Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу «философские проблемы научного познания»

СОДЕРЖАНИЕ: Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами и течениями, привить им навыки использования философской методологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО КУРСУ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

Харьков 2010


Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами и течениями, привить им навыки использования философской методологии.

Курс рассчитан на 54 часа:

18 часов лекций

10 часов семинарских занятий

26 часов самостоятельной работы

Лекции (18 часов):

1. Особенности научного познания

Наука как деятельность по производству знаний, как система знаний, как арсенал методов и средств познания, как социальный институт. Обыденное и научное знание. Особенности научного знания. Системность, обоснованность, универсальность, предметность научных знаний. Особенности языка науки. Наука, религия, миф. Критерии демаркации науки и не-науки. Наука и псевдонаука.

2. Структура научного знания.

Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь. Эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание. Основные формы научного познания – проблема, факт, гипотеза, закон, теория, концепция.

3. Общая характеристика методов и средств познания

Понятие метода и методологии. Общелогические методы научного познания: индукция, дедукция, анализ, синтез. Специально-научные и общенаучные методы. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента. Роль приборов в современном научном познании. Средства и методы теоретического познания. Формализация и математизация научного познания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Вычислительный эксперимент. Методы обоснования знаний: доказательство, опровержение.

4. Философские основания научного познания

Основные исторические типы отношения философии и науки: натурфилософия, сциентизм и антисциентизм, диалектическая взаимосвязь философии и науки. Функции философии в научном познании. Философские основания научного познания. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки.

5. Общие закономерности развития науки

Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

6. Аксиологические проблемы науки

Этические нормы и ценности науки. Свобода научного описка и социальная ответственность ученого.

Семинары (10 часов):

Во время семинаров обсуждаются отрывки из произведений мыслителей разных эпох, упоминавшихся в лекциях. В начале семестра каждый студент получает “ компьютерную хрестоматию” с основными текстами, которые затем обсуждаются на семинарах.

1. Многообразие форм познания. Наука в современной культуре

  1. Наука и обыденное знание..

2. Наука и миф. Научное и псевдонаучное знание.

Литература:

  1. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. – 1995, №3.

2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

5. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.. - С. 328-380.

  1. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.
  2. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  1. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
  2. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

11. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  1. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. № 2, 1992.
  2. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

15. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

16. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

2. Особенности научного познания

1. Особенности научного познания.

2. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.

3. Эмпирическое и теоретическое знание.

Литература:

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  1. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  1. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.
  2. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
  3. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.

7. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.

  1. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  1. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

3. Наука и философия: история и современность

1. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации.

2. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма.

3. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии.

4. Философия как рефлексия над наукой

5. Философия как способ включения научного поиска в социокультурный контекст.

6. Философия и самосознание ученого.

Литература

1. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1994. - №1.

2. Гейзенберг В. Физика и философия. V. Развитие философских идей после Декарта в сравнении с современным положением в квантовой теории. - М., 1989.

3. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977.

4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  1. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
  2. Современная западная философия. Словарь справочник. - М., 1998.

8. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  1. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. – 1989. - №10.
  2. Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976.
  3. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

13. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

14. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

4. Теоретические модели развития науки (по работам К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна)

1. Концепция развития научного знания К.Поппера.

2. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

3. Теория научных революций Т.Куна.

Литература:

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1967.

3. Купцов В. Философия и методология науки. - 1996.

4. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1997. - №7.

5. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4.

6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

8. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

11. Современная западная философия: Словарь справочник. - М., 1998.

12. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

5. Этика науки

  1. Сциентизм и антисциентизм.
  2. Этические нормы и ценности науки.
  3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Литература

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М. 1998.

  1. Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. - 1992. - №1.

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

6. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.

  1. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы Круглого стола // Вопросы философии. – 1989. - №1.
  2. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

9. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991.

10. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.

11. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

14. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986.

15. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

  1. Чешев В.В., Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук. - Л., 1977.
  2. Чешков. М. Постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии, №, 1995.

18. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

19. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

Самостоятельная работа (2 6 часов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные этапы развития научного познания

a. Античная наука и ее влияние на мировую культуру

b. Особенности развития рациональности в средние века

c. Наука нового времени

d. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв.

e. Особенности неклассической науки

Литература:

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
  2. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М., 1989.
  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.
  4. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.

5. История математики с древних времен до начала 19 в. В 3-х т. - М., 1970.

6. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990.

  1. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М., 1988.

8. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

9. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  1. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.
  2. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
  3. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982.

14. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.

15. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979.

  1. Романский И.Д. Античная наука. - М., 1980.
  2. Рошкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1981.

18. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  1. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

20. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

21. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

22. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, - 2002

  1. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1998.

2. Наука и религия: их соотношение в современной культуре

a. Особенности религиозного знания

b. Религиозная и естественнонаучная истина

c. Религия и наука: по-прежнему война?

Литература:

  1. Автономова Н. С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990
  2. В. Гейзенберг. Естественнонаучная и религиозная истина //Шаги за горизонт. М., 1987.
  3. Гайденко В. П. Природа в религиозном мировосприятии //Вопросы философии, №3, 1995

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

  1. Кулаков Ю. И. Синтез науки и религии// Вопросы фило­софии. 1999, № 2
  2. Купцов В.Философия и методология науки.1996

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  1. Новейший философский словарь. Минск, 2001.
  2. Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии N 8, 1990.
  3. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война?
  4. Рьюз М..Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии, №,199.

12. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002

3. Особенности технического познания:

a. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания

b. Особенности технической теории

c. Проблемы этики научно-технической деятельности

d. Социальные проблемы развития новой техники и технологии

Литература:

1. Горохов В.Г. Научно-технические дисциплины, инженер­ная деятельность и проектирование (проблемы развития и ис­следования)/ “Философские науки”, 1989, № 3.

