«И всё-таки узнают голос мой…»
СОДЕРЖАНИЕ: Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В. Маскина Клявлинского районаМуниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа № 2 им.В.Маскина Клявлинского района
Самарской области
РЕФЕРАТ
на тему: «И всё-таки узнают голос мой…»
А.А. Ахматова»
Выполнила:
ученица 10 «В» класс
Альбахтова Юлия
Преподаватель:
Алякина И.П.
Клявлино 2011
Содержание
· Введение………………………………………………………………….........3
· Основная часть………………………………………………………………4-9
· Заключение………………………………………………………………...10-11
· Список литературы……………………………………………………….......12
Введение
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряного века». «В эти годы, - писал Н.Н. Бердяев, - России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства исканий… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни…».
В эти годы в поэзию активно входят имена – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, В. Маяковского, И. Северянина, М. Цветаевой, С. Есенина, Б. Пастернака. Поэты «Серебряного века», наследуя традиции XIX века, вносили то новое, что диктовало время. Индивидуальный путь каждого из них был осложнен потрясениями революции, но не прерван. Все, кто остался в России или оказался за ее пределами, сохранили верность священному предназначению в новых условиях.
Так в чем же главные уроки «Серебряного века», его сила и слабость, его открытия и ошибки? Это века небывалого изящества и красоты русского слова в поэзии. Слово русской литературы серебряного века стремилось быть голосом всей эпохи. Многие имена первоклассных поэтов – вот чем останется в русской памяти этот век, и это уже бесспорно. Поэтому меня взволновала судьба А.А. Ахматовой и влияние на нее тоталитарного режима.
Цели работы:
- познакомиться с основными событиями жизни и творчества А.А. Ахматовой;
- проанализировать имеющуюся мемуарно-критическую литературу о личности Анны Андреевны;
- почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени;
- узнать новое о ее незаурядной судьбе.
Задачи:
- определить место ее поэзии в духовном мире нашего современника и в русской литературе XX века;
- раскрыть ее взгляд на назначение поэта, на особенности поэтического творчества.
Методы решения:
- метод сбора информации.
- метод анализа и обобщения.
- метод информирования.
Анна Андреевна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Ее знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию – Горенко, идет от татарского хана Ахмата, от которого вела свой род по женской линии Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой.
«Моего предка хана Ахмата, - писала Анна Ахматова, - убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж на богатого и знатного сибирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее назвали меня Анной…» А.А. Ахматова – величайший поэт «Серебряного века», чьи изумительные стихи были признаны и высоко оценены очень рано тонкими ценителями поэзии, как О. Мандельштам и др.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать Господня.
Так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на А.А. Ахматову.
М. Цветаева отметила не только печать, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа.
Не человечески мила её дремота,
От ангела и от орла
В ней было что-то
Это странное соединение хрупкости и властности С. Городецкий объясняет сложностью времени, в котором жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников.
Сложное единство хрупкости, интимности, царственности, державности и прочности сразу же подчеркнули многие в лирике Ахматовой. Как-то изначально чувствовалась, что эта поэтесса выросла в великой стране. Современники её писали о «патрицианском профиле», о ее изысканно-горделивой фигуре и царственной осанке, о ней, как «Музе Петербургской», даже о ее испанской шали на плечах и о многом другом:
Такою беззащитною пришла ты,
Из хрупкого стекла хранила латы,
Но в них дрожат, тревожны и крылаты,
Зарницы…
(М. Кузьмин)
Вполоборота – о печаль!-
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль
(О. Мандельштам)
В начале века профиль странный
(Истончён он и горделив).
Возник у лиры…
(С. Городецкий)
М. Цветаева называла её и «златоустой Анной – всея Руси» , и «чернокосынькой моей, чернокнижницей» , видела в Ахматовой единство немыслимого.
Важнейшие биографические события в жизни Ахматовой – творческие: становление акмеисткой и выходы сборников стихотворений. Творческий путь Анны Андреевны начинался в 10-е годы в атмосфере «Серебряного века» в рамках акмеизма, литературного направления, утверждающего самоценность слова, способность обозначить конкретный предмет, явление, чувство. Поэзий Ахматовой развила все лучшее, что это направление дакларировало, лишний раз подтвердила мысль о том, что всякое новаторство лишь тогда продвигает явление вперед, если оно опирается на традиции, проверенные временем.
