Методические рекомендации с указанием рекомендуемой литературы для студентов Vкурса (2004 2005 уч год)
СОДЕРЖАНИЕ: Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шестидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в хyiii- начале XIX векаCЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
с указанием рекомендуемой литературы для студентов V курса
(2004 – 2005 уч.год)
І семинарское занятие
1. Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шестидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в ХYIII- начале XIX века.
Что требуется осветить?
1) Происхождение единичных дробей и дробей общего вида: происхождение слова дробь [111, гл.Ш]; дроби в Древнем Египте [32,кн.1],[49] ;
арифметика дробей и первая теория отношений у древних греков [32,кн.1];
дроби вида m/n в Китае, действия над дробями [57,т.II], [111] ;
обыкновенные дроби в трудах арабских математиков абу-л-Вафы и ал-Каши [111] ;
дроби в Древней Индии [28],[57,т.II] .
2) Систематические дроби:
шестидесятиричные дроби у вавилонян [32, кн.1] ;
шестидесятиричные дроби в работах арабских математиков ал-Хорезми и ал-Каши [30],[111] ;
шестидесятиричные дроби в древней Греции [30] .
3) Понятие дроби в XYIII и начале XIX в. в России [79] .
Литература: 2 8 , 3 0 , 3 2 , 5 7 , 79, 111 .
2. История введения и распространения десятичных дробей.
Что требуется осветить?
1) Введение десятичной позиционной системы в Индии. [28], [57,т.I, гл.II],[111].
2) Появление десятичных дробей в Китае. [ 111 , гл.I] .
3) Арабский ученый ал-Хорезми - математик, астроном, астролог. [ 1 6].
4) Роль ал-Хорезми в распространении десятичной позиционной системы счисления. [ 3 2, кн.1],[ 111 ] .
5) Вклад арабского математика ал-Каши в создание теории десятичных дробей. [ 32 , кн.1], [ 111 ] .
6) Использование десятичных дробей в вычислительной практике в XYI и в после-дующие века. [32,кн .1], [111].
7) Система мер и способы измерения величин. [32, кн .1],[48], [45].
Литература: 16, 2 8 , 32 , 4 5 , 48, 57 , 111 .
3. Карл Вейерштрасс и Софья Ковалевская.
Что требуется осветить ?
1) Жизненный путь К.Вейерштрасса. [25], [53], [58],[66].
2) Вклад в развитие математического анализа.
3) Краткая биография С.В.Ковалевской.[29], [68], [73], [106], [110].
4) С.В.Ковалевская - ученица и друг К.Вейерштрасса.
5) Переписка К.Вейерштрасса и С.В.Ковалевской. [86].
Литература: 2 5 , 2 9 , 5 3 , 58, 6 6 , 6 8, 73, 8 6,106, 110 .
II семинарское занятие
1. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.
Что требуется осветить?
1) Доказательство теоремы Пифагора китайскими математиками. [110, ч.II, гл.I].
2) Использование принципа равносоставленности при доказательстве т.Пифагора. [32, кн.2, гл.6].
3) Доказательство т.Пифагора индийскими математиками. [32,кн.2,гл.6]. 4)Доказательство т.Пифагора в учебниках русских авторов. [32, кн.2,гл.6].
Замечание: сделать кодограммы.
Литература: 32, 110.
2. История возникновения и развития теории иррациональных чисел.
Что требуется осветить?
1) Открытие несоизмеримых отрезков. Улитка Пифагора для построения иррациональных чисел. [32, кн.2], [79], [89].
2) Теория иррациональностей в Х книге Начал Евклида. [77] .
3) Теория иррациональных величин в работах арабских и индийских математиков средневековья. [ 3 2, кн.2], [ 111 ].
4) Развитие теории иррациональных величин в работах европейских математиков XYII-XYIII веков. [32, кн.2],[79],[77].
Литература: 32 (кн.2), 77 , 7 9 , 89, 111 .
3. Знаменитые задачи древности.Проблема квадратуры круга.
Что требуется осветить?
1) История возникновения задачи о квадратуре круга. [107, гл.III], [11, гл.I], [32, кн.2,ч.II,гл.6].
2) Луночки Гиппократа. [107, гл.Ш,п.2],[11,гл.I],[32,кн.2,ч.I, гл.4].
3) Доказательсв невозможности решить задачу о квдратуре круга при помощи циркуля и линейки. [107, гл.Ш, п.3].
4) Решение задачи о квадратуре круга при помощи квадратрисы (сделать кодограмму). [107, гл.Ш,п.4], [11, гл.I].
