Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права

СОДЕРЖАНИЕ: Основные положения и анализ синтеза конфуцианства и легизма, влияние этих идеологий на развитие древнекитайского права. Анализ права государств Шан и Чжоу, династии Чжоу, империи Цинь и ханьского государства существовавших на территории Древнего Китая.

Контрольная работа

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Основные положения конфуцианства

3. Основные положения легизма

4. Основные этапы развития древнекитайского права

4.1 Право государств Шан и Чжоу

4.2 Право династии Чжоу и империи Цинь

4.3 Право ханьского государства

5. Заключение

6. Список использованной литературы


1. ВВЕДЕНИЕ

История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.[1]

В истории Древнего Китая в основном по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н. э.) - первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские империи - Цинь (III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.).

В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.

В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.


2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИАНСТВА

Конфуцианство. Родоначальник учения, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), еще в детстве отличался любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и со временем «вырос» до поста министра в княжестве Лу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поисках применения своего таланта управленца, вернулся на Родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг. Его мысли изложены в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н. э.

Анализ общества и государства у Конфуция моралистический, но предмет морализирования - не загробная жизнь, а разумное устройство государства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие верхи должны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства являются тесно взаимосвязанные понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.

Управлять государством призваны благородные мужи, во главе с государем - «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж - образец нравственного совершенства.

«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).

Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечающее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин и включающее в себя несколько совокупностей обычных норм: «отец - сын», «дружба», «соседство», «начальник - подчиненный», «муж - жена», «подданный - правитель» и др. Общий принцип взаимоотношений между людьми - взаимность. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй»). Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить фундаментом системы управления, основанной на традициях и негативно воспринимающей закон.

Перестройку управления предлагалось начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысла существующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).

Государь обязан относиться к подданным, как к детям: защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.

Распоряжения о карательных походах должен отдавать любящий свой народ государь, а не правители уделов.

Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное - это сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на подданных. Конфуцианские правила поведения (более 3-х тысяч) включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи.

«Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуал рассматривается как стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.

Идеализируя отношения патриархального быта и создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение к старшим, повиновение которым считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управлении следовало исходить из этических принципов, управление должно быть гуманным. Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе народ проклянет эти цели и идеалы. Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно, поддерживали человечность... Кроме того, они поучали народ быть преданным, учили выполнять свой долг.

В соответствии с этико-политической доктриной Конфуция условием всемирного порядка являются гармония и счастье людей, предполагающие гармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должны основываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотая середина, человеколюбие. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований ли, закрепленных в скрупулезно разработанном ритуале, обусловливает вспомогательную роль права и закона (фа): «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»[2] .

Конфуций стремился восстановить сложившиеся веками правила, определявшие каждый шаг китайца. Это - своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н. э.).

Отражая некоторые глубинные свойства характера китайского народа,и подменяя собой религиозные верования, оно стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей (образ мышления и стиль жизни), а значительно позже (в империи Хань) превратилось в главный регулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.

Процесс превращения конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его распространения, в стране, что и было с успехом исполнено последователями Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже в зародыше ранее. Однако нет необходимости доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием огромную работу по трансформации древних институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и творческой.

Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное и всячески усилить в нем назидательный акцент. Так, были отредактированы книга песен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чуньцю, которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потому особо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианских книг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Аппелируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правили мудрее.


3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА

Основатель легизма Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники — легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:

1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.

Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.

3.Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).

4.Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.

5.Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба против частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законы действуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» - Хань Фэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредить систему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям).

6.Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.

Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний крупный конфуцианец, писал, что власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют.


4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА

4.1 ПРАВО ГОСУДАРСТВ ШАН И ЧЖОУ

Первый этап - право государства Шан и государства Чжоу. Образование государства в долине реки Хуанхэ относится ко II тыс. до н. э. В этот период в качестве социальных регуляторов выступали традиции, этические нормы (ли) и правила ритуала. На смену раннему государственному образованию Шан (Инь) приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство Чжоу. Тогда, в ранний период истории Китая, существовали формы коллективного землевладения по системе цзинь тянь, согласно которой каждые 8 участков передавались в пользование отдельным семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства. В социальной структуре общества выделялась наследственная аристократия, занимавшая привилегированное положение. Труд рабов имел ограниченное применение, по большей части рабы принадлежали государству. В то время право еще не отделилось от обычаев, простых норм нравственности.