Ахматова поначалу причисляла себя к группе акмеистов. Главою же этого объединения литераторов, назвавшим себя «Цехом поэтов», был Н.С. Гумилев. Но талант её был столь оригинален, своеобычен, что она самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Это стало очевидно после выхода её первых сборников.
Строго относилась Ахматова к своему раннему творчеству, а точнее, не хотела, чтобы только по нему судили о ней как о поэте. Поэтому я постараюсь проследить весь её путь в литературе, чтобы увидеть, как с годами её голос обретал большую силу, философское звучание, сохраняя и развивая сугубо «ахматовскую» изящную манеру письма, особую доверительность и кристальную точность передачи образа и чувств. В этот ранний период творчества Анны Ахматовой основная тема её лирики – любовь. Именно ей посвящен первый сборник её стихотворений «Вечер» (1912 г.), который был тепло встречен критикой, отметившей в нём «совершенство женственности и трогательно-изысканной интимностью» .
Прежде всего, это была лирика женской души, охваченной «огненным недугом». Её стихи поражают нас внутренней силой чувства. Это и исповедь влюбленной женской души и чувства человека, живущего всеми страстями XX века.
По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Здесь есть свой «сюжет», который нетрудно восстановить Речь идет о том, что составляет ценность человеческого существования, в любовном поединке испытывается достоинство человека. К героине стихов придет и смирение, однако прежде у неё вырвется гордое:
Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но главные здесь слова те, что появятся вслед:
Но видишь ли!
Ведь я пришла сама…
Подчинение – и в любви тоже – возможно в лирике Ахматовой лишь по собственной воле.
Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое переживание. Героиня стихов верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена её не постигли. И еще интересно, героиня её любовных стихов каким-то чудном связана со всем миром, живой жизнью, хотя она, и сама Ахматова были далеки от истинного понимания эпохи, но её неблагополучие, обремененность ими осознавались, рождая тревогу, неуверенность перед лицом жизни.
Еще одна из важнейших ахматовских тем - пушкинская - появилась в небольшом цикле «В Царском селе». Царское Село явилось тем священным местом на земле, которое имело для музы Ахматовой особое значение. Она всю жизнь называла себя «царкосёлкой». В стихотворении «Царскосельская ода» она писала, что для неё Царское Село – то же, что Витебск для Шагала, то есть духовный и художественный поток всего творчества.
О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это
Фелицу, лебедя, мосты…
«Наследница»
Царское Село, носящее теперь имя А.С. Пушкина, навсегда освящено именем великого поэта. Будучи гимназисткой, она ощущала себя как бы ровесницей курчавого лицеиста, и быстрая тень, казалось, мелькала в темной зелени влажного Екатерининского парка. Самый воздух города Пушкина пронизан поэзией. В свои занятия Пушкиным, продолжавшимся всю жизнь, Ахматова вносила подлинную и вполне научную серьёзность, её пушкиноведческие работы были высоко ценимы специалистами, в круг которых она вошла достойно и по праву, так как ей принадлежит в этой области несколько своеобразных открытий, подсказанных не только доскональными знаниями Пушкина и пушкинистики, но и чисто женской интуицией, позволившей увидеть то, что обычно проходило мимо взгляда высокоученых мужей.
Шумный успех выпал на долю второго сборника А. Ахматовой «Четки», опубликованного в 1914 г. И многократно переизданного. Муки и томление, разочарование и надежды любви – основные мотивы книги (стихотворения «Вечером», «НЕ будем пить из одного стакана…», «Настоящая нежность не спутаешь…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Я научилась просто, мудро жить…» и другие). Зачастую страсть приобретает роковой оттенок:
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи
Я только вздрогнула: это
Может меня приручить,
Наклонился – он что-то скажет…
ОТ лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
«Смятение», 1913
Порой возникают иные темы, и становится ясно, что на одном чувстве не замыкается жизнь, пробуждаются в памяти «неяркие просторы» родной земли, кровная связь с местами, где:
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска…
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», 1913
После выхода этого сборника уже стало ясно, что в « настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России» (О. Мандельштам).
Расширяется диапазон ахматовской лирики в сборнике «Белая стая» (1917г.) Глубже, более философные осмысление поэтом действительности.