2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

3. Купцов В.Философия и методология науки.1996

4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

5. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

6. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996.

8. Степин В.С. Становление научной теории. М.,1976.

9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.,1988.

12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків. 2002

4. Социальные, политические и экономические факторы развития науки

a. Социальные факторы, влияющие на развитие науки

b. Идеология и наука

c. Наука в тоталитарном обществе

d. Экономические факторы и их влияние на развитие науки

Литература:

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

2. Купцов В.Философия и методология науки.1996

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

4. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. М.,1987.

5. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

6. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

7. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М.,1991.

8. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

9. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

10. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

11. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.

2. Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. – 1982. - №1.

3. В. Гейзенберг. Естественнонаучная и религиозная истина // Шаги за горизонт. - М., 1987.

4. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. – 1994. - №1.

5. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М., 1989.

6. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М.: Наука, 1987.

8. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1963.

9. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

10. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991.

11. История математики с древних времен до начала 19 в. В Зх т. - М., 1970.

12. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990.

13. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М., 1988.

14. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

15. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

16. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

17. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4.

18. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

19. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

20. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

21. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987.

22. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.

23. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.

24. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М., 1990.

25. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.

26. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы Круглого стола // Вопросы философии. – 1989. - № 1. - 1989.

27. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

28. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - 1990. - №8.

29. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

30. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.

31. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

32. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982.

33. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991.

34. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.

35. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979.

36. Романский И.Д. Античная наука. - М., 1980.

37. Рошкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1981.

38. Рьюз М..Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. – 1994.

39. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

40. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

41. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

42. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

43. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

44. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

45. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986.

46. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. - 1992. - №2.

47. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

48. Чешев В.В., Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук. - Л., 1977.

49. Чешков. М. Постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. – 1995.

50. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

51. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

52. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

53. Эпистемология и постнеклассическая наука. - М., 1998.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Наука как объект философского исследования.

2. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки.

3. Философские основания науки. Философия как рефлексия над наукой, способ включения научного поиска в социокультурный контекст.

4. Философия и самосознание ученого.

5. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации.

6. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма.

7. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии.

8. Многообразие путей и форм познания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское).

9. Особенности языка науки.

10. Критерии научности.

11. Основания научного познания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира.

12. Эмпирическое и теоретическое знание.

13. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.

14. Особенности технического познания:

15. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания

16. Особенности технической теории

17. Проблемы этики научно-технической деятельности

18. Социальные проблемы развития новой техники и технологии

19. Научный факт

20. Научная гипотеза

21. Научная теория и концепция

22. Общая характеристика методов и средств познания (специально-научные и общенаучные, эмпирические и теоретические и т.д.).

23. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента.

24. Общелогические методы познания

25. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.

26. Критический рационализм К. Поппера и проблема роста научного знания.

27. Диалектика развития науки в диалектико-материалистической философии.

28. Теория научных революций Т. Куна.

29. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

30. Античная наука и ее влияние на мировую культуру

31. Особенности развития рациональности в средние века

32. Наука нового времени

33. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв.

34. Особенности неклассической науки

35. Этические нормы и ценности науки.

36. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Тема эссе избирается магистрантом из предложенных кафедрой работ известных философов и ученых. Работа над эссе имеет целью углубленное изучение избранной работы, предполагающее творческое освоение современной философской и научной литературы и овладение навыками логически-связного письменного изложения философских проблем.

Реферат должен быть работой, показывающей способность автора умение самостоятельно анализировать тексты известных философов и ученых, выделяя важные мировоззренческие проблемы развития современной науки.

Объем эссе - 5-6 страниц печатного текста (в текстовом редакторе Word, шрифт размер 14, полуторный межстрочный интервал; примерно 10 000 знаков). Текст должен быть сброшюрован и иметь титульный лист следующего содержания:

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Эссе по курсу «Философские проблемы научного познания»

__________________________________________ (тема)

Выполнил:

Магистрант (Фамилия, имя, отчество)

Название кафедры, научный руководитель

Харьков

2010

Срок сдачи эссе . На кафедру философии сдается первый экземпляр с подписью автора не позже 1 февраля.

Список текстов для написания эссе
по курсу «Философские проблемы научного познания»

  1. Автономова Н. С. Миф: хаос и логос//Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990 (с. 30-57)
  2. Агацци Э.Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой
  3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Глава Я и мир объектов
  4. Вебер М. Наука как призвание и профессия
  5. Вернадский В.И Из лекции “О научном мировоззрении / Философия и мировоззрение, М., 1990г. стр.180-203.

6. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина

  1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. №12, 1992.
  2. Моисеев Н.Н. Мир ХХ1 века и христианская традиция
  3. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм// Вопросы философии №3,1991.с.3-28
  4. Общая дискуссия //Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с. 328-380
  5. Пригожин И., Стенгерс И. Новый диалог человека с природой //Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: 2000.

12. Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития

  1. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война?
  2. Статус науки в современной культуре ( дискуссия)
  3. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.
  4. Степин В.С.Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность
  5. Фейерабенд П. Наука versus рационализм
  6. Холтон Дж. Что такое “антинаука”?
  7. Шрейдер Ю. Наука - источник знаний и суеверий
  8. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования // Собрание научных трудов. Том.4 -М., 1967

Принципы оценки работы магистрантов:

Итоговая оценка складывается из трех частей:

· выступление на семинарах,

· эссе (реферат) по результатам самостоятельной работы,

· тестовый контроль на лекциях.

Магистранты, не выполнившие одну из этих форм работы, сдают зачет по всем разделам курса.

Скачать архив с текстом документа