История предпринимательства в Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ: История развития отечественного предпринимательства. Развитие предпринимательства в Беларуси. Проблемы организации и управления в сфере туризма в Республике Беларусь. Причины медленного развития предпринимательства в Беларуси.СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. История развития отечественного предпринимательства |
4 |
2. Развитие предпринимательства в Беларуси |
7 |
3. Проблемы организации и управления в сфере туризма в Республике Беларусь |
9 |
Заключение |
13 |
Список использованной литературы |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
Темой данного реферата является «История развития предпринимательства».
В настоящее время предпринимательство служит предметом интенсивных исследований — оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами. Редкий обществоведческий журнал проходит мимо данной тематики, а некоторые периодические издания специализируются на ней целиком. Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями, перспективами дальнейшего развития.
История предпринимательства как научная дисциплина имеет общие корни с экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения. В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с публикаций автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история предпринимательства приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
История развития отечественного предпринимательства уходит в глубь веков и относится ко времени освоения торговых путей и строительства первых городов.
Большой интерес представляет изучение предпринимательской деятельности в Беларуси в конце XVIII века, в период разложения феодально-крепостнических и формирования капиталистических отношений. В это время в результате разделов Речи Посполитой белорусские земли были присоединены к Российской империи. Восточная часть Беларуси вошла в состав России в 1772 г. Социально-экономическая политика русского самодержавия в восточной Беларуси преследовала цель создания опоры в лице новых, русских помещиков, на которых оно могло опереться в своей объединительной политике. Екатерина II в результате первого раздела Речи Посполитой получила значительный земельный фонд из владений неприсягнувших помещиков и перешедших в казну «старостинских и экономических» имений. Крупные земельные владения получили здесь Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, С.Г. Зорич, П.В. Завадовский и другие видные государственные деятели и полководцы[1] .
Наличие бесплатной рабочей силы крепостных крестьян, а также природные богатства белорусского края способствовали развитию здесь мануфактурной промышленности. Вотчинные мануфактуры на востоке Беларуси создавались почти исключительно в имениях русских вельмож.
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.
Первый русский свод законов «Русская правда» был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.
Русский историк В. Безобразов[2] , анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, выделяет особо:
· чувство меры
· практический расчет
· самообладание
· трезвость характера
· сила воли.
Именно эти черты определяли его успех более тысячи лет.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз.
С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.
Таким образом, отечественное предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли не оказать влияния на развитие предпринимательства.
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
Что касается предпринимательства, то история его становления в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.
В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».
Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).
Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
В 1993 г. принимаются законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности», «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики[3] .
По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывается более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.
В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. Наблюдается тенденция ухода предпринимателей в неофициальный сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:
· усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
· отсутствие стартового капитала;
· установленный уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательство собственных оборотных средств;
· административные барьеры - действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия разного рода нормативных и распорядительных документов, которые противоречат законодательству РБ и общегосударственным нормативным актам.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ
предпринимательства
В связи с переходом Беларуси на рыночные отношения и развитием частного сектора в экономике становится особенно актуальной проблема его взаимоотношений с публичной властью. Белорусские предприниматели и должностные лица управленческих структур все чаще обращаются к зарубежному опыту.
Одна из наиболее интересных моделей государственного регулирования деятельности частных предприятий создана Соединенными Штатами Америки, где уже к концу XIX в. частный сектор развился до небывалых масштабов.
Огромные частные предприятия появились здесь намного раньше, чем в Европе, и вызвали сильную политическую реакцию. Возникновение и развитие в государственном аппарате США функций по регулированию деятельности частных предпринимателей и монополий относится ко второй половине XIX века. Взаимодействие государственного и частного секторов в США — один из самых популярных сегодня предметов исследования как для американских, так и для зарубежных юристов.