Метко и точно анализирует Ахматова сложное психологическое состояние, когда из боли утраченного чувства рождается поэзия:
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
По-прежнему проникновенна любовная лирика Ахматовой. Причем наряду со стихами о неразделенной любви воспета любовь всепобеждающая, исцеляющая, наполняющая жизнь смыслом и светом («Есть в близости людей заветная черта…»)
Вновь возникает очень лично переосмысленная пушкинская тема. Сдержанно и грустно звучат строки, посвященные первой мировой войне, иногда пророчествующие о грядущих страданиях и бедах народных. Но порой у поэта прорывается страстная жажда любой ценой, жертвую всем, помочь Родине:
Дай мне горькие недуга,
Задыханье, бессоннице, жар…
В следующем сборнике – «Подорожник» (1921г.) – любовь становится уже «испытанием железом и огнем». Радостный мотив предчувствия свидания («Просыпаться на рассвете…») в интимной лирике чаще сменяют грустные ноты, навеянные разлукой, смертью, тоской («Сразу стало тихо в доме...»), сквозь которые прорывается жажда «великой земной любви». Вновь пересматривается ценность бытия, а главное - утверждается гражданская позиция автора, отвергающего для себя эмиграцию.
Мне голос был. Он звал успешно,
Он говорил: Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда
В пору, когда многие из её окружения оказывались за границей, Ахматова сделала свой выбор, открыто заявила о своей решимости разделить свою судьбу с судьбой народа, и этому решению осталась верной до конца.
Не с теми я, кто бросил землю...
Юный Г. Иванов сказал: «Новая книга Подорожник Ахматовой есть как бы антология всего творчества поэта»:
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома...-
Признавалась она в стихотворении, полным любви к «священному граду Петра» , открывавшему сборник Anno Domini.
Ахматова убеждена, что патриотическим служением «оправдан будет каждый час». Об этом в сборнике в 1921 году замечательно отозвался Виктор Шкловский: «Это как будто отрывки из дневника,- писал он, - странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи. Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну... Человеческая судьба стала художественным приёмом...».
Новая эпоха, пришедшая после революции, воспринималась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений, символами которой становятся ворон и крест.
Её стихи, посвященные послереволюционной России, - это плач по гибнувшей Родине (Муза плача). Печаль музы порождается трагической участью поэта, вобравшего в себя и муки современности, и всю скорбь мира:
Во мне печаль, который царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Эпоха придает голосу Музы новый диапазон - Муза становится национальным голосом вдов, сирот и матерей.
Над ребятами стонут солдатики,
Вдовий плач по деревне стоит.
В лирике Ахматовой властно набирает силу мотив осиротевшей матери, который достигает вершины в Реквиеме как христианский мотив вечной материнской участи - из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру.
Реквием Ахматовой - это плач не только о сыне и тех, кто безвинно пострадал, но и плач о несчастных матерях, женах, сестрах, месяцами стоявших в тюремных очередях, куда измученные женщины ходили «как домой» , чтобы хоть что-нибудь узнать о судьбе своих близких.
«Семнадцать месяцев в очередях Ленинграда» породили необходимость поведать о «страшных годах ежовщины», и безвинных страданиях множества людей в годы сталинщины. Глубоко личное несчастье (арест сына) переплелось с общенародным горем, породив произведение удивительной силы. «Это и образец высокой гражданской лирики, и исторический документ, и отважный поступок большого русского поэта», - писал критик А.Урбан, характеризую поэму.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидаюсь в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Каменным словом падает приговор. Материнские муки вечны - об этом напоминает автор, воссоздавая картину казни Христа. Ахматова показывает, как, пройдя долгий и трудный путь, побывав на грани отчаяния, услышав неправый, убийственный приговор, суметь не сломаться духовно, «снова научиться жить».
Что давало ей силы? По-видимому, вера в свое предназначение - сказать о своём времени то, что не может никто другой. Но главное, что давало ей силы и помогало выстоять - это внутренняя органическая связь с миром. Оторванная от всех, обреченная на одиночество, окруженная подозрительностью властей, она сознавала, что страдает народ, Отечество. Это ощущение родства было ей присуще от природы, что подтверждают стихотворения (1917г.)Мне голос был... , (1922г.) Не с теми я, кто бросил землю..., (1916г.) Родная земля.
