Методические указания для студентов специальности 060500 всех форм обучения. Иваново 2003
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, в том числе обучающихся по сокращенным образовательным программамМинистерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Ивановская государственная текстильная академия”
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методические указания
для студентов специальности 060500
всех форм обучения.
Иваново 2003
Методические указания содержат краткие сведения по основным требованиям к содержанию выпускных квалификационных работ и оформлению расчетно – пояснительной записки. Они содержат рекомендации по выбору тем, сбору исходных данных и оформлению полученных результатов, а также некоторые советы по процедуре защиты.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, в том числе обучающихся по сокращенным образовательным программам.
Авторы: д-р экон. наук, проф. Н.Н.Масюк
канд. технт наук, доц. В.Ф. Коробова
Научный редактор д-р техн. наук, проф. Е.В. Беляев
О Г Л А В Л Е Н И Е
стр.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Задачи и организация дипломного проектирования . …………………4
2. Основные направления тематики дипломного проектирования…….7
3. Требования, предъявляемые к студентам на защите дипломных проектов……………………………………………………………………...13
4. Основные требования к содержанию выпускной
квалификационной работы…………………………………………………...14
4.1. Типовое содержание выпускной квалификационной работы……….14
4.2. Примерное содержание ВКР по аудиту…………………………………16
4.3. Пример содержания ВКР по бухгалтерскому учету……………….…. 18
5. Требования к построению расчетно-пояснительной записки………..21
6. Рекомендации к оформлению расчетно-пояснительной записки……21
7. Пример оформления таблиц………………………………………………29
8. Пример оформления списка использованных источников. 30
В В Е Д Е Н И Е
Выпускная квалификационная работа (ВКР) является завершающим этапом в подготовке специалистов. Выполненная и защищенная студентом ВКР служит основанием для решения вопроса о присвоении студенту Государственной аттестационной комиссией квалификации экономиста по специальности 060500 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”.
1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР
Выпускная квалификационная работа и ее защита должны продемонстрировать:
· способность студента к самостоятельным научным исследованиям;
· знание существа счетного оформления хозяйственных операций;
· умение аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов;
· владение навыками организации и ведения бухгалтерского учета и экономического анализа в компьютерной среде;
· знание и умение практически применять принципы и правила аудита совершенных хозяйственных операций;
· умение выполнять экспресс-анализ финансовой отчетности с целью определения основных финансовых индикаторов;
· умение выполнять технико-экономические и финансовые расчеты с использованием современных математических методов;
· умение грамотно анализировать полученные результаты, делать правильные выводы из анализа, выявлять ресурсы снижения себестоимости продукции и повышения финансовой устойчивости предприятия;
· умение дать рекомендации по избежанию банкротства предприятия;
· глубину знания студентом дисциплин, изучаемых в высшей школе;
· подготовленность к самостоятельной работе на предприятиях, в коммерческих фирмах, кредитных и налоговых учреждениях;
· знание студентом наиболее важных закономерностей рынка, маркетинга, ценообразования, кредитной и налоговой системы РФ;
· умение использовать экономико-математические методы, модели и ЭВМ для решения конкретных экономических задач;
· умение графически оформлять представляемый к защите материал.
ВКР должна быть выполнена на высоком теоретическом уровне, отражать наиболее актуальные вопросы, стоящие перед предприятием, отраслью и экономикой в целом. Проектные решения и выводы должны обеспечить повышение эффективности работы анализируемого предприятия. В соответствии с учебным планом выполнение и защита выпускных квалификационных работ производится с 1 марта по 30 июня ежегодно.
Выпускная квалификационная работа должна являться законченным научным исследованием, выполненным на заключительном этапе обучения в академии; актуальность выбранной темы, глубина ее разработки, использование современных методов исследования, а также практическая ценность полученных результатов должны свидетельствовать о качестве подготовки специалиста, обладающего всеми необходимыми знаниями будущего руководителя и менеджера.
Тематика ВКР определяется выпускающей кафедрой на основе заявок предприятий, хоздоговорных, госбюджетных и диссертационных работ, а также основных направлений научных исследований кафедры и будущих мест работы выпускников.
