История экономики XX века
СОДЕРЖАНИЕ: Бурное развитие науки и техники. Технические и технологические новшества. Изменения в отраслевой структуре развитых стран: Франции, Англии, США, Германии, Японии. Монополистическая стадия капитализма. Экономическое первенство США в мире.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
На тему: История экономики 20 века.
Выполнила студентка
Экономического факультета
Гр. 2.2 Аминева Наиля
Научный руководитель: к.э.н., доцент Гималетдинова Э.Р.
УФА-2005
Оглавление:
Введение……………………………………………………с.2
Глава 2.Франция………………..…………………………с.5
Глава 3. Англия………………………………………….…с.7
Глава 4. США………………………………………………с.12
Глава 5.Германия………………………………………….с.19
Глава 6.Япония…………………………………………….с.21
Заключение…………………………………………………с.25
Список использованной литературы…………………...с.28
Введение.
В последней трети ХIХ века происходило бурное развитие науки и техники, что вызвало существенные изменения в производительных силах капиталистического общества. Развитие производительных сил происходило по следующим направлениям:
- изменения в энергетике, ознаменовали переход от века пара к веку электричества;
- в машиностроении – внедрение в производство новых типов машин (дизеля, динамо, турбины, двигателя внутреннего сгорания);
- в технологии – бессемеровские, мартеновские методы выплавки стали, электроплавка, электросварка и т.п.;
- развитие новых отраслей экономики – химической, нефтехимии, автомобильной и т.п.;
- в сфере транспорта и связи – автомобиль, телеграф, телефон и т.п.;
- в области организации и управления производством – появление акционерной формы предпринимательства, появление монополий, образование финансового капитала.
Все эти технические и технологические новшества привели к серьезным изменениям в отраслевой структуре большинства развитых стран, где преобладающую роль стала играть тяжелая промышленность. Возникли совершенно новые отрасли промышленности; производство электроэнергии и химической продукции, выпуск автомобилей, трамваев и т.д. Экономический подъём, наблюдавшийся во всех промышленно развитых странах во второй половине XIX века, предопределил бурное развитие железнодорожного транспорта: появились новые модели паровозов, которые имели более высокую мощность и быстроходность, протяженность железных дорог во всем мире с 1860 по 1900 год выросла почти в четыре раза.
Коренным образом менялись старые отрасли — металлургическая, текстильная и др.
Технические сдвиги позволили приступить к укрупнению промышленного производства.
Кардинальные изменения в производственной базе требовали огромных капиталовложений, которые были не под силу отдельным промышленникам. Это вызвало необходимость объединения капиталов, создания системы акционерного предпринимательства. Подобный процесс начался в 1870- 1880-х годах, а к началу XX века акционерные общества с ограниченной ответственностью держателей акций стали играть ведущую роль в мобилизации свободных средств предпринимателей и широких слоев населения во многих странах мира.
Последняя треть XIX века характеризовалась созданием монополистических союзов в различных отраслях, что отражало процесс дальнейшего усложнения хозяйственные связей, увеличения масштабов производства, стремления устанавливать монопольные цены. Монополистические союзы принимали форму пулов, картелей, синдикатов, трестов, которые пришли на смену рынку совершенной конкуренции.
В этот период коренным образом менялась роль банков. Они не только аккумулировали и перераспределяли огромные массы капиталов, но и оказывали влияние на деятельность промышленных и торговых компаний, что нашло отражение в создании так называемых финансово-промышленных групп. Эти мощные объединения стремились повлиять на государственную политику правительств в своих корпоративных интересах. Так в последние десятилетия XIX века вновь возродился протекционизм, вытеснивший политику фритредерства. В конце XIX века многие ведущие страны были втянуты и настоящие «таможенные войны».
Следует отметить, что изменения в технике, технологии и методах организации производства, происходившие в течение последней трети XIX века, очень быстро распространялись по всему миру, приобретая глобальный характер.
Главная задача моего реферата - показать особенности экономического развития капиталистических стран на рубеже XIX— XX веков для каждой страны, и найти схожее для всех ведущих стран в эпоху формирования индустриальной цивилизации.
Глава 1.Франция.
Экономика Франции в конце XIX— начале XX века. Несмотря на отставание от основных мировых конкурентов, французская экономика продолжала движение вперед, хотя и крайне неравномерно. В конце XIX века бурно развивались новые отрасли - электроэнергетика, автомобилестроение, строительство паровозов и вагонов, химическая промышленность и др. Большое значение для хозяйства страны имело железнодорожное строительство, для нужд которого работали многие отрасли и прежде всею металлургическая и угольная. С 1870 по 1900 год протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза и составила 42 тыс. км. По этому показателю Франция была впереди Англии и Германии.[1]
Тем не менее, по-прежнему главную роль в экономике играла легкая промышленность. Как и раньше, во всем мире ценились рассчитанные на богатых потребителей французские товары, производство которых было сосредоточено главным образом на мелких предприятиях с высоким уровнем ручного труда. Недостаточно высокие темпы развития французской экономики можно объяснить и бедной сырьевой базой для промышленного производства. Франция ввозила в большом количестве коксующийся уголь, железную руду, цветные металлы, хлопок и др.[2] Внутренние потребности страны в угле лишь на 2/3 покрывались за счет собственной добычи. Применение импортного сырья, в частности угля, приводило к заметному удорожанию промышленной продукции, и прежде всего металлоизделий, что заметно снижало их конкурентоспособность.
