Механизмы психологической защиты и развитие личности студента
СОДЕРЖАНИЕ: Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Содержание
Введение
[1] .
В соответствии с вышеназванным положением под психологической поддержкой понимают систему социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных или неформальных объединений людей.
Основными направлениями психологической поддержки являются:
· психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
· психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодоление кризисных ситуаций и достижение эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию;
· психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Психологическая поддержка студентов осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях (50, с.181).
В качестве основных методов психологической поддержки, согласно вышеназванному положению выступают:
- психологическое просвещение;
- психологическое и психопрофилактическое консультирование;
- психологическая диагностика;
- психологический тренинг;
- психологическая коррекция;
- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
В организационно-деятельностной структуре психологической поддержки студентов можно условно выделить три смысловых модуля: целевой, содержательно-технологический и организационно-управленческий.
Целевой модуль является определяющим в построении всей системы психологической поддержки студентов. В его структуре имеет ключевое значение идея свободы личности в образовательном процессе. Реализация этой идеи предполагает постановку следующих целей:
- помощь студентам в конструировании автономного внутреннего мира;
- создание психолого-педагогических условий для развития личности;
- вооружение личности механизмами и способами саморазвития.
Цели психологической поддержки в вузе задают направление функционирования организационно-управленческого и содержательно-технологического модулей системы.
Содержательно-технологический модуль системы представлен содержательным и технологическим блоками, каждый из которых опосредован целями психологической поддержки. Исходя из этого, содержание процесса психологической поддержки можно представить как систему действий педагогов, направленных на решение следующих задач:
стимулирование самоопределения личности;
помощь в индивидуализации и саморазвитии;
создание психолого-педагогических условий, оптимизирующих личностное развитие каждого студента.
Решение поставленных задач предполагает, в свою очередь, диагностику личностных параметров студентов, моделирование коррекционной работы и непосредственно коррекцию, осуществлямую с помощью различных технологий.
В технологическом плане психологическая поддержка выступает как система педагогических средств, включающих в себя различные формы, методы и приемы помощи личности в ее саморазвитии и самоактуализации. Определяющими в их подборе являются принципы личностноразвивающего образования, основанного на гуманистических идеях и реализующегося в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.
Работа по психологической поддержке студентов может осуществляться на учебных занятиях и в воспитательном процессе, при условии организации субъект-субъектного взаимодействия и выборе методов обучения и воспитания с позиций проблемно-исследовательского подхода.
Решающая роль в организации подобного взаимодействия отводится преподавателю, работающему со студентами. Однако, как показывают наши наблюдения, переход от функционально-ролевого к личностно-ориентированному взаимодействию достаточно сложен для многих преподавателей вуза. Это, очевидно, связано с тем, что ряд дисциплин ведут узкие специалисты, не обладающие специальными педагогическими и психологическими знаниями. Именно поэтому представляется целесообразной организация специальных занятий с преподавателями, например, в рамках школы молодого преподавателя и семинара кураторов (Приложение 3).
Специалисты психологической службы вуза могут в значительной мере облегчить, сделать более эффективным и окрашенным положительными эмоциями первый период обучения в вузе, включив в свои программы следующие мероприятия: обучение и знакомство с основными приемами обучения в вузе (навыки конспектирования, выступления с сообщениями, написание рефератов, участие в конференциях и др.); обучение приемам саморегуляции, способам снятия утомления и напряжения, восстановление работоспособности; тренинги по развитию адаптивных качеств личнгости (Приложение 4); практикумы с использованием мнемотехнических приемов, упражнений на развитие творческого мышления; обучение способам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личностной сфере.
Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, профессиональная направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.
Востребованность психологической поддержки в рамках деятельности психологической службы вуза выражается в повышении вовлеченности студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах, общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов.
Как показало констатирующее исследование, у студентов выражено стремление к изучению курсов по выбору, в том числе и психологических. Это создает предпосылки для более полного использования возможности спецкурсов в реализации целей психологической поддержки, при наполнении их содержания психологическими знаниями (в том числе и прикладными), которые в наибольшей мере востребованы студентами.
Кроме того, развертывание работы по психологической поддержке студентов предполагает психологическую коррекцию. Она осуществляется в индивидуальном порядке в рамках психологической службы вуза и в группах, с использованием групповых методов психологической коррекции и психотерапии.
Организационно-управленческий модуль представляет собой систему проектирования, координации и реализации психологической поддержки студентов. Деятельность его структурных элементов - различных служб вуза - определена их функциями и целями психологической поддержки. В соответствии с этим, организационно-управленческий модуль также имеет блочную структуру.
В первый блок - управленческий - входят ректорат и научно-методический совет, осуществляющие целеполагание, проектирование и управление.
Второй блок - координационный - представлен учебно-методическим управлением вуза и психологической службой вуза. В основные функции данных подструктур входят мониторинг педагогического процесса вуза и координация усилий кафедр и деканатов по реализации целей психологической поддержки студентов.
Мониторинг включает в себя комплексную диагностику состояния учебно-воспитательной работы в вузе и контроль отдельных ее параметров, осуществляемые с помощью специальных психологических методик и массовых опросов, анкетирования, бесед с преподавателями и студентами, посещения и анализа занятий и т.д. Это дает основания для комплексного анализа работы системы психологической поддержки, выявления ее слабых звеньев с последующим предоставлением рекомендаций по оптимизации педагогического взаимодействия.
