Макроэкономика и её особенности в условиях формирования социально ориентированной рыночной эконо
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы.Введение
Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая совокупность элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
Целью данной работы является рассмотрение социально ориентированной рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются:
— рассмотрение моделей социальной рыночной экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной шведской экономики;
— рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. Макроэкономика: понятие, особенности, функции и субъекты. Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной рыночной экономики. Макроэкономика в условиях социальной ориентации экономической системы.
1.1 Макроэкономика и её особенности.
Макроэкономика – это раздел экономической теории, в котором рассматриваются факторы, закономерности и условия эффективности совместной экономической деятельности всех её участников в рамках целостного экономического организма.
Макроэкономика изучает совместную, взаимозависимую и взаимосвязанную деятельность всех экономических субъектов во всех сферах. Объективной основой этого служат общественное разделение труда и экономическая зависимость всех друг от друга. В этом состоит первая особенность макроэкономики.
При рассмотрении целостного образования – всей экономики в её единстве – макроэкономика оперирует другими показателями и измерителями - агрегатами, т.е. совокупностями (совокупная цена, государственный бюджет, национальный доход и т.п.). В этом – вторая её особенность.
Изучая экономику как единое и целостное образование, макроэкономика учитывает внешние субъекты (другие государства) и их экономическое воздействие (например в форме импорта и экспорта). В этом состоит третья особенность макроэкономики.
Исследуя особенный объект, макроэкономика опирается на иные подходы и методы его изучения. Их совокупность составляет методологию макроэкономики.
Основу методологии составляют:
· Равновесный подход;
· Предельный подход;
· Мультипликативный подход;
В макроэкономике широко используют специфические методы изучения. Одним из главных методов служит моделирование. Моделирование – это отражение экономической реальности с помощью модели, т.е. воспроизведения предмета в упрощённом либо уменьшённом виде.
Моделирование бывает:
· Математическим;
· Графическим;
· Логическим;
При этом модели могут быть двух типов: статические и динамические. Статические модели отражают макросвязи в определённый момент времени, а динамические – моделируют экономические связи в развитии с учётом течения времени на протяжении какого-то периода. Особенности методологии макроэкономики показаны в таблице 1.
Основные подходы | |||
Равновесный | Предельный | Мультипликативный | |
Основные методы | |||
Математическое моделирование | Графическое моделирование | Логическое моделирование | |
Тип модели | |||
Статический | Динамический |
Таблица 1. Методология макроэкономики
Основные функции макроэкономики:
· Познавательная;
Суть: изучение и объяснение экономических процессов в национальной экономике.
· Практическая;
Суть: даёт рекомендации для проведения экономической политики.
· Прогностическая;
Суть: проводит оценку перспективных вариантов макроэкономической динамики.
· Мировоззренческая;
Суть: формирует экономическое мировоззрение членов общества.
Главными экономическими субъектами в макроэкономике являются:
· Домашние хозяйства;
· Предприятия и фирмы;
· Государство;
· Участники внешнеэкономических отношений (заграница).
Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные единицы внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства поставляют на рынок факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага; часть полученного дохода сберегают.
Предпринимательский сектор – это совокупность всех фирм страны, предъявляющих спрос на факторы производства, создающих предложение произведённой продукции и инвестирующих средства в производственную базу.
Государственный сектор представлен совокупностью всех государственных институтов и учреждений. Государство занимается производством общественных благ (национальная безопасность, наука, инфраструктура, природоохранные мероприятия и т.п.), способствует оптимальному функционированию национальной экономики. Как макроэкономический субъект, государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе, оплачивает труд государственных служащих. Понесённые при этом затраты называются государственными расходами, основным источником покрытия которых являются налоги. Государство осуществляет также выплаты домашним хозяйствам в виде государственных пенсий, пособий и предпринимателям в виде дотаций. Важной функцией государства является также создание (предложение) денег.