В начале XX века во Франции, как и во всей Европе, начался экономический подъем, связанный со всеобщей милитаризацией и подготовкой к воине. Это привело к заметным изменениям в промышленном производстве Франции. Были созданы новые мощности по производству автомобилей, продукции авиастроения, машиностроения, выпуску алюминия и т.д. Перед Первой мировой войной Франция вышла на второе место в мире по производству автомобилей. В полтора раза увеличился тоннаж торгового флота.
И все же перед Первой мировой войной Франция оставалась, как и в ХХ веке - типично аграрно-индустриальной страной : доля продукции аграрного сектора в стоимости ВВП превышала долю промышленной продукции.[3] Причем, как и в предыдущие периоды, легкая промышленность - была более развитой, чем тяжелая.
Следует сказать, что на рубеже веков во Франции также начались процессы концентрации производства, хотя они шли гораздо медленнее, чем в Германии, Англии, США. Крупных предприятий во Франции было в три раза меньше, чем в Германии. Наиболее активно концентрация проходила в металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях. Гораздо медленнее - в легкой промышленности.
Наиболее значительную роль в экономическом развитии Франции на рубеже XIX—XX веков сыграл финансовый капитал. Главным финансовым центром был Банк Франции, в который входили 200 крупнейших акционеров, сосредоточивших в своих руках основные экономические и политические рычаги власти.
В начале века заметно оживилась внешняя торговля, оборот которой с 1898 по 1912 год возрос вдвое и составил 16,9 млрд. фр. Однако экспортные возможности французской промышленности были не очень большими, поэтому решающую роль играл экспорт капиталов.[4] По объему вывезенных капиталов Франция занимала второе место в мире (после Англии).
Глава 2. Англия.
Утрата Англией промышленного и торгового лидерства в мире. Вершиной экономического могущества Англии на мировой арене стали 1870-е годы. В этот период ее называли мировым фабрикантом, мировым банкиром, мировым перевозчиком и мировым торговцем.[5] Экономика ни одной страны не мола соперничать с английской.
Однако уже через 10—15 лет ситуация стала резко меняться, что было связано прежде всего с обострением борьбы за экономическое лидерство в мире между старыми индустриальными странами (Англией и Францией) и молодыми быстро развивающимися государствами (США и Германией), которые по многим параметрам догнали и перегнали своих соперников. В 1880-х годах последние в основном завершили промышленный переворот, происходивший у них на более высокой производственно-технической базе, чем в Англии. В середине 1880-х годов немецкие товары стали заметно превосходить по качеству английскую продукцию не только на европейских рынках, но и в самой Англии.
В этот период темпы роста английского промышленного производства замедлились и оказались более низкими, чем у конкурентов.
Кроме того, в конце XIX века стала меняться конъюнктура на мировом рынке. Англия, все еще придерживавшаяся политики фритредерства, стала терять свои позиции, так как многие страны стремились охранять высокими тарифами свою промышленность от конкуренции (прежде всего от английских товаров), что было крайне невыгодно английским экспортерам. Многие европейские страны, в частности Германия, стали использовать метод бросовых (демпинговых) цен, стремясь разрушить торговую монополию Англии.
Главной причиной общего замедления экономическою развития Англии на рубеже Х1Х-ХХ веков, пожалуй, было, общее физическое и моральное старение производственной базы, которая сложилась ещё в конце XVIII -начале Х1Х века.[6] Английские фабриканты в течение почти ста лет безраздельно пользовались своим монопольным положением на мироном рынке, практически не обновляя производство. В то же время американские и германские промышленные компании, созданные гораздо позже, сумели быстрее и эффективнее использовать достижения научно-технического прогресса н наладить выпуск более дешевых товаров в массовом масштабе.
На замену устаревших техники и технологий на строительство предприятии в новых, отраслях требовались огромные инвестиции, которых в тот период в Англии не было. Дело в том, что английская буржуазия оказалась тогда перед дилеммой: либо вкладывать капиталы внутри страны, либо вывозить их за границу, прежде всего в колониальные и зависимые страны. В конце концов, стала преобладать схема, связанная с вывозом капитала и колониальной торговлей, основанной на не эквивалентности обмена[7] : сырье и полуфабрикаты выкупались в колониях по монопольно низкий ценам, а готовые изделия английской промышленности сбывались там по монопольно высоким ценам. Таким образом, колониальная торговля предоставляла английским промышленникам возможность не заботиться об обновлении материальной базы производства.
