Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по общей педагогике для специальности: «Дошкольное образование»
СОДЕРЖАНИЕ: Для выполнения тестовых заданий необходимо изучить согласно списку литературы вопросы по следующим темамУТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
А.Р. Коршун
__________________
(подпись)
«10» июня 2010 г.,
протокол № 15
Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию
по общей педагогике
для специальности:
«Дошкольное образование»
4 курс, 7 семестр
факультета непрерывного образования
Для выполнения тестовых заданий необходимо изучить согласно списку литературы вопросы по следующим темам:
Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном
и рабовладельческом обществах
Концепции происхождения воспитания эволюционно-биологическая и психологическая. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Попытки теоретического осмысления роли воспитания и образования в жизни общества. Конфуцием и его последователями.
Воспитание и образование в античном мире. Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах). Зарождение педагогической теории в Древней Греции. Взгляды древнегреческих философов.
Воспитание и школа в Древнем Риме. Особенности римской системы образования и воспитания. Роль семьи в воспитании молодежи. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.
Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Университеты как центры средневековой культуры образования и науки.
Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.
Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский, В де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.
Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор Т. Кампанелла, М. Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси
с древних времен до XIII века
Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму. Основные методы и средства воспитания в народной педагогике восточных славян.
Крещение Руси (988 г). Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Педагогические памятники Х-ХН вв Повесть временных лет, Ипатьевская летопись, Слово о полку Игореве, Поучение Владимира Мономаха детям и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли. Обучение грамоте. Мастера грамоты. Создание центров «ученья книжного» при монастырях, церквях и княжеских дворах.
Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль
в Беларуси с IX по XVIII век
Общая характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли. Этнопедагогика и ее значение для развития культуры и просвещения. Просвещение и письменность в Полоцкой, Туровской и других белорусских государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой. Педагогическое наследие К. Туровского. Школы католических орденов иезуитов, униатов, пиаров. Борьба белорусов за сохранение национальной культуры.
Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного В. Тяпинского и других выдающихся восточнославянских и белорусских мыслителей.
Создание братских школ в западно-белорусских землях.
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVІ- XVІІІ веках
Эпоха Нового времени. Изменения в организации образования в XVII-XVIII вв. Зарождение идей всеобщности обучения, обучения на родном языке значимости естественнонаучных знаний, идеи посещения школы как гражданской обязанности.
Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Возрастная периодизация развития детей и система школ, предложенные Коменским. Учебные книги Коменского.
Школьное образование в XVII-XVIII в.в. в Англии. Педагогическая концепция Дж Локка «Воспитание джентльмена». Локк о воспитании и обстоятельствах жизни ребенка как ведущих факторах его развития.
Движение Просвещения во Франции (середина XVIII в ) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения. К. Гельвеции и Д. Дидро о принципах организации народного образования всеобщность бесплатность бессословность светскость. Идея дифференцированного подхода к обучению.
Жизнь и педагогическая деятельность Ж-Ж Руссо. Критика образовательной традиции феодального общества обоснование необходимости реформы воспитательной системы на основе теории естественного природосообразного воспитания.
Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVII- XVIII веках
Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Развитие трех подходов к воспитанию обучению и образованию латинское направление ориентация на греческую школьную традицию старообрядчество. Возникновение высших учебных заведений. Киево-Могилянская академия и Славяно-греко-латинская академия и их роль в развитии образования. Учебная и педагогическая литература.
Деятельность Л. Ф. Магницкого и его вклад в развитие методики светского школьного обучения. Зарождение и развитие профессионального образования в России.
Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М. В. Ломоносова в области просвещения. Московский университет и его влияние на развитие российского образования.
Становление системы дворянского воспитания. Разработка содержания образования и воспитания дворянского сословия В. Н. Татищевым.
Пропаганда прогрессивных педагогических идей в журналах Н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи А. Н. Радищева.
Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века
Становление педагогической науки в XIX в. Распространение идей реального практико-ориентированного образования. Поиски путей теоретического обоснования и реализации идей реального образования И. Г. Песталоцци.
И. Ф. Гербарт о воспитании этического видения мира как цели образования о нравственном воспитании как главном направлении педагогической деятельности.
Трактовка А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитании. Развитие принципа природосообразности обучения и способов его реализации в учебном процессе.
Дистервег как основоположник педагогического образования. Выделение профессиональных качеств учителя, определяющих успех его деятельности.