Темы ВКР формируются в октябре-ноябре накануне года защиты, оформляются приказом (распоряжением) декана факультета и объявляются студентам перед началом преддипломной практики. В это же время руководитель ВКР определяет тему индивидуального задания студенту, которое он выполняет во время преддипломной практики.
Для студентов-заочников темы будущих выпускных квалификационных работ должны быть выполнены на материалах предприятий, где работают дипломники, носить реальный характер и содержать конкретные рекомендации. Для этого студенты-дипломники должны согласовать с руководством предприятия, на котором они работают, тему своей работы, которая была бы наиболее интересна для предприятия, с тем, чтобы выводы и рекомендации могли быть использованы и внедрены в практику их работы.
Однако в каждом конкретном случае тема работы, рекомендуемая предприятием, должна быть утверждена кафедрой.
Сегодняшний экономист должен при выполнении выпускной работы показать навыки формализованного подхода к анализу организационно-экономических задач.
По окончании преддипломной практики выпускающая кафедра проводит собрание дипломников, на котором объявляются основные требования к выполнению выпускных работ, определяются сроки представления планов-графиков выполнения работ на кафедру, система контроля хода дипломного проектирования и другие организационные вопросы. Контроль хода дипломного проектирования осуществляется кафедрой не реже 1 раза в месяц с обсуждением результатов на заседании кафедры; результаты контроля отражаются на “Экране выполнения выпускных квалификационных работ”.
В отдельных случаях кафедрой по сигналу руководителя совместно с деканатом принимаются оперативные меры к дипломнику, отстающему от графика.
В конце мая на основе данных “Экрана” кафедрой совместно с руководителями составляются графики защиты выпускных квалификационных работ. В день защиты слушаются 8-10 человек.
Все работы направляются кафедрой на рецензию. В качестве рецензентов могут быть привлечены преподаватели академии, руководители предприятий, ведущие специалисты фирм и учреждений, по материалам которых выполнены проекты.
Допуск к защите производится заведующим кафедрой за 2-3 дня до защиты. Для этого выпускная квалификационная работа должна быть полностью оформлена, подписана руководителем проекта, консультантом по охране труда, наличие положительной рецензии обязательно. Руководитель прослушивает доклад студента, подготовленный для защиты.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМАТИКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
В данном разделе представлены ориентировочные темы ВКР, которые помогут студенту вместе с руководителем сформулировать тему его работы.
2.1 Бухгалтерский учет и аудит
1. Трансформация российской отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
2. Формы взаимодействия налогового и бухгалтерского учета.
3. Методы и способы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
4. Проблемы бухгалтерского учета и налогообложения операций по обмену товарами, работами, услугами.
5. Бухгалтерский учет на предприятиях в условиях высокой инфляции и нестабильности курсовой стоимости валют.
6. Направления совершенствования учета производственных запасов.
7. Учетная политика предприятия: выбор способов ведения бухгалтерского учета.
8. Анализ учетно-аналитической системы на предприятии.
9. Повышение уровня эффективности внутрифирменного учета на основе сравнительного анализа его методов.
10. Особенности системного подхода изучения затрат на предприятии.
11. Анализ производственного учета с целью его углубления.
12. Взаимосвязи различных видов бухгалтерского учета.
13. Повышение уровня бухгалтерского учета заготовительно –производственно- сбытового цикла работы предприятия.
14. Анализ особенностей управленческого учета на предприятии с целью его совершенствования.
15. Аудит основных средств и способы повышения эффективности их использования.
16. Аудит нематериальных активов
17. Аудит финансовых вложений и оценка эффективности использования предприятием собственных и заемных средств.
18. Аудит материальных оборотных средств и пути повышения эффективности их использования.
19. Аудит издержек производства (обращения) и способы их сокращения.
20. Аудит операций по выпуску и реализации готовой продукции и методы повышения эффективности их учета.
21. Аудит расчетных операций, пути и методы их совершенствования.
22. Аудит финансовых результатов, резервов, фондов и использования прибыли и оценка эффективности работы предприятия в целом.