Сектор заграницы включает в себя совокупность всех экономических агентов за границей, осуществляющих операции с субъектами данной страны. Воздействие заграницы на национальную экономику происходит через международную торговлю, миграцию производственных факторов, национальных валют.
Все субъекты макроэкономики, осуществляя экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения общей и частной экономической обстановки, на действия других субъектов, как внутренних, так и внешних (заграница).
В макроэкономике большую роль играет временной фактор. Поэтому важное значение имеют ожидания экономических субъектов.
Ожидания – это представления экономических субъектов о том, как сложится хозяйственная конъюнктура в будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при разработке экономической политики.
Экономические ожидания подразделяются на две группы:
· Ожидания ex post (оценка экономическим субъектом приобретённого в прошлом опыта);
· Ожидания ex ante (прогнозная оценка предстоящих действий, событий).
В макроэкономике выделяют три основных концепции формирования ожиданий.
1. Концепция статических ожиданий.
В соответствии с ней хозяйствующие субъекты строят свои планы по аналогии с планами прошлых лет. Никаких изменений в текущую и предстоящую хозяйственную деятельность не вносится.
2. Концепция адаптивных ожиданий.
Предполагает, что экономические субъекты, планируя будущую деятельность, корректируют свои ожидания и действия исходя из событий прошлого, ошибок или подтверждений прошлых прогнозов. Ввиду того, что экономическое поведение субъектов обусловлено прошлым опытом, адаптивные ожидания обращены назад, не имея никакой связи с будущим.
3. Концепция рациональных ожиданий.
Хозяйствующие субъекты прогнозируют свою деятельность с учётом не только прошлого опыта, но и критической переработки всей имеющейся в их распоряжении информации. В условиях быстрого изменения экономической конъюнктуры ожидания формируются на основе не прошлого опыта, а предвидения будущего. С учётом анализа имеющейся информации формируется рациональное поведение экономических субъектов.
По многим вопросам макроэкономики в науке сложилось несколько разных точек зрения, которых можно сгруппировать по основным научным направлениям.
Классическое направление (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.) исходит из следующих понятий:
· Экономика – это рынок совершённого типа;
· Экономика является саморегулируемой;
· Цены на рынках гибкие, уравновешивающиеся;
· Экономические субъекты действуют рационально – под влиянием своего интереса, т.е. выгоды.
Кейнсианское направление (Дж. Кейнс), отрицающее положения классического направления в связи со сформировавшимся несовершённым типом рыночной экономики, утверждает следующее:
· Цены перестали быть гибкими;
· Экономика (её рынки) взаимозависимы, поэтому сбои в одном звене вызывают неравномерность в другом;
· Экономические субъекты действуют нерационально, не только под воздействием экономического интереса, но и различных ожиданий, психологических моментов и т.п.;
· Экономика перестала быть саморегулируемой, её должно регулировать государство.
Монетаристское направление (М. Фридман и др.), выступают против кейнсианства, отстаивает следующие положения:
· Деньги – основной элемент рыночной экономики;
· Изменения в денежном секторе – первичные и главные по отношению ко всем изменениям в реальном секторе экономики;
· Государство должно регулировать только лишь деньги, осуществляя жесткое сдерживание денежной массы.
Значимость макроэкономики состоит в том, что она отражает и изучает сложную реальность — экономику в целом, а это должно служить основой грамотной и взвешенной экономической политики. Такая политика представляет собой совокупность принципов и средств, призванных обеспечивать условия для здорового развития макроэкономики, при котором осуществляются устойчивый экономический рост и рациональная занятость ресурсов.
В современном мире выделяют два подхода к макроэкономике и ее регулированию: рыночный и социально регулируемый.
При рыночном подходе экономика на макроуровне развивается под воздействием объективных законов рынка. А регулирующее влияние государства весьма ограничено и сводится только к правовому обеспечению норм (правил) функционирования рыночных структур и защите прав бизнеса.
При социально регулируемом подходе особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита бизнеса, различных социальных групп, общества в целом.
