Методические указания и тематика контрольных работ по дисциплине: «Деловое общение» для студентов специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

СОДЕРЖАНИЕ: Дисциплина «Деловое общение» является одним из учебных предметов, введенных в планы ргтэу. Исходя из того, что большая по времени учебная деятельность студентов заочного отделения носит самостоятельный характер, можно выделить 3 этапа в изучении данной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Российский государственный торгово-экономический университет

Новосибирский филиал

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________________

Зав. кафедрой менеджмента, к.э.н., д.п.н.

проф. Л.И. Любавская

«_____»_________________ 2008 г.

Методические указания и тематика контрольных работ

по дисциплине:

« Деловое общение »

для студентов специальностей:

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «Менеджмент организации»

080301 «Коммерция (торговое дело)»

(заочное обучение)

Составитель: Сандер В.В., старший преподаватель

г. Новосибирск, 2008


Пояснительная записка.

Дисциплина «Деловое общение» является одним из учебных предметов, введенных в планы РГТЭУ. Исходя из того, что большая по времени учебная деятельность студентов заочного отделения носит самостоятельный характер, можно выделить 3 этапа в изучении данной дисциплины:

· Изучение обязательной литературы по данной дисциплине;

· Написание контрольной работы;

· Сдача зачета.

В методических указаниях приводятся учебники и учебные пособия, которыми рекомендуется пользоваться студенту, чтобы успешно овладеть предметом. Но в процессе изучения курса студенты должны не только прочитать учебники, но и самостоятельно ознакомиться с определенным минимумом работ по конкретным проблемам делового общения. Этой цели служит написание контрольной работы.

При подготовке и выполнении контрольной работы следует иметь в виду и соблюдать следующие требования и рекомендации.

Работа по подготовке контрольной начинается с выбора темы и подбора литературы. В помощь студентам данное методическое пособие предлагает перечень тем по основным разделам изучаемого курса и список литературы, из которого можно подобрать соответствующие теме публикации. Это не исключает права студентов самостоятельно подбирать необходимую литературу.

Обязательное условие выбора темы – соответствие контрольной работы последней цифре студенческого билета или зачетной книжки.

Объем работы. Текст контрольной работы, написанной от руки, по объему должен быть в пределах стандартной ученической тетради (12 – 18 страниц). Машинописный текст желателен объемом в среднем от 7 до 12-15 страниц стандартного формата (А 4). Работы, превышающие указанное количество страниц, качественно выполненные и должным образом оформленные, рассматриваются уже не просто как контрольные, а как полноценные студенческие рефераты, что будет учитываться преподавателем на итоговом зачете.

Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, разборчиво, с соблюдением элементарных требований по оформлению материала. В ней должны присутствовать

1. титульный лист;

2. план работы;

3. содержательная часть;

4. ссылки на использованную литературу;

5. список использованной литературы (библиография).

Титульный лист оформляется по образцу, представленному в приложении 1.

План работы включает 4 – 6 пунктов, среди которых «Введение», 2-4 пункта, озаглавливающие основные разделы содержательной части, «Заключение»

Введение начинается с обоснования выбора и актуальности темы. В нем же ставятся цели, определяется логика работы и методы исследования.

Содержательная часть включает в себя логичное, доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое на несколько больших смысловых частей в соответствии с заранее предложенным планом. Текст содержательной части представляет собой прежде всего логически упорядоченную подборку отрывков, цитат из книг, статей и других публикаций с небольшим количеством собственных комментариев, разного рода связующих вставок. Поэтому при цитировании в ходе работы обязательны ссылки на используемую литературу. Наиболее удачным представляется вариант, когда после изложения соответствующего фрагмента текста используемой статьи (книги) открывается скобка и в скобках указывается источник.

Например: «Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели». ( Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М., 2003, с. 17.)

Завершает контрольную работу заключение. В нем даются некоторые общие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительно всей темы или тех или иных ее аспектов.

В конце работы в разделе «Литература» приводится список использованной литературы по алфавиту авторов.

Сроки представления работы . Контрольная работа должна быть представлена студентом в деканат своего факультета не позднее чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел ее проверить и оценить.

Без зачета по контрольной работе студент к сессии и сдаче зачета по соответствующему предмету не допускается.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Российский государственный торгово-экономический университет

Новосибирский филиал

Контрольная работа по дисциплине «Деловое общение»

Тема: Эмоциональная сторона в деловом общении.

Выполнил: студент_торгово-экономического факультета

№__курса___№_группы

Николаев В.А.

Проверил: ст. пр. Сандер В.В.

Новосибирск 2008

Приложение 2.

Тематика контрольных работ по дисциплине «Деловое общение».

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

2. Основные характеристики общения.

3. Типы общения. Структура делового общения.

4. Культура делового общения.

5. Культура речи делового человека.

6. Вербальная и невербальная информация в деловом общении.

7. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении.

8. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении.

9. Роль переговоров в деловом общении, позиции и приемы в переговорах.

10. Психология ведения деловых бесед с партнерами.

11. Психология разрешения конфликтов на переговорах.

12. Уловки в ведении переговоров и их психологическая характеристика.

13. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

14. Понятие совместимости членов коллектива, типы совместимости.

15. Деловой этикет и его влияние на психологию делового общения.

16. Стиль и социально-психологические проблемы руководства.

