть и факторы благоприятствующие динамичному развитию экономики страны. Это ее выгодное геоэкономическое положение, поскольку через Белоруссию проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказья с Европой. Кроме того, в республике сохранились относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научный потенциал. Также у них развитый агропромышленный сектор.

Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Благодаря экономической интеграции с Россией экономика Белоруссии в 2007 году выросла на 6,4%, а в 2008 году - на 7,8%. В настоящее время 12-18% ВВП Белоруссии обеспечивает Россия посредством низких цен на энергоносители, реэкспорта нефти, таможенного союза и т.п.

Среди основных программ сотрудничества России и Белоруссии можно выделить следующие направления[6] :

·Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2010 года;

·Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники;

·Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (второй этап) на 2007-20012 годы;

·Развитие швейного машиностроения

·Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации;

·Развитие дизельного автомобилестроения;

·Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание программно-прикладных комплексов на их основе;

·Наукоёмкие компоненты общемашиностроительного применения;

·Организация серийного производства оборудования для выпуска химических волокон.

Президент России Дмитрий Медведев считает, что экономические связи России и Белоруссии в 2008-2009 гг. развиваются и будут развиваться стабильно и торговый оборот между двумя странами к концу года может превысить 30 млрд.долл.


Список литературы

1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира. – М.: Инфа-М. – 2008. – 670 с.

2. Дронов В.П. , Максаковский В.П., Ром В. Я. «Экономическая и социальная география», 2007г.

3. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с.

4. Медведев А. Газпром успокаивает Запад //Деловая газета Взгляд от 26.01.2009 // http://www.vz.ru/top/

5. Угольная промышленность России: проблемы и перспективы// Маркетинг №4 2008 г.С.12.

6. Экономическая и социальная география России: Учебник для ВУЗОВ / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: - 2007. – 390 с.

7. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник. / под ред. С.Б. Лаврова. – М.: Гардарики. – 2008. – 920 с.


[1] Дронов В.П. , Максаковский В.П., Ром В. Я. «Экономическая и

социальная география», 2007г.

[2] Угольная промышленность России: проблемы и перспективы// Маркетинг №4 2008 г.С.12.

[3] Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник. / под ред. С.Б. Лаврова. – М.: Гардарики. – 2008. С. 110.

[4] Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.с. 167.

[5] А. Медведев. Газпром успокаивает Запад //Деловая газета Взгляд от 26.01.2009 // http://www.vz.ru/top/

[6] Экономическая и социальная география России: Учебник для ВУЗОВ / Под ред. А.Т. Хрущева. – М., Дрофа, 2008. С. 156.

Скачать архив с текстом документа