В эпилоге поэмы Ахматова обращается к теме памяти. Размышляя о возможном памятнике для себя, Ахматова вполне осознавала себя гражданским поэтом. Ей не нужен памятник там, где она была счастлива:
Ни около моря,
Ни в царском саду...
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Где женщины «бились и рыдали», говорили шёпотом и не надеялись на милосердие. В их памяти она хотела бы остаться, их мнением она дорожит.
Заключение
Анна Ахматова понимала свою роль и значение в истории русской поэзии и относилась к своей миссии со всей ответственностью, сохраняя мужество и твердость, преодолевая невзгоды, обиды, клевету.
Все, знавшие Анна Андреевну в последние годы, говорят о том, как это внутреннее достоинство сказывалось во всем её облике, почти королевской осанке, в неторопливых движениях, в медлительной с паузами речи, в спокойном взгляде серо-зеленых, продолговатых, очень светлых глаз.
К.И. Чуковский вспоминал: «За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у неё на лице ни одной просительной, мягкой и жалкой улыбки. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде…, всякий, не знавший её, чувствовал её «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением…»
А. Урбан, всю жизнь изучавший творчество Ахматовой и литературную судьбу, отмечает, что «даже в самые глухие годы А. Ахматова была знаменита. В стихах не было никакого сора. Ничего лишнего, постороннего, случайного…В них чувствуется глубина и высота, за которыми есть неразгаданная тайна».
Выходили книги об А. Ахматовой, выходят и сейчас, а тайна её поэзии до сих пор не раскрыта.
В первую очередь сама Ахматова – поэт. Хорошо сказал о её вкладе в отечественную культуру А. Твардовский: «Поэзия Ахматовой – это, прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
Все ныне опубликованные произведения А. Ахматовой, воспоминания о ней говорят нам о титанических усилиях большого родного поэта сохранить себя как личность, реализовать свой дар в расчете на то, что когда-нибудь люди узнают, как она жила, о чем думала, что поняла и как вместе со всеми страдала и надеялась. «Она прошла через всё, всё пережила с великим мужеством и обо всем поведала с присущей только ей одной страстью, точностью и убеждением. Хорошо, что мы, поняли это», - сказал М. Дудин в своей статье «Невеселое признание при радостном событии». Своеобразие Ахматовой в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэтессы. Ахматова стала голосом своего времени, мудро, просто и спокойно разделила судьбу страны, отразив в своих стихах российскую катастрофу. Она остро ощущала свою принадлежность двум эпохам – той, что ушла, и той, что царствует. Ей пришлось хоронить не только близких, но и своё время, оставив ему «нерукотворный памятник стихов и поэм»:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве и чертополоху
Украсить её предстоит.
1940г.
В автобиографии 1965 года А. Ахматова писала: «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны! Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - это удивительное заявление о счастье сделано человеком, на которого именно в это время обрушило испытания, непосильные для обыкновенного смертного. По-видимому, органические слияния с судьбой своего народа воспринималось Анной Андреевной как необходимое главное условие достойного существования. Трудная жизнь, прожитая вместе с народом, давала право говорить от имени народа, рассчитывать на его признание и память:
Нет! И не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Список использованной литературы
1. С. Бавин., И. Семибратова. Судьбы поэтов Серебряного века. М. Изд. «Книжная палата» 1993г.
2. А. Ахматова Сочинения в 2-х томах. М. Правда 1990 г.
3. Ю. Анненков. Дневник моих встреч
Цикл трагедий.Т.1.А.Ахматова
«Искусство» Ленинград. Отделение 1991 г.
4. Русская литература XX века 11 кл. в 2-х частях, ч. 1 В. Чалмаев,
С. Зинин, М. «Русское слово» 2003 г.
5. Русская литература XX века, 11 кл. в 2-х частях, ч.2 под ред. В.П. Журавлева. М. «Просвещение» 2001 г.
6. Русская литература XX века в Дооктябр. Период. А.А. Волков, издательство «Просвещение». М. 1970 г.
7. «Комсомольская правда» 21 июня 1980г.
К 100-летию со дня рождения А.А. Ахматовой
Разлучение наше мнимо. З.Ерошок
8. «Комсомольская правда» 24 июня 1989г.
«А наутро встанешь с новою загадкой…»
(публикуется впервые) С.Ушникова. Ленинград
9. А. Урбан «Образ Анны Ахматовой» Ж.»Звезда» 1989г. №6