17. Деловое общение в рабочей группе.

18. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения.

19. Этика делового общения.

20. Имидж делового человека.

21. Профессиональное общение и его составляющие.

22. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.

23. Барьеры в общении и их преодоление.

24. Особенности делового общения в разных странах.

25. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.

26. Культура ведения полемики.

27. Подготовка и проведение деловой беседы.

28. Телефон в деловом общении. Как добиться успеха.

29. Деловое совещание: подготовка и проведение.

30. Документационное обеспечение делового общения.

Приложение 3.

Литература:

1. Аверченко Л. К. и др. Психология управления: Курс лекций. - Новосибирск, 1997.

2. Азбука делового общения. - М., 1991.

3. Айви А. Лицом к лицу.- Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск, 1995.

4. Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995.

5. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. - М., 1995.

6. Атватер И. Я Вас слушаю... - М., 1988.

7. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн., 2001.

8. Батаршев А. В. Личность делового человека: Социально-психологический аспект / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2003. – 384 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1995.

10. Большаков А. С. Менеджмент: Учебное пособие/ А. С. Большаков. — СПб.: Питер», 2000. — 160 с.

11. Власов Л. В., Семантовская В. К. Деловое общение. - Л., 1980.

12. Власова Н. ...и проснешься боссом: Справочник по психологии управления. - М., 1994.

13. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М., 1994.

14. Грейсон С. Десять условий преуспевания. - М., 1994.

15. Джуди Джеймс. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998.

16. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М., 1980.

17. Добротворский И. Л. Технологии успеха: всё, что вам нужно знать о достижении успеха. - М., 1996.

18. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.

19. Кан-Калик В.А . Грамматика общения. - М., 1995.

20. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить. - М., 1990.

21. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. - М., 1998.

22. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А.Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

23. Коломинский Я. Л. Психология общения. - М., 1984.

24. Конфликты и переговоры /Практическое руководство для менеджеров. - Ростов-н/Д, 1997.

25. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - Л.,1990.

26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов-н/Д, 1986.

27. Линчевский Э. Э . Вопросы торговой психологии. - М., 1996.

28. Литвиненко Е. А. Вопросы психологии общения руководителя. - М., 1992.

29. Ллойд К. Ф. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. - М, 1994.

30. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.

31. Морган Р. Л. Искусство продавать: как стать профессионалом. - М., 1994.

32. Морозов А. В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие/ А.В Морозов., Д.В. Чернилевский– М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

33. Ниренберг Дж., Калеро Г . Читать человека как книгу. - М., 1990.

34. Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. - М., 1995.

35. ПанасюкА. Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. – М., 1998.

36. Пиз А. Язык телодвижений.- М., 1995.

37. Поляков В. А . Технология карьеры. - М., 1995.

38. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.

39. Рахматшаева В. А . Грамматика общения. - М., 1995.

40. Розанова В. А. Психология управления. - М., 1997.

41. Романов А. А . Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995.

42. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М., 1997.

43. Сабат Э.М. Бизнес-этикет. – М., 2000.

44. Самоукин А. И. и др. Психология бизнеса. - М., 1997.

45. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина . - СПб.: Питер, 2003. – 224 с.

46. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. / Е.И. Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

47. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

49. Соснин В. А., Лунев П. А . Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. - М., 1993.

50. Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995.

51. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом / В. А. Спивак. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.

52. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.

53. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.

54. Тард Г. Мнение и толпа. - М., 1996.

55. Тидор С. Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, 1997.

56. Фишер Р., Юри У . Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.,1992.

57. Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994.

58. Чисхольм П . Уверенность в себе: ключ к деловому успеху. - М.,1994.

59. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.

60. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1997.

61. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 2007.

62. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

63. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. - М., 1992.

64. Энкелъман Н. Путь к успеху. - М., 1992.

65. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.

66. Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 339 с.

67. Юри У . Преодолевая нет, или переговоры с трудными людьми. - М.,1993.

68. Ягер Д. Деловой этикет. — М., 1994.

69. Якобсон П. М. Общение как социально-психологическая проблема.- М., 1973.

70. Якокка Л . Карьера менеджера. - М., 1992.

Приложение 4.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ.

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

2. Основные характеристики общения.

3. Структура делового общения.

4. Характеристика основных коммуникационных навыков в деловом общении.

5. Культура делового общения.

6. Культура речи делового человека.

7. Вербальная и невербальная информация в деловом общении.

8. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении.

9. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении.

10. Эвристические методы решения задач в деловом общении.

11. Структура и функции конфликтов в деловом общении.

12. Типология конфликтов.

13. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

14. Стратегия и тактика конфликтов.

15. Учет индивидуальных особенностей личности в деловом общении.

16. Основные стили делового общения.

17. Деловой этикет и его влияние на психологию делового общения.

18. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения.

19. Этика делового общения.

20. Профессиональное общение и его составляющие.

21. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.

22. Барьеры в общении и их преодоление.

23. Особенности делового общения в разных странах.

24. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.

25. Подготовка и проведение деловой беседы.

26. Телефон в деловом общении. Как добиться успеха.

27. Деловое совещание: подготовка и проведение.

28. Подготовка и проведение деловых переговоров.

29. Документационное обеспечение делового общения.

30. Имидж делового человека.

Скачать архив с текстом документа