Одной из причин замедления темпов экономического развития Англии явился также затяжной мировой аграрный кризис, который разразился в 1874 году и продолжался почти 20 лет.
Утрата Англией в конце XIX века ведущих позиций в мировой экономике заставила ее начать структурную перестройку в промышленности, аналогичную проводимой в тот период всеми развитыми странами мира. В результате заметно ускорился прогресс в новых отраслях (в частности, электротехнической), которые обгоняли по темпам роста традиционные. Новую техническую базу получила металлургия, особенно производство стали, что диктовалось военными потребностями.
И, пожалуй, только железнодорожный транспорт не уступал мировому уровню: объем железнодорожных перевозок вырос в рассматриваемый период в семь раз.
Монополизация экономики. Увеличение английских инвестиций за рубежом приводило к тому, что внутри страны их явно не хватало, особенно в новых отраслях. В связи с этим на рубеже веков большое значение приобрела мобилизация денежных средств с помощью акционерных компаний, которые привлекали сбережения всех слоев населения. Для этого разрешалось выпускать мелкие акции номиналом до одного фунта стерлингов. Постепенно акционерный капитал стал играть все более заметную, а потом и ведущую роль во многих секторах экономики. Рассматривая английскую экономику на рубеже веков, следует отметить, что уровень концентрации производства заметно отставал от соответствующего уровня в Германии и США. В традиционных отраслях (текстильной, угледобывающей) большая доля приходилась на мелкие и средние предприятия с устаревшим оборудованием. Крупные предприятия и их объединения стали возникать в основном в новых отраслях. Этому способствовали и более значительные размеры их уставных капиталов, и развитие акционерных компании.
Первые монополии в Англии возникли в 1880- 1890-х годах в трубопрокатной и химической отраслях, а также на железных дорогах и в судоходстве.
Одним из основных направлений была монополизация железных дорог.
И всё же следует отметить, что процесс создания монополий в Англии примерно на 10- 15 лет отставал от Германии и США.
Но была в английской экономике сфера, в полной мере соответствовавшая мировому уровню. Речь идет о кредитно-банковской системе, где темпы и уровень концентрации капитала были весьма высокими. Особенно выделялись пять лондонских банков (большая пятерка), которые к 1900 году осуществляли управление всем кредитным делом страны.
Британская колониальная империя.
Можно с уверенностью утверждать, что колониальная империя стала для Англии главным объектом ее глобальных интересов.
В 1877 году Англией был захвачен остров Кипр, в 1882 году — Египет. При разделе Африки в 1880- 1890-х годах в число британских колоний попали Уганда, Нигерия, Кения, Судан, причем последний после 30-летней кровопролитной войны. В 1886 году была окончательно завоевана вся территория Бирмы. В 1902 году по окончании англо-бурской войны, и состав Британской империи вошли бурские республики Трансвааль и Оранжевая на юге Африки. Последним по времени приобретением Англии были Южная Аравия и аравийское побережье Персидского залива (1914).
Специфической особенностью функционирования британской империи было широкое применение новых форм колонизации.
Большое место в Британской империи занимали колонии переселенческого типа, которые в конце Х1Х-начале XX века получили статус доминионов, т.е. самоуправляющихся государств, признававших верховную власть английской короны. Еще в 1867 году такой статус получила Канада, затем Австралия (1901). Новая Зеландия (1907). Южно-Африканский Союз (1910). Эти колонии выполняли роль источников сельскохозяйственной продукции (Австралия и Новая Зеландия), а также промышленного сырья (Южно-Африканский Союз)[8] .
На рубеже Х1Х-ХХ веков стадо очевидным, что неизбежен новый территориальный раздел мира, поскольку на мировой арене появились молодые мощные государства, не имевшие колоний и требовавшие «справедливого» перераспределения сфер влияния. Все это в свою очередь, вело к неизбежной милитаризации экономики ведущих стран и дальнейшему обострению международных отношений.
В начале XX века геополитические отношения между крупнейшими промышленно развитыми странами обострились до предела, борьба за сферы влияния вплотную приблизилась к военному конфликту. В мире сформировались два военно-политических блока — Антанта во главе с Англией и Тройственный союз во главе с Германией, которые усиленно готовились к войне, и уже ничто не могло их от этого удержать.
Глава 3. США.
Американские ученые для объяснения успехов экономического развития страны выдвинули теорию «американской исключительности», согласно которой закономерности общественно-экономического развития, выдвинутые в тот период К. Марксом, по их мнению, не подходили для США, представляющих собой исключение из правил. Однако эта теория на практике не подтвердилась, о чем можно судить по циклическим экономическим кризисам конца XIX—начала XX вв[9] .
Чем же тогда объяснить успехи экономического развития США?