Это обусловлено тем, что рынок несет серьезные риски (убытки, банкротства и т.п.) не только самому бизнесу, но и другим участникам рыночных отношений. Среди таких угроз (рисков) — безработица, инфляция, производственные травмы и инвалидность, бедность и нищета, недоступность дорогой медицинской помощи и дорогого образования и т.п.
Кроме того, с развитием общества все больше потребность и шире круг так называемых общественных благ— тех товаров и услуг, потребление которых кем-либо не уменьшает их доступности для других. Основными формами таких благ служат охрана общественного порядка, охрана окружающей среды, защита от эпидемий, национальная оборона и т.п.
Эти блага нужны всем, но затраты на такие блага не приносят прибыли, поэтому они не интересны для частного бизнеса. Ими должно заниматься государство.
Таким образом, социально регулируемый подход к макроэкономике в отличие от рыночного расширяет функции и ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели — обеспечение условий не только для экономической, но и социальной устойчивости данного общества.
1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.
В конце XIX в. возникло направление экономической мысли - социальнаяэкономия (Ш. Жид, Г. Шмоллер, А. Вагнер, Г. Джордж и др.). Суть этого направления выражалась в ряде концепций, объединенных стремлением к решению ставших острыми социальных проблем.
Социальная экономия как течение экономической мысли отличалась следующимиосновными положениями:
· обвинением капитализма в таких социальных последствиях, как эксплуатация, материальное неравенство, безработица, угнетение женщин и т.п.;
· признанием необходимости и возможности решения социальных проблем;
· отказом от мысли об антагонизме классов и признание их взаимодополняемости как основы для сотрудничества и солидарности;
· признанием возможности и важности государства для осуществления социальной политики.
Однако по последнему положению (о государстве) социальная экономия разделилась на два потока. Одно уповало в решении социальных проблем на активизацию кооперативного движения и добровольных объединений граждан. А другое главную роль в решении социальных проблем отводило государству.
В то время социальная экономия не сыграла значительной роли ни в теории, ни в практике. Однако она заложила камень в их будущее развитие.
Перед второй мировой войной ряд немецких ученых под воздействием разразившегося мирового экономического кризиса были едины в том, что их страна должна дистанцироваться от устаревшей системы свободной рыночной экономики, ответственной за мировой кризис. Это направление немецкой экономической науки напрямую связало экономические порядки с государством, его политикой и правом, выявляя их взаимозависимости.
В послевоенной разрушенной Германии, дистанцируясь теперь уже и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы стали искать третий путь.
Формула этого пути была выдвинута Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978) и состояла из трех слов: социальное рыночное хозяйство. Основная философия социального рыночного хозяйства,— как напишет потом немецкий профессор К. Цинн,— состоит во взаимодействии рыночного механизма и социально озабоченного или ходатайствующего государства[1] .
Сам же Мюллер-Армак писал в 1947 г. так: ...социальная справедливость, наряду и вместе со свободой, должна быть возвышена до того, чтобы стать составной частью нашего будущего экономического порядка[2] .
Начиная с 1948 г. эти идеи приобрели в послевоенной Германии статус государственной доктрины. Успешная реализация такой доктрины получила впоследствии название немецкое экономическое чудо.
Однако двойственность, нечеткость формулы социальное рыночное хозяйство, в которой акценты могут быть поставлены как на первом, так и на втором слове, была достаточно критически воспринята с точки зрения науки еще в те времена. Это следует учитывать и при анализе сложившихся затем в разных странах экономических моделей.
Таким образом, германская модель социальной рыночной экономики характеризуется следующими основными чертами:
· наличием индивидуальной свободы и развитости конкуренции как условия реализации рыночных механизмов;
· зависимостью социальной политики от компромиссных решений разных социальных групп и от прямого участия государства в социальном обеспечении граждан;
· принятием государством мер антициклического и антиинфляционного порядка;
· осуществлением принципа социального партнерства.