Тема 8. Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века
Просветительские реформы Александра I. Документы, определившие структуру системы образования «Предварительные правила народного просвещения» (1803). «Устав учебных заведений подведомых университетам» (1804). Деление России на учебные округа (Московский Петербургский Казанский Харьковский, Виленский Дерптский) с университетом во главе каждого округа. Расширение университетской автономии. Зависимость всех типов учебных заведений и их преемственность.
Характеристика основных звеньев системы народного образования приходское училище уездное училище гимназия университет. Содержание образования и сроки обучения.
Внедрение начал православия и самодержавия в школу – основное направление в деятельности Министерства просвещения России. Упразднение университетской автономии. Сокращение объема гимназического образования. Типология российских гимназий середины XIX века. Развитие профессионального образования. Открытие высших технических учебных заведений.
Роль Виленского университета в развитии образования в Беларуси. Особенности проведения реформы образования начала XIX века и ее недостатки отсутствие единого руководства, различия в учебных программах материальная зависимость школы от церкви, сословный характер образования.
Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во II половине XIX века
Общественно-педагогическое движение второй половины XIX века и его причины. Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова. Идея общечеловеческого воспитания в статье «Вопросы жизни». Проект школьной системы и преемственность всех ее ступеней. Взгляды Пирогова на вопрос школьной дисциплины.
Критика существующей системы образования Н. А. Добролюбовым в статьях «О значении авторитета в воспитании» и «Всероссийские иллюзии разрушаемые розгами».
Вопросы всестороннего и гармоничного развития личности в литературном наследии. Н. Г. Чернышевского. Чернышевский о факторах формирования личности наследственности и среде. Проблема женского воспитания и образования в романе «Что делать?».
Педагогическая система К. Д. Ушинского. Дидактические взгляды Ушинского. Вклад в разработку основных принципов обучения наследственности, сознательности, посильности, основательности и прочности усвоения знаний. Две стадии процесса обучения. Урок как основная форма обучения, требования к уроку, виды уроков.
Философско-педагогические взгляды Л Н Толстого. Идея свободного воспитания и ее реализация в Яснополянской школе. Содержание и методика обучения в народной школе «Азбука» Толстого и книги для чтения.
Просветительские взгляды Ф. К. Богушевича «Дудка беларуская», «Смык беларускі» Борьба за формирование национального самосознания белорусов.
Поэт-демократ и просветитель Я Лучина. Пропаганда высоких нравственных качеств народа. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды А. В. Богдановича.
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В XX ВЕКЕ
Цель: формирование у студентов системы научных знаний о качественных изменениях в развитии педагогической мысли и образовательной практики.
Задачи:
– содействовать осмыслению различных подходов и направлении в развитии педагогической мысли в ХХ веке;
– способствовать приращению педагогических знаний по истории педагогической мысли, учитывая исторические особенности развития человеческого общества;
– содействовать воспитанию педагогической культуры.
Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале XX века
Зарубежная школа и педагогика в начале XX века. Вступление стран Западной Европы и США в империалистическую стадию общественно-экономических отношений. Противоречие между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями. Создание национальных систем народного образования, усиление централизации управления и финансирования школ, продление сроков начального обучения.
Две основные парадигмы в зарубежной педагогике педагогический традиционализм и реформаторская педагогика.
Направления реформаторской педагогики.
Теория свободного воспитания (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурпигт, М. Монтессори).
Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В. А. Лай). Содержание экспериментальной педагогики.
Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как практической значимости «истинно то что полезно».
Трудовая школа (Г. Кершенштейнер). Обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота как главная задача школы.
Тема 11. Педагогические течения начала XX века
Особенности эпохи конца XIX - начала XX веков (технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов).
Сущность антропологического течения в педагогике Обоснование антропологии (науки о душе теле, назначении человека) и философии как научной основы педагогики (К.Д. Ушинский, Н. И. Пирогов как предшественники антропологического течения, В. М. Бехтерев, Д. Дьюи, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, М. Монтессори). Ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.
Естественнонаучное течение (В. П., Вахтерев, А. П. Нечаев В. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, Г. Спирмен и др.) обоснование идеи развития как основополагающей в педагогике.
Социологическое течение в педагогике (Э. Дюркгейм, П. Наторп, П. А. Кропоткин, Н. А. Рубакин и др.).
Обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности.
.
Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка
ее теоретических основ в 1917 - 1945 гг.