Результаты мониторинга доводятся до сведения ректората и членов научно-методического совета вуза.
Психологическая служба вуза и учебно-методическое управление являются одним из связующих звеньев между управленческим блоком и системой реализации психологической поддержки, выполняя, таким образом, координационную функцию. Это осуществляется за счет согласовывания действий кафедр, деканатов, психологической службы вуза, работающих непосредственно со студентами, в русле реализации целей психологической поддержки.
Осмысление целей психологической поддержки студентов приводит к необходимости пересмотра парадигм традиционного педагогического процесса, основанного на функционально-ролевом взаимодействии его участников и оценочно-алгоритмическом методе обучения и воспитания. Альтернативой ему является педагогический процесс, базирующийся на субъект-субъектном взаимодействии и методах обучения и воспитания, основанных на проблемно-исследовательском подходе.
Ориентация на личностное развитие в решении проблемы повышения резистентности личности к деструктивным факторам жизнеосуществления, предполагает, таким образом, выход из плоскости формирующей педагогики в пространство педагогического взаимодействия. Это коренным образом меняет вектор направленности усилий педагога, целью которого становится не формирование недостающих качеств личности учащегося, а фасилицирующее влияние на его личностное развитие, основанное на убеждении в том, что каждый человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, являющимися частью его природы. Иначе говоря, гуманистически ориентированное взаимодействие основано на приоритете внутреннего над внешним, в соответствии с чем,. эффективное управление душевным миром есть влияние на условия развития, а не прямое вмешательство в душевный мир человека (80).
При разработке проекта системы психологической поддержки студентов в учебном процессе вуза была осуществлена попытка конструирования условий развития личности, способствующие активизации ее самозащитных усилий, реализации заложенного в ней внутреннего потенциала.
Выводы :
Анализ научной литературы в комплексе с данными полученными в экспериментальной части, позволили установить связь проблемы психологической защиты с вопросами адаптации, активности и развития личности и наметить пути дальнейшего изучения проблемы.
Психологическая защита личности рассматривается как поведение (осознанного и неосознанного), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее резистентность личности к деструктивным факторам жизнеосуществления.
Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее развития. Пассивная адаптация, обеспечивает только внешний комфорт и не ведет к раскрытию личностного потенциала. Активная адаптация, предполагая расширение поля деятельности и сознания личности, является предпосылкой реализации заложенного в ней потенциала.
Студенческий возраст является одним из этапов личностного становления, в ходе которого продолжается решение экзистенциальных проблем, осуществляется построение планов профессионального роста, реализуются притязания личности.
Одним из основных психологических противоречий этого возраста является противоречие между дальнейшим развитием механизма идентификации и обострением потребности к обособлению, а также ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит становление личности студента.
1. Противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени и материальных средств.
2. Противоречие между стремлением к самостоятельности и опекой старшего поколения.
3. Противоречия дидактические - между стремлением студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения и требованиями вуза.
4. Противоречие между количеством и качеством поступаемой информации и невозможностью ее адекватной переработки в силу лимита времени, отсутствия опыта и недостаточной сформированности смысловой сферы.
Анализ результатов исследования позволил условно разделить психологические проблемы студентов на две группы: актуальные и глубинные. Первые связаны с осознанием субъектом элементов ситуации собственного развития, вторые проблемы связаны с особенностями личности и сознания, препятствующими адекватному отражению действительности, что снижает способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя.
Заключение
Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. В широком смысле термин Защита психологическая употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда
Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. сопротивляемость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта.
2. Психологическая защита и развитие личности тесно взаимосвязаны. Психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию. В то же время, развитие личности является условием активной психологической защиты, так как обеспечивает процесс трансформации личности и ее бытия, необходимый для конструктивного взаимодействия с миром.
3. Возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала.
4. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям. Успешность психологической поддержки студентов определяется консолидацией усилий ректората, учебно-методического управления, кафедр, деканатов и психологической службы вуза, направленных на создание педагогических условий развития личности, помощь личности в конструировании автономного внутреннего мира, вооружение механизмами и способами саморазвития.
5. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты в аспекте активности личности, нацеленной на выявление механизмов противостояния личности деструктивным внешним влияниям и на изучение возможностей развития этих механизмов.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования раскрыто теоретическое обоснование и экспериментально подтвержден личностноразвивающий потенциал психологической защиты. Результаты квалификационной работа могут быть использованы при решении проблем личностного развития студентов и их адаптации в вузе.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1. - М.: Педагогика, 1980.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия / Психологический журнал. - Т.14. - № 2. - 1993. - С.3-16.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Издательство МГУ, 1990.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.92-100.
8. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С.118-125.
9. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Коммунист. - 1972. - № 2. - С.94 - 106.
10. Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. - Алма-Ата, 1983.
11. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. - СПб., изд-во Братство, 1992.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Специальная литература, 1996.
13. Бернс Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
14. Блажис Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дис. …. канд. психол. наук. - Ленинград, 1987.
15. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
17. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук. думка, 1989.
19. Васильев Г.Х., Березовин Н.А. Психолого - педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. - 1980. - № 1. - С.67-73.
20. Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности субъекта воспитания как фундаментальная основа современной педагогики. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов VIгодичного собрания Южного отделения РАО и XXVIIрегиональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д., 1999, с. 19-22.