С некоторыми различиями социальная рыночная экономика утвердилась также в Австрии, Франции, Греции, Швеции, Финляндии.
Главной функцией социальной рыночной экономики является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества.
Функции социальной рыночной экономики:
· социальной стабилизации и социального мира;
· создания условий для более широкого удовлетворения тех важных потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок;
· более широкого удовлетворения особых, социальных потребностей общества и граждан;
· социальной защиты субъектов, оказавшихся в силу ряда объективных причин вне игры на рыночных условиях;
· повышения материального благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны;
· развития социальной солидарности и ответственности.
Основные принципы социальной рыночной экономики:
1. Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
2. Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
3. Принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
4. Принцип установления социальных гарантий как гарантий равных для всех социальных слоев возможностей.
5. Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
6. Принцип социальной защиты для незащищенных.
7. Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
8. Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
9. Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
10. Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.
Главными составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются:
· производственная сфера рыночного типа;
· социальная сфера.
Их соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий, поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.
Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой формулой социальная рыночная экономика, в которой социальная и рыночная сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы.
В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает своей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относится так называемые страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики у них разные.
Если общим критерием рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.
Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т. п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.
Отношение государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обуславливающие ее развитие.
На сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.
Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и – возросшее вмешательство государства в экономику.
Среднегодовые темпы его роста были более 3%. До 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.
При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.
Отцы американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.
Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.
Первое – обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.
Второе направление – перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей.
Третье – вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.
Четвертое – макроэкономическое регулирование денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.
Второе направление вмешательства государства – влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.
Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.
Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.
Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.
Китайская модель. Китайская, точнее восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов экономической истории рост. Китаю (а раньше и другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре – Японии, Корее, Тайваню, странам юго-восточной Азии) удалась в послевоенный период поднять темпы роста до 7-10% и поддерживать их в течении нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине 20 века стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыва в уровнях экономического развития Запада. В 1993 году Всемирный банк опубликовал исследования «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965-1990 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное поведение промышленной политики.
Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной промышленной политикой. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.
Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопления валютных резервов Ценрабанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, т.е. создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.
Недавние исследования показывают, что поощрения сложного наукоемкого экспорта выгодны чисто с экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на максимальный уровень.
Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм непосредственно занимающихся такой деятельностью.
В 1992 году, еще при жизни Д. Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», т.е. уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Это китайская политика кажется исключительно успешной: сначала 90-ых гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд. дол., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50млрд. дол.
Швеция в 1860-1960гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3% в год. В 70-е гг. 20 века она занимала первое место в Западной Европе по объему продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70-90-х гг. имели тенденцию к росту: 1971 -- 40,25% ВВП; 1985 г. – 50,1%; 1989 г.—55,8%. Сегодня – чуть больше 50%.
Рост налогов обусловлен, прежде всего тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание «функционального социализма». Намечена была не только цель – повышения благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования – налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства. В условиях относительно благоприятной для шведской конъектуры сложилось своеобразное «разделение труда»: социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.
В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является «неоклассический синтез», прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея – необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс «дагенс-политик» - «политики дня». Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная 1970 г. Численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2%, что требовало увеличения бюджетных расходов, а, следовательно, и роста налогов, который переставал стимулировать производство.
Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально-ориентированной экономики.
Теперь рассмотрим концепции проведения рыночных реформ. Первая концепция называется градуализм, а вторая – «шоковая терапия».
Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.
Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли); 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовой – реформе собственности.
«Шоковая терапия» – это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман и его последователи. Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (кроме Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. Была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.), был осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике и введен контроль за ростом заработной платы, ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года (1990-1993) увеличилась в 3 раза и составила 30% ВВП.
Обобщая опыт первых реформ можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада.
Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.
Во-вторых, командно-административная экономика – это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий.
Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли.
Рыночная система экономики перестала быть самоуправляемой. Переход от совершенного к несовершенному виду рынка на определенном историческом этапе поставил вопрос о необходимости государственного регулирования.