США — единственная, кроме Южной Кореи, страна, где авиаиндустрия является полностью частной отраслью. США также единственная страна с полностью частной сетью телекоммуникаций и одна из немногих стран, не имеющих государственных предприятий в области нефтяной, газовой и сталелитейной промышленности. Частные охранные компании США насчитывают большее количество сотрудников, чем муниципальные отделы полиции. Не многие также знают, что в некоторых штатах США частные фирмы управляют тюрьмами. А прогнозы погоды, составляемые частными компаниями, смело конкурируют с прогнозами государственной службы. Почтовые посылки, некогда доставляемые в дома американцев только государственной службой, отныне нередко доставляются частными перевозчиками (типа ЮПС). Национальные парки и лесопарки, находившиеся в управлении соответствующих государственных служб, теперь также управляются частными организациями — экологи считают, что большее число частноуправляемых парков улучшило бы состояние окружающей среды.
Необходимо заметить, что между количеством государственных предприятий, с одной стороны, и состоянием национальной экономики — с другой, отсутствует четкая взаимозависимость. В некоторых странах (Германия, Бразилия) экономические показатели существенно возросли за последние двадцать лет при большом объеме государственной собственности, а в других странах с таким же прогрессивным развитием экономики (Япония) объем государственной собственности оказался относительно невелик. То же можно сказать и о странах, экономика которых находилась практически на одном уровне (Канада, США, Великобритания), — если в США и Канаде государственный сектор был незначительно развит, то в Великобритании насчитывалось много государственных предприятий.
Большинство ученых считают, что правительства других стран склонны стимулировать и поощрять развитие частных предприятий, в то время как в США их деятельность склонны удерживать в определенных рамках. При этом они часто обращаются к опыту конца XIX—начала ХХ вв., когда, не считаясь с интересами государства, нажили свое состояние такие «бароны-грабители», как Дж. Рокфеллер, Дж. Гоулд и Дж. Дьюк. Эту эпоху именовали по-разному: М. Твен назвал ее «веком озолочения», а один из знаменитых ученых В.Л. Паррингтон — «большим барбекю»: «поваром» был большой бизнес, «тушей» — американский народ[4] .
В 20-х гг. нашего века нападки на большой бизнес улеглись. Но кризис 1929 г. и Великая депрессия, казалось, подтвердили мнение о том, что частный бизнес, который, по общему разумению, и стал их причиной, прогнил. Американскому народу был брошен вызов, восстановление порядка он видел в жестком регулировании экономики. Ф. Д. Рузвельт определил это как «Новый курс для американского народа». Его доминирующей административной стратегией стало создание новых ведомств в системе государственного аппарата и независимых агентств (Комиссия ценных бумаг и биржевых операций, например). Расширение государственного аппарата было направлено на усиление государственного регулирования экономики и смягчение капиталистических противоречий. Объем президентских полномочий по контролю за бюрократическим аппаратом также был существенно расширен посредством численного увеличения администрации президента.
Ставшее явным настороженное отношение американцев к бизнесменам в середине ХХ в., было бы непонятно в середине XIX в. В этот период имели место многочисленные раздоры между «воинствующими экономическими интересами»: плантаторы с юга против текстильных магнатов с севера страны; промышленники против членов профсоюзов; грузоотправители против железнодорожников. Однако основного разделения между интересами частных предпринимателей, с одной стороны, и народа — с другой, не существовало. Для экономической политики XIX в. было характерно масштабное содействие частным предприятиям путем поддержки в строительстве каналов, железных дорог и других «внутренних усовершенствований».
То, что внесло стихийное изменение в отношение американцев к вопросу взаимодействия частного и публичного секторов, вероятно, было связано с внезапным ростом большого бизнеса. Эта глубинная тенденция берет свое начало еще в 50-е гг. XIX в. — вследствие усовершенствования транспорта, коммуникационных систем и производственных технологий, а развилась она с 1880 по 1910 г. До того ни одно частное предприятие, ни одна отрасль промышленности не имели больших масштабов. Даже крупные заводы обычно нанимали не более нескольких сотен рабочих. До 70-х гг. XIX в. капитал самых больших производственных компаний, как правило, составлял менее 1 млн. долларов.
