Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Медицинская география»
СОДЕРЖАНИЕ: При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий актуальные вопросы медицинской географииМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Рекомендации по организации самостоятельной работы
по курсу «Медицинская география»
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий актуальные вопросы медицинской географии.
Предлагаемая тематика рефератов и исследовательских работ:
1. Адаптационные типы личности.
2. Заслуги Геродота в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания.
3. Заслуги Эратосфена в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания.
4. Богеохимические провинции России.
5. Взгляды Т. .Парацельса на территориальное распространение болезней.
6. Влияние вулканической деятельности на самочувствие и здоровье человека.
7. Возбудители и переносчики клещевых инфекций. География болезней, передающихся от укуса клещей.
8. Возбудители и переносчики малярии. География малярии.
9. Возрождение идей А.Л. Чижевского в XXI веке.
10. География наркомании.
11. География пьянства.
12. Гипотетическая модель экологически идеального населенного пункта.
13. Древний Иран: описания болезней, зависящих от природных особенностей Ирана и хозяйственной деятельности людей.
14. Древний Китай. Учение о двух началах и пяти стихиях, а также их сочетаниях. Медицина.
15. Древний Рим. Взгляды Галена о всеобщей связи природы и человеческого организма
16. Древний Тибет. Историческая ценность тибетской медицины.
17. Древняя Греция. Гиппократ, его школа и наследие в развитии медико-географических представлений.
18. Древняя Индия. Веды – источники, раскрывающие представления о болезнях и здоровье. Описания болезней, связанных с природными условиями страны.
19. Загрязнение атмосферы ракетно-космической деятельностью.
20. Заслуги Аристотеля в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания.
21. Канцерогенные факторы жилища. Пути и методы снижения их негативного влияния на организм.
22. Курорты и их типы. Курортное районирование.
23. Ландшафтная эпидемиология Е.Н. Павловского.
24. Ландшафтотерапия.
25. Медико-географические представления в эпоху Возрождения (Т.Парацельс, Ж.Боден). Книга Ж.Бодена «Опыт медицинской географии» - решающий шаг в становлении новой науки.
26. Медицинская география в устном народном творчестве (пословицы, поговорки, присказки, былины, были)
27. Месопотамия: учение о «соках» и сочетании их в организме. Первые лекарства.
28. «Металлы жизни» - роль микроэлементов в жизнедеятельности организмов.
29. «Металлы жизни» - роль макроэлементов в жизнедеятельности организмов.
30. Неблагоприятная экологическая обстановка и репродуктивное здоровье.
31. Общегеографические представления древних египтян на проявление жизни, смерти, здоровья, болезней.
32. Озон – польза и вред.
33. Опасные химические вещества, наиболее часто встречающиеся в быту (пища, вода, воздух), снижающие иммунитет и повышающие возможность образования опухолей.
34. Проблема питьевой воды в России.
35. Питание и здоровье человека.
36. Питьевая вода в Томской области: основные загрязнители, качественный состав, пути улучшения ситуации.
37. Пищевые растения Томской области, которые можно использовать в быту.
38. Пословицы и поговорки о восхвалении и осуждении пьянства.
39. Проблема использования компьютеров, телерадиовещательных приборов, сотовой связи в быту. Способы защиты организма человека.
40. Радиационная география России.
41. Радон – польза и вред.
42. Распространение болезней, связанных с биогеохимической обстановкой территории.
43. Самые опасные для человека представители животного мира.
44. Современные медико-географические исследования в России (МГУ, СО РАН и др.).
45. Средневековый Восток: Ибн Сина – выдающийся врач мировой истории, его взгляды на взаимодействие среды и человека.
46. Тематика конференций по медицинской географии.
47. Технопатогенные зоны. Их влияние на организм и меры защиты.
48. Токсические туманы.
49. Токсическое влияние свинца на человека. Источники поступления свинца в окружающую среду.
50. Токсическое действие микроэлементов (кроме свинца).
51. Томская область – эндемичная территория по клещевым инфекциям.
52. Тяжелые металлы в окружающей среде Томской области, способы защиты от их негативного воздействия на организм.
53. Фитотерапия. Опасность применения лечебных растений, произрастающих на загрязненной территории.
54. Химические пестициды и удобрения во внешней среде и пищевых продуктах. Медико-биологическая защита.
55. Экологически чистые продукты питания. Генетически-модифицированные продукты, влияние употребления на здоровье человека.
56. Экологические и гигиенические проблемы загрязнения атмосферного воздуха.
57. Экологические проблемы утилизации и обезвреживания бытовых отходов.
Требования к оформлению и содержанию
Реферат выполняется в печатной форме на листах белой бумаги формата А4. Основными разделами реферата являются:
1) титульный лист – содержит сведения об учреждении и структурном подразделении, где выполнялся реферат; о руководителе структурного подразделения и преподавателе, проводившем занятия; а также содержит название реферата и сведения, о том, кто его выполнил;
2) содержание – отражает основные разделы реферата с указанием страниц, на которых они расположены;
3) основная часть – собственно информационная часть;
4) библиография – включает в себя описание использованных для подготовки реферата источников в алфавитном порядке (сначала отечественные, затем зарубежные авторы) в библиографическом виде (с указание выходных данных), при этом указываются страницы, использованные для написания реферата. В случае использования Интернет – приводится режим доступа к использованному сайту.
Объём реферата не менее 3 листов.
Пример оформления содержания:
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……………………..……
Основная часть………………………….……………………………………………………………… 5
Библиография……………………………………………………………………………………………11
Пример оформления информационных источников
Информационные источники
1. Blace R.E. Zinc and childhood infections disease morbidity and mortality // Br. J. Nutr. – 2001. –Suppl.5 – P. 125-129.
2. Diplock, A.T. Antioxidant nutrients and disease prevention: an overview // Am. J.Clin. Nutr. – 2000. – №73. – P.36-40.
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Вопросы оценки антропогенных влияний факторов окружающей среды на здоровье населения. - М., 1997. Режим доступа: http://www.ecg.ru/books/book02/gl1-1.html - проверка сердца в режиме реального времени.
4. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: Учебник для высш. учеб. заведений / Под ред. Б.А. Ревича. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 384 с.