Самое важное значение имел радикальный характер Гражданской войны 1861—1865 гг. Освободив негров, отменив рабовладельческую систему в южных штатах, организовав массовую продажу земли государством небольшими участками и разрешив ее покупку каждым гражданином, пожелавшим обрабатывать землю, американское правительство открыло дорогу для развития в Соединенных Штатах капитализма. Здесь были созданы такие возможности для капиталистической хозяйственной деятельности, какие не смогли обеспечить буржуазные революции ни в одной из европейских стран.
Существенную роль в ускорении темпов роста промышленного производства сыграл природно-географический фактор — наличие мощной сырьевой базы.
Способствовала успешному развитию экономики и капиталистическому накоплению проводимая США внешнеторговая политика — ввозимые товары облагались высокими пошлинами при одновременной свободе для ввоза иностранного капитала. В 1897 г пошлины были увеличены до 57%. Протекционизм во внешней торговле дополнялся внутренним: с 1883 г. промышленность вообще не облагалась налогами. Предприниматели субсидировались правительством (капиталами, землей), особенно в железнодорожном строительстве. Все это способствовало росту цен на внутреннем рынке и давало возможность монополиям использовать тарифную политику для получения максимальной прибыли. Одновременно увеличивался приток в США иностранного капитала, что было связано с высокой нормой прибыли. Таким образом, иностранные капиталы обеспечивали недостающую для страны часть инвестиций.
Важной составляющей быстрого развития США стало всемерное использование достижений научно-технического прогресса, научно-технической революции. Соединенные Штаты оснащали свои предприятия новейшей по тому времени техникой. Они имели первое место в мире по производству и применению электроэнергии — электричество использовалось в промышленности, освещении городов, быту. По выплавке стали, производству автомобилей, добыче нефти и другим отраслям, отражающим НТП, США также принадлежало первое место.
Не последнюю роль играл демографический фактор. Вследствие малой плотности заселения территории США постоянно испытывали недостаток рабочей силы, что стимулировало механизацию производственных процессов и развитие технической мысли и обусловливало более высокую заработную плату, чем в европейских странах. Эти обстоятельства стали притягательной силой для притока эмигрантов. В США в 1864 г. был принят закон, поощрявший иммиграцию. В 1870 — 1914 гг. в США прибыло около 30 млн. иммигрантов. В 70—80-е гг. среди иммигрантов были квалифицированные рабочие и инженеры из Англии и Германии, стран с высоким уровнем технического развития, что помогало передавать европейский научно-технический опыт и освобождало американское государство от затрат на обучение кадров.
Новая волна иммиграции наступила перед Первой мировой войной. В Америку уезжали переселенцы из Италии, Австро-Венгрии, России, не имеющие квалификации и готовые к любой работе без претензий на высокую плату. Следствием интенсивной иммиграции был рост емкости внутреннего рынка США, темпы которого были выше, чем в любой другой стране. А это стимулировало развитие производства[10] .
Следует учитывать и историко-географический фактор. Удаленность от Европы и близость к Южной Америке позволили этой молодой капиталистической стране усилить свои позиции в Западном полушарии. Используя доктрину Монро и идею панамериканизма, США раньше всего приобрели Гавайские острова. И 1898 г. они объявили войну Испании и по Парижскому договору получили Филиппинские острова, острова Пуэрто-Рико и Гуам. Затем под протекторатом США оказалась Куба, США добились исключительного права на строительство Панамского канала, оторвав Панаму от Колумбии. Использовали США и финансовое закабаление, т. е. экономическое подчинение слабых государств, остающихся при этом формально независимыми. США контролировали оловянную промышленность Боливии, медную — Чили и Перу, важнейшие железные дороги Южной Америки. На Дальнем Востоке главным объектом интересов США был Китай, емкость внутреннего рынка которого была безграничной.
На монополистической стадии экономика США развивалась высокими темпами, которые превысили все другие капиталистические страны. Национальное богатство увеличилось почти в семь раз, а промышленное производство — в девять раз. К началу XX в. США обогнали все капиталистические страны не только по темпам индустриального развития, но и по абсолютному уровню промышленного производства. Это значит, что они производили больше всех и быстрее всех.
Особенно быстро развивалась в США тяжелая индустрия, что определялось основными направлениями второй НТР. Структура промышленного производства изменилась в пользу отраслей группы «А». Наиболее высокими темпами развивались новые отрасли, вызванные к жизни достижениями НТР, — нефтяная, алюминиевая, резиновая, электротехническая, сталелитейная, автомобильная.
В этот период осуществляются серьезные сдвиги в размещении производительных сил. В конце XIX в. началась индустриализация Юга и Запада. Возникла новая металлургическая база в районе Великих озер, где открыли богатейшие залежи железной руды. Новый текстильный район образуется на Юге. И хотя ведущие позиции остаются за Северо-Востоком, постепенно центр промышленного развития продвигается на Ближний Запад, в штат Огайо.
