Спрос на товар и его характеристика
СОДЕРЖАНИЕ: Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным..
Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена . Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.
Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса .
Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса , где P (price) - цена, Q (quantity) - количество, величина спроса, d (demand) - спрос.
Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.
Кривая наклоняется вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса » (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса ». «Движение самой кривой спроса » происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса ». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от к . Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от к .
Вывод:
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
К неценовым факторам относят:
· Потребительские вкусы;
· Число покупателей;
· Доход покупателей;
· Цены на сопряженные товары;
· Ожидания.
Рассмотрим их влияние на спрос:
- Потребительские вкусы очень субъективны, и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация снизит спрос и сместит кривую влево.
- Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.
- Доход влияет сложнее . В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:
- «нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);
- Товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
- Предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
- Товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
- Цены сопряженные товары . Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.
Вывод : когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (например, рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.
Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
- Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.
Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность ».
Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов, изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, нужно определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10%.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12%.
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт A к изменению цены на продукт B.
Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности .
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%):
Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
- Спрос эластичен , когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).
- Спрос неэластичен , когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
- Спрос имеет единичную эластичность , когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина.
Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:
Качественные товары имеют положительную эластичность, т.к. рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, т.к. рост доходов снижает на них спрос.
Предложение товара и его кривая.
Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот.
Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения .
Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S , где S (supply) – предложение, P (price) – цена, Q (quantity) – количество.
В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх. Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения » SS. «Объем предложения » меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Кривая предложения сдвинется вправо от SS к , если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к . Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения ».
Вывод:
1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под влиянием неценовых факторов.
Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов:
1. Цены на ресурсы . Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.
2. Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в п.1.
3. Налоги и дотации . Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.
4. Цены на другие товары . Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения . Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения ():
Предложение неэластично , если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным , когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.
По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный .
В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.
В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.
Вывод: спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены.
Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величин цен на него называется спросом. Эта закономерность проявляется в том, что какой объем товаров покупатели готовы и способны купить при определенном уровне цены. Зависимость величины спроса от уровня цены описывается первым законом экономики – законом спроса: при повышении цен величина спроса уменьшается, а при снижении цен – возрастает. Спрос на товары зависит от их полезности и цены выбора.
Общая закономерность изменения величин предложения на рынке определенного товара в зависимости от изменения величин цен на него называется предложением. Эта закономерность проявляется в том, какой объем товаров продавцы (изготовители) готовы предложить на рынок при определенном уровне цены. Зависимость величины предложения от уровня цены описывается законом предложения: при повышении цен величина предложения возрастает, а при снижении цен – уменьшается.