Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка»

СОДЕРЖАНИЕ: Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…»1

Методическое письмо об организации практики введения

краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование

Нормативно-правовая база

Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…»[1] .

В Государственном образовательном стандарте начального общего образования (2004 г.) к компетенции региона отнесен региональный компонент, который содержит нормативы в области предметов, изучаемых в начальной школе. В 2005 году Архангельским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработаны концепция регионального компонента Архангельской области, региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области по предметам, программы его реализации и методические рекомендации. Представленные материалы позволяли реализовать национально-региональный компонент в практике начального общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования*:

1. «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;…

7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств»[2] .

Для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов.

Содержательно-методическая обеспеченность курса

Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают:

· программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;

· книга для чтения «Морянка»,

· рабочая тетрадь для 2 класса,

· словарь-справочник;

· рекомендации по реализации курса.

Программа, книга для чтения «Морянка», рабочая тетрадь для 2 класса, словарь-справочник прошли экспертизу и имеют гриф областного экспертного совета Архангельской области «Допущено»[3] . В дальнейшем предусмотрена разработка рабочих тетрадей, обеспечивающих содержание программы курса для 3 и 4 классов.

Основная идея курса конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

Задачи:

· формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

· формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Место курса в учебном плане образовательного учреждения

Курс краеведения «Морянка» реализуется через базовый (опорный) или повышенный уровни содержания.

Базовый (опорный) уровень является обязательным.

При пятидневной учебной неделе содержание курса краеведения «Морянка» интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом. В рабочих программах по предметам это раскрывается через

· конкретизацию целей - в пояснительной записке;

· описание значимости и направленности – в ценностных ориентирах содержания учебного предмета;

· конкретное описание результатов изучения (в личностной, метапредметной и предметной сферах) – в разделе, посвященном результатам изучения учебного предмета;

· перечисление конкретных содержательных единиц (тем, разделов, пр.) – в содержании учебного предмета;

· распределение содержания во времени, с указанием дат и распределением времени – в календарно-тематическом планировании;

· диагностический инструментарий, позволяющий выявить результативность целевых установок – в приложении.

Базовый (опорный) уровень рассчитан на три года обучения по 17 часов в год (1 час в 2 недели) – всего 51 час.

Реализация повышенного уровня в условиях пятидневной учебной недели возможна только через внеурочную деятельность.

В условиях шестидневной учебной недели рекомендуется использование повышенного уровня курса краеведения «Морянка» за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом случае дополняется базовое содержание, углубляются требования к результатам освоения курса.

Документы, регламентирующие содержание курса

Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются те же требования, что и к любой рабочей программе по предмету.

Обязательной составной частью данной рабочей программы будет являться комплексный календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования.

Оформление журнала .

При реализации в образовательном процессе начальной школы базового (опорного) уровня курса краеведения «Морянка» темы уроков, раскрывающие содержание, заносятся на страницы предметов, в которые он интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится помета «РКМ» - региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. В качестве примера приведён фрагмент записи в журнале (табл. 1).

Таблица 1

Дата

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

01.12

Сходство и отличие авторской и народной сказки (на примере Пинежской сказки).

РКМ

При реализации повышенного уровня курса краеведения «Морянка» в форме урока (в условиях шестидневной учебной недели за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) в журнале отводятся отдельные страницы, на которых указывается предмет - «Краеведение. Морянка».

Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка ( за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий).

Оценивание обучающихся

Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах[4] . Нецелесообразно выставление отметок учащимся в течение всего периода изучения курса краеведения.

Методисты кабинета начального образования

кафедры теории и методики предмета

ГОУ «АО ИППК РО»

Макарова О.В.

Красильникова М.А.

Подчередниченко Н.А.


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»[5]

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Даты проведения

Всякому мила своя сторона

Окружающий мир

Раздел «В родном краю» (Тема урока «Имя моего города, села, поселка»)

1 урок

Наш Северный край

Окружающий мир

Раздел «В родном краю» (экскурсия, заседание клуба, др.)

1 урок

Людям на потешение, всему свету на удивление

Изобразительное искусство

Раздел «Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов». (Тема урока «Народные промыслы Архангельской области»)

Технология

Раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» (Тема урока «Технология изготовления куклы-закрутки»).