В построении государства четко обнаруживаются черты восточной деспотии. Правитель (ван) почитался сыном Неба и признавался верховным собственником Поднебесной. Однако обыкновение верховной власти передавать управление завоеванными землями в наследственное владение титулованной знати приводит к раздробленности прежде единого государства. В Китае наступает период многих царств, затем борющихся царств. Тогда прежде верные вассалы вана становятся удельными князьями, обладающими фактически полной независимостью, власть же вана ограничивается пределами его владения - домена. (Такое положение очень напоминало период феодальной раздробленности в средневековой Европе.) V - III вв. до н. э. в истории Китая можно считать переломным временем. Тогда в стране происходило разложение общинных отношений.

Все более частыми становились сделки с землей, общинное землевладение разлагалось. Происходило ускоренное развитие товарно-денежных отношений. Многие города превращались в ремесленные центры. Наблюдалось резкое имущественное расслоение населения. Упрочивается частная собственность на землю и рабов. Значительную экономическую силу приобретают купцы и ростовщики. Одновременно растет их политическое влияние. Рождается порядок продажи должностей. Наследственная аристократия оттесняется выскочками из низов.

Утверждение новых экономических и политических сил происходило на фоне разрушения патриархальных порядков при всеобщем ожесточении и междоусобных войнах. Моральные принципы отбрасывались, на смену им пришли предательство, продажность, коварство, убийства, подкупы, шантаж. В этих условиях как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учение Конфуция.

4.2 ПРАВО ДИНАСТИИ ЧЖОУ И ИМПЕРИИ ЦИНЬ

Второй этап - древнекитайское право периода династии Чжоу и империи Цинь. В VI в. до н.э. с появлением конфуцианства, которое стало идейной основой политической и правовой системы Древнего Китая, сложился механизм социального регулирования. В условиях эпохи Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточенно соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получили признания. Этому помещали соперники конфуцианцев - легисты.

Учение законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат не столько даже просто писаного закона, сколько приказа начальства, официально санкционированного регламента, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Согласно легистским канонам, разрабатывают законы мудрецы-реформаторы, издает их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократической аппарат. Почтение к закону и администрации обеспечивается специальной системой круговой поруки, которая, в свою очередь, держится ни практике суровых наказаний даже за мелкие проступки. Наказания уравновешиваются поощрением за лояльность в виде присвоения очередного ранга; повышающего социальный статус его обладателя. В учении легистов; практически не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведен до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов-реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII - IV вв. до н.э.

Однако не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Гораздо важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглупленного народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии.

Этот период также характеризуется существенным возрастанием роли права среди социальных норм и обоснованием легистами тезиса о том, что управление народом должно опираться на законы и суровые наказания. Идеи легизма были изложены основателем школы «законников» (фацзя) Шан Яном, который подчеркивал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Он отстаивал абсолютную власть правителя, который приведет к такой добродетели с помощью строго установленного закона, «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Легизм и конфуцианство выражали противоположное понимание природы человека, отношений народа и правителя, целей и задач государства. По Конфуцию, народ — нравственная личность; напротив, легисты считали, что человек озабочен лишь тем, чтобы доставить себе удовольствие и избежать страданий. Легизм, порывая с традициями и обычаями старины, представлял собой сугубо рационалистическое и вульгарно-рационалистическое учение, требовавшее активного преобразования общественных отношений. Ослабление народа считалось главной задачей правителя. Сила государства в слабости народа. Если в конфуцианском учении правитель уподоблялся отцу в семье, то согласно легизму, народ - это сырой материал, а правитель - мастер, который, измеряя и обрабатывая свой материал, отсекает все лишнее, создает прекрасную вещь. Правитель должен быть свободен от совести, моральных норм и руководствоваться только целесообразностью. Решающее значение в государственном управлении отводилось закону, исполнительности чиновников и наказанию. Суровое наказание считалось лучшим средством управления. (Подражание древним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным — во введении законов, в которых наказание на первом месте. Если наказания преобладают, народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождается мерзость.)[3]

В легизме нашла отражение особая государственная идея - рационалистическое утверждение сильной государственной власти со всесилием закона и равенством всех перед законом; утверждалось, что государственная власть должна быть требовательной к людям и направлять их поступки регулирующей ролью закона и наказания. (Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где сурово карают за мелкие проступки, они исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться.) В Китае при господстве легистского учения, как и в других обществах на ранних ступенях развития, роль наказания в управлении преувеличивалась, а в легизме наказанию придавалось еще большее значение ввиду острой необходимости преодоления смуты периода борющихся царств. Но легизм не учитывал глубинные свойства характера китайского народа, его образ мышления и стиль жизни, сложившиеся в течение длительного предшествующего времени, и потому оказался недолговечным.