23. Аудит учета кредитов, займов и целевого финансирования.
24. *Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерского учета.
25. *Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
26. Проблемы становления налогового учета на предприятии.
27. Учет и анализ себестоимости выпускаемой продукции.
28. Учет и анализ основных средств.
29. Учет и анализ МПЗ предприятия.
30. Учет дебиторской задолженности.
31. Выбор формы ведения бухгалтерского учета и системы налогообложения.
* - Звездочкой помечены темы, являющиеся более сложными и объемными и требующие особой тщательности при их выполнении, а также достаточно полного объема исходной информации.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий
1. Оценка финансового состояния предприятия с целью повышения эффективности его деятельности.
2. Повышение эффективности деятельности предприятия на основе анализа его финансовой отчетности.
3. Оценка финансового состояния предприятия (фирмы) на основе анализа издержек.
4. Комплексный анализ финансовых результатов и рейтинговая оценка деятельности предприятия.
5. Многокритериальная оптимизация финансового состояния предприятия.
6. Анализ деятельности предприятия с учетом рыночных факторов и условий финансовой устойчивости.
7. Оценка и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
8. Финансово-инвестиционная стратегия фирмы.
9. Современные системы финансового анализа в рыночных условиях.
10. Реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет путем эмиссии облигаций.
11. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и разработка предложений по их улучшению.
12. Имитационное моделирование финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия на примере…
13. Анализ финансовых результатов предприятий при обработке давальческого сырья.
14. Моделирование эффективных управленческих решений на принципах финансового менеджмента.
15. Анализ деятельности предприятия по финансовому оздоровлению.
16. Прогнозирование финансовых результатов работы предприятия.
17. Критерии оценки деятельности предприятия на основе сопоставления основных финансовых показателей.
2.3 Банки и банковская деятельность
1. Разработка стратегии кредитования фирм коммерческим банком на основе оценки риска выдачи кредитов и кредитоспособности клиентов.
2. Анализ развития услуг банков РФ по вкладам населения и совершенствование их в современных условиях.
3. Риск – менеджмент и аудит ссудных операций в системе управления коммерческим банком.
4. Оценка эффективности организации, методики внутреннего аудита и финансового анализа деятельности кредитных организаций.
5. Определение финансовой надежности и кредитоспособности коммерческого банка методом рейтинговой оценки.
6. Формирование стратегий коммерческих банков и мероприятий по их реализации.
2.4 Маркетинг и коммерческая деятельность
1. Анализ ценовой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
2. Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях на основе анализа его текущей финансово-хозяйственной деятельности.
3. Повышение конкурентоспособности текстильной продукции на базе анализа издержек производства.
4. Применение методов маркетинга при формировании ассортиментной политики предприятия с целью совершенствования финансовых показателей его работы.
5. Разработка методики оценки коммерческой деятельности предприятия (с использованием опыта зарубежных корпораций).
6. Учет и анализ реализации готовой продукции предприятия с целью оптимизации объема продаж.
2.5 Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций
1. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности предприятий Ивановской области.
2. Повышение эффективности мер государственного регулирования в процессе исполнения внешнеторговых сделок.
3. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере…
4. Организация валютно-финансовых расчетов при обслуживании внешнеэкономической деятельности предприятия.
5. Повышение эффективности бизнеса на основе прогнозирования динамики валютных курсов.
6. Взаимодействие таможенных и банковских органов в системе валютного регулирования.
7. Повышение эффективности экспортно – импортных операций на основе оптимизации существенных условий внешнеторговых контрактов.
8. Повышение эффективности экспортно – импортных операций на основе анализа и аудита внешнеторговых сделок.
9. Анализ теорий формирования и прогнозирования валютных курсов с целью минимизации хозяйственных и валютных потерь.
2.6 Налогообложение предприятий
1. Анализ влияния налоговой политики на реальный объем национального производства.
2. Анализ и совершенствование системы налогообложения доходов банковской деятельности в условиях рынка.
3. Влияние налоговой политики на стимулирование производственной и инвестиционной деятельности.