1 урок

1 урок

Мальчик из Холмогор

Окружающий мир,

Раздел « В родном краю» (Тема урока «Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова»)

Изобразительное искусство

Раздел «Иллюстрирование произведений» (Тема урока «Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове»)

1 урок

1 урок

Времена года на Севере.

Окружающий мир

Раздел «Где и как найти ответы на вопросы» (Темы уроков связаны с сезонными изменениями в Архангельской области)

Литературное чтение

Раздел «Природа для поэта – любимая и живая» (Темы уроков «Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера»)

1 урок

3 урока

Животные и растения нашего края

Окружающий мир

Разделы «Разнообразие растений», «Человек и животные» (Тема урока «Растения и животные нашего края»)

Литературное чтение

Раздел «Точка зрения» (Тема урока «Писатели, поэты о растениях и животных нашего края»)

1 урок

1 урок

Родной очаг

Проектная задача (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, развитие речи): «Общий дедушка. Составление родословной своей семьи».

2 урока

Всякому дню забота своя

Математика

Раздел «Время» (Тема урока «Календарь. Поморский календарь»)

1 урок

Путь-дорога

Окружающий мир

Раздел «Человек разумный – часть природы» (Тема урока «Что умеет человек. Дороги моего края»).

1 урок

Если хочешь быть здоров

Физическая культура

Раздел «Народные подвижные игры» (Темы уроков «Подвижные народные игры Русского Севера»)

1 урок

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»[6]

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Даты проведения

Всякому мила своя сторона

Окружающий мир

Раздел « Земля – наш общий дом» (Тема урока «Люди, города и страны»)

1 урок

Наш Северный край

Окружающий мир

Раздел « Земля – наш общий дом» (Тема урока «Люди, города и страны» или «Россия - наша Родина»).

1 урок

Людям на потешение, всему свету на удивление

Технология

Раздел «Представление о художественно-декоративных промыслах и их мастерах»

(Темы уроков «Народные промыслы Архангельской области», «Технология изготовления куклы-закрутки»).

2 урока

Мальчик из Холмогор

Окружающий мир

Раздел «Земля – наш общий дом». (Тема урока «Люди, города и страны. М.В.Ломоносов)

Изобразительное искусство

Раздел «Искусство иллюстрации» (Тема урока «Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове»)

1 урок

1 урок

Времена года на Севере.

Окружающий мир

Раздел «Наша планета»

(Темы уроков «Смена времен года на примере Архангельской области» и/или

«Погода и климат на примере Архангельской области»)

Раздел «Земля – наш общий дом». (Тема урока «Природные зоны на территории Архангельской области»)

Литературное чтение

Раздел «Внеклассное чтение»

(Темы уроков «Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера»)

2 урока

2 урока

Животные и растения нашего края

Литературное чтение

Раздел «Внеклассное чтение» (Темы уроков «Произведения северных авторов о животных и растениях»)

2 урока

Родной очаг

Проектная задача (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, развитие речи): «Общий дедушка. Составление родословной своей семьи».

2 урока

Всякому дню забота своя

Окружающий мир

Раздел «Наша планета» (Тема урока «Природные часы, календарь и компас. Поморский календарь»)

1 урок

Путь-дорога

Окружающий мир

Раздел «Наша планета». Тема урока «Что изображают на карте. Дороги моего края».

1 урок

Если хочешь быть здоров

Физическая культура

Раздел «Народные подвижные игры» (Темы уроков «Подвижные народные игры Русского Севера»)

1 урок

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России»[7]

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Даты проведения

Всякому мила своя сторона

Окружающий мир

Раздел «Где мы живем» (Тема урока «Твой адрес в мире»)

или

Изобразительное искусство

Раздел «Краски родной земли» (Тема урока «Я рисую любимый город (село)»).

1 урок

Наш Северный край

Окружающий мир

Раздел «Где мы живем» (Тема урока «Твой адрес в мире»)

1 урок

Людям на потешение, всему свету на удивление

Изобразительное искусство

Раздел «Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов». (Тема урока «Народные промыслы Архангельской области»).

Технология

Раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» или «Работа с тканью». (Тема урока «Технология изготовления куклы-закрутки»).

1 урок

1 урок

Мальчик из Холмогор

Окружающий мир,

Раздел «Жизнь города и села» (Тема урока «Культура и образование в нашем крае. М.В. Ломоносов»)

Изобразительное искусство

Раздел «Красота родной земли в произведениях графиков» (Тема урока «Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове»)

1 урок

1 урок

Времена года на Севере.