Структурные сдвиги в экономике США были связаны с огромным значением железнодорожного строительства. Протяженность железных дорог за этот период увеличилась примерно в восемь раз.
Отличительной чертой экономического развитии США признают его комплексность, глубокое изменение технико-производственной и организационной структуры. Высокий технический уровень производства позволил осуществить переход к массовому выпуску стандартизированной продукции даже в старых, традиционных отраслях.
Переход к монополистической стадии, как отмечалось, был подготовлен усиленной концентрацией производства. В 1913 г. в США доля крупных предприятий достигала в общем объеме промышленной продукция почти 85%. О централизации капитала говорит тот факт, что акционерные общества сосредоточивали 80% всех рабочих.
Первая монополия появилась в США в 1872 г., ею стала одна из самых крупных нефтяных компаний «Стандарт ойл». Ее организатор — Дж. Рокфеллер. В 1879г. эта монополия уже контролировала 95% нефтепереработки в стране, получая огромные прибыли.
Самая распространенная форма монополий в США — тресты, созданные в различных отраслях (от электротехнической до табачной). Исключительно монополизированной отраслью было железнодорожное строительство
О степени монополизации США можно судить по сложившимся династиям «королей» стали, нефти, электричества, железных дорог — это Морганы, Рокфеллеры, Вандербильды, Гарриманы и др.
Активно происходил процесс сращивания трестов с банковскими монополиями, что вело к созданию американского финансового капитала. Ведущее положение заняли две банковские группы — Моргана и Рокфеллера[11] . Они осуществляли контроль над промышленными монополиями, железнодорожными компаниями, крупными банками.
По степени монополизации США существенно обогнали Европу. Для Европы характерны картели и синдикаты, объединявшие десятки относительно небольших предприятий. В США монополистический капитализм, опираясь на концентрацию производства, эту фазу миновал. Поэтому здесь поведение монополий было особенно беззастенчивым, цены устанавливались монопольно высокие, в интересах перераспределения доходов населения в свою пользу.
В США в ответ на такую политику прошла мощная волна антимонополистического движения фермеров, рабочих, мелкой и средней буржуазия. В 1887 г. Конгресс США принял закон о создании межштатной торговой комиссии, в функции которой входил надзор за действиями железнодорожных магнатов. В 1890 г. под давлением народных масс был принят антитрестовский антимонопольный закон, разработанный сенатором Дж. Шерманом, в котором говорилось: «Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными».
В начале XX в. промышленность США продолжала развиваться высоким темпами. Объем продукции обрабатывающей промышленности сравнялся с суммарным производством таких стран, как Англия, Франция и Германия. Доля США в мировом промышленном производстве достигла 36%, а в мировой выплавке стали — 47%, добыче каменного угля — 45%, добыче каменного угля — 45%, добыче нефти — 82%.
Период начала XX в. (1901—1914) вошел в американскую историю как эпоха прогрессивна, поскольку в годы государством были проведены демократические преобразования, охватившие политические, экономические, социальные сферы. Открывает эпоху прогрессизма правление президента Т. Рузвельта (1901—1909). Он провел ряд мер, направленных на совершенствование антитрестовского законодательства. В 1906—1908 гг. были осуществлены мероприятия по охране природных ресурсов страны. Государство взяло на себя функции охраны природных богатств страны. Были проведены меры по ирригации засушливых земель.
Последние годы эпохи прогрессизма приходятся на начало правления 28-го президента США демократа Вудро Вильсона (1912—1921), которое вошло в историю США как период «новой демократии». В эти годы был принят тариф, отменявший протекционизм. Пошлины были уменьшены, хотя на табак, табачные изделия, сахар сохранялись высокие пошлины. Важным шагом правительства Вильсона было введение прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпорации.
Был принят также закон о создании Федеральной резервной системы (ФРС). Было создано 12 федеральных резервных банков, капитал которых должен был образовываться из поступлений (взносов) национальных, штатных и промышленных банков. В этот же период была создана федеральная промышленная комиссия (ФПК), которая должна была собирать информацию и привлекать к ответственности за нечестные методы деятельности лица и корпорации.
Таким образом, с эпохи прогрессизма в США берет начало государственно - монополистический капитализм[12] , когда государство осуществляет регулирующие меры по развитию экономики, охватывая различные ее сферы.
Результаты второй буржуазной революции благотворно сказались на развитии сельского хозяйства США. Эта отрасль динамично развивалась.
Получила интенсивное развитие инфраструктура аграрного сектора — элеваторы, холодильники (холодильные склады), различные технические средства, обеспечивающие сохранность сельскохозяйственной продукции.
Новые земли, вовлеченные в обработку за 1870—1900 гг., превосходили площади Германии, Франции и Англии, вместе взятых. Число фермеров увеличилось с 2 млн. в 1860 г. до 5,7 млн. в 1900 гг.
Американское государство оказывало поддержку аграрному сектору, прежде всего помогая внедрять научные методы ведения хозяйства.
