История развития социологии 2

СОДЕРЖАНИЕ: 2. История развития социологии. История учит даже тех, кто у нее не учиться, она их проучивает за невежество и пренебрежение. В. О. Ключевский Стремление понять смысл социальных процессов, их природу, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания.

2. История развития социологии.

История учит даже тех, кто у нее не учиться, она их проучивает за невежество и пренебрежение.

В. О. Ключевский

Стремление понять смысл социальных процессов, их природу, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания. Среди этих социальных мыслителей можно выделить:

античных философов Платона (теория «идеального государства») и Аристотеля (характеристика человека как общественного существа, «политического животного»),

идеологов «централизованного государства» и «сильной власти» 14-16 веков (Н. Макиавелли и Ж. Боден),

просветителей 17-18 веков, разработавших теорию «естественного права» и «общественного договора», который люди заключают для обеспечения своих интересов (Г. Г роций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) ,

социальных утопистов, мечтавших о более совершенном устройстве общественной жизни (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье).

Родоначальником социологии может считаться французский ученый Огюст Копт (1798 - 1857), т. к. первый ввел в обиход термин социология, хотя сам долгое время использовал термин «социальная физика», подчеркивая важность подхода к социальным проблемам с позиции естествознания, используя его научные методы. Конт впервые поставил проблему самостоятельного статуса социологии.

Иерархия наук

Социология

Биология

Химия

Физика

Астрономия

Математика

Этапы развития общества: 1. Теологический (власть фикций и иллюзий), 2. Метафизический (власть абстракции, общих рассуждений), 3. Позитивный (власть реального, позитивного знания).

Спенсер Герберт. (1820 -1903) Эволюция-всеобщий закон , 3 вида эволюционных процессов:

- надорганический (общество),

- органические,

- неорганические.

Основные социальные процессы: производство, регулирование, распределение, два типа общества: военные ( централизованный контроль), индустриальные (сотрудничество).

Социальные институты = механизмы самоорганизации совместной жизни:

- домашние (семья, брак),

- церковные,

- обрядовые (обычаи, обряды, этикет),

- политические (право, государство).

- профессиональные, промышленные (объединения людей по занятиям).

Социализм = грядущее рабство, революция - ненормальное изменение. У Спенсера излишний натурализм в понимании общества, но гораздо важнее и то, что не утратило значения:

- акцент на регулировании социальных процессов,

- обоснование регулятивной роли различных социальных институтов,

- идея «равной свободы»,

- выявление социальной роли государства и что не менее важно социальной ответственности граждан.

Одновременно с Контом и Спенсером своеобразные идеи в социологи развивал Карл Маркс (1818-1883). О сложности и неоднозначности теории К. Маркса говорит хотя бы его понимание общества. Один -- формационный подход достаточно известен. Каждая из формаций (первобытно общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в будущем коммунистическая) рассматриваются во взаимосвязи базиса и ( экономические, производственные отношения) и надстройки (политические, правовые, культурные институты).

Маркс выделил 3 этапа в развитии человечества:

- на первом конкретный человек как бы растворен в воде, общине, не является самостоятельным,

на втором происходит становление индивидуальности, но одновременно человек отчуждается, теряет смысл своей жизни, машины как бы подчиняют жизнь человека себе.

- на третьем -- будущем этапе должно было произойти освобождение человека, преодоление отчуждения. Коммунизм, следственно и понимался как гуманизм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Гуманистская линия у Спенсера и Маркса получила развитие во взглядах социологов, которых условно можно объединить в психологическое направление ( Д. С. Милль, Г. Лебон, Г Тард и др.). в центре их внимания -человек, его психологическое взаимодействие с другими людьми.

Во многом типичными по ориентации являются идей английского ученого Джона Стюарта Милля (1806-1873). Прежде всего его не устраивает социократия Конта (власть общества). Соответственно ставиться вопрос о пределах власти общества над отдельным индивидом.

«Власть общества над индивидуумом не должна простираться далее тех действий индивида, которые не касаются других людей. В сфере же касающейся его самого, его независимость абсолютна».

«Счастье неразрывно связано с высшими потребностями человека -чувством собственного достоинства».

Габриель Тард (1843 1904) основное внимание уделял психологическим механизмам социального взаимодействия. Важнейшие из них, по его мнению, подражание. Характерна его формула: «Общество – это подражание».