4. Малое предпринимательство в условиях действующей системы налогообложения.
5. Особенности в учете и налогообложении предприятий разного профиля (на примере…).
6. Определение пороговых значений эффективного использования специальных режимов налогообложения.
7. Анализ влияния выбора режима налогообложения на финансовые показатели организации.
8. Налоговое планирование в хозяйственных структурах с целью оптимизации платежей.
9. Минимизация налоговых платежей при использовании оффшорных зон.
2.7 Управление и предпринимательство
1. Разработка имитационной модели управления финансово-коммерческой деятельностью текстильного предприятия в условиях рынка.
2. Функционально-стоимостный анализ управления коммерческими банками.
3. Экономическое обоснование и разработка средств управления маркетинговой деятельностью текстильного предприятия в условиях рынка.
4. Экономическое обоснование и разработка средств управления маркетинговой деятельностью текстильного предприятия в условиях рынка.
5. Разработка стратегических задач предприятия на основе анализа его внутренних возможностей.
6. Формирование системы управленческого учета на малом предприятии.
7. Бизнес-план как инструмент принятия стратегических решений.
8. Оценка перспективности работы отделочного производства.
9. Моделирование деятельности предприятия с учетом использования в производстве давальческого сырья.
10. Разработка стратегии развития текстильного предприятия на основе анализа его производственно-хозяйственной деятельности.
11. Анализ особенностей функционирования предприятий в кризисных условиях.
12. Анализ реструктурирования предприятия.
13. Оценка реального состояния и динамики бизнеса предприятия.
14. Использование фундаментального и технического анализа с целью повышения эффективности торговли на рынке ценных бумаг.
2.8 Экономический анализ инвестиционных проектов
1. Учет риска и неопределенности при анализе инвестиционных проектов.
2. Экономический анализ инвестиционных проектов.
3. Компьютерный анализ инвестиций в первичные ценные бумаги.
4. Анализ рентабельности планируемых инвестиций.
3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТАМ НА ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
К защите студент должен представить доклад на 7-10 минут , содержащий основные результаты исследований, выводы и конкретные рекомендации по улучшению экономических показателей анализируемого предприятия. Часть материалов должно быть представлено графически в раздаточном материале. Количество комплектов раздаточного материала – 7-8 штук.
При оценке результатов защиты Государственной экзаменационной комиссией учитывается:
· качество выполненной работы;
· практическая значимость результатов;
· оценка рецензента;
· качество доклада;
· оформление графических материалов;
· правильность ответов на вопросы;
· успеваемость в течение всего периода обучения в академии;
· оценка руководителя проекта;
· оценка рецензента;
· средний балл за время учебы.
К защите студенты допускаются только при наличии паспорта .
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.1 Типовое содержание выпускной квалификационной работы
Типовое содержание ВКР определяется следующим перечнем разделов:
Введение.
Глава 1. Аудит учредительных документов, уставного капитала, учетной политики и сфер деятельности предприятия
Глава 2. Теоретическое обоснование основных положений ВКР на базе анализа информационных источников.
Глава 3. Экспериментальная часть и анализ полученных результатов
Глава 4 . Спецзадание по бухгалтерскому учету или аудиту
Глава 5 . Использование информационных технологий в экономике.
Глава 6 . Безопасность и экологичность проекта
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Общими требованиями к содержанию ВКР являются конкретность постановки задач исследований, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Типовое содержание (количество глав) может быть расширено или изменено в зависимости от характера поставленной задачи.
Введение должно кратко характеризовать современное состояние проблемы и тенденции его изменения, а также цель работы и обосновывать по существу необходимость ее проведения с обязательным указанием предприятия или фирмы, на материалах которой были проведены экспериментальные расчеты.
Содержание глав 1,2,3 определяется в зависимости от тематики дипломного проектирования.
Глава 4 содержит спецзадание по одной из профильных дисциплин (бухгалтерскому учету или аудиту) в зависимости от темы основного исследования.
Глава 5 содержит материал по использованию современных информационных технологий для целей учета, анализа, аудита либо первичной обработки экономической информации. Как правило, этот раздел ведет другой преподаватель с кафедры БУА или ПМИТ.