Наиболее последовательно легистские реформы были проведены министром Шан Яном в окраинном западном царстве Цинь, которое после этих реформ, покончивших с пережитками патриархально-кланового прошлого, стало быстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н.э. к захвату правителем этого царства всей территории чжоуского Китая и провозглашению им новой династии - Цинь. Основатель династии император Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.) распространил на весь Китай ту схему администрации, которая была выработана Шан Яном.

При утверждении и господстве легизма осуществлялись мероприятия, направленные на разложение общинных отношений, укрепление частной собственности на землю и ослабление позиций родовой знати. Так, реформами Шан Яна предусматривалось принудительное дробление крупных семейных объединений, составлявших основу, общинных отношений. В частности, устанавливались наказания для тех, кто имел в семье более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под крышей своего отца. Одновременно ликвидировались привилегии представителей наследственной знати. Запрещалась неровная месть. Важную часть реформ составляло разрешение свободной купли-продажи земли.

Выражением предельной централизации государственной власти стала всеобъемлющая регламентация законом общественной и личной жизни подданных. Осуществлялась систематизация и кодификация законодательства. Соблюдение законов поддерживалось строжайшими наказаниями (четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени и т. п.).

Радикальным преобразованием подвергалась и вся система, государственного управления.

При Цинь Шихуанди: конфуцианство было запрещено, древние книги сожжены, сепаратизм мест подавлен и Китай предстает перед нами единым централизованным государством. Правление Цинь Шихуанди составило целую эпоху в истории Китая. При нем создается мощный, сложный, строго централизованный государственный аппарат с большим числом чиновников, связанных беспрекословным подчинением и автоматическим послушанием. Основы построения государственного аппарата Циньской империи сохранялись многие века в последующей истории Древнего и Средневекового Китая.

Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение Китая. Придя к власти, легисты претворяли в жизнь свои правовые воззрения. С помощью насилия и наказания они стремились вытравить из массового сознания конфуцианские догматы, преследовали их поборников и носителей, уничтожали конфуцианские книги и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и предал казни 400 ученых-конфуцианцев.

С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение.

4.3 ПРАВО ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

Третий этап - право ханьского государства (III в. до н.э. - III в. н.э), основанное на синтезе положений легизма и конфуцианства при доминирующей роли конфуцианства. Государственной идеологией Ханьской империи стало ортодоксальное конфуцианство. Оно было более приспособлено для решения задачи укрепления деспотической власти правителя, обосновывая неизменность существующего социального и политического порядка. Основным постулатом ортодоксального конфуцианства является идея Конфуция об обусловленности и справедливости неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм (ли), официально признанного ритуала. Однако ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения, морали и права. Мораль задавала общепринятый стандарт поведения в обществе, а право с помощью наказания запрещало отклонятся от него. Отныне нормы добродетельного поведения должны были насаждаться силой закона (фа), который предусматривал в случае их неисполнения применение жестоких санкций. Механизм регулирования основывался на формулах: 1) там где недостает ли, следует применять фа; 2) то, что наказуемо по фа не может быть дозволено по ли; 3) то, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа.[4]


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку легизм содействовал насаждению жестокости и со временем скомпрометировал себя, императоры вновь обратились к авторитету конфуцианства, выдвинув его на первый план и превратив в официальную идеологию. Но это был синтез конфуцианства с легизмом, попытка использовать авторитет традиций для укрепления нового государства.[5]

После постепенного видоизменения конфуцианство восприняло элементы легизма и использовалось как идеологическое оправдание восточной деспотии в ее китайском варианте.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т.п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император Уди (140-87 гг. до н.э.), министр-реформатор которого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.

Модернизированное конфуцианство заняло господствующее положение при императоре Уди и затем, до 1949 г., оставалось официальной идеологией. Оно было возрождено с началом реформ Дэн Сяопина в конце 70-90-х гг. и интегрировано в официальную идеологию Коммунистической партии Китая.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М. 2002.

4.2 Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие - М. 2002.

4.3 Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М. 2005.

4.4 Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. М. 1999.

4.5 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./ Ответственный ред. – А.Я. Сухарев. М. 2001.


[1] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М. 2002. с. 41-42.

[2] Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М. 2005. с. 89.

[3] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М. 2002. с. 45.

[4] Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М. 2005. с. 90.

[5] Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие - М. 2002. с. 19.

Скачать архив с текстом документа