21. Воловик М.В., Вид В.Д. Психологическая защита как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией/ психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред.М. М. Кабанова. - Л., 1976. - С.26 - 28
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2-изд. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1988.
23. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. …. канд. психол. наук. - М., 1994.
24. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997.
25. Дмитриев К.Ф., Ериф м.И., Эткинд А.М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.3, Л., М., 1985. С.287 - 292.
26. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. С.14 - 23.
27. Зачепицкий Р.А. Социально-психологические аспекты психологической защиты. // Социально - психологические исследования в психоневрологии. - Л., 1980. - С.22-27.
28. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога. // Мир психологии, 2002, №4, с. 194 - 196.
29. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
30. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982.
31. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1985.
32. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. - 1995. - № 1. - Т.16, С.115-122.
33. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1980.
34. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Медицина, 1977.
35. Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. - М., 1967, с.139-197.
36. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.
37. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.
38. Крутов В.И., Агаджанян Н.А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. - 1982. - № 5. - С 39-41.
39. Лазурас Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л., 1970
40. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - № 2. - С.107 - 117.
41. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1978.
42. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дисс. канд. философских наук. - Минск., 1986.
43. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности.М., 1985.
44. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. - Архангельск, 1996.
45. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988.
46. Нартова - Бочавер С.К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности. / Психологический журнал. - 1997. - № 5. - Т.18. - С.20 - 31.
47. Педагогика и психология высшей школы. Серия Учебниеи, учебные пособия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
48. Петровский В.А. К психологии активности личности. / Вопросы психологии. - 1974. - № 3. - С.26-38.
49. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1996.
50. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопросы психологии 1991, №1, с.182.
51. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 1998.
52. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основаниям современной педагогики.) / Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С.101-109.
53. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М., 1974. - С95-112.
54. Савенко Ю.С. Психологическая защита как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией. // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии (медико-психологические исследования). - М., 1976, С.26-28.
55. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.
56. Славина Л.С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С.156 - 161.
57. Славина Л.С. Роль семьи в формировании отношения школьника к учению и школе // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. - Вып.36. - С.131-186.
58. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., Изд. Моск. ун-та, 1980.
59. Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дис. …канд. психол. наук: 19.00.01, - М., 1986.
60. Столин В.В. Самосознание личности. - М., Изд. Моск. ун-та, 1983.
61. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. - Л. 1984.
62. Тукаев Р.Д. Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25-28 октября 1988г., т.3, С.506-507.
63. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
64. Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М.А. Алемаскин. - М., 1980. - С.21-31.
65. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика - Пресс, 1993.
66. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.
67. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992. С.256 - 324.
68. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.
69. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. / СПб.: Лань, 1997.
70. Цахаева А.А. Теория и практика адаптивным поведением. - Махачкала, 2002.
71. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
72. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. - С. 199-219.
73. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. …. канд. психол. наук, - Кемерово, 1995.
74. Adler A. Individual Psychology // Theories of Personality / Lindzei G., Hall C. - N. Y. Wiley, 1957. P.114 - 156.
75. Plutchik R., Kellermann H., Conte H. R. A structural theory of ego defences and emotions // Isard C. E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. N. Y.: Plenum, 1979. P.229 - 257.
76. Freud S . Histeria und Angat, Studienausgabe, B.6. Ficher Verlag, Frankfurt am Main, - 1971, s.359.
Приложения
Приложение 1
Индекс жизненного стиля (Life Style Index).
Опросник Плутчика - Келлермана - Конте
Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком +.
1. Со мной ладить очень легко.
2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.
3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим.
4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия
5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется.
6. Я легко краснею.
7. Одно из самых больших моих достоинств - это умение владеть собой.
8. Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком.
9. Я легко выхожу из себя.
10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить.
11. Я редко запоминаю свои сны.
12. Меня раздражают люди, которые командуют другими.
13. Часто бываю не в своей тарелке.
14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком.
15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.
16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.
17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.
18. Мне говорят, что я хвастун.
19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве.
20. Почти все мною восхищаются.
21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью.
22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.
23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.
24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность.
25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.
26. Я человек, у которого нет предрассудков.
27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.
28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.
29. Очень не люблю недоброжелательных людей.
30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть.
31. Я из тех, кто редко плачет.
32. Пожалуй, я много курю.
33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.
34. Я плохо помню лица.
35. Я иногда занимаюсь онанизмом.
36. Я с трудом запоминаю новые фамилии.
37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.
38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей.
39. Люди мне никогда не надоедают.
40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время.
41. Я мало что могу вспомнить из своего детства.
42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей.
43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать.
44. Другие считают меня излишне доверчивым.
45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства.
46. Плохое я стараюсь выбросить из головы.
47. Я не теряю никогда оптимизма.
48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей.
49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры.
50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным.
51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях.
52. Я легко принимаю брошенный другим вызов.
53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы.
54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.
55. Другие считают, что я равнодушный человек.
56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь.
57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности.
58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль.
59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом.
60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит.
62. Я грызу ногти.
63. Другие говорят, что я избегаю проблем.
64. Я люблю выпить.
65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство.
66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами.
67. Я не люблю карьеристов.
68. Я много говорю неправды.
69. Порнография вызывает у меня отвращение.
70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера.
71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей
72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние.
73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения.