Глава 6 посвящена разработке мероприятий обеспечивающих безопасность и экологичность проекта и, также как глава 4, является обязательной для выполнения. Консультирует ее преподаватель кафедры БЖД.
Заключение. Дается заключение о практической ценности полученных результатов и выводов; формулируются рекомендации для использования полученных результатов на практике. Здесь же должны быть отмечены вопросы, которые студент не мог разрешить в пределах данного исследования, а также вопросы, которые могут являться предметом новых исследований.
Этот раздел оформляется как перечень важнейших результатов исследований с указанием конкретных количественных показателей, полученных в работе. Выводы должны быть четко сформулированы и пронумерованы (их должно быть не менее 6-8). Выводами обычно завершается доклад на защите выпускной квалификационной работы.
В конце заключения следует указать, чем завершена работа (составлением новых инструкций, рекомендаций, методик, стандартов, разработкой норм, алгоритмов, программ и т.д.).
Приложения. Включают вспомогательные материалы:
· бухгалтерские балансы (по кварталам);
· отчеты о финансовых результатах;
· другие материалы бухгалтерской отчетности;
· таблицы вспомогательных исходных данных;
· протоколы и акты испытаний;
· инструкции, методики;
· иллюстрации вспомогательного характера.
Список используемых источников. Оформляется в соответствии с правилами, указанными в п.6.8.
4.1 Примерное содержание ВКР по аудиту
Введение
Глава 1 . Аудит учредительных документов, уставного капитала и сфер деятельности предприятия. В этом разделе необходимо представить данные предприятия по результатам изучения его учредительных документов. Дать краткую историческую справку о создании предприятия, характеристику его организационно-правовой фирмы, структуры управления и кадровой политики. Указать размер и источники формирования уставного капитала и способы его пополнения. Охарактеризовать основные сферы деятельности предприятия с приведением подробных данных об объемах выпуска и ассортименте товаров (работ и услуг) в натуральном и стоимостном выражении. Все данные необходимо привести в динамике за несколько временных периодов (по указанию руководителя).
Глава 2. Аудит учетной политики предприятия и оценка ее влияния на основные финансово-хозяйственные показатели. Здесь необходимо привести полный пакет существующего на предприятии приказа об учетной политике с подробными комментариями по каждому из его разделов. Привести примеры влияния учетной политики на величину отдельных финансовых показателей и статей баланса.
Глава 3. Экспериментальная часть. В этом разделе должен быть обоснован план эксперимента, разработана подробная методическая программа экспериментальных исследований, обоснован выбранный автором подход к исследуемой проблеме. В качестве исходных данных рекомендуется использовать данные бухгалтерской отчетности :
-бухгалтерский баланс (ф. № 1 – СП);
-отчет о прибылях и убытках (ф.№ 2 - СП);
-отчет о движении капитала (ф. № 3 – СП);
-отчет о движении денежных средств ( ф. № 4 – СП);
-приложения к балансу (ф. № 5 – СП);
а также хозяйственные показатели работы предприятий за 6-8 кварталов с корректировкой на инфляцию и использованием сопоставимых цен. Это позволит получить результаты работы в динамике и сделать правильные выводы. Аналитические расчеты выполняются по заданию руководителя в соответствии с выбранной темой диплома.
Глава 4. Анализ полученных результатов. В этом разделе должен быть проведен тщательный анализ результатов аналитических расчетов с подробным описанием выявленных закономерных зависимостей или отличий от результатов других исследований. Кроме того, здесь необходимо представить аудиторское заключение в соответствии с содержанием 1 и 2 глав работы.
Выводы. Этот раздел оформляется как перечень важнейших результатов исследований с указанием конкретных количественных показателей, полученных в работе. Выводы должны быть четко сформулированы и пронумерованы (их должно быть не менее 6-8). Выводами обычно завершается доклад на защите дипломного проекта.
