К вопросу об определении понятия: основы изобразительной грамоты
СОДЕРЖАНИЕ: В любом виде деятельности есть свое фундаментальное определение профессиональной грамоты как основы обучения мастерству. В изобразительном творчестве такой базой служит изобразительная грамота.К вопросу об определении понятия: основы изобразительной грамоты
Василевич О.Е.
Грамотно сформулировать любое понятие - значит, раскрыть его содержание и объем, заложенной в этом понятии информации, дать определение сущности основным его свойствам и отношениям к действительности и выявить количество объектов, которым наиболее присущи эти свойства и отношения.
В любом виде деятельности есть свое фундаментальное определение профессиональной грамоты как основы обучения мастерству. В изобразительном творчестве такой базой служит изобразительная грамота. Рассматривая историю, природу и систему художественного образования, построенную на лучших реалистических традициях, часто приходиться оперировать термином основы изобразительной грамоты5. Это особенно проявляется в процессе непрерывного художественного образования: начиная от первоначального художественного образования, затем к элементарному и далее к совершенному художественному, профессиональному.
Исторический анализ показывает, что термин основы изобразительной грамоты в научно-практической литературе используется очень часто, но трактуется во многом по-разному, Такое понимание дел не лишено тенденции повтора, дублирования, совмещения многих явлений в единое понятие и, как результат, мы видим стихийную, частично хаотичную подготовку учащихся по основам изобразительной грамоты. В такой подготовке, как правило, не связывается первоначальное звено обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству не выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.
Например, основы изобразительной грамоты такие известные методисты, ученые, художники-педагоги, как Е.Е. Рожкова, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов и другие трак го ват и по-разному:
- Рожкова ЕЕ. в этом определении видела основы изображения [2, 9].
- известному художнику-педагогу, твердо отстаивающему традиции академической школы, Д.Н. Кардовскому, также близка такая трактовка понятия: Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения [1, 128]. Сравним эти высказывания:
- сопоставим эти определения с одним из последних, найденным нами в исследованиях H.Н. Ростовцева; Изобразительная грамота предусматривает знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими [3, 229].
Такой перечень определений понятия основы изобразительной грамоты можно продолжить, но уже сейчас попробуем дать более обобщенное и в нашем понимании точное определение термина основы изобразительной грамоты в русле решаемой нами проблемы: совершенствование непрерывного художественного образования.
И гак: Основы изобразительной грамоты - это система правил и законов реалистического изображения, а также умений и навыков грамотно передавать суть объекта или явления, его форму... цвет, свет, характер, движение, пропорции и т. д. на изобразительной плоскости.
Результаты многих наших исследований, а также материалы этой статьи убеждают нас в том, что объем и характер изобразительной грамоты, методы подачи его учащимся, педагог должен продуманно отбирать для каждой ступени непрерывного художественного образования, опираясь на научные достижения в области психологии, педагогики и методики.
Список литературы
1. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. - М., 1960.
2. Рожкова ЕЕ. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. - М. Просвещение, 1976.
3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебн. .для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 3-е изд, доп. и перераб - М.: Просвещение, Владос, 1995.