74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение.
75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок.
76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам.
77. Покойники меня не “трогают”.
78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания.
79. Многие люди вызывают у меня раздражение.
80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.
81. Я с трудом произношу непристойные слова.
82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим.
83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным.
84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело.
85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным.
86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых.
87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники.
88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают.
89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет.
90. Я часто влюбляюсь.
91. Другие считают, что я излишне объективен.
92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека.
ОБРАБОТКА ТЕСТА
Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле (число +/ответы - число утверждений) х 100%.
№п/п | Названия шкал | Номера утверждений | n |
1 | Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | 10 |
2 | Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | 17 |
3 | Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | 10 |
4 | Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | 11 |
5 | Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | 12 |
6 | Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | 10 |
7 | Гиперкомпенсация | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | 10 |
8 | Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 | 12 |
Приложение 2
Анкета студента.
Дорогой друг!
Приглашаем принять участие в исследовании проблем студенческой молодежи нашего вуза.
В ходе анкетного опроса нас интересует лично Ваше мнение об учебе в вузе, Ваше настроение, пожелания, предложения.
Отвечая на вопросы анкеты, нужно отметить (обвести) цифру, которая обозначает вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. На свободной строке можно дописать то, что считаете нужным. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Скажите пожалуйста, на каком факультете Вы учитесь.
2. Чем Вы занимались до поступления в этот вуз?
( возможно несколько вариантов ответа)
1. учился в школе
2. учился в техникуме (профессиональном училище)
3. работал
4. другое (напишите)
3. Довольны ли Вы тем. Что являетесь студентом данного учебного заведения?
1. да
2. не совсем
3. нет
4. затрудняюсь ответить
5. Что повлияло на Ваш выбор данного учебного заведения?
( от одного до трех вариантов ответа)
1. совет отца
2. совет матери
3. совет родственников
4. совет одноклассников
5. совет учителя
6. интерес к какому-либо предмету
7. собственное увлечение, хобби
8. пример и совет знакомых
9. близость учебного заведения к месту жительства
10.занятия в межшкольном учебном комбинате
11. что еще? (напишите)
6. Что Вы можете сказать о своей учебе? (1 2 варианта ответа)
1. я учусь с удовольствием
2. я учусь потому, что этого требуют родители
3. учусь потому, что это необходимо для моего будущего
4. к учебе равнодушен
5. думаю оставить учебу
6. другое (напишите)
6. Как относятся родители к тому, что Вы обучаетесь в данном вузе? ( один вариант ответа)
1. положительно. Я ощущаю их поддержку
2. положительно, но особой поддержки не ощущаю
3. им все равно, где я учусь
4. отрицательно, они не заинтересованы в моей учебе здесь, не помогают
5. затрудняюсь ответить
7. С какими трудностями Вам приходится сталкиваться на занятиях? ( отметьте все возможные варианты)
1. в конспектировании материала на лекциях
2. в общении с преподавателями
3. в понимании излагаемого материала
4. в выступлении на семинарских занятиях
5. в другом (напишите)
6. трудностей нет
8. С какими трудностями Вам приходится сталкиваться при подготовке к занятиям?
( отметьте все возможные варианты)
1. с нехваткой необходимой литературы
2. с нехваткой времени
3. с отсутствием условий для занятий
4. с отсутствием посторонней помощи
5. другое (напишите)
6. трудностей нет
9. С каким из приведенных утверждений Вы согласны?
1. ко мне хорошо относится большая часть одногруппников
2. ко мне хорошо относится примерно половина группы
3. ко мне хорошо относится меньшая часть группы
4. думаю, что ко мне хорошо относятся немногие
5. я не знаю, как ко мне относятся в группе
6. этот вопрос меня не волнует
10. Есть ли у вас в университете.
1. друзья
2. знакомые
3. родственники
4. нет никого
11. Какие из перечисленных взаимоотношений Вы считаете для себя главными в настоящее время?
( не более двух вариантов ответа)
1. взаимоотношения с друзьями
2. взаимоотношения с родственниками
3. взаимоотношения с противоположным полом
4. взаимоотношения с преподавателями
12. Удовлетворены ли Вы своими взаимоотношениями в настоящее время: (ответ в каждой строке)
В общем | Не совсем | Нет |
1. с родителями | ||
2. с друзьями | ||
3. с противоположным полом | ||
4. с преподавателями |
13. Чем вы объясняете свои трудности в общении
(два варианта ответа)
1. своей застенчивостью;
2. боязнью получить отказ;
3. отсутствием инициативы со стороны других;
4. я не знаю, с чего начать взаимоотношения;
5. своим внешним видом;
6. в другом (напишите);
7. трудностей не испытываю.
14. Какое эмоциональное состояние для вас чаще всего характерно, когда Вы находитесь в университете?
1. после занятий Вы испытываете усталость?
2. практически не устаю
3. когда как
4. испытываю легкую усталость
5. испытываю приятную усталость
6. сильно устаю
15. К какому предмету или сфере знаний Вы испытываете особый интерес? ( напишите)
16. Хотели бы Вы дополнительно изучать
1. иностранные языки
2. литературу
3. психологию
4. информатику
5. другое (напишите)
17. Занимаетесь ли Вы в свободное время
1.спортом
2.рукоделием
3.чтением
4. обучением на платных курсах
5. оплачиваемой работой
6. другое (напишите)
18. Участвуете ли Вы в общеуниверситетских мероприятиях ( вечера, конференции и т.д.)?