Заключение. Рекомендации . Дается заключение о практической ценности полученных результатов и выводов; формулируются рекомендации для использования полученных результатов на практике. Здесь же должны быть отмечены вопросы, которые студент не мог разрешить в пределах данного исследования, а также вопросы, которые могут являться предметом новых исследований.
В конце заключения следует указать, чем завершена работа (составлением новых инструкций, рекомендаций, методик, стандартов, разработкой норм, алгоритмов, программ и т.д.).
Приложения. Включают вспомогательные материалы:
- бухгалтерские балансы (по кварталам);
- отчеты о финансовых результатах;
- другие материалы бухгалтерской отчетности;
- таблицы вспомогательных исходных данных;
- протоколы и акты испытаний;
- инструкции, методики;
- иллюстрации вспомогательного характера.
Список используемых источников. Оформляется в соответствии с правилами, указанными в п.6.8.
4.3 Пример содержания ВКР по бухгалтерскому учету
Введение
Глава 1. Выбор и анализ теоретических подходов и методик предполагаемых исследований.
Изучение современного законодательства, мирового опыта, методических, нормативных и других руководящих материалов финансовых и контрольно- ревизионных органов.
Глава 2 . Экспериментальная часть. В данной главе описывается организационная структура финансовой службы, место в ней бухгалтерии и финансового отдела, приводятся основные финансовые индикаторы.
2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
2.2. Характеристика имущественного положения коммерческой организации. Описание материально- технической базы коммерческой организации. Нематериальные активы. Основные средства.
2.3. Оценка и анализ инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность. Финансовые вложения.
2.4. Характеристика оборотных средств и затрат. Оценка запасов сырья, материалов, готовой продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженности, денежных средств и их эквивалентов.
2.5. Характеристика источников средств (классификация по видам; анализ динамики).
2.6. Оценка ликвидности и платежеспособности. Характеристика в динамике коэффициентов ликвидности. Оценка их вероятных прогнозных значений. Оценка продолжительности операционного и финансового циклов.
2.7. Оценка финансовой устойчивости.
2.8. Оценка эффективности и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности. Оценка использования ресурсов. Оценка динамичности и рентабельности.
2.9. Общая оценка экономического и финансового положения организации.
Глава 3 . Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
В данной главе аналитические процедуры расположены в наиболее предпочтительной последовательности их исполнения.
Обзор экономического и финансового положения организации (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности; выявление “больных” статей баланса). Оценка и анализ экономического потенциала коммерческой организации (оценка имущественного и финансового положения: оценка ликвидности и финансовой устойчивости).
Оценка деловой активности. Анализ рентабельности. Оценка рыночной и инвестиционной активности.
Заключение. Дается заключение о практической ценности полученных результатов и выводов; формулируются рекомендации для использования полученных результатов на практике. Здесь же должны быть отмечены вопросы, которые студент не мог разрешить в пределах данного исследования, а также вопросы, которые могут являться предметом новых исследований.
Этот раздел оформляется как перечень важнейших результатов исследований с указанием конкретных количественных показателей, полученных в работе. Выводы должны быть четко сформулированы и пронумерованы (их должно быть не менее 6-8 ). Выводами обычно завершается доклад на защите дипломного проекта.
В конце заключения следует указать, чем завершена работа (составлением новых инструкций, рекомендаций, методик, стандартов, разработкой норм, алгоритмов, программ и т.д.).
Приложения. Включают вспомогательные материалы:
· бухгалтерские балансы (по кварталам);
· отчеты о финансовых результатах;
· другие материалы бухгалтерской отчетности;
· таблицы вспомогательных исходных данных;
· протоколы и акты испытаний;
· инструкции, методики;
· иллюстрации вспомогательного характера.
Список используемых источников. Оформляется в соответствии с правилами, указанными в п.6.8.
5 ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
5.1. Расчетно-пояснительная записка является обязательной при оформлении выпускной квалификационной работы. Она должна содержать: титульный лист, задание, содержание, введение, основную часть в соответствии с утвержденным заданием на работу, заключение, список использованных источников, приложения.
5.2. Титульный лист является первым листом в расчетно-пояснительной записке. Он оформляется в соответствии с приложением А.