Что же такое подражание? Здесь социолог должен представить слово психологу - Тард. Он выходит на сложные проблемы. Среди них - реальная трудность разграничения социологии и психологии, особенно в рамках стратегии «от человека к обществу».

Французского социолога Лебона (1841 - 1931) интересовал иной аспект проблемы - влияние массового сознания , «психологии толпы» на отдельного человека. Он подчеркивал власть идей, когда идея (неважно истинная или ложная) переходит у масс в чувство. Важнейшей характеристикой современной ему эпохи Лебон считал «замену сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».критику толпы он соотносит с тем, что в толпе может происходить только накопление глупости , а не ума, в изолированном положении человек может быть культурным, в толпе - это варвар, то есть существо инстинктивное., сила толпы направлена лишь к разрушению.

Обращенность социологов психологического направления к человеку заставила по иному посмотреть на характер общества, социальных связей. На эту потребность откликнулся немецкий социолог Френсис Теннис (1855 - 1936). Тип общества он соотносил с типом социальных связей, социально психологических отношений между людьми. Соответственно он разграничивал две модели обществ:

- «общность», «сообщество» - традиционные доиндустриальные отношения;

- «общество» - индустриальные, урбанизированные отношения.

МОДЕЛИ ОБЩЕСТВ ПО ТЕННИСУ

ОБЩНОСТЬ

ОБЩЕСТВО

Общая единство,

воля, эмоциональное чувство близости,

Индивидуальная (рациональная) воля, характеризуется полезностью,

основанное на родстве и знакомстве

официальностью, договоренностью

Нет индивидуальных членов, каждый растворяется в общности

Основа индивидуальность, целостность - единство многих воль

Преобладание общих интересов

Преобладание интересов индивидуума

Основывается на убеждениях, нравах, традициях

Основывается на философских, научных теориях и доктринах, общепринятых образцах поведения,

моде

Интегрируется на основе религии

Интегрируется на основе общественного мнения

Солидарность естественна, привычна, обычна

Солидарность основана на договоре

Преобладает общая собственность

Преобладает частная собственность

Проблема противоречивости прогресса, цены прогресса, поставленная Теннисом, актуальна не философски, а социологически.

Немецкий социолог Георг Зиммель 1858 1918). Прежде всего, он предложил другой подход к определению предмета социологии: он связан не с поиском особой, не занятой другими науками предметной области, а с методом.

Теория понимания Зиммеля. В ней особенно подчеркивалось: мир, социальная реальность рассматривается социологом, ученым с учетом своих собственных позиций и ценностных представлений. Более того, мир ценностей как бы возвышается над миром бытия. Четко обозначена научнаяYЙ
Й] $BE
Ў2. История развития социологии.

История учит даже тех, кто у нее не учиться, она их проучивает за невежество и пренебрежение.

В. О. Ключевский

Стремление понять смысл социальных процессов, их при роду, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания. Среди этих социальных мыслителей можно выделить:

античных философов Платона (теория «идеального государства») и Аристотеля (характ еристика человека как общественного существа, «политического животного»),

идеологов «централизованного государства» и «сильной власти» 14-16 веков (Н. Макиавелли и Ж. Боден),

просветителей 17-18 веков, разработавших теорию «естественного права» и «общественного договора», который люди заключают для обеспечения своих интересов (Г. Г роций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) ,

социальных утопистов, мечтавших о более совершенном устройстве общественной жизни (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье).

Родоначальником социологии может считаться французский ученый Огюст Копт (1798 - 1857), т. к. первый ввел в обиход термин социология, хотя сам долгое время использовал термин «социальная физика», подчеркивая важность подхода к социальным проблемам с позиции естествознания, используя его научные методы. Конт впервые поставил проблему самостоятельного статуса социологии.

Иерархия наук

Социология

Биология

Химия

Физика

Астрономия

Математика

Этапы развития общества: 1. Теологический (власть фикций и иллй. С позиции этого подхода основное внимание уделяется исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам.

Толкот Парсонс (1902-1979): синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено -культуру, как основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного функционализма.

Знакомство с классиками мировой социологии будет неполным, если за его рамками останется развитие социологии в России на рубеже 19 -- 20 веков. Наиболее весом вклад таких социологов как Ковалевский М. М, П. Л. Лавров, Н. К. Михалевский, П. А. Сорокин, (по ним дать сообщение «Становление социологии в России»).

Скачать архив с текстом документа