1. да
2. нет
3. если нет, объясните, почему (напишите)
4. какие мероприятия Вы охотно посещаете (напишите).
19. Знакомы ли Вы с программой обучения?
1. в общем, да
2. знаком по отдельным дисциплинам
3. незнаком
20 Знакомы ли Вы с учебным планом на год?
1. в общем, да
2. знаком по отдельным дисциплинам
3. незнаком
21. Хотели бы Вы изменить в нашем вузе организацию учебного процесса?
1. да
2. нет
Поясните Ваши ответы: что именно Вы считаете необходимым изменить.
22. Как Вы считаете, в чем студентам нужна помощь?
1. в консультациях по отдельным предметам
2. в дополнительной информации по отдельным сферам знаний
3. в дополнительной информации по вопросам культурной жизни города
4. в дополнительной информации по социальным вопросам
5. в дополнительной информации по правовым вопросам
6. в организации психологической помощи в рамках специализированных служб
7. в другом (напишите).
23. Сколько Вам лет?
24. Вы живете:
1. вместе с родителями
2. отдельно от родителей в собственной квартире
3. снимаете комнату (квартиру)
4. в общежитии
5. у родственников, знакомых
6. другое (напишите)
26. К какой из групп по уровню жизни Вы себя относите?
1. я едва свожу концы с концами
2. мне хватает денег только на скромное питание и недорогую одежду
3. мне хватает денег только на то, чтобы прилично питаться и одеваться, но дорогие вещи мне не по карману
4. мне хватает денег на хорошую одежду и на некоторые вещи длительного пользования
5. я могу себе позволить покупку дорогих вещей
6. я могу себе позволить покупку квартиры и машины
Спасибо за работу!
Приложение 3
Методические рекомендации
1. Учебному управлению:
- разработать систему мер по усилению информирования студентов об учебных планах как на весь курс обучения, так и на год, триместр;
- рассмотреть особенности взаимодействия в системе преподаватель-студент и разработать систему мероприятий по внедрению форм сотрудничества на учебных занятиях и во внеучебной самостоятельной работе студентов;
- разработать систему мер по информированию студентов по социальным и правовым вопросам.
2. Деканатам факультетов:
- разработать систему мероприятий для выпускников школ города и прилегающей сельской местности по пропаганде знаний по специальностям, подготовку по которым осуществляет университет (конференции, конкурсы по специальности, публикации в молодежной прессе и др.);
- разработать систему профориентационных мероприятий для родителей учащихся 9-11 классов школ города и прилегающей с/местности;
- усилить воспитательную работу по формированию благоприятного психологического климата в группах (введение системы кураторства, активизация групповых мероприятий и др.);
- усилить рекламную компанию среди студентов по вовлечению на курсы дополнительного образования по информатике, психологии, иностранному языку;
- рекомендовать студентам, имеющим проблемы в общении, испытывающим трудности саморегуляции, к участию в работе психологического клуба и тематических семинарах;
- усилить систему консультационной работы преподавателей по предметам.
3. Преподавателям КФ МОСУ:
- в работе с первокурсниками усилить вводную часть преподаваемых курсов работой по обучению навыкам конспектирования, подготовки к семинарским занятиям, работе с первоисточниками;
активизировать работу по подготовке учебно-методических материалом, УМК и компьютерных текстов лекций, разместить на сайте КФ МОСУ вопросы к экзаменам и зачетам, заданий для самостоятельной работы, рекомендуемую литературу по предметам, учебно-тематическое плани-рование, методические рекомендации к различным формам СР и НИРС.
Приложение 4
Тренинг по развитию адаптивных качеств личности.
Тренинг имеет достаточно устойчивую обобщенную структуру, включающую обязательные содержательные блоки и процедурные моменты.
В начале тренинга происходит информирование участников о целях и задачах тренинга и о том, что они могут получить в результате участия в нем. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе.
1. Здесь и теперь.
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещается проекция в прошлое и будущее.
2. Искренность и открытость.
Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.
3. Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процесса самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: я чувствую…, мне кажется….
4. Активность.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Крайне нежелательно отсутствие даже на одном занятии, нежелателен выход из группы.
5. Конфиденциальность.
Условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия является то, что все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Тренинговая программа состоит из двух взаимосвязанных тематических блоков.
Первый блок Развитие коммуникативной компетентности и навыков межличностного взаимодействия включает 2 двухчасовых занятия и направлен на осознание студентом себя в системе общения и межличностного взаимодействия, на оптимизацию межличностных отношений, развитие коммуникативных и социально-перцептивных способностей.
Второй блок Развитие эмоциональной и поведенческой гибкости включает 2 двухчасовых занятия и направлен на преодоление стереотипов группового поведения и поведенческой ригидности, выработку навыков разнообразных и адекватных форм активности, проявляемых как во внутренних интеллектуальных действиях, так и во внешних поведенческих реакциях.
Блок 1. Развитие коммуникативной компетентности и навыков межличностного взаимодействия.
Цель: осознание студентом себя в системе общения и межличностного взаимодействия, развитие коммуникативных и социально-перцептивных способностей.
Занятие № 1. Представление о себе
1.Участники прикалывают карточки, садятся в круг и приветствуют друг друга. Таким образом, будет начинаться каждое следующее занятие, поэтому в дальнейшем изложении этот пункт будет опущен.