Регулирование экономики, сформировавшейся (или формирующейся) как социально ориентированный вид смешанной экономической системы, осуществляется государством, которое в ответе за эффективность такого регулирования.
Процесс этого регулирования можно кратко представить в виде определенногоалгоритма с пятью этапами. Согласно ему, прежде всего на первом этапе следует определить параметры, в рамках которых предполагается достичь заданных самой системой социальных ориентиров. Это важный исходный этап.
На следующем, втором этапе на основе выделенных параметров строится дерево целей, которые должны быть достигнуты в определенном периоде. Здесь будет как ведущая, стержневая цель, так и цели второго и третьего порядка.
Третий этап потребует скрупулезного выявления факторов достижения поставленных целей. При этом, определив факторы позитивные, на основе которых будет осуществляться продвижение к цели, следует принять во внимание другие факторы — факторы торможения, чтобы предусмотреть соответствующие меры.
Следующий, четвертый шаг определяемого алгоритма дает разработку ступеней использования выбранных факторов и сил, используемых на пути достижения целей.
На пятом этапе главными шагами будут разработка нормативов оценки уровня достижения выдвинутых целей и контроль за степенью и скоростью приближения к целям, а также необходимая корректировка тактики.
Все это свидетельствует о том, что макроуровень экономической системы с переходом ее к социально ориентированному виду становится особенно важным и ответственным. Именно на этом уровне прежде всего реализуется социальная ориентация экономики.
Поскольку материальной базой осуществления рассматриваемого вида экономической системы является общественное макровоспроизводство, то тщательное изучение основ и особенностей макроэкономики становится весьма важной задачей.
При рассматриваемой модели определенные изменения претерпевают сама макроэкономика и ее регулирование: антициклическая, антиинфляционная политики и политика занятости выходят в ней на первый план; экономический рост из цели макрополитики превращается в важное средство обеспечения социально-экономической устойчивости; человек в экономике рассматривается не только как важный фактор воспроизводства, но и как главная цель экономической системы. Основной и наиболее сложной задачей макрорегулирования становится сбалансированность рыночной эффективности и социальной справедливости, т.е. достижение социально-экономической эффективности.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ.
В настоящее время Беларусь находится в стадии перехода от централизованной экономики к рыночной. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда.
Неэффективность централизованной бюрократической системы особенно сильно проявилась в конце 80-ых годов, когда административные воздействия все чаще оказывались безуспешными. Деградация централизованной экономической системы сопровождалась сбоями в производстве и потреблении, социально-экономическая система становилась все более неустойчивой.
В отличие от централизованной, административно управляемой экономики, рыночная хозяйственная система учитывает приоритетное стремление человека к приумножению своего личного благосостояния. Но здесь удовлетворить свои личные потребности можно лишь продав на рынке результаты своего труда, которые тем самым получают общественное признание.
Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой однако показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа.
Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. Такая позиция, исходящая из менталитета белорусского народа, его истории и традиций, получила отражение в главных стратегических государственных документах, принятых после избрания первого президента страны: Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. (ОНСЭР – 2000) и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. (НСУР – 2010).
Стратегия развития Республики Беларусь, определенная в принятых на долгосрочную перспективу прогнозных документах, основана на создании социально ориентированной рыночной экономики — высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, с действенными механизмами, сочетающими государственное и рыночное регулирование.
Выбор социально ориентированной экономики как модели экономического развития страны объясняется приоритетной направленностью государственной политики на обеспечение использования результатов экономического роста, прежде всего, для повышения благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности.
В настоящее время действия Правительства Республики Беларусь направлены на обеспечение создания необходимых макроэкономических условий и реализацию комплексных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития. Эти действия осуществляются посредством реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, которая, сохраняя преемственность выбранному страной курсу, определила приоритеты и задачи социально-экономического развития на текущее пятилетие.