5) История числа П (пи) или приближенная квадратура круга древних египтян, вавилонян, греков, китайцев, индийцев [107, гл.Ш, п.5], [11, гл.I], [32, кн.2, гл.4] и в странах Ислама [11, гл.II].
Литература: 11 , 32 , 107 .
III семинарское занятие
1.Знаменитые задачи древности. Задача о трисекции угла.
Что требуется осветить?
1) История возникновения задачи о трисекции угла. [107, гл.II, п.1],[11, гл.I].
2) Доказательство неразрешимости задачи о трисекции угла при помощи циркуля и линейки. [107,гл.II, п.3].
3) Использование различных кривых для решения задачи (квадратриса, конхоида Никомеда - сделать кодограммы). [11, гл.I], [107,гл.II,п.1,2].
4) Метод вставок. [11, гл.I], [107, гл.II,п.4,п.3].
Литература: 11, 107.
2. Конические сечения Аполлония.
Что требуется осветить?
1) Теория конических сечений у Менехма, Аристея, Архимеда и Евклида. [23, c.262,330], [89, гл.Ш, с.266].
2) Метод приложения площадей и его применение для построения конических сечений Аполлонием. Konika Аполлония. Дать краткую характеристику этой книги. [41, c.86], [23,c.329], [32,к.2,гл.6,с.187], [89, гл.Ш,с.268], [57,т.I,c.130].
Сделать кодограммы.
3) Теория конических сечений на средневековом Востоке.[111, c.277].
Литература: 23,32 , 41 , 57 ,89 , 111 .
3. Диофант и диофантова математика.Начала буквенной алгебры.
Что требуется осветить?
1) Сведения о Диофанте. Символика Диофанта (сделать кодограмму).[7],[32,кн.2],[41],[57, т.1],[84].
2) Решение неопределенных уравнений Диофантом (на задачах). [7],[32, кн.2], [41],[57,т.1],[84].
3) Влияние методов Диофанта на развитие алгебры в XY-XYI вв. Решение неопределенных уравнений европейскими математиками Виетом и Ферма. [ 7 ], [ 41 ].
Литература: 7 , 32 , 41 , 57 , 84 .
IV семинарское занятие
1.Математика Древнего Китая.
Что требуется осветить?
1) Общие сведения. [ 57 ,т.I], [ 111 ].
2) Древнекитайская нумерация. Инструменты для счета.[57,т.1], [111].
3) Математика в девяти книгах - энциклопедия математических знаний древних китайцев. (Сделать анализ содержания всех книг, не давать истории введения отрицательных чисел, теории обыкновенных дробей, использования теоремы Пифагора). [57, т.I], [89, гл.IY], [56].
4) Алгебраические труды китайских математиков XШ века. [ 111 ].
Литература: 56 , 57 , 89,1 1 1.
2 . Математика древней и средневековой Индии.
Что требуется осветить?
1) Математические знания в древней Индии. Системы счисления,системы нумерации [28,cc.11-28], [57, кн.I, гл.II,с.179].
2) Появление десятичной позиционной системы счисления в Индии и ее распространение в других странах и регионах [28, c.28-30], [111, c.118].
3) Важнейшие математические сочинения Правило веревки, Ариабхатия. [28, cc.1-10], [111, c.108], [26, c.17].
4) Развитие арифметики. [2 8 , cc.31-76], [ 111 , c.131].
5) Алгебраическая символика. Решение линейных и квадратных уравнений. [ 111 , c.131].
6) Развитие геометрии. [28, cc.136-145], [111, c.151], [58, кн.I,гл.II,c.196].
7) Развитие тригонометрии. [28, c.196],[111, c.155],[32, кн.2, c.82], [57, кн.I,гл.II, .199].
Литература: 26, 28, 32, 57, 111.
3. История введения отрицательных чисел.
Что требуется осветить ?
1) Введение отрицательных чисел в Китае. [79,гл.YI,c.105], [57,ч.II,гл.I,сс.167-69].
2) Введение отрицательных чисел в Индии. [79,гл.YI,c.109], [57,ч.II,гл.II,c.190].
3) Отрицательные числа в средневековой Европе. [79, гл.YI, cc.110-119], [57,ч.II,гл.YY,c.315].
4) Обоснование арифметики положительных и отрицательных чисел в XYIII веке. [79, гл.YI].
Литература: 57, 79 .
V семинарское занятие
1. История открытия логарифмов.Их роль в вычислительной технике.