2.Начальная дискуссия. Ведущий просит участников поделиться своими мыслями, переживаниями, связанными с темой занятия. (Что чувствуете сейчас? Чего ожидаете от сегодняшнего занятия?).
3.Информирование.
При изучении дисциплин психолого-педагогического цикл вы уже знакомились с данной темой, рассматривали категории коммуникативной компетентности, социально-психологической компетентности, общения, взаимодействия. На лабораторных занятиях вы определяли уровень развития некоторых из перечисленных качеств. На сегодняшнем занятии мы еще раз обратимся к ним.
4. Основная часть.
Упражнение Самоанализ.
Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: Дай 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои родители (выбери конкретно папу или маму). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.
Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист? После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов, анализируют их сходство и различия.
В заключение дается домашнее задание: по окончании занятий предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагающимся набором черт.
Упражнение Представление о себе
Участникам раздаются листы бумаги. Участники рассаживаются по комнате. Каждый получает задание написать на листе бумаги 8-10 предложений о себе, не указывая на легко узнаваемые внешние признаки. По окончании работы листы сдаются ведущему, участники вновь усаживаются в круг. Ведущий зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников - угадать, кому из группы принадлежит зачитываемая характеристика.
Дискуссия по упражнению .
У кого совпало представление о себе с мнением окружающих? У кого нет? Как вы думаете, в чем причины несовпадения?
Упражнение Письма в чемодан.
Каждый участник получает пустые картонные карточки по количеству участников, в которых он может написать (или нарисовать в метафорической форме) пожелания всем остальным членам группы персонально. К этому времени эмоциональная атмосфера в группе такова, что ощущения близости и открытости обусловливают высказывания искренние и доброжелательные, что, в свою очередь, еще более усиливает позитивный эффект в итоге тренинга.
4. Рефлексия.
Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Необходимо закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Необходимо быть предельно откровенным, так как мнение каждого участника поможет продумать следующее занятие, сделать его более полезным для каждого и для всей группы в целом.
Откровенно говоря…
Дата занятия
Мое тренинговое имя
1. Во время занятия я понял, что…
2. Самым полезным для меня было…
3. Я был бы более откровенным, если…
4. Своими основными достижениями на занятии я считаю…
5. Своими основными ошибками на занятии я считаю…
6. Мне не понравилось…
7. Больше всего мне понравилось…
8. На следующем занятии я хотел бы…
9. На месте ведущего тренинга я …
Рекомендации ведущему: бланки анкеты целесообразно заготовить заранее. До следующего занятия их необходимо просмотреть и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.
Занятие № 2. Восприятие партнеров по общению
Начальная дискуссия. Ведущий просит участников поделиться своими мыслями, переживаниями, связанными с работой на прошлом занятии. Что чувствуете сейчас? Чего ожидаете от сегодняшнего занятия? Какие новые качества узнали о себе от других членов группы? Чувствовал ли кто-либо себя некомфортно при выполнении того или иного упражнения?
Упражнение Ассоциации.
Один из участников - водящий - выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком:
- С каким животным ассоциируется у тебя этот человек?
- С какой погодой? Растением? Цветом? Музыкой? и пр.
Обычно задаются 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного ответа - водящий выполняет это упражнение еще раз.
Дискуссия по упражнению.
Легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадали ли ассоциации у разных людей? Как вы думаете, почему?
Упражнение Разговор через стекло.
Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Круг из стульев превращается в полукруг, обращенный к импровизированной сцене. Двоим актерам дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой - его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий уже перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность заключается в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.
Дискуссия по упражнению.
Сначала вопросы актерам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему?
Вопросы зрителям:
- какие впечатления?
- Удалось ли самим расшифровать информацию?
- Какие были версии? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? При желании зрителей и резерве времени можно повторить упражнение еще с одной-двумя парами.
Упражнение Инсценировка песни.
Участники разделяются на две-три команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать эту песню. Инсценировка происходит без слов. На подготовку каждой команде дается 10-15 минут. После подготовки каждая команда по очереди показывает свою инсценировку.
Дискуссия по упражнению .
Участники обмениваются мнениями. Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Кому не удалось? Почему? Какие были трудности при передаче и расшифровке информации? Какая команда лучше справилась с заданием? Почему? Как происходит передача информации в жизни? А получение ее? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?
Упражнение Таможня.
Один участник группы по желанию выбирается на роль контрабандиста, остальные будут таможенниками. Таможенники сидят в аудитории, контрабандист выходит из аудитории. Его задача - три раза войти в аудиторию, причем один раз он должен иметь при себе тайно какой-нибудь предмет (монету, пуговицу). Задача таможенников - внимательно наблюдать за контрабандистом и определить на основе своих наблюдений, в который из своих приходов он имел при себе предмет.
Дискуссия по упражнению.
Таможенники высказывают свои догадки. Обсуждается, на основе чего были сделаны их выводы. Какие наблюдения были сделаны? Что во внешнем виде, в поведении насторожило? Кто угадал, кто нет? Почему? При наличии резерва времени упражнение повторяется еще раз с другим таможенником.
Занятие № 3. Развитие умения слушать другого
1.Начальная дискуссия.
Что такое эмпатическое слушание? Какие виды эмпатического слушания Вы знаете? Часто ли вы сталкиваетесь с ситуацией, когда окружающие не понимают, что вы хотите сказать и наоборот?