В аграрном секторе США также происходил процесс концентрации производства. Мелкие и средние фермерские хозяйства не имели материальных возможностей применять механизацию, а следовательно, обеспечить снижение цен на сельскохозяйственную продукцию. И в ходе аграрного кризиса 90-х годов крупные капиталистические фермы поглотили значительную часть мелких земельных участков. Для выхода из кризиса осуществили структурную перестройку сельского хозяйства.
В целом фермерство составляло в 1913 г. 1/3 общего числа занятого населения, фермерское хозяйство было высокоэффективным. Фермерское хозяйство обеспечивало продукцией внутренний рынок, и многое поставляло на европейский рынок.
Рост промышленного и сельскохозяйственного производства обусловил расширение американского экспорта. Изменилось соотношение экспорта-импорта. В 1876 г. стоимость вывоза товаров превысила сумму ввоза. Быстрыми темпами менялась структура экспорта. Если в период Гражданской войны в экспорте преобладало сырье, то на этом этапе преимущественно увеличивался вывоз продукции отраслей тяжелой промышленности. Переход американского капитализма к монополистической стадии знаменовался активизацией экспорта капитала. Вывозился американский капитал в менее развитые страны — Мексику, Канаду, Южную Америку, Кубу.
Глава 4. Германия.
На рубеже XIX—XX веков Германия стада развиваться более активно, чем в предыдущие десятилетия. Это было обусловлено рядом предпосылок, сложившихся еще в 1870-ых годах, и, прежде всего происходившим после 1871 года государственным объединением страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла мощная держава с населением более 40 млн. человек, во главе которой стоял прусский король Вильгельм 1 Гогенцоллерн. провозглашенный германским императором[13] (кайзером). Большую роль в объединении страны сыграл Отто фон Шенхаузен Бисмарк (1815-1898), назначенный первым рейхсканцлером Германской империи, в руках которого в 1871—1890 годах была сосредоточена фактически вся власть.
Другим фактором, сыгравшим положительную роль в развитии Германии, была победа во франко-прусской войне (870-1871), в результате которой Германия вернула себе Эльзас и Лотарингию. Кроме того, Франция должна была выплатить 5 млрд. франков контрибуции за агрессию, и эти деньги были вложены в германскую промышленность для реконструкции старых и строительства новых предприятий.
Немаловажным условием бурного развития промышленности стали протекционистские тарифы, введенные с 1879 года. Эта политика надежно ограждала немецкое предпринимательство от иностранной конкуренции, создавая даже излишне тепличные условия для промышленности.
В 1870—1890-х годах объемы промышленного производства возросли почти в 6 раз и по темпам роста Германия уступала лишь США.
Наиболее интенсивно развивались электроэнергетика и химическая промышленность.
Однако по выпуску продукции отраслей легкой и пищевой промышленности Германия уступала не только США, но и Англии, а также Франции. Это было связано в первую очередь с недостаточной развитостью собственной аграрной базы, поэтому сырье приходилось ввозить из-за границы, что было весьма недешево.
На рубеже XIX-XX веков немецкая экономика переживала период усиленной монополизации, хотя первые монополии появились ещё до франко-прусской войны. Непосредственной же причиной появления монополий послужил экономический кризис, разразившийся в 1873 году, когда товаропроизводители стали больше всего опасаться стихийного падения цен. В 1879 году в стране насчитывалось 14 картелей, которые объединяли наиболее жизнеспособные предприятия, выжившие в условиях кризиса. Картелирование происходило в добывающих и связанных с ними отраслях тяжелой промышленности, чтобы легче было оградить рынок от конкурентов.
Особенно быстро монополизация шла в 1880-х годах, когда ежегодно в стране возникало до 25 картелей.
В отличие от США, где монополизация проходила на базе трестов, в Германии этот процесс шёл на основе картелей и синдикатов, т.е. путем соглашений между предпринимателями о разделе рынков, о единых монопольных ценах на сырье, готовую продукцию и т.д.
Одновременно аналогичный процесс шел и в банковском деле. Перед Первой Мировой войной почти 85% всех банковских капиталов и вкладов находилось в руках девяти крупнейших германских банков.
К началу XX века Германия превратилась в индустриально-аграрную страну : доля промышленности в ВВП стала преобладать над долей аграрного сектора.
Глава 5. Япония.
Буржуазная революция 1867-1868 гг. («Революция Мэйдзи») открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Сильные феодальные пережитки еще сохранились, однако ликвидация феодальной раздробленности, уничтожение крупного феодального землевладения, упразднение сословного неравенства, легализация сделок на землю, поощрение предпринимательства создавали необходимые условия для сравнительно быстрого развития капитализма.
Наиболее важные из буржуазных преобразований коснулись аграрных отношений. Крупное феодальное землевладение было упразднено раньше всего, но типично компромиссным путем. Земельные владения феодальной знати государство выкупило на исключительно выгодных для нее условиях: устанавливалась высокая пожизненная пенсия – до 10% условного валового дохода. Прежние удельные княжества были реорганизованы в провинции, непосредственно подчиненные центральной власти.