Проанализируем динамику основных экономических показателей Республики Беларусь за последние 5 лет
Таблица 2 Динамика основных экономических показателей Республики Беларусь
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВВП, % | 109,4 | 110 | 108,6 | 110,2 | 100,2 |
Продукция промышленности, % | 110,5 | 111,4 | 108,7 | 111,5 | 97,2 |
Продукция сельского хозяйства, % | 101,7 | 106 | 104,4 | 108,6 | 101,3 |
Инвестиция в основной капитал, % | 120 | 132,2 | 116,2 | 123,5 | 108,6 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз | 1,08 | 1,066 | 1,121 | 1,133 | 1,101 |
Реальные денежные доходы населения, % | 118,4 | 117,8 | 113,2 | 111,8 | 102,9 |
Данные об основных экономических показателях Республики Беларусь представлены в Таблице 2. Как видно из приведенных данных все показатели, характеризующие экономическое развитие государства в 2009 году показывают довольно резкое падение. В первую очередь это связано в недавно разразившимся мировых экономическим кризисом. Несмотря на то, что финансовая система Республики Беларусь не имеет устойчивых и прочных связей с внешним миром, к тому внутренний финансовый рынок республики развит очень слабо, наша страна имеет торговые связи практически со всеми странами мирового сообщества. Это в свою очередь и повлияло главным образом на изменение темпов роста основных экономических показателей в сторону снижения. Помимо данного фактора на эти показатели влияют и внутренние факторы, такие например как изношенность основных фондов страны, которая достигает на большинстве промышленных предприятий 80-90%, и другие факторы. Рассмотрим все факторы более подробно. Показатель продукции промышленности, который является валовообразующим, в 2009 году дал отрицательный рост в размере -2,8%, что является плохим признаком, и очень низким значением по сравнению с предыдущими периодами. В период с 2005 по 2008 год данный показатель имел относительно устойчивую тенденцию роста, и находился в пределах 108-110%.
Низкий прирост также дала и продукция сельского хозяйства 1,3%, что практически в 6,5 раз ниже предыдущего периода.
В суммарной величине все это отрицательно сказалось на показателе роста ВВП. В 2009 году прирост ВВП составил 0,2%, а запланирован он был порядка 10-12%. В свою очередь все эти негативные тенденции отрицательно сказались на реальных денежных доходах населения. В 2009 году и рост составил 102,9%, что намного ниже, чем в предыдущие периоды. Однако положительным моментом явилось снижение индекса роста потребительских цен. В 2009 году он составил 110,1%, по сравнению с 2008 годом – 113,3%.
Необходимо заметить, что крайне отрицательным явлением в 2009 году явилось снижение показателя инвестиций в основной капитал. В 2009 году они составили 43065,6 млрд. рублей, и их прирост в 2009 году – 5863,3 млрд. рублей. В процентном соотношении – это 8,6%, что намного ниже чем в 2008 году – 23,5%. Это является негативным явлением. Как уже отмечалось выше изношенность основных фондов предприятий промышленности составляет порядка 80%, поэтому для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий крайне важным моментом является обновление устаревшей производственной базы. А снижение инвестиций в основной капитал ухудшает положение предприятий в данном направлении. На основании этих выводов можно сказать, что для иностранных инвесторов снижается инвестиционная привлекательность Республики Беларусь. Однако обновление производственной базы зависит не только от притока инвестиций из-за рубежа. Сами предприятия могут и направляют собственные средства на воспроизводство основных фондов. Но на фоне экономического кризиса направление ресурсов в данную сферу уменьшилось. Плюс на это влияет и хронический недостаток собственных средств предприятий.
Заключение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Выводы, которые можно сделать, таковы: для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях и цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы.
В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.
Конструктивная экономическая политика для современной Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать, а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.
Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.
Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.
В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.
[1] Цинн К. Социальное рыночное хозяйство: Пер. с нем. Мн., 1994. С. 31.
[2] Мюллер-Армак А. Предложение по осуществлению социальной рыночной экономики // Политэконом. 1996. № 1. С. 53.