Упражнение Спина к спине.
Двое участников по желанию садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники выполняют роль молчаливых зрителей.
Дискуссия по упражнению.
Участники делятся своими ощущениями. Легко ли было вести разговор? В чем были трудности? Есть ли удовлетворение от разговора? Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.
Упражнение Кто быстрее?.
Участники делятся на две команды. Ведущий заранее заготавливает списки слов (какие-либо понятия, можно как конкретные, так и абстрактные). В каждой команде выбирается водящий, которому ведущий последовательно показывает 5 слов. Он должен изобразить эти понятия без слов так, чтобы члены его команды поняли и смогли назвать загаданное понятие. Ведущий ведет отсчет времени. Задача водящего - как можно точнее изобразить понятие, чтобы время на понимание было минимальным. То же самое производит и другая команда. Задание можно повторить несколько раз. Выигрывает та команда, которая уложилась в минимальное время.
Дискуссия по упражнению.
Участники делятся мнениями. У кого лучше получилось упражнение? За счет чего? Какими способами можно улучшить точность передачи информации?
Упражнение Телеграммы.
Каждому участнику раздаются чистые бланки телеграмм с именами остальных участников. Члены группы рассаживаются по аудитории и выполняют задание: для каждого члена групп на его телеграмме написать самое хорошее, что каждый участник узнал о нем, чем этот человек помог в ходе тренинга, в чем была его важная заслуга и пр. После того, как все телеграммы будут написаны, ведущий собирает их и во время небольшого перерыва просматривает, чтобы не было оскорбительных или грубых телеграмм, и, в случае необходимости, - отдает авторам на переделку.
Дискуссия по телеграммам.
Ведущий раздает телеграммы адресатам, каждый читает свои телеграммы. После этого участники делятся чувствами.
Заключительная дискуссия.
Ведущий просит участников поделиться мыслями, чувствами, переживаниями по поводу всего блока тренинга. Что дал тренинг? Над чем стали задумываться? Какие важные решения для себя приняли? Какие перспективы на будущее? Какие чувства сейчас? После дискуссии ведущий имеет заключительное слово.
Второй блок Развитие эмоциональной и поведенческой гибкости.
Цель: преодоление стереотипов группового поведения, поведенческой ригидности, выработка навыков разнообразных и адекватных форм активности, проявляемых как во внутренних интеллектуальных действиях, так и во внешних поведенческих реакциях. Расширение сознания и самосознания студентов в аффективной сфере.
Занятие № 1
Информирование.
Любая профессиональная деятельность требует умения находить оптимальные решения, быть эмоционально гибким.
Структура эмоциональной гибкости включает 3 вида: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, которые в реальной профессиональной деятельности взаимосвязаны.
Под поведенческой гибкостью, пластичностью поведения понимается способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и задач, способов поведения, средств деятельности и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.
Эмоциональная гибкость представляет собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, спонтанность проявления своих состояний).
Студент, зачастую не готов к большим интеллектуальным нагрузкам, избегает ситуаций принятия решений, с трудом меняет свое мышление и поведение, у него закрепляются защитные психологические реакции, ведущие к снижению критичности, неспособности принять другую точку зрения, ригидности. Все это препятствует взаимопониманию с окружающими, снижает эффективность учебной деятельности, не позволяет студентам стать самостоятельными, самореализующимися, конкурентоспособными. Выработке всех этих качеств и посвящены занятия данного блока.
Упражнение Я - глазами группы.
По кругу вся группа описывает отрицательные эмоции конкретного участника (его психологический портрет). Каждый участник из описаний, данных группой, узнает о впечатлении, которое он производит на окружающих в те моменты, когда он испытывает (переживает) отрицательные эмоции.
Данное упражнение можно проводить: по желанию (обратную связь получают только те участники, кто хочет, насильно не заставлять) или каждый участник (первый - вызывается сам, а далее по кругу).
Примечание: данное упражнение можно проводить только в группе, которая готова к такому обсуждению (чтобы не было обид, когда высказывания участников воспринимаются конструктивно, а не как нападки).
Упражнение Портрет собеседника
Участники тренинговой группы делятся на пары. Результат занятия - создание портрета отрицательных эмоций собеседника. Созданные портреты обсуждаются в парах, а уже впечатления от выполнения задания (упражнения) - в круге.
Примечание: данное упражнение позволяет увидеть себя со стороны, осознать свои особенности, как он воспринимается окружающими при предъявлении им (когда испытывает) отрицательных эмоций, так ли он хочет, чтобы его воспринимали.
Упражнение Причины моих отрицательных эмоций
Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоциональных состояний учащимися.
Варианты выполнения этого упражнения:
А. Обсуждение (дискуссия) в круге на тему: причины возникновения отрицательных эмоций (гнев, раздражение; страх, злость, неуверенность и т.д.). Каждый участник рассказывает о причине одной из эмоций, иллюстрируя (аргументируя) свой рассказ ситуацией из своего прошлого опыта (можно использовать результаты обсуждения в упражнении.
Примечание: в заключение можно обсудить (провести мини-исследование), какие эмоции чаще упоминались и с чем это связано.
Б. Обсуждение (дискуссия) в мини-группах. Каждая группа рассматривает одну из отрицательных эмоций, результат обсуждения - описание причин, вызывающих эту эмоцию, озвучивается в круге.