Что требуется осветить?
1) Развитие идеи логарифмов до Бюрги. [32,кн.2,c.65].
2) Бюрги и его логарифмы. Таблицы Бюрги. [32,кн.2,с.67], [31,c.6].
3) Дж.Непер и его логарифмы. [3 9 ],[ 32 , кн.3],[ 31 ,с.9].
4) Составление логарифмических таблиц / Непер,Бригс,Влакк, Кеплер,Спейдель,
Л.Магницкий/. [32,кн.2,c.73,кн.3,с.140].
5) Новое определение логарифма. Французский математик Сен-Венсенс и его открытие. [31,c.22], [39,c.142].
6) Способ вычисления логарифмов Николая Меркатора. [39,c.142], [31, c.30].
7) Создание логарифмической линейки. Ее устройство. [31, кн.2,с.75], [39,c.75].
Литература: 31 , 3 2 , 3 9.
2 . История создания тригонометрии.
Что требуется осветить?
1) Зарождение тригонометрии в Древней Греции [32, кн.3,гл.I], [57,т. I ,ч. I ,гл. Y ,
сс.141,142] ; в Индии [32, кн.2, гл.4],[57, т.I,ч.II,гл.II,с.199].
2) Развитие тригонометрии в странах Ислама. [57, т.I,ч.II, гл.Ш], [111, гл.Ш].
3) Вклад европейских математиков эпохи Возрождения в развитие тригонометрии. [57, т.I, ч.II, гл.Y], [111, гл.IY], [62].
4) Роль Л.Эйлера в совершенствовании тригонометрии. [32, кн.2, гл.4].
Литература: 32(кн. 2,3), 57 , 62 , 11 1 .
3 . Л.Эйлер - выдающийся русский математик, его роль в развитии математики.Краткая характеристика математических трудов .
Литература: [65], [66], [110, гл. 6], [56] ,[58,т.I,гл.YII,с.203].
VI семинарское занятие
1 .Математические знания народов, населяющих Древнюю Русь до ХII века.
Что требуется осветить?
1) Характеристика эпохи: языческая Русь, Русь после введения христианства (около 988 г.). [ 58 ,т.I],[ 110 ], [73].
2) Математические знания у древних восточных славян. [ 58 , т.I]
3) Кирик Новгородец - первый русский математик. [ 58 ,т.I], [ 110 ], [ 94 ].
4) Византийская нумерация. Происхождение глаголицы и кирилицы. Нумерация, связанная с этими алфавитами. [ 58,т.I], [110], [95], [32,к.1].
5) Метрология: меры длины, меры площадей и ёмкостей, меры веса, древнерусская денежная система. [48],[45],[58,т.I].
Литература: 32, 45, 4 8 , 58 , 94 , 95 , 110 .
2. Математическая мысль на Руси,Украине и Беларуси в XIII- ХYII веках.
Что требуется осветить?
1) Характеристика социально-экономического и культурного развития Руси, Украины и Беларуси. [ 58 , т.I]
2) Математика в произведениях архитектуры и ремесла. Математические рукописи. Инструментальный счет. [ 58 ,т.I], [ 37 ], [ 95 ].
3) Математическое образование на Украине и Беларуси в ХIY-XYI веках. [1 5 ], [ 37 ], [ 58 ,т.I].
4) Развитие математических знаний в XYII в. и I четв. XYШ в.[37],[44],[58,т.I,гл.YI],
[110, гл.2], [95].
Литература: 15, 37, 37, 58(т.I),95, 110.
3. Математика в России и Бел а руси в XYIII- начале ХХ века.
Что требуется осветить?
1) Основание Петербургской АН. [110,ч.II,гл.IY], 35.
2) Математическое образование в России и Беларуси. [37], [38],[110,ч.II,гл.4,5], 35.
Литература: 35 , 37 , 38 , 110 .
1. Жизнь и математический гений Н.И.Лобачевского.
Что требуется осветить?
1) Биография Н.И.Лобачевского. [54-56], [79], [ 101- 103 ].
2) Открытие Лобачевским неевклидовой геометрии. [ 58, 60 ] .
3) Я.Бойяи, Гаусс и их вклад в неевклидову геометрию. [72-73] .
Подготовить материал о Н.И.Лобачевском на компакт-диске для использования компьютора.
Литература: 44(т.2),13, 24(кн.2),6,19,42,45,54-58,63,79,81,83,119,120.