Февральская революция и оживление общественно-педагогического движения в России. Всероссийский учительский съезд (апрель 1917 г) и его решения. Первые декреты Советского правительства по народному образованию «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Борьба за учительство, его идейное и педагогическое перевооружение.
Идеи гуманизации и демократизации образования в программе развития новой школы Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы.
Развитие школы и педагогики в 30-е гг. Постановления ЦК ВКП(б) о школе и перестройка содержания организации и методов учебно-воспитательной работы. Разработка новых учебных планов и программ. Создание стабильных учебников Развитие частных методик
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» (1936 г) и его роль в дальнейшем развитии советской школы и педагогики. Развитие советской педагогики на основе марксизма-ленинизма деятельность ее выдающихся представителей.
Н. К. Крупская - теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования.
Организационная и научно-педагогическая деятельность А В Луначарского.
С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. Деятельность Первой опытной станции по народному образованию.
«Трудовая школа» П. П. Блонского и значение этой работы в начальный период строительства советской школы.
Практическая и теоретическая деятельность А. С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи А. С. Макаренко как педагог-новатор. Разработка Макаренко целостной теории коллектива как средства формирования «общественного человека гуманной личности».
Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг.
Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) особенности воспитательной работы в условиях военного времени. Трудовое воспитание и общественно-полезный труд школьников в годы войны. Меры по предупреждению детской безнадзорности Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений.
Состояние средней общеобразовательной школы в 70-гг и меры направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Переход на новые учебные планы и программы (конец 60 - начало 70-х гг XX века)..
Развитие педагогической теории в 60-70-е гг. Технологии развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и других. Гуманистическая педагогическая концепция В. В. Сухомлинского.
Реформирование системы образования в 70-80-е годы. Оптимизация процесса обучения в педагогическом наследии Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. Развитие теории воспитания в советской педагогике М. К. Гончаровым, Б. Т. Лихачевым, Э. И. Моносзоном, И. С. Марьенко и др.
«Педагогика сотрудничества» как один из путей совершенствования педагогического процесса в современной школе. Разработка теории коллектива (И. П. Иванов, Л. И. Новикова и др.). Развитие проблем семейного воспитания детей.
Развитие советской школы в конце 80-х гг.
Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века
Тенденции развития школьных систем в мире (демократизация диверсификация и дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, модернизация классно-урочной системы, развитие опытно-экспериментальной деятельности, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования).
Дидактические концепции западной педагогики (традиционная, рационалистическая, феноменологическая) и их краткая характеристика.
Содержание и основные направления школьных реформ второй половины XX века. Модернизация содержания образования. Деятельность национальных комитетов и комиссий по пересмотру содержания учебных курсов, изучаемых в школе. Принципы обновления содержания традиционных школьных дисциплин. Введение новых предметов (экология, экономика, информатика, семейное воспитание, половое воспитание и др.).
Разработка стандартов в области содержания школьного образования. Создание национальных стандартов. Взгляды зарубежных педагогов на проблему стандартизации школьного образования.
Проблемы воспитания личности. Анализ современных парадигм школьного воспитания (социологическая и биопсихическая). Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление.
Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь
в 90-е годы XX века
Влияние общественно-политической жизни в Республике Беларусь на гуманизацию и демократизацию системы образования. Программа возрождения национальной культуры и белорусского языка.
Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР», Закон «Об образовании в Республике Беларусь», Закон «О правах ребенка» и их влияние на развитие национального самосознания личности.
Перечень рекомендуемых литературных источников
Основная литература
1. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2002 г. № 37, 2/844.
2. История педагогики / А.И.Пискунов, В.М.Кларин, А.Н.Джуринский и др. Уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1995 г.
3. Сегянюк, Г.В. Гісторыя педагогікі: Вучэбны дапаможнік. / Г.В. Сегянюк Мазыр: Белы вецер, 2000. 432 с.
Дополнительная литература
1. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагопка. / Г. П. Арлова Минск,1993.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX в. / Б. М. Бим-Бад М., 1994.
3. Гончаров, Н. Г. Гісторыя педагогікі: падруч. для студ. пед. спец. выш. навуч. устаноў. / Н. Г. Гончаров Минск, 2000.
4. Жураковский, Т. Е. Очерки по истории античной педагогики. / Т. Е. Жураковский М., 1940; 1963.
5. Народная адукацыя i педагагічная думка у Бeлapyci (1917-1945). М.,1993.
6. Пряникова, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник./ В. Г. Пряникова М., 1995.