Примечание : в заключение подвести итог (сравнительный анализ отрицательных эмоций между собой): есть ли различия между отрицательными эмоциями, причинами их возникновения, действительно ли эти причины заслуживают того, чтобы возникали отрицательные эмоции.
В. Обсуждение (анализ) в круге ситуаций из прошлого опыта участников. Любой участник может предложить (описать) ситуацию из своего опыта, группа должна выявить (предположить, что послужило причинами возникновения) причины возникновения отрицательных эмоций, адекватны ли были реакции.
Примечание: упражнение можно выполнять до тех пор, пока участники предлагают для обсуждения свои ситуации, если время ограничено или нет желающих анализировать свои ситуации, ведущий должен приготовить и разобрать 2-3 ситуации.
Занятие № 2.
Упражнение Гнев и раздражение
Цель: осознание роли отрицательных эмоциональных состояний (гнев и раздражение) во взаимоотношениях с окружающими, выработка навыков рефлексии (умение анализировать ситуацию с позиции окружения).
Варианты выполнения этого упражнения:
А. Все участники делятся на две группы. Каждая группа обсуждает и подготавливает:
1 группа: доводы в пользу того, что такие отрицательные эмоции, как гнев и раздражение не надо сдерживать, независимо от силы, яркости их проявления. Участники, чьи ситуации проигрывались, изменилось ли их мнение после проигрывания ситуаций, а потом - те, кто разыгрывал ситуации, и наблюдатели.
Примечание : упражнение дает возможность посмотреть на ситуацию с позиции собеседника, задуматься над тем, что в такой ситуации чувствует собеседник (близкие люди, коллеги, ученики и т.д.) и как эмоциональное состояние влияет на взаимоотношения.
Упражнение Страх и неуверенность
Цель: изменение своих отрицательных эмоций (страх, неуверенность) на противоположные.
Группа в круге обсуждает следующий вопрос: как часто я испытываю страх и неуверенность и можно ли эти состояния изменить. Далее участники тренинга объединяются в мини-группы (3-4 человека), каждая группа вырабатывает (создает) свой способ борьбы со страхом и неуверенностью, который потом обсуждается в круге.
Примечание: упражнение акцентирует внимание на том, что эмоциональное состояние можно изменить, участники вырабатывают приемлемые для себя варианты (способы) изменения нежелательных эмоциональных состояний.
Упражнение Победа над гневом и раздражением
Цель: изменение своих отрицательных эмоций, выработка навыков управления отрицательными эмоциями (гнев, раздражение).
Аналогично предыдущему упражнению, участники в малых группах вырабатывают (создают) способы управления отрицательными эмоциями и способы адекватного их предъявления окружающим, которые потом обсуждаются в круге.
Примечание: данное упражнение позволяет выработать навыки управления отрицательными эмоциями и навыки адекватного их предъявления окружающим.
Упражнение Интонация
Цель: познание особенностей своей речи, ее ритмико-интонационных Сторон (интонации, высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения), их воздействия (влияние) на окружающих, расширение диапазона (выработка новых способов) их использования, развитие наблюдательности к интонационным проявлениям эмоциональных состояний.
Материалы: карточки, на которых написан список эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, презрение и т.д.), причем должно быть несколько вариантов карточек с разными последовательностями эмоций.
Участники тренинга делятся на пары, садятся спиной друг к другу и каждый из них по очереди повторяет одну и ту же фразу, например, Я рад (а) Вас видеть в школе или Сколько можно ждать и т.п., стараясь с помощью интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, каждую из которых он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу), партнер же должен определить, какое эмоциональное состояние демонстрировалось. После выполнения задания в парах участники круге рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, о возникших трудностях или их отсутствии.
Примечание: каждому участнику дается список эмоциональных состояний (чтобы не отвлекаться на их придумывание, сконцентрировать внимание на выполнении задания), список содержит 4-5 эмоций, желательно, чтобы у каждого участника пары была своя последовательность эмоциональных состояний.
Упражнение Вербализация чувств
Цель: развитие навыков рефлексии, вербального выражения эмоционального состояния.
Материалы:
А. - карточки, на которых написаны эмоциональные состояния (радость, гнев, страх, страдание, презрение и т.д.); Б. - карточки, на которых описаны две ситуации.
А. Каждому участнику дается карточка, на которой написаны две эмоции - позитивная и негативная, которые он должен передать с помощью слов (вербально). Для этого необходимо придумать ситуацию, в которой эти состояния могут возникнуть, вспомнить эти состояния, вжиться в них. Группа должна определить, какие эмоциональные состояния были продемонстрированы. После того, как задание выполнит последний участник, проводится подведение итогов (обсуждение в круге), участники делятся своими впечатлениями, рассказывают о трудностях, которые, возможно, возникли в процессе выполнения задания.
Б. Каждому участнику дается карточка, на которой описаны две ситуации, в одной из которых предположительно возникают негативные эмоции, а в другой - позитивные. Эти ситуации и возникающее при этом эмоциональное состояние и должен продемонстрировать участник, передать с помощью слов (вербально). После того, как задание выполнит последний участник, проводится подведение итогов (обсуждение в круге), участники делятся своими впечатлениями, рассказывают о трудностях, которые, возможно, возникли в процессе выполнения задания.
[1] Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации введенное в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ, №7 от 28. 01. 97 г.