Темы докладов, которые могут сделать студенты, защитившие курсовые работы на IY курсе.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Абельсон И.Б. Рождение логарифмов. М.-Л.,1948.
- Айванхов О.М. Язык геометрических фигур. М.:Просвета,1995.
- Александров П.С. Н.И.Лобачевский-великий русский математик.
- Апокин И.А., Чарльз Бэббидж. М.:Наука, 1981.
- Арнольд В.И. Гюйгенс и Барроу,Ньютон и Гук.М.,1989.
- Астрология. Век ХХ.М.:Имидж,1991.
- Башмакова И.Г. Диофант и диофантовы уравнения.М.:1972.
- Белл Э.Т. Творцы математики.М.,1979.
- Белл Э.Т.Люди математики.М.,1986.
- Беллюстин В. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики.1940.
11. Белозеров С.Е.Пять знаменитых задач древности.История и современная теория.Ростов-на-Дону,1975.
12. Бельскi,А.М.Ткачоў М.А.Вялiкае мастацтва артылерыі. Мн.: Навука і тэхніка, 1992.
- Берман Г.Н. Приемы счета.М.-Л.,1950.
- Берман Г.Н. Счет и число.М.-Л.,1949.
- Беспамятных Н.Д. Математическое образование в Белоруссии. Мн., 1975.
- Болгарский Б.В. Очерки по истории математики.Мн.,1979.
- Бондаренко Ю.Я. Астрология как социально-исторический феномен. М.,1990.
- Бондаренко Ю.Я.Ветренная дочь астрономии? М.:Знание, 1991.
- Бородин А.И.,Бугай А.С. Выдающиеся математики.К.,1987.
- Булгаков П.Г. и др. Мухаммад ал-Хорезми. М.:Наука,1983.
- Булгаков П.Г.,Розенфельд Б.А.,Ахмедов А.А.Мухамад ал-Хорезми. М.:Наука,1983.
- Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика Ш-I тыс.до н.э. М., 1961.
- Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.М.,1959.
- Вахтин Б.М. Великий русский математик Н.И.Лобачевский.М.,1956.
- Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX в. М.,1966.
- Володарский А.И. Ариабхата. М.,1977.
- Виленкин Н.Я. В поисках бесконечности. М., 1983.
- Володарский А.И.Очерки истории средневековой индийской математики.М.,1977.
- Воронцова Л. Ковалевская М.,1959.
- Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире.М.,1967.
- Гиршвальд Л.Я. История открытия логарифмов. Харьков,1952.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. В 3-х книгах. М., 1981-83.
- Глейзер Г.И. История математики в СШ.М.,1970.
- Глоба П.П. Анализ и синтез космограмм. Л.:Тритас,1991.
- Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России.М.-Л.,1946.
- Гуреев Г.А. История одного заблуждения./Астрология перед судом науки/,Л.:Наука, 1970.
- Гусак А.А. Матэматыка на Беларусi і XIY-пачатку XX стагодзя. Мн.,1995.
- Гусак А.А. Практычная механiка i Мёртвыя душы.Мн.:Навука i тэхнiка,1992. /Пра Мiкалая Ястрэбскага (1808-1874),прафесара механiкi, iнжынера,таленавiтага лiтаратара/.
- Гутер Р.С.,Полунов Ю.Л. Джон Непер.М.:Наука,1980.
- Гутер Р.С.,Полунов Ю.Л. Чарльз Бебидж.М.,1973.
- Даан-Дальмедико А. Пути и лабиринты.М.,1985.
- Дальма А.Эварист Галуа,революционер и математик.М.:Наука,1984.
- Демьянов В.П. Рыцарь точного знания.М.,1991.
- Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий.М.,1967.
- Депман И.Я. Меры и метрическая система.М.-Л.,1953.
- Депман И.Я. Рассказы о старой и новой алгебре.Л.,1967.
- Депман И.Я.,Виленкин Н.Я. За границами учебника математики.М., 1989.
- Депман И.Я.Возникновение системы мер и способов измерения величин,М.,1956.
- Депман М.Я. История арифметики.М.,1965.
- Диксон О. Символика чисел.Киев,1996.
- Диофант. Арифметика. М.:Наука,1974.
- Добровольский В.А. Да iсцiны - напрасцейшым шляхам.Мн.:Навука i тэхнiка.1992. /Пра Васiля Ярмакова таленавiтага матэматыка i педагога/.
- Дорофеева А.В.,Чернова М.И. Карл Вейерштрасс.М.,1985.
- Заботин И. Лобачевский . Казань,1954.