5.3. Объем текста расчетно-пояснительной записки определяется заданием на дипломный проект.
5.4. Задание на выполнение ВКР составляется руководителем работы, утверждается заведующим кафедрой и оформляется согласно приложению Б; его помещают после титульного листа.
5.5 Содержание приводят в точном соответствии с рубрикацией, принятой в пояснительной записке, с указанием номеров страниц, начала разделов и подразделов.
6 РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Выпускная квалификационная работа считается выполненной, если она содержит все элементы, включая разработку всех разделов основной части, и оформлена в соответствии с требованиями стандартов.
Текстовая часть должна оформляться на листах формата А4 (210 297 мм). При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров:
слева – 25 мм
справа – не менее 10 мм
сверху и снизу – 20 мм.
Текст может быть написан чернилами или пастой одного цвета (черного, синего, фиолетового) почерком с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Интервал между строками не менее 5 мм. Если текстовая часть выполнена машинописным или компьютерным способом, то расстояние между строками – полтора – два межстрочных интервала. Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения допускается только черной пастой или черной тушью. Ошибки (опечатки) графические неточности должны быть исправлены. Сокращения слов в тексте допускается только общепринятые.
Абзацный отступ должен быть одинаковым во всей работе: 15-17 мм, что соответствует пяти пробелам.
Нумерация страниц основного текста и приложений должна быть сквозной. Номер листа ставят в правом нижнем углу. Первым листом является титульный лист, вторым – задание, но номера страниц на них не указываются. Все разделы (главы), подразделы и пункты кроме “Введения” и “Заключения”, нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.
Каждый раздел (глава) в т.ч. и “Введение” и “Заключение” начинается с новой страницы . Разделы (главы) должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки . Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Заголовки не должны иметь точки на конце. Если же заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и предыдущим или последующим текстом должно равняться трем интервалам (15 мм). Изложение текстового материала рекомендуется выполнять от первого лица множественного числа (“… понимаем …”, “… на наш взгляд …”).
В тексте не допускается:
- применять для одного и того же понятия различные научно – технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов в русском языке;
- сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
- использовать в тексте математический знак (-) перед отрицательными значениями величин. В этом случае следует писать слово “минус”;
- употреблять математические знаки без цифр, например (больше или равно), (не равно), а также знаки № (номер) и % (процент);
- применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП) без регистрационного номера.
В тексте числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности – словами, например: “Себестоимость единицы продукции снизилась на 20 руб.”, “Национальный доход увеличился в два раза”.
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.
Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, диаграммы и пр.) именуются рисунками . Они должны быть выполнены в черно – белом варианте на нелинованной белой либо масштабно - координатной бумаге. Фотографии наклеиваются на белую бумагу. Использование карандаша не допускается.
Все иллюстрации (если их в проекте больше одной) нумеруются последовательно в пределах раздела (главы) арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации в разделе (главе), разделенных точкой, например: Рис. 1.1
Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной надписью. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. При необходимости под рисунком помещают поясняющие данные. Номер и название рисунка располагают после поясняющих данных.
Располагаться рисунок должен сразу после ссылки на него в тексте работы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц . Таблицы могут нумероваться сквозной (единой) нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах одного раздела (главы). В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера таблицы в этом разделе, разделенных точкой. Название таблицы пишется на следующей строке после указания номера таблицы над самой таблицей. Название должно отражать содержание таблицы, быть точным и кратким. Подчеркивать заголовок таблицы не следует. Слова в названии таблицы переносить и сокращать нельзя.
Заголовки цифр и строк таблиц следует писать с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Помещают таблицы после первого упоминания их в тексте. При большом количестве страниц текста допускается помещать таблицы по порядку номеров в конце текста.
При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи “Продолжение таблицы” с указанием ее номера.
Формулы , помещенные в тексте, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах раздела (главы). Номер формулы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылка в тексте на номер формулы дается в скобках, например “… в формуле (2.1)”. В качестве символов в формулах следует принять обозначения, установленные соответствующим стандартам. Значение каждого символа приводят с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка должна начинаться со слова “где” без двоеточия после него.