Литературное чтение

Раздел «Люблю природу русскую» (Темы уроков «Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера»).

Окружающий мир

Раздел «Природа» (Темы уроков связаны с сезонными изменениями в Архангельской области)

и/ или

Изобразительное искусство

Раздел «Краски родной земли» (Тема урока «Осень – пора цветовых контрастов»)

Раздел «Цвета радости и печали» (Тема урока «Зимние забавы»).

Раздел «Разноцветные были и фантазии» (Тема урока «Весна разноцветная»)

2 урока

2 урока

Животные и растения нашего края

Окружающий мир

Разделы «Природа» (Темы уроков «Какие бывают растения?» и/или «Какие бывают животные?»)

Литературное чтение

Раздел «О братьях наших меньших» (Тема урока «Писатели, поэты о растениях и животных нашего края»)

1 урок

1 урок

Родной очаг

Окружающий мир

Раздел «Общение» (Темы уроков «Наша дружная семья», «Семейные традиции и праздники. День рождения»)

2 урока

Всякому дню забота своя

Математика

Раздел «Нумерация» (Тема урока «Единицы времени. Поморский календарь»)

1 урок

Путь-дорога

Окружающий мир

Раздел «Жизнь города и села» (Тема урока «Какой бывает транспорт? Дороги моего края»).

1 урок

Если хочешь быть здоров

Физическая культура

Раздел «Народные подвижные игры» (Темы уроков «Подвижные народные игры Русского Севера»)

1 урок

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»[8]

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Даты проведения

Всякому мила своя сторона

Литературное чтение

Раздел «Русь великая» (Программная тема «О нашей Родине». Тема урока « Родной город, село, поселок»)

1 урок

Наш Северный край

Окружающий мир

Программная тема «Россия – твоя Родина». Тема урока «Родной край - частица Родины»

1 урок

Людям на потешение, всему свету на удивление

Изобразительное искусство

Раздел «Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов». (Тема урока «Народные промыслы Архангельской области»)

Технология

Раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» (Тема урока «Технология изготовления куклы-закрутки»).

1 урок

1 урок

Мальчик из Холмогор

Окружающий мир,

Программная тема «Россия – твоя Родина». (Тема урока «Народы России. Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова»)

или

Литературное чтение

Программная тема «О детях». (Тема урока «Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова»)

Изобразительное искусство

Раздел «Иллюстрирование произведений» (Тема урока «Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове»)

1 урок

1 урок

Времена года на Севере.

Литературное чтение

Программная тема «О родной природе» (Темы уроков «Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера»)

4 урока

Животные и растения нашего края

Окружающий мир

Программная тема «Мы – жители Земли» (Темы уроков «Растения и животные нашего края»)

или

Литературное чтение

Программная тема «О родной природе», «О наших друзьях – животных» (Темы уроков «Поэты и писатели о растениях и животных нашего края»)

2 урока

Родной очаг

Окружающий мир

Программная тема «Кто живет рядом с тобой» (Темы уроков «Что такое семья», «Чем семья занимается в свободное время»)

или

Литературное чтение

Программная тема «Рассказы, стихи, сказки о семье» (родной очаг, семейные традиции и праздники)

2 урока

Всякому дню забота своя

Окружающий мир

Программная тема «Мы жители Земли» (Тема урока «Природа и человек. Поморский календарь»)

1 урок

Путь-дорога

Окружающий мир

Программная тема «Россия – твоя Родина». (Тема урока «Все профессии важны. Пути-дороги»)

1 урок

Если хочешь быть здоров

Физическая культура

Раздел «Народные подвижные игры» (Темы уроков «Подвижные народные игры Русского Севера»)

1 урок


[1] Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; ПГУ им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С.10

*Представлена та часть требований, которая позволяет акцентировать внимание на формировании ценностных ориентиров у младших школьников.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) – с. 8.

[3] Протокол № 1 решения областного экспертного совета от 27.05.2010 г.

[4] Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147.

[5] Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 4-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2009. -204 с.

[6] Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

[7] Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. С.И.Волкова и др.] .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -158 с.

[8] Сборник программ к комплекту учебников Начальная школа ХХI века. – 3-е изд. доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Скачать архив с текстом документа