- Зенкевич И.Г. Судьба таланта.Брянск,1964.
- Историко-математические исследования. Вып.X.М.,1957. (Л.Эйлер, содержание трактата Математика в 9-ти книгах).
- История математики с древних времен до XIX века.В 3-х томах. Под ред.А.П.Юшкевича.М.,1970-72гг.
- История отечественной математики.Т.1-2.К.,1966-67.
- Каган В.Ф. Лобачевский. М.-Л.,1944.
- Кованцов Н.И. Математика и романтика.К.,1980.
- Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах.М:Учпедгиз, 1963.
- Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике Для уч-ся IX кл. М,:Учпедгиз,1960.
- Кольман Э.Я. История математики в древности.М.,1961.
- Кольман Э.Я.,Юшкевич А.П. Математика до эпохи Возрождения.М., 1961.
- Котек В.В. Леонард Эйлер.М.,1961.
- Крысицкий Вл. Шеренга великих vатематиков.Варшава,1981.
- Кудрявцев Л.Д.Мысли о современной математике и ее изучении.М., 1977.
- Кузнецов Б.Г. Очерки истории русской науки.М.-Л.,1940.
- Кутузов Б.В. Геометрия Лобачевского и элементы основания геометрии.М.,1955.
- Кымпан Ф. История числа П. М.:Наука,1971.
- Лаптев Б.Л. Н.И.Лобачевский и его геометрия.М.,1976.
- Ливанова А.М. Три судьбы. Постижение мира.М.,1969. (Гаусс, Я.Бойяи, Н.И.Лобачевский, Риман).
- Лишевский В.П. Рассказы об ученых. М.,1986.
- Математика на средневековом Востоке. Томск, 1978.
- Магницкий Л.Ф. Арифметика.М.,1914.
- Матвиевская Г.П. Учение о числе на средневековом Востоке. Ташкент: Фан, 1967.
- Матвиевская Г.П.Развитие учения о числе в Европе до XYII века. Ташкент: Фан, 1971.
- Молодший В.Н. Элементы истории математики в школе.М.,1953.
- Молодший В.Н.Основы учения о числе в XYIII и начале XIX века. М.,1963.
- Монастырский М.И. Бернхар Риман. М.,1979.
- Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики. М., 1965.
- Никифоровский В.А. В мире уравнений.М.,1987.
- Никифоровский В.А. Великие математики Бернулли.М.,1984.
- Никифоровский В.А. Из истории алгебры XVI-XVII вв.М.,1979.
- Никифоровский В.А. Рождение новой математики.М.,,1976.
- Письма К.Вейерштрасса к Софье Ковалевской.1871-1891.М.,1973.
- Проскуряков С. По следам Нострадамуса.Мн.,1993.
- Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев.Л.,1976.
- Райк А.Е. Очерки по истории математики в древности.Саранск,1967.
- Розенфельд Б.А. Неевклидовы геометрии. М.,1955.
- Омар Хайям. Трактаты. М., 1961.
- Рыбников К.А. История математики.М.,1974.
- Силин А.В.,Шмакова Н.А.Открываем неевклидову геометрию.М.,1988.
- Симонов Р.Э. Кирик Новгородец-ученый XII века.М.,1980.
- Симонов Р.Э. Математическая мысль Древней Руси.М.,1977.
- Смогоржевский А.С. О геометрии Лобачевского.М.,1957.
- Смышляев В.К. О математике и математиках.Йошк.-Ола,1977.
- Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики.М.,1964.
- Тамара. Мир глазами астролога.М.,1990.
- Тарджеманов Д.А. Юность Лобачевского (Рождение гения). Казань,1965.
- Тарджеманов Д.А.Лобачевский. Роман.М.,1976.
- Фомин С.В. Системы счисления.М.,1964.
- Чистяков В.Д. Беседы о геометрии Лобачевского.Мн.,1973.
- Чистяков В.Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе.М.,1969.
- Чистяков В.Д. Математические вечера в СШ. М.,1963.
- Чистяков В.Д. Рассказы о математиках.Мн.,1966.
- Чистяков В.Д. Три исторические задачи древности.М.,1963.
- Чистяков В.Д.Материалы по истории математики в Китае и Индии. М.,1960.
- Школьникам о математике и математиках. -Под ред.М.М.Лимана.М., 1981.
- Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 г. М.,1968.
- Юшкевич А.П. История математики в средние века. М.,1961.
- Яновская Ж. Первые. Мн.,1984.