В начале 1872 г. был легализован принцип частной собственности на землю: разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись, в ходе которой землю передавали в собственность ее фактическим владельцам, получавшим от властей соответствующий документ.
В 1872 г. была ф ормальн о провозглашена ликвидация сословных приви лег ий. Разрешалось свободно передвигаться по всей стране.
Буржуаз ные п реобразования существенно затронули быв шее при вилегированное сословие военн ого дворянства — саму раев. Крупн ые феодальные землевладельцы — князья получили щедр ую денежную комп енсацию за отказ от своих феодальных прав в пользу императора, но положение рядового самурайства в це лом ухудшилось.
80-е годы ознаменовались серьезными сдвигами в экономике страны. На смену мануфактуре приходило машинное производство. Государство активно содействовало возникновению крупной капиталистической промышленности. Правительство вкладывало за счет налогоплательщиков, главным образом крестьян, значительные средства в строительство новых фабрик и
заводов. За время с 1863 по 1880 гг. оно построило несколько так называемых образцовых предприятий, преимущественно в лёгкой промышленности, и впоследствии передало их за небольшую компенсацию в руки частных владельцев - прежде всего немногих привилегированных фирм, близких к высшей бюрократии и выступавших нередко в роли правительственных банкиров. Такими, в частности, были фирмы Мицуи и Мицубиси.
Развитие промышленности происходило неравномерно. При сравнительно быстром росте текстильного производства металлургия развивалась замедленными темпами. До конца 9О-х годов производство чугуна и стали оставалось на крайне низком уровне. В целом в стране все еще преобладали мелкие и мельчайшие предприятия полукустарного типа. Япония оставалась в основном аграрной страной.
Несмотря на свой феодальный фасад, японская монархия проводила в отношении промышленности по существу буржуазную политику[14] . Поощрительная политика являлась в большой мере результатом прямого давления со стороны буржуазии, добивавшейся защиты от иностранной конкуренции. Импортные товары все еще находились в выгодном положении благодаря низким таможенным пошлинам, установленным на основе неравноправных договоров с иностранными державами.
Мероприятия правительства, направленные на то, чтобы п реодолеть техническое и военное отставание Японии от передовых капиталистических государств, также соответствовали интересам буржуазии. К тому же крупные торговые и промышленные фирмы были связаны теснейшими узами с полуфеодальным государственным аппаратом. По всем этим причинам японская буржуазия довольствовалась проведенными правительством ограниченными реформами.
Незавершенность аграрных преобразований препятствовала расширению внутреннего рынка и тем самым тормозила развитие капитализма. Однако, предприниматели извлекали выгоду и из феодальных пережитков, используя их для усиления эксплуатации молодого, только еще формировавшегося рабочего клаcca. Широко применялась контрактация рабочей силы, когда вербовщики заключали соглашения с крестьянами об «уступке» их детей фабриканту. Эксплуатация дешевого женского и детского труда принимала огромные размеры. Taк, в 1882 г. и стране насчитывалось немногим более 50 тыс. промышленных рабочих, среди которых женщины составляли 69%. В 1895 г. из общего количества 425 тыс. промышленных рабочих было около 250 тыс. женщин. Средняя продолжительность рабочего дня равнялась 14 часам.
Между помещиками и буржуазией нередко возникали разногласия по различным вопросам внутренней политики. Например, пoмещики добивались снижения поземельного налога, демагогически выступая в качестве «защитников» крестьянства[15] , а буржуазия отстаивала высокое поземельное обложение, так как значительная часть государственных поступлений шла на поощрение развития промышленности. Однако эти разногласия имели второстепенное значение. Оба господствующих класса проводили политику увели чения косвенных налогов, роль которых в государственном бюджете неуклонно возрастала. Классовый союз помещиков и капиталистов закреплялся их общей заинтересованностью в сохранении и использовании разного рода феодальных пережитков и реакционного государственного аппарата.
Японские промышленники очень рано начали стремиться к захвату внешних рынков. Агрессивные устремления буржуазии находили поддержку со стороны японской монархии. Авантюризм бывшего самурайства сохранял исключительную живучесть, ибо питался стремлением японского капитализма к экспансии и поддерживался влиятельными милитаристскими кликами в правительстве.
Государственный аппарат японской монархии, в основном унаследованный от феодальных времен, отличался косностью и бюрократизмом. Чиновничество, военщина и полиция обладали огромной властью в стране.
Заключение.
Первая мировая война вызвала огромное развитие военной техники. Таким образом, вторая научно-техническая революция охватила различные сферы промышленного производства. Превзошла она предыдущую эпоху по темпам технического прогресса. В начале XIX в. порядок изобретений исчислялся двузначным числом, в эпоху второй НТР — четырехзначным, т. е. тысячами.