Со сменой всего только одного поколения ситуация изменилась. К 1890 г. каждая из нескольких железных дорог нанимала на работу уже более чем 100 тысяч рабочих. Малые предприятия стали менее значимы как работодатели. К 1914 г. приблизительно треть рабочей силы была занята на заводах, насчитывавших 500 рабочих или более. К 1900 г. Нефтяная Компания Дж. Рокфеллера разрослась до крупнейшей мультинациональной корпорации с капиталом в 122 млн. долларов. Табачная Компания Дж. Дьюка прошла через ряд слияний с другими компаниями и, пережив внутренний рост, в 1904 г. капитализировала 500 млн. долларов (в 1890 г. — 25 млн. долларов). Кульминационным моментом стало создание в 1901 г. Сталелитейной корпорации — ее капитал составил 1,4 млрд. долларов. Эта сумма находилась за пределами воображения большинства граждан и превратилась в символ новой мощи американской экономики.
Таким образом, главным отличием развития предпринимательства в США является то, что рост большого бизнеса предшествовал росту государственного аппарата. В Великобритании, Франции, Германии и Японии разросшийся бюрократический механизм был запущен в действие задолго до появления большого бизнеса. Кроме того, каждая из этих стран прошла через этап феодализма, существенно затянувшего их экономическое развитие. Когда большой бизнес возник в США, не было никакой другой силы, которая могла бы компенсировать и смягчить его влияние: ни аристократии, ни гильдий, ни рабочих движений, ни влиятельной церкви. Именно в этом усматривается причина того, что американское предпринимательство развилось так молниеносно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует повторить, что раньше всего предпринимательство получило свое развитие в США, и главным отличием развития предпринимательства в США является то, что рост большого бизнеса предшествовал росту государственного аппарата.
Что касается отечественного предпринимательства, то наибольшие возможности развития оно получило во второй половине XIX в. - начале XX в. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли не оказать влияния на развитие предпринимательства.
В настоящее время предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:
· усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
· отсутствие стартового капитала;
· высокий уровень фискальных изъятий;
· административные барьеры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анджелова М. В. Государство и частное предпринимательство: история возникновения большого бизнеса в США. // Право и политика. - №7. – 2000. – С.7-8.
2. Бруцкая Ж.Е. Экономическое развитие Республики Беларусь.
(http://www-old.bstu.by/MP/konf/a/a41.html)
3. Валигурский. Организация предпринимательской деятельности. Учебник – М., 2005. – 740 с.
4. Дадалко С.В. Проблемы развития предпринимательства в переходный период экономики: РБ. // Предпринимательство в Беларуси. – 1999. - №12. – С.9-11.
5. Дубовик А.К.. Из истории предпринимательской деятельности Г.А. Потемкина в Беларуси.
(http://www.uoipd.org/conferenc/conf1/index.php?section=s1number=4)
6. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости ВС Бел. ССР, 1991, №9.
7. Кравец Л. Патентные рычаги управления развитием предпринимательства: Зарубежный опыт. // Финансы и кредит. – 2005. - №7. – С.56-64.
8. Никитина С.К. История российского предпринимательства. / С.К. Никитина. – М.: Экономика, 2001. – 303 с.
9. Крум Э.В., Сенько А.Н. Развитие предпринимательства в России и Беларуси: опыт и проблемы. // Предпринимательство в Беларуси. – 2001. - №36. – С.4-6.
10. Основы предпринимательства. / Под общ. Ред. А.С. Пелеха; Учебное поосбие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 511 с.
11. Телевич Н.М. Развитие деловой активности населения и возможности ее реализации в Республике Беларуси: Развитие предпринимательств. // Предпринимательство в Беларуси. – 2001. - №2. – С.8-9.
[1] Дубовик А.К.. Из истории предпринимательской деятельности Г.А. Потемкина в Беларуси.
(http://www.uoipd.org/conferenc/conf1/index.php?section=s1number=4)
[2] Основы предпринимательства. / Под общ. Ред. А.С. Пелеха; Учебное поосбие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 123.
[3] Бруцкая Ж.Е. Экономическое развитие Республики Беларусь.
(http://www-old.bstu.by/MP/konf/a/a41.html)
[4] Анджелова М. В. Государство и частное предпринимательство: история возникновения большого бизнеса в США. // Право и политика. - №7. – 2000. – С.7.