Материал, дополняющий работу, допускается помещать в приложениях . Их помещают в конце выпускной квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием сверху посередине страницы слова “Приложение” и его обозначение. Приложение должно иметь заголовок, который подписывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв: Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначение приложений буквали латинского алфавита за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского или латинского алфавита допускается обозначение приложений арабскими цифрами.
Если в пояснительной записке одно приложение, то оно обозначается “Приложение А”.
Ссылки на использованную литературу в тексте приводят в косых скобках, указывая номер источника в соответствии с приведенным в Пояснительной записке библиографическим списком, например, “… использую рекомендации, приведенные в /4/, принимаем …”. В отдельных случаях в ссылках, кроме номера источника, указывается номер страницы, таблицы и т.п., например: /4, с.5/ или /8, т.2.3/.
Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии 3-х и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого автора и слова “и др.”.
Заглавие книги следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе книги. Название места издания книги необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускаются сокращения названия только двух городов – Москва (М) и Санкт – Петербург (СПб).
Сведения о статье из периодического издания (журнала и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, номер издания.
Список литературы может быть сформирован двумя способами: либо в порядке упоминания источников в тексте, либо в алфавитном порядке.
При выполнении работы студент разрабатывает необходимый иллюстративный материал . Иллюстрации к докладу могут быть выполнены либо в виде плакатов, либо в виде раздаточного материала, содержание и количество листов которого (не менее 4-х) согласовывается с руководителем. Листы раздаточного материала должны быть обязательно пронумерованы (номера листов должны быть выполнены крупным шрифтом и расположены в правом верхнем углу каждого листа), скреплены и иметь титульный лист. Обязательным условием оформления раздаточного материала является его наглядность, что достигается выбором масштаба, шрифта, вида схемы, диаграммы. Листы могут быть исполнены как в компьютерной верстке, так и черной тушью с соблюдением стандарта оформления графического материала.
Раздаточный материал должен сопровождаться краткой (не более одной страницы!) аннотацией к ВКР, в которой отражены актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, собственный вклад выпускника в решение поставленных задач и полученные результаты.
Готовая работа брошюруется в пластиковую или картонную папку, причем перед титульным листом закрепляются три файловые папки, в которые вставляют соответственно: отзыв руководителя ВКР, рецензия и один экземпляр раздаточного материала.
Полностью законченный и оформленный дипломный проект (работа) сдается на отзыв руководителю. После отзыва руководителя никаких исправлений в работе не допускается.
7. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ
Таблица 2.1
Анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта
Активы |
На начало года |
На конец года |
Изменения |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
|
Нематериальные активы (остаточная стоимость) |
171 |
0,5 |
162 |
0,5 |
-9 |
— |
Основные средства (остаточная стоимость) |
26 629 |
85,0 |
29 680 |
84,9 |
+51 |
-0,1 |
Капитальные вложения |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Долгосрочные финансовые вложения |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Расчеты с учредителями |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Краткосрочные финансовые вложения |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Прочие внеоборотные активы |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Оборотные средства |
5 040 |
14,5 |
5 120 |
14,6 |
+8,0 |
+0,1 |
Убыток |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Итого |
34 840 |
100 |
34 962 |
100 |
+122 |
— |
8. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.-208с.
2. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. - 655с.
3. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК.- М.: Издательство “Дело и сервис”, 1998.– 464с.
4. Бычкова С.М., Карзаева Н.Н. Аудит: ситуации, примеры, тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999.-127с.
5. Василевич И.П. и др. Сборник задач по аудиту: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. /И.П. Василевич, Е.И. Ширкина, Т.М. Мезенцева. – М.: Финансы и статистика, 2001.-320с.
6. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 1998. – 432 с.
7. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, приемы и методы осуществления. – М.: РАГС, 1996.-512с.
8. Терехов М.А. Аудит – М.: Финансы и статистика, 1998. – 512с.
9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1995.-216с.
Авторы желают Вам успешного выполнения выпускной квалификационной работы и удачной защиты!