1. По своему характеру вторая НТР отличалась от промышленного переворота XVIII—XIX вв. Если промышленный переворот привел к становлению машинной индустрии и изменению социальной структуры общества (формированию двух новых классов — буржуазии и рабочего класса) и утверждению господства буржуазии, то вторая НТР не затронула тип производства и общественную структуру и характер социально-экономических отношений. Ее результаты — изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки из малой в большую. Поэтому ее называют не промышленной революцией, а научно-технической.
2. НТР привела к появлению многих новых отраслей промышленного производства, которых история не знала. Это электротехническая, химическая, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, автомобильная промышленность самолетостроение, производство портландцемента и железобетона и др.
3. Происходила не только диверсификация отраслей, но и подотраслей. Это можно видеть на структуре, например, машиностроения. В полную силу заявило о себе транспортное машиностроение (производство локомотивов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов, трамваев и др.). В эти годы наиболее динамично развивалась такая отрасль машиностроения, как автомобильная.
4. Бурное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структуры черной металлургии — повысился спрос на сталь и темпы ее выплавки значительно превзошли прирост производства чугуна.
5. Технические сдвиги конца XIX—начала XX вв. и опережающее развитие новых отраслей предопределили изменение структуры мирового промышленного производства. Если до начала второй НТР в общем объеме выпускаемой продукции преобладала доля отраслей группы «Б» (производство предметов потребления), то в результате второй НТР повысился удельный вес отраслей группы «А» (производство средств производства, отраслей тяжелой промышленности). Это привело к тому, что усилилась концентрация производства, стали преобладать крупные предприятия. В свою очередь крупное производство нуждалось в крупных капитальных вложениях и вызывало необходимость объединения частных капиталов, которое осуществлялось образованием акционерных обществ. Завершением этой цепочки изменений стало создание, образование монополистических союзов, т.е. монополий как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).
Таким образом, в результате произошедших изменений в технике и технологии производства и развитии производительных сил, вызванных второй НТР, были созданы материальные предпосылки для образования монополий и перехода капитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Способствовали процессу монополизации и экономические кризисы, регулярно происходившие в конце XIX в., а также начале XX в. (1873,1883,1893, 1901-1902 и др.). Поскольку в ходе кризисов гибли прежде всего мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации и централизации производства и капитала.
Монополия как форма организации производства и капитала в конце XIX—начале XX вв. заняла господствующие позиции в социально-экономической жизни ведущих стран мира, хотя степень концентрации и монополизации по странам была неодинаковой; были различными преобладающие формы монополий. В результате второй НТР вместо индивидуальной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве — фермерская; развивается кооперативная, а также муниципальная.
На этом историческом этапе ведущее место в мире по промышленному развитию занимают молодые капиталистические страны — США и Германия, значительно продвигается Япония, тогда как бывшие лидеры — Англия и Франция отстают. Центр мирового экономического развития при переходе к монополистической стадии капитализма перемещается из Европы в Северную Америку. Первой державой мира по экономическому развитию стали Соединенные Штаты Америки.
Список использованной литературы:
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000
2. История мировой экономики, учебное пособие, под редакцией Поляка Г.Б. Марковой А.Н.М.: Юнити, 2002
3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики, учебное пособие для ВУЗов - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова,1999
4. Экономическая история зарубежных стран. Под общей редакцией В.И. Голубовича. - Минск, 1997
5. Электронные каталоги Научной библиотеки ВСГТУ Online
http://www.burinfo.ru/cgi-lib/biblmain.cgi/catalog
6. Казахский Национальный Университет. Электронный каталог. Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран М., 1981
7. Статья Экономическое развитие ведущих стран мира в эпоху формирования индустриальной цивилизации http:/www.humanities. edu.ru
8. Курс общей экономической теории. Под общей редакцией А.В.Сидоровича. Учебное пособие, М.: Издательство Дело и Сервис, 2001
9. Макроэкономика. Под редакцией Е.Б.Яковлевой. Учебное пособие, СПб.: Поиск, 1997
[1] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с.225.
[2] Там же - с.227.
[3] Поляк Г.Б. Маркова А.Н. История мировой экономики, учебное пособие. М.: Юнити, 2002 - с. 475.
[4] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000г, стр.231.
[5] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с.156.
[6] Там же - с.158.
[7] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики, учебное пособие для ВУЗов - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова,1999.
[8] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с. 160.
[9] Поляк Г.Б. Маркова А.Н. История мировой экономики, учебное пособие. М.: Юнити, 2002 - с. 501
[10] Поляк Г.Б. Маркова А.Н. История мировой экономики, учебное пособие. М.: Юнити, 2002 - с. 503
[11] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с. 353
[12] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с. 361
[13] Поляк Г.Б. Маркова А.Н. История мировой экономики, учебное пособие. М.: Юнити, 2002 - с. 508
[14] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с. 440.
[15] Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ,2000 - с. 442.