Концепция бухгалтерской финансовой отчетности в Российской федерации и международной практике

СОДЕРЖАНИЕ: Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской федерации и международной практике. 1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности 2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской федерации и международной практике.

1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности

2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

3. Пользователи отчетной информации

4. Международные стандарты и Директивы по учету и отчетности европейского сообщества

1.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, поставляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату.

Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации.

Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить пути совершенствования деятельности организации.

В настоящее время организация предоставляет в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточной является месячная и квартальная бухгалтерская отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года. Она имеет важное значение, так как годовая отчетность представляется пользователям только по окончании финансового года и она не позволяет оперативно реагировать на изменение в финансовом положении и результатах деятельности организации. Этот недостаток призвана восполнить промежуточная отчетность, которая обеспечивает пользователей информацией о событиях, операциях и условиях деятельности организации и позволяет выявить наиболее важные изменения в течение отчетного года. Особенно важно это для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке (АО и др.).

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят:

— Бухгалтерский баланс (форма № 1);

— Отчет о прибылях и убытках {форма № 2);

Эти же формы входят в состав годовой отчетности, кроме того, в нее входят:

- Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- Отчет о средствах целевого финансирования (форма № 6)

- Пояснительную записку;

- Аудиторское заключение.


2.

В Федеральном законе О бухгалтерском учете, Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ Бухгалтерская отчетность организации, Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности :

- достоверности и полноты (Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету);

- нейтральности (означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, чтобы исключить одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим, т. е. она должна быть объективной по отношению к различным группам пользователей);

- целостности (связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы);

- последовательности (закрепляет постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому);

- сопоставимости (В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю как минимум за два года — за предыдущий и отчетный).

- требования отчетного периода ( Требования соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным) ;

- требование оформления (Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ, подписание руководителем организации и гл. бухгалтером).


3.

Бухгалтерский учет является важнейшим источником информации. В связи с этим бухгалтерская отчетность представляет большой интерес для различных категорий пользователей. В соответствии с международными стандартами учета и отчетности выделяют 7 групп пользователелей информации :

- Инвесторы, учредители или акционеры нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решения о покупке или продаже акций, облигаций, получать предоставления о доходности ЦБ, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями .

- Работники (служащие) организации заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне з/п, системе премиальных вознаграждений ипенсионного обеспечения.

Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и % по нему, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

- Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства.

- Правительственные органы , нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о внутреннем валовом продукте, национальном доходе, бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирование инвестиционной, налоговой политики.

- Общественные организации (общественность) — их волнуют общие вопросы занятости, экологии, экономическое процветание и т.п.

- Руководство организации для принятия управленческих решений


4.

Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к

содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам ФО, который в дальнейшем стал называться Комитетом по МСФО. Документы, разрабатываемые КМСФО, носят рекомендательный характер и называются МСФО. В 1977 г. в Женеве была учреждена международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности которой является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (в области образования, бухгалтерской этики ), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе экономики. Все профессиональные бухгалтерские организацииции, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО. На начало 2000 г. в этих международных организацияхциях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО вступили представители лишь 9 стран Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).

В 2001 г. КМСФО был преобразован в Управление по МСФО, которое приступило к работе в составе экспертов в области бизнеса, БУ, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне.

Необходимость широкого использования МСФО обусловлена несколькими причинами

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО — это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Известно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами.

Во-вторых , отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления; При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров собственников) инвесторов.

В-третьих , использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения БУ и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда я поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ.

В-четвертых , применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Выражение «БУ — язык бизнеса» обретает интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран.

Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков.

Европейские страны — члены Евросоюза при разработке национальных учетных правил руководствуются прежде всего обязательными для исполнения директивами ЕЭС: «О годовой отчетности компаний определенного типа» (Четвертая Директива) и «О консолидированной ФО» (Седьмая Директива). ]

В России, несмотря на принятое правительством постановлений «Об утверждений Программы реформирования БУ в соответствии с МСФО», процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя ФО до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы БО, стремление использовать результаты фин. учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров. Поэтому современный курс «БФО» призван сформировать представление о роли и значении МСФО в процессе гармонизации национальных систем счетоводства. При этом детально изучается существующая российская практика, которая отражает действующий в нашей стране, механизм регулирования порядка ведения учета и отчетности.

Скачать архив с текстом документа